Pull to refresh

Дизайн корпоративного сайта. Опыт ошибок.

Reading time 5 min
Views 1.7K
Впервые я выступал с этой темой на «CorpPress 2006». Позже этот материал попытались пересказать журналисты CNews, но мне не очень понравилось, как они это сделали. Поэтому вам я бы хотел рассказать все лично.

Практически ежедневно я с разными людьми обсуждаю, какой сайт они хотят создать для своей компании. Опыт этого общения подтолкнул меня к некоторым выводам и рекомендациям, которые, на мой взгляд, должны помочь избежать многих ошибок при разработке корпоративных проектов и, главное, способствовать взаимопониманию сторон, занятых в этом процессе.

Чтобы говорить предметно, разделим процесс создания дизайна корпоративного сайта на следующие этапы:
— Формирование задачи
— Постановка задачи исполнителю
— Разработка дизайна
— Сдача/приемка дизайна

Каждый из этих этапов связан с характерными, постоянно повторяющимися в моей практике проблемами. Остановимся на каждом этапе подробно.

Формирование задачи.
Первая группа проблем на этом этапе связана с отправной точкой создания любого корпоративного сайта — самосознанием компании. То, что находит выражение в позиционировании на рынке (pr), миссии и корпоративной культуре.

Нужно четко понимать, что причина, почему вы делаете сайт, внутри вас (вашей компании). Что лучше вас никто не сможет сформулировать то, что вам нужно, что вы хотите сказать (явить) миру.

Не формируйте напрасных ожиданий. Дизайнер не принесет вам идеологию, не сформулирует миссию вашего бизнеса и не выразит то, что вертится у вас в голове, но никак не найдет воплощения себя. В лучшем случае вы получите красивую фикцию, которая всегда и во всех обстоятельствах останется фикцией.

Возможно и другое. При попытке сформулировать задачи вашего корпоративного сайта, вы поймете, что не готовы к его созданию.
На мой взгляд, ничего страшного в этом нет. Как минимум лучше понять это до того, как сайт создан, чем после. Как максимум нужно озадачить себя заполнением этого пробела: привлечь консалтинг, поработать внутри своей структуры.

Вторая группа проблем на этапе формирования задачи — это консенсус внутренних заказчиков. Потому что внутри компании в отношении сайта всегда несколько заинтересованных сторон: отдел маркетинга, отдел связей с общественностью, отдел кадров, руководство и т.д.

Потратьте время. Соберитесь внутри своей организации и обработайте круг задач. Договоритесь об общих целях, обозначьте приоритеты. И, что существенно, определите руководителя проекта, принимающего решения — коллегиально принимать решения по дизайну очень тяжело.
И сделайте все это до того, как общаться с исполнителем (не лучший вариант устраивать внутрикорпоративные дебаты на первой встрече).

Мода.
Отдельная проблема этапа формирования задачи — это мода.
Есть некоторые неразумные вещи, которые становятся традицией и нормой. Один из ярких примеров — ребрендинг.
Многие компании в данный момент планируют ребрендинг. И я всячески предостерегаю вас начинать этот процесс с создания дизайна сайта. Сделаем новый сайт, а потом… Ребрендинг — это, по сути, переформирование самосознания вашей компании. Значит, отправной точки для создания корпоративного сайта нет. Ни философии, ни фирменного стиля — ничего еще нет. И максимум, что вы сможете сделать — это сайт о том, как у вас проходит ребрендинг (кому-то это интересно?).

Фирменный стиль.
Существенная деталь, о которой необходимо сказать отдельно. Фирменный стиль — важная часть самосознания компании. И я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди недовольны этой частью. Они приходят и говорят: «нам не нравится наша фирменная символика — давайте делать дизайн сайта». А давайте сначала решать эту проблему, и не строить напрасных ожиданий, потому что плохой логотип, скорее всего, приведет к плохому дизайну.

Как определить для себя, что вы прошли этап формирования задачи? Простой индикатор. Если вы видите много вариантов решения — это сигнал о том, что вы еще не готовы передать задачу в работу исполнителю.

Постановка задачи исполнителю.
Итак, вы определились с тем, что вы хотите получить и готовы рассказать об этом исполнителю — подрядчику по разработке сайта.

Избегайте навязывания.
Часто нет необходимости самим предлагать конкретные решения. Старайтесь не подменять постановку задачи указанием, как именно это должно быть исполнено (обязательно розы в правый нижний угол). Правильнее объяснить, чего вы хотите достичь, какого эффекта добиться — дизайнер сможет предложить оптимальное решение этой задачи.

Чаще всего встречаю в качестве таких требований: в принципе нереализуемые вещи, полет фантазии, что-то подсмотренное в других проектах, архаичные представления о технологиях. И я не зря сказал «старайтесь». Потому что избежать навязывания в 100% случаев нельзя. Часто люди просто не могут иначе выразить свои требования. Но при этом можно не быть категоричными. Есть ваше пожелание, есть мнение специалиста — вы всегда можете найти компромисс.

Содержание.
Дизайн сайта очень сильно определяется содержанием. Поэтому критически важно донести до исполнителя характер размещаемой информации, ее объем, формат. Многостраничный текст, графики разных типов, таблицы — чем лучше исполнитель будет представлять массив информации, тем большего количества подводных камней удастся избежать на этапе эксплуатации сайта.

Обязательно обсудите информационные акценты. Что более важно, что менее. Сайт должен быть построен на правильных акцентах — ваших акцентах. Исполнитель самостоятельно не сможет определить значимость той или иной информации в незнакомой для него сфере бизнеса (а он в принципе не должен считаться знакомым с каким-то бизнесом кроме разработки сайтов).

Исполнитель должен получить представление о динамике проекта — что вы планируете делать с сайтом в дальнейшем, какие его части и каким образом развивать. Это очень частое затруднение — невозможность сформулировать будущее сайта. И, соответственно, оно не учитывается при разработке. Что, поверьте, приводит к печальным последствиям. Например, вам нужно добавить раздел первого уровня — а дизайн этого не позволяет сделать.

Критерий оценки.
Вы ставите задачу исполнителю, и в этот момент оба должны подумать о критериях оценки результата. Нужно описать ключевые характеристики дизайна, при достижении которых он будет считаться сданным. И это описание должно быть абсолютно прозрачно для обеих сторон и устраивать обоих.

В противном случае вы просто не сможете принять результат. Вам покажут нечто, а вы не сможете сказать хорошо это или плохо. Вам останется только судить по «картинке», которую вы себе представили в момент формирования задачи, и это путь к бесконечной разработке и конфликтам.

Разработка.
Этот процесс идет полностью на стороне исполнителя. И здесь вопрос только его профессионализма. Если вы нормально прошли этап формирования задачи и передачи ее в работу — проблем быть не должно. В противном случае, вы ошиблись с подрядчиком.

Сдача/приемка дизайна.
Самое интересное и спорное.
Основная проблема в том, что дизайн штука субъективная. Даже если вы качественно договорились о критериях оценки результата, вкусовщина остается. Мы все люди…

Постарайтесь, чтобы ваша критика была конструктивной. «Мне не нравится» — это критерий, с которым работать нельзя, это тупик. Есть инструменты для конструктивной критики — проектная документация, экспертное мнение, логика, сравнение. Используйте эти инструменты.

Очень частая ситуация — нарушение целостности.
Дизайн это некоторое стабильное состояние хаоса, которое дизайнеру удалось достичь, решая вашу задачу. Если попытаться поменять местами блоки, заголовки, состояние равновесия будет нарушено. Помните тезис о навязывании решений — это еще одно его проявление. Постарайтесь и здесь избежать этой ошибки. Не предлагайте что-то подвинуть. Объясните для чего вы хотите это сделать, чего хотите этим добиться, и дизайнер предложит вам адекватное решение, которое позволит сохранить дизайн.

Еще одна частая ситуация — ввод новых требований.
Это уже следствие ошибок на этапе формирования задачи. Не все учли, либо это аппетит, который проснулся в процессе. В любом случае после того, как поставлена точка в проектной документации, переигрывать что-то в проекте крайне не рекомендуется. Вы должны быть к этому готовы. И пусть есть видимая легкость этих изменений — ну, что вам стоит нарисовать еще один макет. Я рекомендую не исполнять такие пожелания, а переписывать проектную документацию, ставить новую точку в соглашении и только потом работать.

Послесловие.
Выбирая подрядчика, обращайтесь в компанию, которой вы полностью доверяете. Чей профессионализм у вас не вызывает сомнений и, главное, чьи работы вам нравятся. Доверие — это основа и залог успеха вашего проекта.
Tags:
Hubs:
+33
Comments 78
Comments Comments 78

Articles