Александр Бадерко: «В рунете денег море...»

    Директор по развитию популярной сети «Одноклассники» OdnoklassnikАлександр Бадерко любезно согласился ответить на мои вопросы, хотя и с оговоркой, что речь пойдёт не об «одноклассниках». Чтобы воспользоваться опытом Александра, мы решили поговорить про такое популярное веяние, как стартапы.

    Расскажите, пожалуйста, о себе: сколько вам лет, как давно вы в рунете, в том числе в качестве разработчика?

    Лет — 33, в рунете года с 97 как пользователь, да и как «разработчик» тоже — баловался созданием сайтов для своих знакомых. Своими руками сделано около 40 сайтов.

    Сейчас вы «ЧеловекБренд». Что этому предшествовало? Какие из проектов оказались успешными?

    Этот заход с рунетом связан на половину — основная моя деятельность аж с 93 года связана с маркетингом и брендингом. Из успешных — рекламную кампанию Epson 98 года — после кризиса мы добились не роста, конечно, но отсутствия падения. Была программа мест наружной рекламы малого формата, ну и в интернете одноклассники, конечно. Хотя везде это коллективный труд.

    О чём был ваш самый первый проект?

    Самый первый успешный рекламный проект в котором я участвовал (правда тогда на побегушках) — «Лёня Голубков».

    Да, проект успешный, Лёню Голубкова знают все. Кстати, раз уже речь зашла об «Одноклассниках» — кто был автором идеи и вдохновителем проекта? Сколько человек им занимаются сейчас, если не секрет?

    Автор проекта и Самый Главный Одноклассник — Альберт Попков. Но одноклассники для меня скорее пройденный этап, поэтому давайте о чем нибудь другом.

    Хорошо, давайте. Сейчас очень популярной темой являются стартапы и многих волнует один и тот же вопрос: как создать успешный стартап?

    Как ни странно, но для этого его надо сделать. Ведь очень большая часть бесед о хороших (и плохих) идеях заканчивается беседами. В том небольшом остатке людей, которые что-то все же делают, особенно в сфере веб 2.0, если разобраться, по сути большая часть проектов пока успешна по факту. Другой вопрос, что даже полный захват ниши для которой сделан (намеренно или случайно) проект, не удовлетворяет амбиции создателей. Это пресловутая ориентация на «Всех»…

    Значит ли это, что, скажем, социальная сеть для рыболовов или горнолыжников скорее всего будет гораздо успешней высокотехнологичной сети для всех?

    Это же очевидно! Более того, технологии не могут быть предметом гордости сети (исключая сети для фанатов технологий).

    Давайте коснёмся темы денег в проектах. В стартапе должна быть предусмотрена монетизация на стадии идеи или любой популярный проект можно сделать прибыльным постфактум? И сразу перекрёстный вопрос: имеет ли всё-таки смысл стартапить в русскоязычном сегменте или «в рунете денег нет»?

    Конечно же это зависит от проекта. Конечно, есть проекты которые «на свои» поднять трудно (это как раз высокотехнологичные проекты. Наиболее тяжелой для «коленочных» проектов является стадия активного роста интереса — нужны свои серверы, широкие каналы и круглосуточная поддержка. Вот к ней нужно быть готовым. В рунете денег море. Пока баррель будет стоить как надо — можно не беспокоится.

    Мое предположение, что на стартап деньги лучше брать тут, но если есть идея, имеющая шанс на успех там, то продавать ее нужно там. Хотя есть идеи, которых нет ни в рунете ни у них. Они самые прибыльные, но на них практически не возможно получить денег — ни там, ни тут.

    Еще раз отмечу, речь должна идти о четкой нише.

    Александр, хочу уточнить, если есть идеи, которых нет ни в рунете, ни зарубежом и они самые прибыльные, то почему на них невозможно заработать денег?

    Я не сказал не возможно заработать — на них практически нереально получить денег на стадии идеи. Просто инвестору не с чем сравнивать. Поиск инвестора со схожим интуитивным чувством — дело трудное :) Инвестор все же предпочитает четкую математику…

    А заработать то на них еще как можно!

    Кстати, какой путь по вашему мнению наиболее правильный: раскрутка проекта своими силами (на деньги друзей, родственников, с использованием кредитов) и последующая монетизация популярности в свою пользу, или минимальное техническое воплощение идеи и последующее привлечение инвесторов или продажа проекта?

    Опять же зависит от размера ниши. Надо помнить, что инвестору нет дела до того, сколько вы вложили до этого. Так что если ниша большая и вы планируете занять в ней серьезную долю — лучше на свои. Если нет — то чем раньше появится инвестор, тем лучше. Строго говоря, это стоит знать до того как вложен первый доллар — это часть стратегии развития проекта.

    Может быть есть универсальный алгоритм взращивания успешного стартапа?

    Есть такой алгоритм. Если вы занимаетесь любимым делом, им кроме вас занимается еще некоторое количество народа (в оффлайне) и проекта в сети для вас нет — будет успешный стартап. Подозреваю, что ниши любителей вязать или делать деревянные поделки свободны.

    Интересно! Александр, если отойти чуть в сторону — что вы скажете про необходимость оффлайн-образования? Насколько оно важно для создания успешных стартапов? Могут ли общая «интернет-начитанность» и серьёзное увлечение своим делом его заменить? И заодно — на кого вы бы посоветовали учиться молодым людям, которые мечтают создать второй google, чтобы это было не «в ящик»?

    Образованность и начитанность — суть разные вещи. Подозреваю, что основным фактором успеха будет образование психологическое или маркетинговое. А вот его вполне может дополнить природное умение общаться с людьми. Все проекты это люди, их хорошее и плохое настроение. И вам каждый день нужно уметь мотивировать себя, команду, инвесторов…

    Убежден, что скажем Черчилль, или Наполеон, или Жуков ровно при своем уровне знаний о сетевых технологиях, будь им надо сделали бы не по одному успешному проекту. Конечно, надо помнить, что и удача им любила улыбаться. А это — важная часть громкого успеха.

    Золотые слова. ;) Рассматриваете ли вы социальные сети как эффективный способ продвижения бренда?

    Да, они могут и должны такими быть. Но если сеть получает предложение о партнерстве с известным брендом уже после того как она создана, то маркетологи сети должны помнить, что они рискуют больше чем бренд.

    Александр, а связываете ли вы своё будущее с интернетом или рассматриваете ли его как площадку для воплощения медиапланов? Кстати, а каким вы хотели бы видеть интернет через год или два?

    Безусловно связываю. Более того, считаю что в скором времени это будет главная площадка для воплощения медиапланов. Хотел бы видеть таким каким он будет — мы все каждую минуту сдвигаем вектор его развития. Надеюсь проекты с моим участием в нем тоже будут.

    Несомненно, будем ждать ваши проекты! Сейчас вы готовы поделиться самыми ближайшими планами?

    Планы есть. Много своих и много предложений о совместной работе. Как только что-то будет доступно к озвучиванию — сразу расскажу.

    Очень интересно ваше мнение о «Хабрахабре».

    Однозначно приятный внешне интерфейс победил запутанность структуры. Только потом оценил качество материалов. Читаю ежедневно.

    Сегодня день авиации и космонавтики. Немогу не задать связанный вопрос. У вас в профиле обозначено увлечение самолётами. Вы летаете? Откуда такая страсть?

    Страсть с детства. От дедов. Летаю в Кубинке. Реже чем хотелось бы… Кстати, очень надеюсь что суборбитальные полеты будут в ближайшем будущем — страсть как хочется попробовать!

    Такая страсть достойна уважения! Передавайте привет НЛО при случае ;)

    Обязательно передам :)

    Вы бы хотели от себя что-то ещё сказать для Хабра?

    А Хабру желаю четко придерживаться своей ниши, бороться с желанием понравится всем! Но пока это — дую на воду, Хабр пока в этом смысле только радует.

    Скрестим пальцы. Огромное вам спасибо за интервью!

    Скрестим! Вам спасибо!
    Поделиться публикацией
    Ой, у вас баннер убежал!

    Ну, и что?
    Реклама
    Комментарии 62
    • +7
      посмотреть профиль Александр также занимается проектами http://piggiebank.ru/ и http://radioteatr.ru/. Кроме того, он производит очень положительное впечатление умного и современного человека.

      Прошу прощения, если интервью получилось сбивчивым — это мой первый опыт.
      • 0
        Читата:

        "Кстати, какой путь по вашему мнению наиболее правильный: раскрутка проекта своими силами (на деньги друзей, родственников, с использованием кредитов) и последующая монетизация популярности в свою пользу, или минимальное техническое воплощение идеи и последующее привлечение инвесторов или продажа проекта?

        Опять же зависит от размера ниши. Надо помнить, что инвестору нет дела до того, сколько вы вложили до этого. Так что если ниша большая и вы планируете занять в ней серьезную долю — лучше на свои. Если нет — то чем раньше появится инвестор, тем лучше."


        Вопрос у меня такой. Тут не путаницы? Получается, что если ниша огромна, то следует делать на свои (а это практически невозможно: не хватит денег на сервера, каналы, круглосуточный саппорт), а если узка (т.е. денег нужно меньше), то нужны инвесторы.
        • +2
          "На свои" - это в том числе по вопросу - своими силами (на деньги друзей, родственников, с использованием кредитов).

          Никакая процентная ставка по кредиту не сравнится с тем, что захочет инвестор. Поэтому его приход нужно в идеале исключить, на практике - отсрочить.
          • +3
            Американцы говорят "ни одно крупное состояние не начиналось с кредита в банке".

            Инвестор, если потеряет свои деньги ничего требовать не будет, а банку деньги придётся отдать по любому. Можно потерять квартиру. Без залога банк кредит не даёт.

            Читал историю многих стартапов и не нашёл ни одного, который начался бы с кредита (в истории гугла есть момент, когда Ларри и Сергей купили винты по кредитке, но основную роль сыграли 100 000 долларов, которые им подарил основатель 3com). Если у вас есть противоположные примеры, буду рад их услышать.
            • +1
              Лично я что в казино, что на бирже, что в проектах предпочитаю играть на свои или с партнерами, вкладывающими не только деньги, но и усилия.
              Есть другая модель - 100% на чужие.
              Большинство - где то посередине.

              Это все го лишь мое мнение.
              • 0
                в вебе сильна конкуренция. обычно развитие на свои деньги более долгое, планое и надёжное. сейчас время решает всё. если более сильный конкурент крадёт идею, вбухивает в неё, то есть серьёзная вероятность того, что мой собственный проект вообще пролетит.

                Получается, что ваш совет применим только если есть много собственных ресурсов. в моём случае это, к сожалению, не так :-(

                Поэтому я узнаю диспозицию
                • +3
                  Действительно оригинальные идеи - отдельный разговор.

                  А 95% "идей" рунета лежит тут - http://go2web20.net/
                  И в этом ничего плохого нет. Но у конкурента в большинстве случаев источник идей тотже.
                  • 0
                    Да, можно черпать идеи за рубежем, но нужно иметь мудрость и чутье, чтобы определить, что выстрелит в рунете... тупое копирование может легко не сработать (
                    • 0
                      И тупое работает.
                      Умное - тем более!
                    • 0
                      интересный сайт. видимо они выдают идеи только по запросам. так напрямую ничего не увидел. но это не суть. идеи есть свои.
                      • +1
                        Это директория, поищи лучше блоги и рейтинги типа дигг на тему стартапов... Там информация о только что стартанувших, а время это хороший бонус!
                        • 0
                          не понял к чему фраза про время. объясните, пожалуйста.
                          • +2
                            Ну если брать идеи из http://go2web20.net/, то там уже запущенные давно проекты и возможно вы будете не одиноки в копировании их для рунета... Есть сайты, где обсуждают самый свежак и если вы первый сделаете подобное для рунета, то у вас больше шансов...
                    • 0
                      Может все-таки не "95% идей рунета", наверное не рунета, а зарубежные идеи?
                      • +1
                        95% идей рунета - переработанные или скопированные буржуйские идеи.
                        В этом нет ничего плохого - если буржуи ленятся делать локальные версии - так им и надо.
                        Переработанные идеи - отдельный сегмент. Ведь очень часто берут основу понимают ее нишу, и переносят ее в другую, свободную нишу.

                        Иногда прямо там в буржуинии и делают:
                        основа - WeeWorld.com
                        новая ниша - wedudes.com
                        Один из авторов Дмитрий Уткин.

                        Клонируйте, модернизируйте, изобретайте. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.
            • 0
              А какой процент обычно хочет инвестор?
              • +1
                Вы же сами понимаете, что "обычно" нет - есть разные проекты и разные инвесторы.
                • 0
                  ну хотя бы диапазон скажите :-)
                  • 0
                    вы сами определили диапазон от 0% (подарок) до 100%(покупка)
                    Это десятки процентов. А вот с какой стороны они от половины и как далеко - зависит от проекта и инвестора.
                    • +1
                      почему-то никто из старапщиков (вас не первого спрашивал) не раскрывает долю инвестора. пока опросил двух. буду искать инфу дальше.

                      мне нужно знать примерные цифры, чтобы ориентироваться.
                      • +2
                        А я и не сказал, что инвестор есть.

                        Зачем вы спрашиваете стартапщиков? Спросите инвесторов. Причем не двух, а как минимум всех серьезных игроков на рынке.
                        • 0
                          чтобы грамотно поговорить с инвесторами нужно быть в курсе существующей практики. реальной. а её могут раскрыть стартапщики.

                          А всех спрашивать боюсь - могут спереть идею (она действительно оригинальная).

                          К ним я собираюсь пойти только после запуска первой версии.
                          • 0
                            у инвесторов, в большинстве своем, другой бизнес нежели переть идеи...

                            Вот пример - ребята не боятся, а идея, хоть и не в лучшем для развитии виде, хорошая:
                            презентация - http://placense.com/ru/
                            блог проекта - http://www.bros.su/ru/

                            У меня была похожая. не такая, а именно похожая. Если идея ребят будет сделана в таком виде, то даже тогда мой вариант можно будет делать.
            • 0
              По всей видимости слова Александра Бадерко можно расшифровать следующим образом.
              Конечно, если ниша большая и вероятность получения прибыли значительная, то реализуем сами и доходами ни с кем не делимся. А вот если ниша узкая, то и вероятность получения прибыли ниже - тогда нужны деньги инвестора, вы ведь не хотите рисковать своими.
              • 0
                в таком случае он дал совет для богатых людей, у которых хватит денег поднять собственный стартап...
                • +2
                  А непременно сразу поднимать стартам масштаба google?
                  • 0
                    вначале гуглисты не думали, что у них будет такой масштаб. они хотели просто продавать свою технологию.

                    а сейчас получается, что есть мой проект лидер в своей ниже, то он убыточен. в интернете очень сильная конкуренция.

                    яркий пример: яндекс и рамблер.

                    Получается, что делая статрап нужно сразу нацеливаться на лидерство.
                    • 0
                      Я спросил про масштаб.

                      То что надо делать лидера - не обсуждается.
                      Переспрошу:
                      Обязательно сразу делать лидера масштаба google?
                      • +1
                        не обязательно. но если гугл, яху или яндекс, грубо говоря, займётся тем же, а проект ещё не успел стать всемирно известным, то он под ударом.

                        По моему мнению в долгосрочной перспективе яндекс под ударом и может проиграть, так как по сути он клон гугла. а гугл имеет больше возможностей.

                        Ну Бог с ними, с долгосрочными перспективами. Если думать о том, как заработать хотя бы миллион, то вот что получается:

                        - проект может быть локальным (типа Бегуна, Яндекса);
                        - он лидер в своей нише;
                        - он понимая, что долгосрочной всемирной конкуренции не выдержит на определённом этапе его нужно продать

                        так?
                        • +1
                          так.

                          только с запросом в миллион Вам достаточно быть лидером в нише гораздо меньшей, скажем, как free-lance.ru
                    • 0
                      написал с ошибками. если мой проект не лидер, то он в пролёте. вот что я хотел сказать.
                  • +2
                    Если ниша узкая, то вероятность получения прибыли на самом деле выше, но в $ она значительно меньше, а этап разработки (условно) можно считать равными по стоимости везде. Время возврата денег своими силами будет очень долгим.

                    Самый дрогой - этап роста. В большом проекте (для большой ниши) желательно на свои дотянуть до него.

                    Условно говоря, в большом проекте не хватит на терпение денег, в маленьком - времени.
                    На мой взгляд время точно невосполнимый ресурс, в отличие от денег.
                    • +1
                      Уважаемый Одноклассник. Благодарю что Вы отвечаете на наши вопросы. Очень важно услышать мнение человека с большим опытом!

                      У меня следующий вопрос по этому посту:
                      Почему время возврата денег своими силами будет очень долгим?
                      Это связано с тем, что необходимо влить хорошую сумму(которой у меня нет!) для быстрого роста и соответсвенно для быстрого возврата денег?

                      Не понял фразу:
                      Условно говоря, в большом проекте не хватит на терпение денег, в маленьком - времени. Тоесть в большом проекте захочется воспользоваться деньгами инвестора? А что касается маленького -
                      то длительность раскрутки и получение прибыли будет долгим и соответсвенно в каком то плане будет потеряно много времени?
                      • 0
                        Еще раз скажу - лично я считаю основным невосполнимым ресурсом время.

                        Исходя из этого я и пытался объяснить свою позицию максимум. Конечно в реальности мы всегда балансируем на сочетании кучи факторов, но у каждого проекта своя реальность и своя комбинация факторов.

                        всем приятно ездить в своем авто, но иногда, даже имея его, вы поедете на общественном транспорте.
              • 0
                Интересно, что делают инвесторы при неудачных стартапах с людьми, которые их на это уговорили.
                • 0
                  Подозреваю, что ничего.. Они осознанно пошли на этот риск..
                  • 0
                    У меня есть два предположения:
                    1. Не имеют больше дел с этими людьми или "выставляют им наименьший приоритет".
                    2. Кровь из носу выводят проект на окупаемость.

                    Либо делают то, что предусмотрено в договоре для таких случаев.
                    • 0
                      Где бы посмотреть договор с венчурной компанией... Может есть у кого?
                      • 0
                        Можно поискать типовые у Финама или РБК... Наверняка есть.
                        По крайней мере по бизнес-планам у Финама я находил вспомогательную информацию.
                    • +2
                      съедают мозг всей команды подстрекателя, чайной ложечкой
                    • +1
                      жаль, что александр уже не занимается однокласниками. а так хотелось спросить, почему сайт, который у всех на слуху, который наверняка посещаем и популярен, ТАКОЙ КРИВОЙ?
                      • +1
                        Потому что он первый в этой нише. Быть первым, иногда, это многое прощает.
                        • 0
                          Я не технический директор.
                          Но могу сказать, что 80% кривостей исчезнут с переездом на новую хостинг-площадку.
                        • 0
                          Такое ощущение, что [b]inetstar[/b] хочет "знать прикуп". Это конечно похвально, но не увлекитесь предварительными обдумаванием и рассчётами. Имхо.

                          Конечно, имея свои деньги, будет проще раскручивать свою оригинальную идею.
                          • 0
                            Согласен.
                            В смысле предварительных исследований советую почитать мнение Ричарда Бренсона (Virgin).
                            Ибо текущая ситуация в веб-проектах сильно сродни музыкальному бизнесу, на котором он отточил принятие решений для бизнеса вообще...
                          • 0
                            "Подозреваю, что основным фактором успеха будет образование психологическое или маркетинговое."
                            да, интересно, как бы Брин придумал page rank с таким образованием. Уверен, чтобы стать вторым Гуглом нужна уникальная технология. Маркетологи нужны лишь для раскрутки этой технологии.
                            • 0
                              Сейчас в сети так много всего, что рулить начинают уже именно маркетологи. Именно от них зависит, вырвется ли проект из середнячков.
                              • +1
                                В том-то и дело, что невозможно из середнячка стать Гуглом. Для этого нужно техническое приимущество/новшество.
                                • +1
                                  Что бы стать Гуглом нужна удача. Одной технологии недостаточно, она должна появится в нужное время, в нужном месте.

                                  И нужно заметить что технология не всегда (точнее не везде) важна.
                                  • 0
                                    Это не противоречит тому, что я сказал. Удача тоже нужна. И ее тоже не достаточно.
                                • 0
                                  Рулит тот, кто обладает хорошей идеей и знает как ее вовремя воплотить. А дальше уже не важно маркетолог, математик, программист или просто человек без традиционного образования, но со знаниями.
                                • 0
                                  Если вы соберетесь делать именно второй гугл - то ничего вам не поможет кроме маркетинга вообще. И рассчитывать более чем на второе место будет все равно очень сложно.

                                  если соберетесь делать что-то такое технологически новое, чего нет - то да если это технология.
                                  Однако большинство стартапов используют готовые технологии. Да что там говорить - очень много проектов сделано просто на стандартных кусках кода доступных в любых библиотеках.
                                  • 0
                                    Кстати, я вообще придерживаюсь мнения, что сейчас можно сделать практически что угодно из сниппетов (кусков готового кода).

                                    Когда я спрашивал про "второй google", то всё-таки имел в виду абстрактный очень крупный проект, а не повторение существующего. И вы правильно поняли :)
                                • 0
                                  Хотелось бы также спросить как Одноклассник относиться к сервисам в интернете типа платной почты, файлового сервиса или сайтов от 37 singal?
                                  На сколько они могут быть востребованы и будут ли они жить?
                                  • +1
                                    Ответ очевиден - зависит от проекта :)
                                    Однако если вы к все равно платной задаче для человека добавляете удобство - то платить будут.
                                    Причем в этом случае нет смысла брать дешево.

                                    Пример - iDisk
                                  • 0
                                    Возние еще один вопрос к Александру!
                                    Предположим мы копируем успешный зарубежный ресур в рунете, аналогов которого нет. Нуждаеться ли этот ресурс в рекламе или ресур и без рекламы может раскрутиться?
                                    • 0
                                      Факт нужности рекламы я не отрицаю.
                                      Вопрос только с какой частью своей целевой аудитории вы будете работать.
                                      Если с активной - то надо и имеет смысл.
                                      Если со всей целевой группой проекта - то это безумие.
                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • 0
                                      Смотрите вперед. Какие еще блин стартапы? Какие еще соц сети? Соц сеть это пройденный этап, соц сети были с самого начала в интернете. СОЦ СЕТЬ ЭТО ФОРУМ! Вы предлагаете для всех групп населения делать по форуму, соц сети? Можно. Но разве это заслуживает отдельной статьи?!

                                      соц сеть резчиков по дереву.
                                      форум онанистов.

                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                      Самое читаемое