Pull to refresh

Стартап Интернет-магазина (опыт и советы)

Reading time9 min
Views16K
Сей пост про некий опыт электронной коммерции. Проще — история создания и развития интернет-магазина. Так что, прощай карма. :)
Цель — поделиться опытом. Постараюсь по мере развития сюжета делать акцент на том, на что стоит обращать внимание при развитии бизнеса с нуля.
На хабре уже не раз писали о том, кто да как что сделал. Писали из цифрами и без. Я не ставлю своей целью в этом посте выложить готовый бизнес-план, т.к. у нас его не было в том виде в котором он должен быть. Будут цифры (пусть не все, но ключевые), будут выводы, ну и, конечно, каснемся темы магазинов. Этот пост скорее для тех, кто совершенно ничего не знает (или очень мало знает) о том, как заняться чем то своим… бизнесом вроде.

Прелюдия. Зародилось это дело скорее из ситуации, нежели из запланированного проекта. Оказались два человека без работы и не могли найти ничего адекватного, а подметать дворы не хотелось. Примерно пару месяцев было потрачено на творческий поиск и даже началась работа над одним проектом, но он успешно умер, т.к. с самого начала было понятно, что монетизировать его можно будет (в той мере, когда хотя бы на расходы будет хватать и на еду хотя бы можно будет измать) не ранее чем через год-полтора после запуска, а до запуска еще и края не было видно. Второй причиной смерти стало то обстоятельство, что появилась возможно торговать неким товаром с оплатой по факту и со свободного склада (т.е. прямо со склада поставщика и своего склада не надо). Все было брошено и закипела работа над новой темой.

Подобие бизнес-плана было все таки составлено. Т.к. проект необходимо было оценить, как минимум в виде суммы инвестициий, т.к. наши запасы были весьма скромными. План был сухой, только пересчет затрат с их описанием и этапность (что когда надо будет потратить). План был составлен до момента запуска полного функционала, включая юридическую составляющу и инфраструктурную.
1. для юрридической стороны, к тому времени, уже существовало мое ИП со всеми положенными документами и печатью.
2. был открыт расчетный счет (далее малость поясню детали)
3. Был куплен и поставлен на учет фискальный регистратор (почти кассовый апппарат)
4. Была закуплена 1С
Все это, минимально необходимый набор, для того, чтобы можно было торговать, принимать(легально) деньги за товар, расчитываться с поставщиками и вести бухучет. Кассовые чеки выбиваются из «1С Упрощенки» через фискальник.

Цена вопроса по 1 — 4 около 40 000 руб. Разумеется, все компоненты варируются. Тот же фискальный регистратор, например, был куплен нулевым за 26 000 руб, хотя можно было бы найти б/ушный кассовый аппарат за менее чем 10 000 руб и тоже поставить на учет и работать. Наше решение было в пользу именно этого девайса по причинам того, что: работает от USB и позволяет выбивать чек из 1С, имеет весьма позитивные отзывы пользователей (в плане надежности прежде всего), удобен в работе (быстрый, сам отрезает чек, дешевые расходники, небольшой размер). Умение выбивать чек из 1С позволяет добиться порядка в бухучете, т.к. чек выбивается на основании продажных документов, а те, формируются только по реальному товару. Т.е полностью соблюдается цепочка «Покупка»(приходная накладная) -> «Продажа» (расходная накладная) -> «Приходный кассовый ордер» -> «Фискальный Чек».

Главный инструмент — CMS! Выбирали не очень долго, не очень быстро. Выбор остановился на Amiro в полном фарше. Одним из ключевых показателей было то, что сама контора делает полный спектр услуг. В процессе выбора, по всем доступным материалам (описаниям, отзывам, ценам, фичам...) вышли на выбор между UMI и Amiro. При этом, возможно мне везло, но демосайт UMI мне дважды и достаточно легко удалось довести до ошибки 500. Уж не знаю, в ком глюк, то ли в сборке апача со всем его окружением, то ли в самой CMS. При этом, по UNI есть множество студий и фрилансеров и все они воротят нос от заказов меньше 3000 килобаксов, даже в кризис. В итоге, переработка стандартного шаблона, сам шаблон и собственно лицензия CMS обошлись в 80 000 руб без малого. В эти деньги также вошло установка на хостинг, тестирование и 3-и часа ихнего рабочего в рабоство по любым вопросам. Поддержка на год. Спустя почти год работы, трудно сказать, хороша CMS или нет. В целом, удовлетворение есть. Недостатки тоже есть. Достоинств тоже немало, но статья не о выборе CMS. Монстр типа битрикса был отметен на самых ранних этапах из-за своей «тяжелости», обязательного продления лицензии (ежегодно) и скорее негативного фона отзывов, чем позитивного.
Совет: Если вам придется выбирать CMS для магазина, не поленитесь протестить как следует демоверсии. Обязательно сделайте тестовые наполнения каталога и покупку. Т.е. надо проверить весь цикл: наполнение каталога, покупка товара, редатирование и прочие фичи по мере убывания важности. Обязательно обратите внимание на принцип лицензирования, механизм и режим поддержки. Например, мы не выяснили до покупки, что представительство в Москве у Амиро — один человек-продажник (сейчас может больше), а все остальное в Новосибирске. Добавьте разницу во времени и получите трудности.

Следующий шаг — наполнение каталога. Здесь нам пришлось крайне туго, т.к. бОльшая часть товара была эксклюзивной по нему отсутвовала информация (каталоги, изображения, характеристики). Других особых нюансов не отметить. Разьве что стоит отметить, что фотографировать товар самостоятельно и обрабатывать фотографии — тяжкий и долгий труд отнимающий уйму времени и сил.
Совет: Если вы надумали торговать через Интернет, прежде чем затевать проект, обратите внимание на предмет торговли и то, насколько легко и в каком объеме доступна информация о товаре. Возможно, стоит присмотреться к другому товару, если вы не сможете представить выбранный в должном виде.

Открытие. Этот момент не имеет четкой грани. Провести ее можно скорее всего по дате начала продвижения сайта. Использовалось: биржи ссылок, Яндекс.Директ, Яндекс.Маркет. Биржи ссылок описывать не буду, если кто не знает, что это и зачем это, почитайте статьи. Оценить эффект от них можно довольно нескоро, но он есть. По некоторым позициям в выдаче мы выходм топ10, а то и не первое место, обходя даже дистрибьютора.
Яндекс.Директ — отностительно эффективно, дорого (местами очень дорого), быстро. Наверное, вам бросилось в глаза слово «относительно», т.к. большинство уверено, что раз на первой же странице с результатами поиска есть реклама и приходят люди, то все должно быть просто очень здорово! Ан нет. Если смотреть на это дело с точки зрения бизнеса, а бизнес любит цифры, причем те цифры, которые заканчиваются словами: рублей, долларов и евро… Так вот, если пересчитать эти самые клики (а платить вам придется именно за клики) в деньги, затем прикинуть расход на клики и сопоставить с тем, сколько вы заработаете с продаж.
Яндекс.Маркет — эффективно, трудновато, непросто соответствовать. Трудности как правило заключаются в подгоне к полному соответствию YML-экспорта к понималке яндекса. Затем трудности приходят еще и с тем, что не весь товар надо публиковать на маркете. Пример: товар стоит 40 руб, маржа 10 руб, цена за клик 0.20 центов (5 руб). Такой товар надо исключить из экспорта в YML и CMS должна уметь это делать. Если не умеет, готовьтесь писать сами обработку, ковырять потроха CMS или платить за изготовление сего инструмента внешним людям/конторам. Про соответствие… Яндекс считает свой Маркет — не просто площадкой, а практически своим магазином, поэтому, есть жесткие ограничения, которые надо соблюсти, чтобы пройти модерацию и вас пустили таки в Маркет. Например, если вы пишите что доставка товара составляет 2-3 дня, то надо обязательно добавить статус товара «Под заказ», помимо «В наличии», либо поставить жестко 2 дня. Обязательно должно быть указаны реквизиты органиции (соответсвие закону о рекламе), хотя есть уйма магазинов у которых это не указано (в техподдержке Яндекса открестились тем, что народ после модерации убирает реквизиты или это магазины, которые прошли модерацию до вступления этого правила в силу).
Совет: При выборе метода рекламирования своего магазина руководствоваться стоит типом товара и, главное, потребителем. Кто он? Каков он? Этот тезис я вывел совсем недавно, открыв второй магазин с совсем другой категорией товаров. В чем суть? Ассортимент первого магазина достаточно обильно представлен на рынке, на маркете и вообще везде где только можно по Инету. Потенциальных покупателей осведомленных о маркете и его фичах много, поэтому для этого магазина маркет выгоднее директа, причем существенно! Т.к посетитель маркета, как правило,- человек который хочет купить, человек пришедший с директа (с поисковой страницы) может быть кем угодно, может он хочет купить, может он просто ищет название товара или его артикул, или любую другую информацию. И если вы на своем сайте опубликовали эту информацию, то человек придет к вам на сайт, получит ее и ВЫ за это заплатите. И другой пример… Второй магазин с другим товаром. Я знаю, что большая часть публики, которая является потребителем этого товара, едва ли знакома с тем как работать на компьютере, не говоря уже об Интернет. А уж если и как то знает, как работать в Инете, то скорее всего до использования сервиса маркета не дозрела. По статистике по кликам это видно. Разница почти порядковая в пользу директа против маркета и по статистике, видно, что в маркете до корзины мало кто добирается.

Доставка товара. Этот отдельный сектор деятельности, который надо опробовать на своей шкуре в полную силу. Я не о том, что надо обязательно отвезти все самому, а о том, что ВСЕ без исключения транспортные компании многого не договаривают. Особые трудности вас ждут с тяжелыми и габаритными товарами. Доставщики, как правило, не поднимают товар на этаж, а без этого, покупатели, как правило не покупают товар. Мне удалось найти компанию, где в экипаже на доставке два человека и они поднимают товар на этаж, но доставка у них стоит чуть ли не больше маржи на товаре. С доставкой мелочи, как правило, проблем нет. Там все просто. Кстати, момент с кассовым аппаратом можно обойти, если найти компанию производящую доставку товара и предоставляющую услугу по кассовуму обслуживанию. Здесь уже смотрите на процент (размер комиссии) и считайте, считайте, считайте.
Совет: При определении стоимости доставки, которую вы собираетесь переложить на покупателя (добавите в корзину отдельным пунктом), прикиньте, во что для вас выльется доставка по деньгам и обязательно сравните со среднерыночной ценой. Например, среднерыночная стоимость доставки по Москве — 200 руб. С учетом всех комиссий, доплат за вес товара и пр. доставка заказа для вас будет стоить 260 руб. В этом случае, лучше спрячьте эти 60 руб в цену товара. Стоимость доставки имеет очень четкую грань для многих нынешних покупателей. Например, если считать поездку с одной пересадкой по Москве, туда обратно, автобус — метро и метро — автобус, заплатить придется около 100 руб и потратить время. В этом ключе, доставка в 200 руб смотрится нормально. Если же отметка в 200 рублей будет пройдена (для клиента), уже приличная часть задумается, многие уйдут к конкурентам.

Бухгалтерия и отчетность в налоговую. Сразу скажу, что мне в этом плане повезло, у меня жена главбух приличного размера холдинга, вечерами справляется с тем скромным объемом, что есть и знает все детали и тонкости всех самых страшных и не очень моментов. Также, сразу скажу, что чтение налогового кодекса ИТ-нику ПРОТИВОПОКАЗАНО. У меня помимо крови закипали и все остальные субстанции организма. В этом кодексе НЕТУ логики, для ИТ-шника там АД. Поэтому, бухгалтер вам нужен и обязательно. Обязательно надо, чтобы бухгалтер четко понимал, когда и в какие сроки, какие документы и куда надо подавать. Иначе, штрафы, проверки, штрафы и проверки. Самое печальное, что в ситуации с налоговой инспекцией в нашей стране — призумпция виновности. Т.е. даже если вы все правильно сделали и налоговая вас по каким то причинам прижимает, то отмахаться можно будет только чезер подачу в суд. То, какие системы налогового обложения использовать и какую правовую форму открывать, решить лучше тоже заранее. Если кто не все в курсе, в той же УСН (Упрощенная системма налогообложения) есть два вида расчета налогов: 6% от валовой выручки или 15% от доходов уменьшенных на сумму расходов. Очевидно, что вервый вариант выгоден в случае ничтожной себестоимости «продаваемого», больше всего подходит для услуг и второй вариант, если вы занимаетесь перепродажей. Обычная система категорически тяжелее в плане администрирования налогов, ведения учета и в целом, налоговая нагрузка по ней выше.
Совет: если выш предполагаемый оборот менее 60 млн руб в год и вы не собираетесь мошейничать (по крайне мере сильно :)) на столько, что можете попасть под то, что придется отвечать своим имуществом, то регистрируйте ИП и сразу подавайте заявление в налоговую о переходе на УСН. В этом случае, ваши налоги сотавят описанные ранее проценты и пенсионый налог (теперь это переводится в страховые сборы). Для сравнения сразу напугаю. Если вы откроете ООО с УСН, вам помимо указанного налога, придется заплатить кому то за предоставление юр. адреса, а к налогам, прибавится НДФЛ, который придется заплатить каждому акционеру при изъятии прибыли. Если же ООО и ОСН, то, сначала 18% НДС с маржи (правда часть НДС подается к возмещению), затем от оставшегося налог на прибыль — 20%, а затем при выплате дивидендов, все тот же НДФЛ.

Тему аренды помещений пока не трогаю, т.к. не приходилось пользоваться.

Компаньоны. Здесь есть достаточно бурная практика. Развод и девичья фамилия. Начинали дело вдвоем, ныне я продолжаю его один. Каждый из нас (бывших партнеров) вправе судить друг-друга по своему и, на мой взгляд, человек с которым мы затеяли бизнес оказался не готов к работе на себя. Были постоянные проблемы с мотивацией, что оказалось фатальным и в конечном счете привело к разделу. У меня есть достаточный опыт работы руководителем и заставить подчиненного работать я могу тучей способов, то кнута до пряника и всех промежуточных комбинаций, но мотивировать партнера можно только пряником и то не всегда работает. Учитывая, что в стартапах очень многое вкладывается в проект в виде личного труда, заметность этого вкалада становится очень резкой и очевидной.
Совет: Если есть такая возможность, то начинайте дело в одиночку и пользуйтесь наемным трудом и не трудом друзей. Если же, партнерство необходимо, делайте оценку самостоятельно. Если вам нужен просто инвестор, готовьтесь отчиваться перед всеми его капризами, этот вариант, может оказаться даже страшнее, чем «начать в складчину». Если же «начинать в складчину», оцените заранее, хотя примерно и на сколько это возможно, чего ждать от пратрера. Никакими, даже бумажными договоренностями вы не опишите объем работ, который каждый из участников дела должен выполнять. В случае стартапа, как правило содается не механизм, который зарабатывает для вас деньги, а инструмент, с помощью которго эти деньги можно заработать. Т.е. надо будет работать, работать и еще раз работать. И только в процессе развития можно будет «обрасти мясом» и в итоге передать управление наемникам, став инвестором.

В каментах можно попросить раскрыть какую либо тему более подробно, но разумеется в рамках разумного.
Tags:
Hubs:
+51
Comments61

Articles