Пользователь
12,9
рейтинг
13 декабря 2009 в 17:54

Управление → Правила жизни хабратопика

GTD*
Обобщая свою работу над серией хабрапостов про вендинг, я сделал несколько интересных наблюдений и выводов, которые могут пригодиться всем, кто заинтересован в написании интересных и резонансных постов на Хабрахабре.

Разумеется, речь не идёт о «секретах идеального хабратопика», «как собрать тысячу плюсов и поднять себе карму за пятнадцать минут» и прочей хабрамагии. Главный секрет успешной статьи — интересный материал по актуальной теме (доступным языком). И это к лучшему — если бы существовал «конструктор идеального хабратопика, детям до 16 и старше», то дети бы заполонили интернет Хабр вряд ли стал столь полезным и уважаемым ресурсом. Материал ниже — просто информация к размышлению, которая, очевидно, впоследствии будет расширяться, правиться и дополняться — просто по мере поступления новых данных.

1. Интерес всегда падает.


На примере моих четырёх постов про вендинг, тенденция к снижению у читателя интереса к теме прослеживается очень чётко, смотрим по оценке поста (числу комментариев): вводный пост 113 (80) — пост про особенности законодательства и налогового регулирования 39 (44) — обзор типов вендинговых автоматов с картинками и примерами 78 (97) — финансовые аспекты бизнеса, расчёты и планирование 27 (30). Вывод очевидный, но, тем не менее, важный: в цикле публикаций на одну тему, их рейтинг будет неуклонно идти вниз.

2. Обзорные статьи выигрывают у прикладных.


Сравнение результатов этих четырёх статей ведёт к ещё одному любопытному выводу. Т.к. темы публикаций в моём цикле про вендинг выбирались в первую очередь исходя из вопросов юзеров по итогам предыдущих материалов, то две статьи из четырёх имели выраженный прикладной уклон (законы и финансы), тогда как третья, как изначально и планировалась, — была обзорной — и именно она выбилась в положительную сторону в общем тенде на падение. Следовательно, обзорные статьи выигрывают у прикладных — просто потому, что у них по определению больше целевая аудитория. Кто-то может посчитать такое положение дел неприятным — мол, Хабр тематический профессиональный ресурс, и здесь на первом месте должны быть именно прикладные материалы — но давайте воспринимать мир объективно: на первом месте среди хабраюзеров — Boomburum, человек, прославившийся именно обзорами. Таков нынешний Хабр, и выяснению того, почему он не торт, конечно, можно посвятить пару войнушек в комментариях, но к практической стороне вопроса это уже не будет иметь отношения.

3. Картинки рулят.


«Картинка для привлечения внимания» это не просто забавный оборот с некоторой заложенной в нём долей самоиронии, но и самая чистая правда. Однажды я, удивлённый тем, что за первые полтора часа один мой пост собрал 1 коммент (и то от тролля) и ноль голосов вообще, решил приставить к нему до ката картинку — и за следующие полтора часа пост активно разогнался как в смысле плюсов (вышел на главную), так и в плане обсуждения.

Конечно, картинка не добавила ему смыслов (хотя лучше выбирать иллюстрацию не просто в тему, но и с подтекстом), просто сработал тот самый эффект привлечения внимания: я, например, читаю Хабр через rss, и в потоке десятков обновлений текстовых новостей с других ресурсов, заголовки и текстловые анонсы с Хабра часто теряются — а у поста с картинкой, по субъективным моим наблюдениям, раза в три шансов больше быть замеченным в общей ленте.

4. Реклама — зло.


Хабр, что тоже не ново, рекламу не любит — и если вы будете слишком навязчиво продвигать некую тему в своём посте, то это скорее вызовет отторжение у пользователей — только если вы не пишите в «Я пиарюсь» (да и пиариться надо не забывая о чувстве меры). Пользователь Хабра — не мышь, и настойчиво разложенные кусочки сыра в предложенном вами порядке поедать не станет. Если пользователю интересна тема, то он сам пройдёт по всем нужным ссылкам. Если нет — то никуда не пойдёт, и еще минус поставит.

5. Больше информации в посте.


Однако основная масса читателей проходят по линии колеблющихся — в принципе они по теме почитать готовы, но по ссылкам на сторонние ресурсы идет, тем не менее, не очень охотно. Таким образом бессмысленно заявлять некоторую мысль, не раскрыв её тут же, а лишь, например, снабдив ссылкой на «подробнее тут». Скорее всего, тема так и останется нераскрытой. И, кстати, по этой же причине бессмысленно писать посты-ссылки, не содержащие как минимум краткого изложения содержимого по этой ссылке — все равно половина комментаторов не пойдут по ней, но будут, тем менее, обсуждать тему в комментариях — оперируя только той информацией из вашего поста. И тут вы сам себе злобный Буратино, если дали её недостаточно.

6. Грамотность.


Если в числе первых комментариев, которые вы получили, идут указания на ваши опечатки, значит вы написали плохой пост. Про оформление (а грамотность — оформительская, а не содержательная, как некоторые думают, часть) пишут только тогда, когда больше сказать по теме нечего. И это, конечно, ваши проблемы как топикстартера. Конечно, если вы написали отличный пост с грамматическими ошибками, то вам тоже будут про это писать — но лишь во вторую очередь.

Кстати, пользуясь случаем, хочу ещё раз попросить каждого хабраюзера помнить о хорошем хабра-тоне и присылать сообщения об опечатках в личку, а не оставлять их в комментариях.

7. Комментарии.


Работа с комментариями, как показала практика, для успеха поста не имеет особого значения. То есть если вы написали интересный пост, то пришедшие его прочитать и откомментить люди и без вас в комментах прекрасно пообщаются между собой.

В своих первых постах, собравших более полусотни комментов, я, на правах хозяина вечеринки и пытался как-то обустраивать и организовывать общение, модерировать и направлять дискуссию — но быстро понял, что такие действия а) никому не нужны, б) мешают нормальному непринуждённому общению. Поэтому теперь я отвечаю на комментарии только если мне действительно есть что сказать — или пошутить. Причём если это «что-то» выходит за рамки локальной дискуссии, то такую тему лучше раскрывать отдельным постом.

Бонус-трек


Если вы написали пост по некоей конкретной тематике, то будьте готовы к тому, что, в независимости от вашей реальной компетентности в теме, вас по умолчанию — а может и по принципу «на безрыбье и рак — рыба» примут за эксперта, и будут задавать вопросы — в личку, по аське, по почте.

На эти вопросы лучше всего стараться отвечать и помогать людям советами: назвался груздем — полезай в кузов. Возможно, это и не повлияет на вашу хабракарму и хабрасилу (многие из вопрошающих не будут иметь аккаунта здесь), но уж точно даст вам +1 к вашей карме в реале.
егорро @andorro
карма
220,0
рейтинг 12,9
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (30)

  • +3
    Главный секрет успешной статьи — интересный материал по актуальной теме (доступным языком).
    На этом предложении пост стоило закончить.
    • +5
      Краткость, конечно, сестра таланта, но не надо путать сестру с братом…

      [поглядев в профиль]
      … А, понял, гость из твиттера :))
      Добро пожаловать! Да вы расслабьтесь, отдыхайте от краткости, отдыхайте :)
  • +10
    вводный пост 113 (80) — пост про особенности законодательства и налогового регулирования 39 (44) — обзор типов вендинговых автоматов с картинками и примерами 78 (97) — финансовые аспекты бизнеса, расчёты и планирование 27 (30)

    Я думаю, что тут дело не в серии, а в том что вы все глубже погружаетесь в предмет, а не всем это нужно, с вами остаются лишь тем кому и правда нужны эти тонкости. Мне интересно почитать в общем о теме, но мне не интересны тонкости — примерно так.
    • +2
      Согласен. Технические посты интересны меньшей аудитории, но они полезнее для этой аудитории, чем обзорные. Количество переходит в качество.

      Карма и популярность — это, конечно, мотивирующий фактор для авторов постов, но это не должно быть целью.
  • +5
    Поправочка. Опечатки, не портящие смысл — лучше в личку. Опечатки важные, разрушающие (например, в коде, в ссылках) — лучше в коменты.

    Такая опечатка, пока не исправлена, может запутать посетителя.
  • 0
    А еще очень важно попасть на главную, т.к. кол-во людей не заглядывающих в «новое» стремится к бесконечности.
    • +1
      хороший пост на главной окажется очень быстро. Т.к. те кто в Новое глядит все же способны дать те жалкие 10 (или сколько там надо?) голосов.
    • +1
      Уже видится некая клика, которая живет в «Новом», и по своему выбору публикует или не пропускает на «Главную» посты по своему выбору. :-}
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Про опечатки склонен вас поддержать. Я об этом тоже когда-то говорил и даже старался помочь тем пользователям, которые стремятся сообщать об опечатках наиболее правильным путём.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Всё проще. Есть масса людей, которые по разным причинам относятся к написанию постов на хабре весьма серьёзно. Этот пост — для них.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    > 3. Картинки рулят.
    Почему в этом посте тогда их нет? ) Выводы только на словах? ))
    • 0
      Этому посту они не нужны.
      • –2
        так вы же говорили что нужен «тот самый эффект привлечения внимания»
        или на успешные топики это не распространяется? Этот в принципе уже разогнан
        • 0
          Я просто не ставил себе задачу «разогнать» этот пост, просто описал некоторые свои наблюдения.
    • +1
      по типу — даёшь сиськи?! =)
  • 0
    Для меня было открытием, что имея отрицательную карту нельзя сохранить собою написанный топик даже в собственные черновики! Весьма странная ситуация.
    Каким же тогда образом человек, получивший карма-минусов за высказывание мнения отличного от мнения большинства, может донести полезную информацию до сообщества — совершенно не понятно.
    • +2
      > Каким же тогда образом человек, получивший карма-минусов за высказывание мнения отличного от мнения большинства, может донести полезную информацию до сообщества — совершенно не понятно.

      обычно доносят с помощью сотоварищей, которые публикуют со своего аккаунта и пишут «этот пост написал %username%, но из-за минусов в карме не может его опубликовать», и если информация действительно полезная, то у заминусованного есть шанс получить плюсы.
    • –1
      Он создает отдельный аккаунт, и пишет с него. ;)
    • 0
      Каким же тогда образом человек, получивший карма-минусов за высказывание мнения отличного от мнения большинства, может донести полезную информацию до сообщества — совершенно не понятно.
      Можно отыграться на комментах.
      Это почти как в преферансе на вистах :)
    • 0
      Мнение можно высказывать по-разному. Минусы в карму обычно лепят за такие формулировки, которые несовместимы с нормальным общением.
      Ну а тут уж сам себе злобный буратино
  • 0
    Рекомендую дописать каким-нибудь пунктом «N» совет делить сплошной текст на абзацы с разрывом в строку для удобства восприятия. При этом один абзац делать строчек в 6-8, т.е. так, как у вас сделано в статье :)

    На всякий случай напишите из-за чего это желательно делать (т.к. кто-то скажет что читает бумажные книги безо всяких интервалов между абзацами) — а именно из-за того, что в книжках обычно пишется 6-8 слов в строке, и возвращается на начало строки ниже, а в тексте на интернет-страницах в одной строке умещается 10-16 слов, из-за чего взгляд уходит слишком далеко направо, и правильно перескочить на строку ниже затруднительно — сбивается позиционирование по вертикали. И именно деление на блоки поможет глазам легко находить нужное начало строки.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Небольшой оффтоп: мне понравилось, как вы в одну ссылку вместили нужные четыре поста
  • +3
    > Интерес всегда падает.

    Интерес падает по простой и банальной причине. Массовой публике на Хабрахабре интереснее в сотый раз поточить языком по поводу «какое говно этот IE/PHP/MS/копирасты» и «как крут Apple/Opera/Google/Android», чем читать (и думать при этом) про «финансовые аспекты бизнеса, расчёты и планирование».
    Ничего удивительного, аудитория такая.
    Смотреть на сиськи всегда приятнее, чем думать.
  • 0
    Спорный момент для меня — это упоминание предложения «Я пиарюсь» в названии темы, которое используют те, кто публикует материал о неком своем ресурсе.
    Модная аббревиатура, которую сейчас «тычут» к месту и не очень.
    Public Relations — связи с общественностью, его задачей есть составление положительного общественного мнения о компании, событию, персоналии и т.д. Буквально, «пиарясь» некто хочет склонить общественность к положительному (либо налоборот, резко негатичному) восприятию этого некто.
    Публикуемая ссылка на свой сайт ИМХО никакой не PR, а я прямая реклама, открыто говорящая: приходите, смотрите, пользуйтесь.

    чтобы о нем хорошо думали
  • 0
    В каком разделе можно создать хабратопик с моей кармой?
    Куда не пишу — везде требует карму минимум 3.
    • 0
      С отрицательной — ни в каком.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.