Pull to refresh

Быстрочтение featuring Восприятие текста

Reading time8 min
Views79K
Привет всем. Основываясь на предыдущем опыте, считаю нужным сразу расставить все точи над ё. Описанная ниже методика — не мое изобретение. Однако из собственного опыта могу уверить вас, что она работает. Ровно так, как обещано.
Идея, описанная в посте, появилась давно (под катом есть история), в том виде, в каком расскажу ее я, по большей части она представлена в чудесных книгах Тони Бузана Use You Head и The Speed Reading Book (в последней много воды).

Пост затрагивает проблемы скорости чтения, понимания текста, а также методы значительного улучшения и того, и другого.

Написано с подачи пользователя cympak. Посвящается всем кто много читает: будь то деловые документы, художественные произведения или статьи на Хабре типа этой.

Прежде чем приступить к самому главному, прошу вас пройти тест из шести вопросов на Да/Нет.

1. Чтение со скоростью свыше 1000 слов в минуту невозможно?
2. Медленная скорость чтения способствует лучшему пониманию текста?
3. Пропускать слова во время чтения — плохая привычка, ухудшающая понимание текста?
4. По умолчанию мы все читаем с «естественной» для нас скоростью, а следовательно, наилучшей?
5. Если вы не поняли слово или предложение, лучше перечитать его и понять?
6. Ваши глаза находятся в непрерывном движении во время чтения?
За результатами и, наконец-то, интересными штуками добро пожаловать под кат.

Ответ НЕТ на все вопросы :) Если вы ответили хотя бы на один вопрос ДА, то вы научитесь чему-то интересному из этой статьи. Остальные уже знают топик и могут перейти сразу к комментам :)

План.
Предисловие.
I. История быстрочтения.
II. Ключ ко всему — движения глаза (что такое хорошо и что такое плохо).
III. Упражнения и приемы.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

На качество и скорость чтения влияют очень многие факторы, о всех из них я не могу рассказать в одном хабра-посте. Поэтому здесь я сосредоточился на методологии и физиологии чтения.
Я не буду рассказывать о таких (достаточно важных) вещах как мотивация или создание удобной рабочей обстановки. И еще я не рассказываю о методах запоминания информации. Это такая обширная тема, что, возможно, я посвящу ей отдельный хабратопик.
Здесь я сосредоточился немного на другом.

I. ИСТОРИЯ БЫСТРОЧТЕНИЯ.

Во время Первой Мировой Войны летчики Британских ВВС столкнулись с проблемой: на большой скорости не у всех получается моментально сосчитать количество самолетов противника, а иногда во время боя даже сложно успеть рассмотреть, свой ли летит самолет или вражеский.
Тогда мудрое командование организовало для боевых летчиков курсы по повышению внимания. Выглядело это так: Летчик садился перед тахистоскопом и ему на короткое время показывали фото своих и чужих самолетов. Со временем время показа каждой фотографии уменьшалось, и в итоге выяснилось, что даже если фото (достаточно большого размера) показано в течение одно пятисотой (1/500) секунды, человек все еще может его уловить.
Позже это открытие решили применять и в гражданских целях, а именно: на курсах повышения внимания при чтении. Тем же тахистоскопом людям показывали на короткие промежутки времени слова, затем пару слов, затем четыре слова, снижая время демонстрации одного слайда до той же одной пятисотой секунды, и люди все еще могли уловить и распознать все четыре слова.

Сейчас, конечно, такого обучения нету, есть более гуманные методы, однако идея построена все на том же: человек может улавливать слова быстро, и не по одному, а группами. Но, давайте по порядку.

II. ЧАСТЬ ВТОРАЯ, САМАЯ ГЛАВНАЯ.

Эксперимент: попросите своего друга показать на листочке движение глаза во время чтения. Друг изобразит что-нибудь вроде этого, причем движение будет равномерное и непрерывное:

И это будет совсем неправильно. На самом деле, движение глаза при чтении совсем не равномерное. Думаю, вам известно, что на неподвижном объекте глаз человека может сфокусироваться только если сам глаз при этом неподвижный (угадайте, что за правило для движущихся объектов). Текст в книге — явно неподвижный. Посему движение глаза в упрощенной форме (в пределах строки) выглядит скорее так:

Слово «фиксация» я буду использовать, так как не нашел ничего более подходящего в русском языке.
Таким образом, мы останавливаемся на слове, читаем его и идем дальше, к следующему слову. Происходит это достаточно быстро, поэтому нам кажется, что глаз движется равномерно. Переход от слова к слову очень быстрый, его время, будем считать, статистически равно нулю.
Рисунок выше — упрощенная версия, даже идеализированная. На самом деле почти все из вас (раз это всем вам в новинку) читают скорее так:

Кажется, что этот человек^^^ не имеет никаких шансов научиться быстро и качественно читать. Ан нет, все проблемы можно вполне решить.
1. Возврат к предыдущему слову необязателен для понимания, 90% таких возвратов делается читателем лишь потому, что ему *кажется*, что он не усвоил или не уловил слово. В остальных 10% он его и правда не уловил, потому что оно не несет смысла в контексте предложения.
2. Время каждой фиксации может быть снижено до 1/4 секунды. Не бойтесь, это не слишком короткое время, ведь глаз может улавливать слова и за 1/500 секунды (но так быстро мы читать не сможем, потому что мозг не будет успевать за глазом).
3. Каждая фиксация может включать в себя не одно, а несколько слов (при достаточных тренировках — не поверите — даже пару строк одновременно).

Давайте поговорим о третьем пункте (несколько слов за фиксацию), ведь это и есть наш ключ к быстрочтению. Выглядит это так:


Вначале это может показаться сложным или ненужным. Однако на самом деле в таком способе чтения нет ничего, кроме плюсов.
Пример: Какую из строк вам проще прочитать?
белая                кошка                      сидела                        на                        шоссе

или

белая кошка           сидела на шоссе.

Естественно вторую.
Профит №1: Во-первых, человек, читающий по одному слову за фиксацию, вынужден вначале читать слово, затем присоединять его к предыдущим прочитанным и осмысливать полученное. Это лишняя работа для мозга. Даже из примера (гротескного и простого) с кошкой видно, что легче соединить две группы слов, чем 5 одиночных слов.
Профит №2: Глаза меньше устают. Осуществить пятьсот фиксаций за страницу или сто — вещи абсолютно разные, во втором случае глазу несравненно проще => он сможет дольше не уставать.
Профит №3: Человек читающий быстро (на данном этапе уже можно подвести итог: читающий быстро и читающий группы слов — фактически синонимы) успевает без труда следить за смыслом предложений, абзацев и страниц, в то время как человек, тупящий по пять секунд над одним предложением и постоянно прыгающий на предыдущее слово, чтобы его перечитать, не может сосредоточиться на смысле достаточно сильно.

III. УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ.

Теперь мы знаем что быстрое чтение (естественно, правильное) СПОСОБСТВУЕТ лучшему усваиванию текста. Переходим от теории к практике.
1) Во время чтения используйте указатель (палец или карандаш или нож — кому что нравится). Периодически ускоряйте темп передвижения указателя.
Эксперимент: встаньте напротив друга (НЕ КИТАЙЦА), и попросите его представить перед собой окружность и попросите не спеша «описать» ее взглядом. Вы увидите, что зрачок будет двигаться по траектории многоугольника наподобие того, что показать на картинке слева.
Если же вы дадите ему в руки ручку, и попросите «описать» окружность ею и одновременно следить за ручкой взглядом, получится нечто более похожее на требуемую фигуру.

В этом и идея. Указатели позволяют нам осуществлять правильные движения глазом. Он будет двигаться только в нужном направлении, а не скакать туда-сюда.
Жизненное: наверняка вы оказывались в ситуации (на одной из сторон), когда родители ругают ребенка, за то, что тот читает с пальцем на странице. «Учись читать правильно», — говорят родители. А ведь они в корне не правы. А ведь они могли извлечь большую выгоду из этого. Просто попросить ребенка передвигать палец немного быстрее на каждой новой странице (или абзаце). Глаз автоматически будет поддерживать темп пальца и читать быстрее.
2) Практикуйтесь читать две строчки одновременно (с использованием указателя).
Кажется невозможным, но на деле это не так и сложно и ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ, когда нужно просмотреть и составить общее представление и превью (перед серьезным прочтением) какого-то большого объема материала.
При этом можете попрактиковаться с разными движениями указателя: по диагонали, просто внизу страницы, изгибом… каждому удобнее свое).
3) Практикуйтесь в быстром перелистывании страниц, стараясь уловить как можно больше слов на каждой.
Эксперимент: езжайте с другом на машине (допустим, он за рулем) со скоростью 90 км\час. За сотню метров до знака 30 км\час закройте спидометр чем-нибудь, чтобы друг сбросил скорость до 30-и «вслепую». Вы удивитесь, но друг сбросит скорость до 50-60 км\час.
Мораль такова: привычка — страшное дело. Если ваш глаз привыкнет двигаться быстро, то на черепашью скорость он уже вряд ли вернется и позже, при «нормальном» прочтении.
4) Тренировка чтения с метрономом (с использованием указателя). (или, в наше-то время, с софтверным заменителем метронома).
Устанавливаете определенный такт, и каждый «удар» (щелчок, писк, что там сейчас в метрономах?) сопровождайте движением указателя (допустим, переход со строки на строку, или движение от левого поля страницы к правому). Время от времени (каждую страницу или две… выбирайте сами) увеличивайте частоту метронома. и старайтесь успеть под нее.

И наконец, закончить я хотел бы тремя блоками упражнений, которые рекомендуется выполнять на постоянной основе, по *хотя бы* 30 минут в день на протяжении хотя бы нескольких недель… Потом, когда вы будете «правильно» читать, навык будет поддерживаться автоматически.
Еще я приложил таблицу для записи результатов. Ведите ее, чтобы реально ощущать прогресс.
Скачать таблицу.

Основные упражнения.
(рекомендуется, по возможности, использовать тексты разные, но одного уровня сложности, например, из одной книги)
1. Практикуйте движение глазами от левого верхнего угла страницы к правому нижнему. Цель: научить глаза двигаться независимо и уверенно.
2. Читайте пять минут (желательно материал, которые и дальше будет использоваться), результат запишите в таблицу.
3. Попрактикуйтесь в перелистывании ста страниц, отводя примерно 2 секунды на страницу и стараясь, пробегаю взглядом сверху вниз, уловить максимум слов и смысла.
4. а) Читайте текст 1 минуту как можно быстрее, не заботясь об усвоении.
б) Читайте 1 минуту с упором на понимание. Запишите результат в таблицу.
5. а) Выберите какой-нибудь легких для восприятия материал. Читайте 1 минуту, сосредоточьтесь в основном на скорости, но старайтесь уловить по максимуму смысла.
б) Попытайтесь улучшить результат из а) на 100 слов в минуту.
в) Попытайтесь улучшить результат из б) на 100 слов в минуту.
г) Попытайтесь улучшить результат из в) на 100 слов в минуту.
д) Попытайтесь улучшить результат из г) на 100 слов в минуту.
е) Читайте текст 1 минуту с упором на понимание. Запишите результат в таблицу.

Продвинутые упражнения №1
а) Используйте какой-нибудь простой материал. Используя указатель (палец, карандаш) прочтите, стараясь уложится в норматив 2000 слов за 5 минут.
б) Попытайтесь уложиться в 4 минуты
в) Попытайтесь уложиться в три минуты
г) Попытайтесь уложиться в две минуты.
д) Читайте текст одну минуту с упором на понимание. Запишите результат в таблицу.

Продвинутые упражнения №2
а) Используя указатель, просматривайте книгу в течение минуты, затрачивая примерно 4 секунды на страницу.
б) Читайте этот же текст с упором на понимание, попытайтесь уложиться в лимит 2000 слов за 5 минут.
в) Читайте одну минуту с упором на понимание. Результат запишите в таблицу.

Вот, собственно, и все :)

И, если вы хотите спросить о конкретных результатах, которые я получил (забросил я это дело полгода назад, изучал ради любопытства, но сейчас написание статьи вдохновило меня снова взяться за это), то, насколько я помню, это было примерно 500 слов в минуту на русском языке и около 150-200 на английском. Но я не особо сильно зависал над этим. Так что это даже близко не предел… Ах да, в 2003-м году мировой рекорд по скорочтению составил 3850 слов в минуту (рекордсмен: Шон Адам, США).

И напоследок, нелогично, ссылка:
www.youtube.com/watch?v=LWzPztkzGFk
Никакого отношения к быстрочтению, просто офигенная песня.
Tags:
Hubs:
+121
Comments100

Articles