Pull to refresh

Мотивация пользователя для создания контента

Reading time3 min
Views2.2K
За последнее время довелось прочитать на Хабре об открытии целой кучи стартапов, сделанных по образу и подобию Хабрахабра и основанных на бесплатном движке LiveStreet. Система рейтингов и оценок, хабрасила и карма, ну и конечно же система инвайтов – всего этого, по мнению многих, вполне достаточно, чтобы толпа народа (причем обязательное условие – адекватного народа) ломанулась писать посты на избранную для сайта тематику. Собственно, хабраподобная система рейтинга должна решать две задачи – стимулировать пользователя к созданию контента и отсеивать «неадекват». Эти функции успешно выполняются на сайте IT-тематики, но стоит ли надеяться на их выполнение на иных сайтах?

Чтобы можно было убедительно сказать, что подобная система работает далеко не всегда, я хочу привести в пример сайт, который, во-первых, близок и интересен мне по тематике, а во-вторых, в который было вложено немало сил и средств. Создателей сайта нельзя обвинить в том, что они не позаботились о его должном начальном наполнении контентом, или в том, что сайт не рекламировался. Большое количество собственных материалов, должная реклама, но все же сайт закрылся. О чем идет речь? Об одном из проектов «Тематических Медиа» – сайте «Дрибблер», блог-хостинге, посвященном футбольной тематике.

Почему же «не выстрелила» столь хорошо зарекомендовавшая себя хабраподобная система рейтингов на сайте о футболе? Естественно, все, что будет ниже – это всего лишь ИМХО.

Никто не хочет писать просто так – думается, истина прописная. Пользователю нужна какая-то выгода (чаще всего моральная, хотя не всегда) от создания контента. IT-шники, во всяком случае многие из нас, больше настроены на решение индивидуальных проблем. Для многих из нас высокая карма – это возможность утвердиться как специалисту, быстро пропиарить свой новый проект, спросить совета у других высококлассных специалистов и многое другое. Но зачем карма нужна футбольному болельщику? Все, что ему нужно – это чтобы его любимая команда победила на следующих выходных, а фаны ненавистного ему «Спартака» наконец признали, что ЦСКА круче (или наоборот, неважно). Футбольный болельщик – личность куда более зависимая от коллектива, нежели IT-шник, а потому «хабрасила» и рейтинг его собственный для него куда менее интересны, нежели рейтинг любимой команды. Но его попытались запихнуть в рамки хабрахабра, только название поменяли. Он этого не понял, не заинтересовался и ушел.

Говорить, что где-то есть полноценный блог-хостинг или нормальная футбольная социальная сеть с нормальными, адекватными участниками не приходится. А значит разработчики ступили на нехоженную ниву, но предложили пользователю не ту модель. В итоге мало материалов, неинтересные посты, комментарии неинтересные, и, что обидно, чаще всего неадекватные. Фаната вообще проблематично уговорить нормально себя вести…
бешеный фанат
В настоящий момент «Дрибблер», как написано на сайте, «закрыт на реконструкцию». А я, на правах пользователя, решил пофантазировать, каким бы я хотел видеть футбольное интернет-сообщество.

Во-первых, сайт должен быть в большей степени «контентным». Это, кстати, собираются делать и создатели «Дрибблера». Без новостей фанатам говорить будет не о чем. Часть новостей и аналитических статей писать будут сами пользователи, если, конечно, захотят. А для того, чтобы захотели, система рейтинга должна остаться. Но не хабраподобная. Как мне кажется, для создания успешного интернет-сообщества футбольных болельщиков оценки за комментарии и посты должны влиять не на рейтинг пользователя, а на рейтинг команды. То есть каждый пользователь сайта «играет» за какую-то команду, а оценки за его комменты и посты влияют на место его любимой команды в общем списке. При этом можно было бы сделать некое подобие онлайн-игры – сделать лиги, проводить чемпионаты, дать пользователям возможность многократно менять свою команду, а брать его в «состав» (в число людей, оценки которых будут влиять на итоговое положение команды) или нет – будет решать «капитан» команды – своего рода модератор своего клуба.

Коллективная ответственность гораздо сильнее индивидуальной. Тем более, в таком коллективном виде спорта, как футбол. И именно это могло бы мотивировать пользователя футбольного сайта на написание собственных новостей.

Откровенно говоря, футбольный сайт практически во всех деталях стоит у меня перед глазами, и разговор был бы куда более дельным, если бы я смог предложить его на суд общественности в готовом виде. Но поскольку времени на реализацию такого масштабного проекта мне не найти, да и умения не хватит, выкладываю все это в виде голой идеи. Идеи того, что для каждой тематики нужно искать собственную модель. Конечно же, сказать уверенно, что все сработает, невозможно, но и пытаться на одной и той же системе делать сотни сайтов, думается, не стоит. Коллективизм тоже никто не отменял.
Tags:
Hubs:
Total votes 27: ↑24 and ↓3+21
Comments12

Articles