Pull to refresh

Открытое письмо стартапщикам

Reading time4 min
Views566
Доброго всем дня. Прошу прощения за пафосное название, но по-другому сформулировать не получилось. Дело в том, что сегодня, как говорят психологи, у меня случился инсайт. Несколько вопросов, которые долго мучили меня, разрешились, и я взял на себя смелость поделиться этим с сообществом, полагая, что это может быть полезно стартапщикам.
Начну, пожалуй, с самих вопросов:
1. Почему, когда ты запускаешь интернет-стартап, все вокруг начинают спрашивать «Зачем ты это делаешь? Кому это нужно? Как будешь зарабатывать?» и тому подобное, а когда, например, организовываешь IT-компанию, никто ничего не спрашивает?
2. Что заставляет людей уже через секунду после поста на хабре о твоем новом проекте совершенно не заслужено унизить тебя в коментах и облить грязью твое детище?
3. Почему так мало появляется действительно популярных проектов, ведь хороших идей достаточно, ну, если и не у нас, то в мире, так почему же?
4. Что необходимо, чтобы твой проект был популярен?
Мои варианты ответов под катом.

Глупо было бы спорить с утверждением, что любой стартап это творчество. И, как и все творческие люди, стартапщики болезненно воспринимают любую критику, и, казалось все логично – ты делаешь какую-то чушь, никому не нужную, тратишь время, а когда тебя начинают критиковать, кусаешь локти и пеняешь на несправедливую судьбу. Но даже если это все и правда, то что движет критиками? Ведь среди них большой процент тех, кто и сам является стартапщиком!? И почему такого не происходит в других областях бизнеса?

На самом деле, ответы на все эти вопросы достаточно просты. Сразу скажу, что меня на них натолкнула книга Сета Година «Фиолетовая корова», которую всем очень рекомендую.

Несколько важных тезисов Година: 1. Мир изменился – люди, по большей части, не стремятся расширить список потребления, людям не нужны новые товары и новые услуги, люди редко или очень редко меняют свои предпочтения. 2. Реклама умирает. Люди все меньше и меньше ее замечают (Вспомните, когда вы последний раз нажимали на баннер, или вслушивались в радио-рекламу?). В лучшем случае, мы ее не замечаем, в худшем – она нас раздражает. 3. Не нужно делать продукт для всех, нужно найти тех людей, которых вы сможете сделать насколько happy, чтобы они ходили и всем говорили, что именно Вы их сделали такими (Уверен, что у каждого из вас есть знакомые фанаты Apple (читай google, linux, java, bwm) ).

Осознав все это, я понял, что могу теперь ответить на эти больные прежде для меня вопросы.
Во-первых, интернет-бизнес действительно отличается от любого другого тем, что публичный. Даже самый хилый стартап может легко срубить хабраэффектом до 1k пользователей, что не реально много для офф-лайн бизнеса. А значит любая статья, любой пост (этот тоже), даже иногда вопреки желанию автора, носит рекламный подтекст. Почему реклама так раздражает? Да потому что во-первых, мы чувствуем манипуляцию, а это негативная эмоция, а во-вторых потому что нам ничего не нужно.
Мы все уже выбрали для себя – блог, социальную сеть, сервис для хранения фоток, торрент-треккер, IM, поисковик, мобильный телефон и так далее. И нас раздражает очередной вебдванольненький проектик из уездного города Н, так как любую статью о таком проекте, даже в специально отведенном для пиара месте, мы воспринимаем как рекламу. Даже если предлагается что-то действительно уникальное, нам все равно. Мы вполне счастливы в среднем.

Когда мы запускали GOOZZY (см. статью на хабре), пост тут же попал на главную. Так же было и на лепре. Люди начали активно просить инвайты, хвалить и давать ценные советы. Одним словом, успешный запуск закрытой беты. Но все изменилось, как только появились открытые конкуренты. Люди сразу же обвинили нас, что мы стартовали, чтобы зарабатывать деньги, что мы используем модную нынче фишку инвайты, и все это сделано, чтобы манипулировать. Я сильно переживал из-за несправедливости, пытался связываться с этими людьми в личке, пытался понять, почему люди столь жестоки и подвержены стадному эффекту.

А теперь мне легко. Теперь я все понял, и возможно, этот пост поможет кому-нибудь еще. Нельзя, просто невозможно, понравиться всем. Не стоит даже пытаться. В интернете есть огромное количество людей, которых нет в контакте или в одноклассниках, которые не знают, что такое last.fm, которые не ведут блоги и так далее. Если бы Стив Джобс попытался сделать новый мобильный телефон для всех, у него бы ничего не получилось. Гораздо дешевле и надежнее сделать продукт, который так понравиться ограниченной группе, что они начнут рассказывать о нем всем друзьям. Почему .net так сильно потеснил java в enterprise мире? Еще пять-семь лет назад, никто вообще не смотрел в стону Microsoft, когда речь шла об enterprise. А причина проста. Они просто дали .net программистам больше доводов в споре. Теперь дотнетчик может переспорить java-программиста, а раньше просто не мог. Не Microsoft «двигает» .net, а программисты, не Apple двигает iphone, а, например, наш сисадмин, который готов с пеной у рта доказывать любому, что Apple – круто, а все остальное – отстой. Туда же и google wave и twitter.

Стартапщик, не слушай скептиков, делай то, что тебе нравиться, но осознай, кто твой пользователь. Не пытайся привлечь как можно больше, лучше найти тех, кто будет готов с пеной у рта хвалить твой проект. Слушай, что тебе говорят, но не воспринимай все близко к сердцу, ибо люди не злы сами по себе, а лишь реклама их такими сделала.
Tags:
Hubs:
+119
Comments87

Articles