Пользователь
0,0
рейтинг
16 января 2010 в 21:35

Разное → Что нужно для хорошего, качественного стартапа

Осторожно: под катом много текста, кому-то возможно в достаточно сложном изложении. Так же прошу прощение за качество рисунков, нет средств на лэп-топе =( приеду домой поправлю.

Когда я собрался с мыслями открыть свое дело. Обошел с десяток инвесторов, процедура общения с ними отдельная тема. Но все же именно это побудило меня поделится своими мыслями о том, нужны ли стартапу деньги? Интересно мнение хабравчан по этому поводу. Хотя тут можно найти 1000 мнений, но все же…

По сути это небольшая заметка о том как же трудно работать. Особенно если ты хочешь сделать свое дело действительно хорошим, а не очередной «Fast Start-up, but...»! О том сколько нужно всего учесть и предусмотреть.


И так что я считаю важным при создании проекта. Любого, не обязательно и-магазина. Но мой пример будет все таки на интернет-магазине.

  • Аналитика рынка (но об этом писать не буду, тут все понятно, а о способах… извините конфиденциально =))
  • Брэнд
  • Работоспособная техническая модель
  • Толчок — маркетинговая кампания
  • И главное это четкая стратегия(план если хотите) получения прибыли!


И так по порядку. Первое что я хотел бы отметить это «Брэнд». Кстати многие люди не верят в так называемые «чудеса брэндинга», а зря! Я бы вообще сказал что это основная грабля любого проекта. Многие люди воспринимают брэнд как «имя», «доменное имя», «логотип». Тоже неверно, хотя тут со мной можно спорить, потому как многие пишут о брэнде по разному, а заводить мировую дискуссию я не собираюсь.

Брэнд


Как я вижу брэнд? Что это для меня, и с чем его я его буду кушать? А все достаточно просто. Лично для себя я определяю брэнд ни что иное как настроение проекта. Именно настроение. Можно называть по разному, волна, стиль, мне почему-то удобнее мой вариант.

От настроения в принципе все идет. Дизайн, логотип, название, поведение компании. Не маловажный момент в брендировании играет позиционирование компании на рынке, направленность на определенный сегмент рынка. Брэнд это как раз тот флагман вашего проекта, который задает курс.

К примеру, можно ориентировать проект на VIP сегмент рынка, и естественно ваш брэнд должен соответствовать некоторым требованиям. Пафос, величие, вкус, подача проекта на уровне High-High! Или же ваш проект ориентирован на самых обычных людей. В таком случае ключи проекта это простота и дружелюбие.

Даже рекламная кампания вашего проекта будет задана настроением. И если проект подается под соусом High-High, то естественно вы не будете делать дешевый, среднего качества видео ролик, или баннер. Вы не будете делать визитки на обычной меловке, а постараетесь сделать их как можно оригинальнее. Настроение задает все.

Поэтому я считаю что к этому вопросу стоит подходить более плотно. Из определения настроения проекта выйдет и стиль дизайна, и логотипа, и некоторые аспекты поведения сотрудников, менеджеров с клиентами и т.д.

Ну и естественно брэнд нуждается в том что бы его узнавали, что бы его верно воспринимали. Поэтому и получается что логотипы большинства сайтов, даже если они хорошие, не отпечатываются в памяти. Поскольку лого, это всего лишь рисунок который ассоциируется с чем-то лишь один раз, иногда запоминается но… не в том смысле в котором необходимо.

К примеру, я знаю один и-магазин в Украине. «Розетка». Делаю там покупки. Я иногда пытаюсь вспомнить их логотип… но безуспешно, просто приходится заходить на сайт, что бы вспомнить эту рожицу)) А в реальности брэнд магазина это само слово «Розетка». Которое у большинства ассоциируется с чем-то электрическим. Не так ли? Еще одно из розетки это доброжелательный зеленый цвет, и адекватная реакция менеджеров на что либо. То есть это и есть то что отбивается в памяти, у меня по крайней мере. Это и есть настроение магазина — его брэнд.

А у какого-то и-магазина, интонация, акцент, в брэнде может быть совсем не такой. К примеру главное внимание сосредоточиться на Usability сайта и точности информации. На сайте может быть все мега-удобно, и не будет не качественной информации, или повторяющейся.

Тут хороший пример можно привести на технике Apple. Когда заходишь в раздел MacBook на каком нибудь сайте и видишь штук 7 макбуков, с одинаковейшим описанием, не считая нескольких цифр в конфигурации, тоже самое с картинками… и смысл грузить человека повторяющейся информацией?

Куда проще было бы сделать страницу с кратким описанием, подробным и выбором из однотипных моделей?

На примере страницы iPod nano, просто отметил нужный кликнув на radio-button и все.


Согласитесь так гораздо удобнее и правильнее нежели так:


И попрошу обратить внимание, что если брэнд акцентирует внимание на подобном, то его техническая модель вполне подготовлена. Но это уже разговор о другом и более сложный и емкий.

Работоспособная техническая модель


Техническая база — это фундамент вашего проекта, чем бы он ни был. И-магазин это или социальная сеть… не важно. Важно то что бы ваша техническая модель работала. Пусть даже она не будет оснащена всякими там рюшечками и прибамбассиками… главное это работоспособность и чувство того что проект закончен, а не в стадии вечной разработки.

Многие говорят так: лучше один раз начать чем два года планировать начало. Я с этим соглашусь. Но только воспринимают эту фразу все по разному, и в действительности выходит так что хотели как лучше а получилось как всегда.

Техническая модель на примере и-магазина, это не только работающий сайт. Это еще и организация документо-оборота. Это организация учета клиентов и складской учет. И вот представьте ситуацию… интренет-магазин, продажа техники(к примеру), раньше многие дистрибьюторы давали давали товар на 1-2 недели в рассрочку. Была на моей памяти ситуация, когда дистрибьютор по ошибке приписал 2 компа сверху. Все тогда решилось долгими разговорами и издевательством над мозгом всех сотрудников, пытаясь вызвать в памяти образы того сколько же мы затаскивали в офисный мини-склад коробок, каких и что было в начале и что в конце.

А все потому что для учета, ни кто не хотел использовать сфот или просто грамотно организовать учет прихода-расхода. Блин это же так просто! Нет возможности 1С, ну поставь ты локальный сервер, и напиши браузерное ПО, более дешево и гибко. Нет же, купили дорогую иностранную софтину, которой ни кто не умел пользоваться, и как итог было много путаниц. А вести учет в том же XL тоже ни кто не додумывался, все было в папке, с кучей накладных. Но ответственный человек потерял накладную… из-за того что нагрузка на него была велика(куча мнимых доп. функций). Конечно со временем и накладная нашлась но...

Я имею ввиду что техническая модель это эта совокупность тех или иных мероприятий в организации вашего бизнеса. Грамотно организовать можно даже работу с бумажными накладными, это вопрос подхода.

Даже при наличии четкой модели, все равно не избежать трудностей в организации, а если при этих трудностях еще и будут сбои в вашей технической модели… пиши пропало =)

Толчок — маркетинговая кампания


По поводу маркетинга для стартапа, стоит понимать что это начальные маркетинговые ходы, они не должны быть размазанными по большому временному отрезку. Это должны быть качественно быстро и эффективно. Толчок! Первый шаг, выхлоп, так сказать. Это очень важный момент.

Давайте подумаем, какие методы рекламы в теории применимы для и-магазина.

Сеть
  • 1 — контекстная реклама
  • 2 — банерная реклама
  • 3 — SEO и подобные извращенства =)


оффлайн
  • 4 — Печатная атрибутика
  • 5 — биллборды
  • 6 — спонсорство


Из всех этих способов, наиболее приемлемыми для стартового толчка, я бы выделил пункты: 2, 4, 5, 6 — при жирном бюджете и 2, 4 при минимальном. Но это на этапе затравки, а на заключительном этапе толчка — 1.

Почему? Как? Все достаточно просто. Если учесть что это старт… то тут главное немножечко примелькаться в глазах. Поэтому важно именно визуальное восприятие а ни что иное. Причем визуальное, но не информативное. Естественно это визуальное лучше хорошо оформить, доверив это дизайнеру по опытнее.

На примере интернет-магазина торгующего New-New High-Tech Gadget's. Удачным сочетанием мероприятий последовательность действий можно назвать следующее.

Печатная продукция и биллборды
На самом старте проекта, мы определяем сегмент рынка на который мы будем ориентироваться. Ну кому нужны Гаджеты? Бизнесменам, да но до них туго доходит и тут сложновато, IT и около IT, более подходящий вариант. Более подходящий для чего? Для пункта 4 — печатная продукция.

Это все хорошо тем что IT-шники постоянно устраивают себе всякого рода конференции, кэмпы, и т.д. Этим грех не воспользоваться для раздачи карточек, визиток с одним единственным информационным элементом — названием проекта. Посетить пару, тройку подобных мероприятий и распространить печатную продукцию, повествующую о неком «проект Ч». Параллельно я бы разместил биллборды, в центре города(естественно при наличии бюджета), причем не просто в центре, а там где образуются большие автомобильные пробки.

Так же важный момент это то что будут искать в интернете. Мы раздали карточки, развесили биллборды по городу… ключевое слово «проект Ч». Поэтому мы создадим страничку в интернете, не сайт, а именно страничку.

Кстати на днях наткнулся на ужасный пример заглушки сайта =))) Я сам иногда выражаюсь, но в таком случае, заглушка для рекламного агентства мне кажется не очень.


А вот более приемлемый вариант.


И так с текстом на сайте люди, которым стало интересно что же это за «проект Ч», нагуглят эту страничку. Важно дать посетителю информацию об открытии. Счетчик, или просто дата… не важно как именно. Можно оформить ее как угодно, в плане дизайна, это я так схематически =)

Тоже применимо и с бизнес сегментом. Разве мало у нас всяческих событий, где собираются бизнес люди? Нет не мало. Опять же таки листовки, визитки...

Спонсорство
Спонсорство… ух блин замахнулся… Ага. Совершенно верно! Именно спонсорство. Об этом маленьким и достаточно хитром действии стоит поговорить отдельно, возможно написать отдельный пост. Но как нибудь в другой раз. Тут же напишу саму идею, и я когда-то проклацал подобную возможность(не по своей вине) и ей воспользовались конкуренты.

Как то работая в интернет-магазине, ко мне пришла тетенька с предложением. Мол будет праздник в клубе, там конкурсы, призы… не хотели бы вы подарить призы? Дело в том что праздник был по моему день влюбленных. Молодежь в достаточно престижном клубе Киева. Тогда мы отказались, а конкуренты воспользовались. Так вот если поинтересоваться в преддверии открытия вашего проекта, существуют ли подобные мероприятия, то обязательно попытайтесь подарить 2-3 iPod'а или мобильника. Поверьте это отличный пиар. А для старта вообще супер.

И так затравка прошла. Дальнейшие действия открытие сайта и-магазина и старт контекстной рекламы. Ну а еще дальше грамотный маркетинг, работа… в общем лирика.

Стратегия(план если хотите) получения прибыли!


Я как и вы, наверное, интересуюсь стартапами. Есть очень много интересных стартапов. Очень интересных. Но у меня в голове всегда возникал один вопрос: А где же деньги? Я начал спрашивать у людей которые создают тот или иной проект. А от куда деньги? На что ответов почти не было.

Я подлая личность… но это один из способов получить более или менее верную статистику. Я отправлял письма авторам стартапов, представляясь членом ассоциации инвесторов. Какой именно и кому адресовал письма, говорить не нужно, уверен это эстетически не красиво =)

Я говорил о том что изучаю проекты, и ищу стоящие для венчурных инвестиций, дабы помочь вырастить прибыльный проект, и тем самым принести финансовую благодать и авторам и инвесторам. Задавал один простой вопрос. «У вас есть план, стратегия по извлечению прибыли из проекта?»

Ответы меня удивляли, некоторые просто убили. Люди сразу же начинали рассказывать какой прекрасный у них проект. Просто завивали меня информацией о том что есть и о планах развития проекта. Но ни слова о прибыли… некоторые правда отвечали просто: Ну можно Яндекс директ повесить или бегун, мне кажется будет не мало прибыли.

Согласитесь если бы вы обратились к инвесторам, их бы не интересовало какие рюшечки будут у проекта и как они замечательно будут работать. Нет это тоже интересно, но это должно быть подкреплено хоть чем-то.

К примеру вы решили создать сайт о путешествиях. Ок! Сделали а что дальше? Какая информация будет размещаться? Какие технологии в движке сайта/конетнте? На чем заработок, контекст и банерокрутилка, или собственная банерокрутилка и спец-блоки с рекламой?

Можно же создать сайт каталог гостиниц с фото галереями, и телефонами и зарабатывать на SEO + контекст, или же можно сделать все то же самое с хорошим видеоматериалом и зарабатывать на чистой рекламе + организовать продажу билетов. Это разные подходы и разные бюджеты… Но все же в и в том и в том случае необходимо предусмотреть: за счет чего именно будет происходить конвертация трафика в прибыль.

Итог


Как итог я думаю, стоит отметить что на сегодняшний день все так же много стартапов, которые просто стартанули. И все. И многие стартапы, если они окажутся без прибыли перестанут быть интересными для их авторов и рано или поздно прекратят свое существование.

Имеется ввиду что при создании стартапа, необходимо думать о том что бы он был продуктом, а не полупродуктом или не-до-продуктом. Я лишь спустя 5 лет понял почему раньше инвесторы игнорировали мои идеи, и не обращали внимание на мои проекты. Именно поэтому я работал в интернет-магазинах, веб-студиях, фрилансером. Но правда признаться я сейчас понимаю что без финансовых инъекций даже самая клевая идея обречена на неудачу в реализации.

P.S. Играть с вариантами рекламы и способами подачи проекта и т.д. можно бесконечно, каждый проект индивидуален и может нести в себе столько всего интересного, были бы только силы у их авторов на их реализацию. По этому не How-To. Это простые мысли на эту тему.
macgera @macgera
карма
17,5
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (13)

  • 0
    Спасибо познавательно
  • 0
    Эм у вас с пунктом P.S. небольшой глюк там текст два раза повторяется или это так задумано?
    • 0
      Спасибо поправил
  • 0
    Вы забыли упомянуть про наличие опытной и квалифицированной команды.
    С некоторыми пунктами можно было бы поспорить, например, бренд — то, что вы описали больше похоже на фирменный стиль, а бренд нарабатывается годами и 2 понятия, как бренд и стартап не связаны…
    • 0
      Ну я же говорил что можно спорить)) это мое виденье. А по поводу команды, вы знаете для меня есть 2 константы в подобных случаях.

      1 — ответственные люди
      2 — юридическая поддержка(трейдмарк и так далее)
  • 0
    Интересно и, в целом, очень познавательно.
  • 0
    Спасибо, уже во второй раз приятно читать Вашу работу. Вот только появились сомнения по поводу счётчиков типа «До открытия осталось». Логически эффект должен быть хороший, вроде люди приходят, видят и с нетерпением начинают дожидаться звёздного часа «проэкта Ч» как приезда Металлики в Украину. Но не так давно было, такой способ использовали на играх для вконтахте. Из всех моих знакомых, которым приглашений пришло на подобные приложения, которые начнутся через 7 дней, около десятка каждому. В результате дождались 1 или 2 человека и то наверное случайно увидели. Какой процент тех, кто просто забудет за эти дни, что там где-то какой-то «проет Ч» должен открытся? Насколько этот способ эффективен? Я так понимаю у Вас уже есть практика его использования?
    • 0
      Да есть… интерес пропадает конечно… если срок затягивать. Я использовал 3-4 дня.
  • +1
    А главное — что магазин это уже не стартап никак. Или там есть новые технологии?
    • 0
      как то я раньше не заметил вашего комментария. Да магазин это не стартап… я просто на примере какого либо бизнеса показал. Потому как стратапов уникальных просто море! :)
  • –1
    никчёмно как-то… просто моё мнение.
  • 0
    Про спонсорство было бы очень интересно почитать, напишите, пожалуйста!
    • 0
      Я то написать могу о своем Экспириенс, и вообще о возможных вариантах… только вот боюсь на хабре заминусуют! )

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.