Pull to refresh

Luxology modo

Reading time 5 min
Views 16K
Хочу рассказать про одну замечательную программу для работы с 3D графикой.

Luxology modo logo

Сразу оговорюсь: я знаю, что это не новость и даже далеко не первый обзор программы, зато мой.
Начать, думаю, стоит с небольшой компании Luxology, которая ее и разрабатывает.

История началась в 2001 году, когда в NewTek, разработчике популярного 3D-пакета LightWave, возникли внутренние разногласия. Ключевые инженеры настаивали на полной переписи LightWave. В результате этих трений, компанию покинул вице-президент по 3D разработке Брэд Пиблер, чтобы основать Luxology. К нему присоединились отцы-основатели LightWave Аллен Хейстингс и Стюарт Фергюсон и большая часть команды программистов. Этот шаг вызвал волну возмущения, в частности, фанатов LightWave.

Luxology founders

После трех лет упорной работы, modo был представлен на главной для интересующихся компьютерной графикой выставке Siggraph. В сентябре 2004 увидела свет первая версия программы, которая была предназначена исключительно для 3D-моделинга.

Зачем нужно переписывать то, что и так неплохо работает? Одна из причин заключается в том, что программы вроде LightWave были придуманы и написаны почти 20 лет назад, когда у нас еще не было ни многоядерных процессоров, ни мощных видеокарт, ни прочих радостей прогресса. Свежий взгляд на вещи дал возможность увидеть узкие места в существующих решениях. Так родился Nexus.

Nexus logo

Nexus — это «кросс-платформенная, многоуровневая, обобщенная архитектура для быстрой разработки 2D и 3D медиа-приложений». Обобщенность играет очень важную роль в этой архитектуре. Однажны заложенные на глубоком уровне принципы потом используются в программе повсеместно. На самом первом уровне все, что важно — это объекты (items), их свойства (channels) и время. Объектом может быть все, что угодно: камера, меш, квик-тайм ролик — для Nexus это не имеет никакого значения. Это условие максимальной обобщенности важно для каждого нового слоя системы. Если разработчики добавляют новую функцию, то она автоматически расширяет функциональность других инструментов. Если сравнить это с существующими программами для 3D-графики, то преимущества такого подхода становятся кристально ясны. Годами программы обрастают новыми фичами, но их интеграция со старыми инструментами зачастую оставляет желать лучшего.

«Вместо того, чтобы просто внедрять новые технологии, которые хотят пользователи, мы должны понять почему они хотят эти технологии»
Стюарт Фергюсон, главный технический директор


Так вот, modo — это детище Nexus. Все свое время разработчики проводят в Nexus. И когда какие-то фичи достигают более-менее отполированного вида, они «запекаются» в очередной релиз modo. Больше того, Luxology лицензирует архитектуру Nexus другим компаниям. Это позволяет параллельно вести разработку нескольких приложений, и делать это все централизованно. Так крутой рендеринг попал в такие огромнейшие (по количеству пользователей) продукты, как SolidWorks (CAD для машиностроения) и MicroStation (CAD для строительства).

image

Ну, хватит о Nexus. Поговорим о том, что такого особенного в modo, и почему я вдруг решил написать этот обзор.

С технической стороны дела в модо быстрый рендеринг. Причем он масштабируется линейно. То есть, если использовать вместо одного процессора четыре, то рендеринг ускорится в 4 раза. Также, modo может справиться практически с любым разрешением рендеров. Еще здесь куча OpenGL радостей. Например, рисование дисплейсмент-карт в окнах проекций.

Но это в модо не самое главное. Основное впечатление производит интерфейс, а точнее то, что называется английским словом workflow. Но о нем чуть позже.

При запуске программы нас уже встречает сюрприз: никакого 3-х минутного сплэш-скрина с увлекательным перечислением загружаемых библиотек. Открывается практически мгновенно. Сам интерфейс модо представляет собой набор вьюпортов, каждый из которых может быть чем угодно. Можно построить свой собственный интерфейс в буквальном смысле. Вы просто делаете пустой вьюпорт, потом разделяете его как угодно и говорите каждому созданному вьюпорту, что ему показывать (3D-окно, список объектов или материалов, панель инструментов или свойств и т. д.). Можете, например, сделать на свой вкус отдельный редактор материалов. Плюс такой системы еще и в том, что вы свободны от десятка перекрывающих друг друга окон. Модальных окон практически нет.

modo interface

3D — сложная вещь. Но работу со сложной вещью можно упростить. Создатели modo задавались вопросом не «смогут ли пользователи выполнить задачу», а «как быстро пользователи смогут выполнить задачу».

Например, такая простая вещь как выделение объектов. То, чем пользуется художник каждую минуту. В модо двойной клик на ребре выделяет цепочку ребер. Двойной клик по полигону — все соединенные полигоны. Да, так просто. Или например, работа с материалами. Здесь один универсальный шейдер. Для всего. А создание и организация материалов в сцене очень похожи на работу в Фотошопе: знакомые всем слои и маски. Или например, нелюбимый многими процесс разверки в UV. modo — одна из первых программ, где этот процесс был сведен к паре кликов.

Моделинг, скульптинг, пэинтинг, мех и волосы — все это делается в одной программе и параллельно. Не нужно конвертировать и таскать модель из одного приложения в другое, чтобы подрисовать текстуру. Но даже если нужно, то никто не против.

Отдельным пунктом идет превью, в котором можно в реалтайме исследовать сцену с включенными GI, HDRI, дисплейсментом, рассеянными отражениями/преломлениями, каустикой, волюметрик лайтами. Я даже не буду говорить, насколько это удобно и как развязывает руки.

Чего пока нет в modo, но скоро будет: персонажной анимации (костей, скиннинга), частиц/флюидов, динамики. Но уже сейчас абсолютно четко ощущается почва, подготовленная для этих модулей (анимация, риггинг, частицы-репликаторы). И вообще, при работе не перестаешь удивляться остроумию людей, когда видишь, насколько плотно переплетаются инструменты. Волосы персонажа, заросли джунглей, мегаполис до горизонта, снежная буря — технология под капотом одна и та же.

modo используется в огромном количестве известных студий. Помните Еву из «Wall-E»? А «Район 9», «Аватар» смотрели? Конечно, использовать модо в качестве основного инструмента в кино- и видеопроизводстве невозможно по чисто техническим причинам. Но философия Luxology: «Play well with others». Это значит, что никто не собирается тянуть на себя одеяло. В больших студиях люди работают над разными задачами, для каждой из которых есть свой молоток. Тем не менее, разработчики Luxology не сидят на месте, так что нам еще предстоит увидеть, над чем они трудятся сейчас.

Да, конечно, программа не без недостатков. Но их я вам предлагаю искать самостоятельно и индивидуально. Все зависит от того, в какой программе вы работали раньше и плотные ли у вас привычки.

Про modo, да и о самой Luxology можно написать еще очень много интересного. Но лучше я перестану спойлить и предложу дальше разбираться самому. На официальном сайте любому желающему доступна тонна видео-уроков. Каждую неделю в пятницу президент-директор Брэд Пиблер выкладывает на сайте Luxology модкаст, в котором можно узнать о всех свежих новостях и выслушать добрую долю болтовни :)

Собрано по чуть-чуть из разных источников и личных впечатлений.
Tags:
Hubs:
+41
Comments 66
Comments Comments 66

Articles