День знаний — Рекрутинг студентов

    Многие, даже средние компании, зачастую не прочь заняться выращиванием специалистов с нуля. Встает вопрос о том, как проводить отбор. При должной рекламе по окрестным университетам и хорошей репутации компании, желающих может оказаться достаточно много. А проводя традиционное интервью, нацеленное на проверку практических навыков, не всегда можно корректно оценить главные качества, которые хочется получить от стажера — умение учиться и желание работать.

    Не так давно в нашей компании открыли три вакансии для студентов и поручили мне заняться отбором кандидатов. На заре карьеры мне самому довелось пройти конкурс, организованный одной из американсих контор для студентов по вакансиям своего российского офиса. По подобной же схеме решил действовать и я.

    Я хочу поделится с хабрасообществом опытом проведения интервью и списком вопросов. Cвежепринятые сотрудники еще стесняются критиковать старожилов, надеюсь получить какие-то возражения, или альтернативные идеи по механизму отбора здесь.

    Задачи


    Итак, две основные цели, которые мы хотели достичь, отбирая студентов:
    • Выяснить, сможет ли человек эффективно совмещать работу и учебу
    • Понять, умеет ли человек учиться и понимать изученное.
    Умение применять знания на практике — это то, чему должна научить уже работа в компании.

    Итерация первая


    Весь процесс отбора крутится вокруг одного и того же списка вопросов. Вопросы должны быть сложные, возможно даже такие, с которыми студенты еще никогда не сталкивались. Вопросов должно быть много. Точно не помню, сколько предлагалось лично мне, но для нашего отбора, сообща, мы смогли составить 90 вопросов, разбитых по 9-ти категориям. Вопросы не расчитаны на то, что все обязаны знать их назубок. Но если покопаться, погуглить, почитать — то, поняв, можно без особых проблем написать краткий ответ. Из всех вариантов я стремился отобрать полезные вопросы, поиск ответов на которые принес бы полезные знания студентам.

    На первом этапе студентам предлагалась ответить на все, что могут, прислав ответ на следующие сутки.

    На этом этапе отсеялись ленивые, те кто просто решил попытаться, но не был готов к выполнению сложных заданий. Ограничение по времени служит двум целям — понять, кто ответственно относится к поставленным срокам, и в некотором смысле получить срез текущих знаний студента. Да, многие уже на этом этапе гуглили, копипастили из msdn'a, но это тоже хорошо.

    Итерация вторая


    Проверив и прокоментировав ответы, на втором этапе студентам предлагалось уже ответить на все, включая и неотвеченные ранее, и те, ответы на которые мы посчитали некорректными или не полными. Срок второго этапа — две недели.

    Итак, к концу второго этапа у меня были ответы всего 10-ти человек. Итоговые ответы мы оценивали по четырех-балльной шкале: не верно/неполный/засчитано/верно. После чего мы могли сравнить каждого студента с каждым по шахматной системе: попарно сравнивая ответы на каждый из вопросов, за победу давая 2 очка, за ничью — одно, за проигрыш — ноль. Очки суммировались. Таким образом, студент, ответивший на сложный вопрос, на который не смог ответить никто другой, получал преимущество, а слишком легкие вопросы или вопросы, на которые никто не смог ответить, на итоговые результаты не влияли.

    Сравнив каждого с каждым, мы получили общий рейтиг претендентов, а сравнив ответы человека на втором этапе с его же ответами на первом, получили пусть неточную, но характеристику обучаемости и готовности работать.

    Итерация третья


    Получив численную оценку, нам стало понятно, что группа лидеров из пяти человек имеет существенный отрыв от остальных претендентов по всем параметрам. Именно этих пять человек было решено пригласить на собеседование.

    После всей проделанной работы проводить собеседование очень просто. Мы обсуждали вопросы, чтобы выяснить, понял ли изучаемое кандидат. Спрашивали, какие вопросы понравились, какие нет, на какие хочется услышать ответ.

    Основная цель личного собеседования — понять, насколько помощь друзей оказала влияние на результаты.

    Итого


    Я до сих пор с радостью вспоминаю дни работы в своей первой компании. И надеюсь собрать под текущей крышей не менее сильную команду.

    У нас по итогам собеседования выявилось двое, которых хотелось брать и хватать на работу. Мы не сомневаемся, что они станут отличными членами нашей команды.

    Если кому интересно, то с общего разрешения список вопросов опубликован здесь. Там, конечно, не все вопросы идеальные, многие не совсем служат объявленным целям и нужны лишь только для массы.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 55
    • 0
      А какого курса студенты были (которые приняли участие в отборе)?
      А какого курса студентов взяли?
      • +1
        Мы приглашали, в конце того учебного года с 3го по 5й.

        В итоге взяли двоих, которые в этом учебном году пойдут на 3й и 5й курс.
        • 0
          ОК, а сколько, если примерно прикинуть, откликнулось студентов с каждого курса?
          • +1
            Хм… я не анализировал все массу в начале. Там было порядка 20-30 человек. Большинство озаботилось работой на последнем курсе.
      • +3
        Немного жесть. Как насчёт отрефакторить часть про языки? Реально-то на каком они будут писать?
        Так, в целом вопросы адекватные, но просить выучить за неделю 1-3 языка (не думаю что там многие знали все 3 заранее) чтобы проверить обучаемость — по-моему немного не то :-) Лучше бы узнали про то, какими языками пользуются, какие фреймоворки/либы освоили. А неделю дали на освоение ещё 1-2 (не языка, конечно :-), и оценили бы обучаемость на этом. Кроме того, можно было попросить набросать сочинение на 15-20 предложений «за что я люблю такой-то язык».
        • +1
          Почему же, мне показалось, что вопросы вполне адекватные. Тем более, на сколько я понял, задача была не изучить язык, а показать именно умение обучаться.
          • +1
            Да, вопросы про языки мне тоже не очень нравятся. Писать будут на том на захотят. У нас команды на всех указанных языках есть.

            Изучением фреймворков/либ как показало собеседования студенты не озадачиваются. У не возникает таких потребностей во время учебы.
          • +1
            P.S. У нас есть вакансии не только для студентов.

            Java/PHP/PYthon, возможно удаленная работа

            Кармы не хватает опубликовать все на хабре. Если кому интересно стучите в личку или по координатам написанным в вакансии — habrahabr.ru/job/1322/
            • 0
              открыли три вакансии

              затем
              У нас по итогам собеседования выявилось двое, которых хотелось брать и хватать на работу. Мы не сомневаемся, что они станут отличными членами нашей команды.

              так всё таки троих взяли или двоих?
              • 0
                Да двоих, они на собеседовании продемонстрировали такие глубокие знания и понимание, что среднячков решили не брать.
                • –1
                  Вот например я на вопрос про virtual memory могу говорить минут 30. Чего вы хотели от них? А на некоторые вопросы могу написать не плохое сочинение про то, почему вы идиоты и вообще об IT.

                  По вопросам сложилось впечатление, что вы не до конца понимаете кого хотите.
                  • 0
                    >> про virtual memory могу говорить минут 30
                    Согласен, несколько расплывчатый вопрос. Но на него мне давали разные ответы, и в пару предложений и парой абзацев описывая проблемы и способы решения. Цель достигнута — человек почитал про виртуальную память. Если на собеседовании языками зацепились бы — могли бы и 30 минут поговорить

                    >> cочинение про то, почему вы идиоты и вообще об IT
                    Это типичная реакция тех кто не прошел тест или собеседование. И не зависит от того что спрашивалось, вопросы про лампочки, тонкости языка или виртуальную память.

                    >> сложилось впечатление
                    Задачи отбора сформулированы в статье. Требовать наличие конкретной специализации от студента глупо.

              • +2
                Нда, я бы «сходу» ответил, дай Бог, процентов на 50-60…
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • 0
                    Дык, ты сам можешь сделать свою работу интересной!
                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                      • 0
                        Хм. Ну тогда могу поменять работу предложить я.
                  • +4
                    Вы точно студентов искали? На какую зарплату? Я ответив где то на половину могу заработать 1-2k$ в месяц не выходя из дома.
                    P. S. И да я студент 4 курса.
                    • +2
                      Подумалось что-то подобное.
                      Ну и сразу вспомнилась темка Собеседование. Сегодня, ни в какое сравнение не идет.
                      • 0
                        Да это гораздо более адекватное собеседование.
                        • 0
                          Если позвать студентов и задать им такие вопросы, как в топике Собеседование.Сегодня, большинство ответов было бы в стиле — что-то слышал, не использовал, или мало использовал. А если давать им эти вопросы на дом, то получили бы 20 одинаковых копипастов ответов.
                    • 0
                      Нормальный список вопросов для студентов. Не без приколов (STM, составные индексы), но в целом адекватный.

                      В какой области будут трудиться студенты?
                      • 0
                        Ну вопросы впринципе адекватные, и учитывая что можно гуглить, ответить на них можно за несколько часов. Однако меня крайне смущают конторы, которые хотят набирать «лучших из лучших». Потому что как показывает практика, это обычно заканчивается постоянными баттхертами и низкой зарплатой для принятых «умников».
                        • 0
                          У меня по опыту больше батхерт был от контор, которые наоборот особо не заморачиваются с кадровой политикой.
                        • +2
                          > Для чего предназначен mode_rewrite?

                          Правильно пишется mod_rewrite
                          • 0
                            Это наверно они студентов запутать, чтоб тупа не гуглили )
                            • 0
                              Да нет, просто опечатка.
                            • 0
                              как зачем, что бы в рассылке nginx люди в доволь развлеклись в 17 раз переписывать одни и теже .htaccess в nginx.conf :(
                            • +1
                              А можно поинтересоваться, из каких ВУЗов были студенты, которых вы приняли на работу?
                              • +1
                                ОмГУ и Омский Политех

                                У меня сложилось впечатление что умение учиться с Вузом не коррелирует.
                              • +1
                                Многие вопросы действительно хорошо подобраны, мне кажется по их знанию/незнанию можно почти точно судить о проф качествах соискателя, но тут следует учитывать, что в реалтайме на такой кросс-опрос мало кто ответит, не то что студент — стажер, а представление в виде домашнего задания действительно премуеньшает ценность и показывает в большей степени соображалку и желание… но за материал и вопросы огромне спасибо…
                                • 0
                                  А можно узнать, на какую конкретно позицию собеседовали, стажер по какому направлению? Ну и компанию было бы интересно узнать, если не секрет…
                                  • 0
                                    Equelli, аутсорсинг. В компании есть разные команды Java/PHP/Python/MacOS dev

                                  • 0
                                    Мда хороший список… Спасибо за него.
                                    Прошу прощения, что вмешиваюсь, но позвольте предложить ещё один вариант приёма на работу. Откуда людей можно брать? Правильно, из ВУЗов, вот и идём туда, внедряемся в качестве преподавателя практики, как правило университеты берут таких преподавателей — зарплата смешная, а время занято. Берём 1-2 группы, занятия назначаем на субботу, дабы не мешать работе. По окончанию семестра сразу видно кто толковый, кто ленивый, а кто за корочкой пришёл. В фирме, где я работаю (кстати, попал по такой схеме, как и все остальные), этим занимается директор на одном факультете и главный инженер на другом.
                                    Одно НО: года 3 может не попасться ни одного хорошего студента :(
                                    • 0
                                      Да, я как раз в комментариях надеялся на альтернативные варианты.

                                      У нас работают два преподавателя с университета. И с этого года, начинаем вести спецкурс, посвященный практическим навыкам, программированию, проектированию, командной работе.
                                      • 0
                                        ИМХО, понятие практики не зря придумали. Мне кажется, что лучшим образованием будет то, которое совмещено с работой. Год работы дал мне очень много, и я желаю, что бы через такое прошёл каждый.
                                      • 0
                                        Я так и делаю уже второй год подряд, пока правда результаты не очень: каждый год попадается только по 1 человеку, которого хочется взять на работу, и не всегда оно получается.

                                        Сегодня «закинул невод» в 3-й раз, взялся вести занятия у новой группы студентов (4-й курс с кафедры «Информационные технологии» одного не самого плохого московского технического института) — оказалось, что из 20 студентов программировать умеет 1 человек, Linux знает 0, графические редакторы — 2. То есть одна надежда, что найдется кто-то с горящими глазами и хорошей обучаемостью :)
                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                        • +1
                                          скорее не «умение учиться и желание работать», а «желание учиться и умение работать» =D
                                          • +1
                                            Одного желания, для того чтобы учиться имхо мало.
                                          • 0
                                            По собственному опыту — в один прекрасный момент ( получив диплом ) студент скажет «я ухожу» и бросает проект не доделанным =/
                                            • +1
                                              А я, будучи в 10 класе, весь год проработал в компании php-программистом.
                                              В итоге пришлось уйти, так как работал на полную, зато учеба опустилась ужасно
                                              Вот в 11 классе буду поправлять оценки назад)
                                              • 0
                                                Без наездов, я первой раз слышу, чтобы школьника брали на работу. А смысл? Неужели у вас такие низкие рейты? Или вы — сын Друзя? :)
                                              • 0
                                                Вопросы хороши! Их можно (нужно!) использовать и профессиональным программистам, они хорошо показывают где у вас дыры в знаниях. Оказывается, в Computer Science у меня дыры ого-го! :)
                                                • 0
                                                  Я учусь в психолого-педагогическом ВУЗе, IT работодатели к нам не ходят.
                                                  Что если студент придет к вам сам?
                                                  Будут ли ваши двое работников программировать дома (иначе не совместишь работу и учебу)?
                                                  • 0
                                                    >> Что если студент придет к вам сам?
                                                    В политех мы не ходили. Но мы не против, студентов от туда.

                                                    >> программировать дома (иначе не совместишь работу и учебу)
                                                    Нет, работа в офисе. Я сам с четвертого курса совмещал.
                                                  • 0
                                                    Я бы на Вашем месте пригласил всех 10 человек, которые сподобились ответить на все вопросы, чтобы случайно не отсеять какого-нибудь скрытого гения.
                                                    • 0
                                                      Было предложено ответить по возможности на все, и конечно никто на все вопросы ответов не дал.

                                                      И даже по собеседованию первой пятерки, было понятно что есть люди которые просто гуглили и копипастили, или выдали результат помощи друга.
                                                    • 0
                                                      >> собрать под текущей крышей
                                                      исправьте наверное
                                                      • 0
                                                        Хорошая оговорка :)

                                                        А сейчас проверим, мы как раз занимаем почти весь последний этаж
                                                      • +1
                                                        У меня несколько другое мнение по поводу рекрутинга студентов-программеров.
                                                        На мой взгляд, вырастить студента с нуля очень сложно и затрат будет больше, чем результата. Необходимая выборка — это студенты, имеющие минимальный опыт работы или участвовавшие в курсовых некоммерческих проектах. Большинство студентов технических ВУЗов, которые определились с будущей профессией, уже на третьем-четвертом курсе имеют опыт программирования в определенной области, а зачастую и опыт работы по специальности.
                                                        Проверять описанных выше специалистов можно по тем же тестовым заданиям, которые даются обычным программистам, а в процессе решения поставленных задач пытаться посмотреть, насколько человек обучаем, умеет слушать и понимает суть. Т.е. приводить к решению тестовых задач путем наводящих вопросов и пошагового обсуждения.
                                                        По результатам будет легко определиться с выборкой финальных кандидатов и выбрать наиболее интересного.
                                                        • 0
                                                          Да, это это наверное традиционный способ, но мне кажется он не будет работать.

                                                          >> студенты, имеющие минимальный опыт работы
                                                          Единственно что было, это опыт администрирования. ИМХО не показательный критерий.

                                                          >> участвовавшие в курсовых проектах
                                                          Так практически у всех, кто желал стать программистом, в качестве курсового тот или иной програмный продукт. На основе этого критерия, не получается дифференцировать поток.

                                                          >> можно по тем же тестовым заданиям, которые даются обычным программистам
                                                          Ну я не знаю, а какие такие задания даются обычным программистам?

                                                          Мы даем достаточно простые, максимум на пару часов задачи, сложно требовать большего от человека, который программированием себе на хлеб зарабатывает. И смотрим качество выполнения, используемые инструменты, соответвие ТЗ.

                                                          Я думаю у многих студентов, тут будут среднение результаты по всем параметрам. Как отделить?

                                                          >> приводить к решению тестовых задач путем наводящих вопросов и пошагового обсуждения
                                                          Я боюсь, организовав процесс таким образом, мы бы запутались в более чем 20ти человеках, просто забыв кто что как себя повел. Не говоря уже о том, что это требует гораздо больше времени и сил, чем проверка ответов и собеседование 5ти претендентов.
                                                        • 0
                                                          Я имею ввиду сравнение по уровню знаний.
                                                          Например — задания, в которых требуется не только написать код, или предоставить правильное решение, а также порассуждать, предложить варианты и т.д.
                                                          Например можно использовать фрагменты кода, которые при выполнении дают сбои в работе и т.д.
                                                          Задача для кандидата — найти проблему, объяснить что и почему и предложить пути исправления.
                                                          Задача интервьюера — определить, насколько кандидат способен логически мыслить, насколько умеет слушать и насколько быстро схватывает информацию.

                                                          А более чем 20 человек быть не должно. Их следует проранжировать по критериям, о которых я говорил в предыдущем посте и отобрать 3-4. кандидат с опытом администрирования идет в среднюю группу, в первой группе кандидаты, имеющие опыт программирования и участия в коммерческих проектах в качестве стажеров, а в последней группе — кандидаты без опыта работы, но обучающиеся в ВУЗе.
                                                          Ваша задача — путем телефонного прескрининга отсеять тех, кто находится в последней группе, далее пригласить тех, кто в группе 1 и выбрать по результатам интервью лучшего(их). Далее можно посмотреть кандидатов из второй группы.

                                                          Т.е. независимо от того, студент — не студент, с опытом-без опыта нужно оценивать кандидатов по тем же параметрам, что и основных сотрудников. Только критерии оценки несколько ниже и уклон делается на обучаемость в процессе работы.
                                                          • 0
                                                            > «Многие, даже средние компании, зачастую не прочь заняться выращиванием специалистов с нуля.»
                                                            > «Да двоих, они на собеседовании продемонстрировали такие глубокие знания и понимание, что среднячков решили не брать.»

                                                            =))
                                                            • 0
                                                              Вообще, вопросы интересные. Хотя сам лично смог ответить только на почти все по PHP, большую часть по ООП и по несколько из абстрактных, остальное туго, будем учиться, благо как минимум годик есть еще до того, как стану 3-курсником. Надеюсь такие компании найдется и в Краснодаре, ибо сейсас единственные способы заработка студентам — мойка машин, разгрузка фур, по специальности практически нереально найти работу, тем более по объявлению а-ля «Приглашаем на собеседование». Единственный вариант — долбать руководство изначально обозначенной компании.

                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.