Проектная работа с юными программистами

    Выкладываю одну занимательную статью об опыте организации проектной работы среди школьников-юных программистов, подробнее — научно-технической её составляющей, подготовленную 3 авторами-руководителями программистских кружков… Уже второй год наши ученики выходят на российский тур конференции «Шаг в будущее», и не уходят без дипломов (это были занимательные закономерности в кривых Лиссажу в 2008-м и модель дорожного движения для различных просчётов трафика в той или иной дорожной ситуации, реализованная программно, в 2009-м)…

    В хабра-версию статьи /me внёс некоторые правки, для повышения читабельности, но по пруфлинку доступна и исходная исконная её версия.



    Раз уж ты, читатель, внял предупреждению о картинок.нет, внеми и ещё одной вводной: «Мы», которое будет в нижеследующем мелькать оченно часто — это три учителя-соавтора, и я не могу поменять это на «Я», ибо здесь не всё моё. Так-что будет «Мы», так уж вышло)…


    Ссылочка на полную статью, официальная версия: Г.Б.Рейнгольд, А.Н.Юркевич, М.Г.Рейнгольд, «Проектная работа юных программистов», 2010 (!RTF detected, PDF coming soon!)

        В учебном процессе нашего объединения «Юный программист» (Иркутск) есть два главных вида деятельности воспитанников: решение задач и работа над проектами. Объединение существует с 1986 года, и в первое время на первом месте была проектная работа. В те годы школьное олимпиадное движение (по линии программирования) ещё не получило своего развития (у нас?), но зато была возможность заниматься трудом производительным. Были проекты, которые покупались начинающими капиталистами и даже областными властями — прикладной софт, базы данных, небольшие начинания в бухгалтерии. И даже в начале девяностых годов, когда со всеобщим кризисом мы лишились возможности брать производственные заказы, проектная работа оставалась главной. Но набирали силы школьные олимпиады по информатике (равно программированию тогда), и мы все отдались новому увлечению.

        Большую часть учебного времени мы начали тратить на решение самых разных программистских задач, порой в ущерб проектам. Всё же в последние годы мы вернулись к долговременной работе над большими программами. Это произошло во многом благодаря тому, что сейчас получили распространение различные научно-исследовательские конференции, инженерные и научные выставки и прочие интеллектуальные соревнования, где юные исследователи и инженеры представляют и защищают свои работы. Несмотря на то, что наши ученики сравнительно недавно участвуют в таких соревнованиях, уже имеются ощутимые успехи вплоть до всероссийского уровня.

        Сразу надо разделить два момента: саму долговременную работу над проектом, и участие в соревнованиях по её защите. Тут есть и некоторое противоречие, так как второе часто идёт в ущерб первому. Есть воспитанники, которые хорошо работают, но их не очень интересует соревновательный момент. Нелишне отметить, что соревнования отнимают не только время и силы, но и требуют определённых денежных вложений. Тем не менее, в разумных пределах, и от участия в конференциях и выставках много пользы.

        Проектная работа имеет две составляющих: инженерно-техническую и научно-исследовательскую. Подробней остановимся на второй, ей посвящена данная статья.

    Научно-исследовательская работа учеников по праву считается самым трудным видом учебной деятельности, посильным не всем. Ведь и не каждый взрослый человек способен на такую работу. Однако среди кружковцев постоянно находится некоторый процент имеющих склонность к науке. Хочется сразу оговориться, что когда мы говорим о научных занятиях с юными программистами, тут есть некоторый допуск. В этих занятиях неизбежно бывает «изобретение велосипеда», часто открытия делаются лишь для себя. Иначе, наверное, и нельзя научить и приучить к такой работе. Однако и здесь надо стремиться к тому, чтобы был чуть более чем нулевой элемент новизны , стремящийся к 1. Как показывает практика, лучшим юным исследователям регулярно удаётся сказать своё слово в науке, сделать, пусть и малое, но открытие. На всех детских конференциях от жюри постоянно слышатся вопросы: «Где у вас новизна?» .

    • Работа начинается с выбора темы и формирования творческого коллектива. Это две отдельные части работы, но наш опыт говорит, что их можно выполнять одновременно. Мы считаем, что не имеет смысла браться за такой труд в одиночку, но при формировании коллектива надо учитывать множество факторов, иначе может быть создан неработоспособный коллектив, или в нём будут неэффективные участники. К сожалению, на большинстве ученических научных конференциях не допускаются коллективы более чем из 2-х человек. Членами коллектива являются и учителя, научные руководители работы. Порой не хватает знаний по некоторым предметам, в частности по математике. Это может быть по причине того, что до этой темы они ещё не успели дойти по школьной программе, либо тема эта в школьный курс не входит. Но эту проблему мы решаем с помощью специальных занятий. При формулировании темы надо заботиться о том, чтобы она была не очень широкой, иначе такую работу не удастся выполнить за несколько месяцев, отведённых на неё. Важно не просто выбрать тему, а хорошо её сформулировать, чтобы она звучала интересно даже для несведущего человека и актуально для специалиста. Когда сформулирована тема, а на это порой уходит несколько дней, составляется план выполнения работы. Члены коллектива, совместно с руководителем, распределяют кто что должен сделать и к какому сроку, назначают время обсуждения выполненных частей общей работы. Работа должна начинаться с библиографического исследования, выяснения, что по этой теме уже сделано и какие там есть «белые пятна». Если таковых совсем не обнаруживается, то надо признать, что данная тема заведомо невыигрышная, нет шансов добиться какой-либо новизны. Тогда надо тему изменить.

    • После хорошо проведённого предыдущего этапа работы можно смело приниматься за научную и инженерную часть. Научно-исследовательская работа, являясь отдельным видом учебной деятельности, тесно связана с другими её видами. В нашем объединении это решение задач и разработка проектов. Юному исследователю приходится создавать различные компьютерные программы, причём достаточно сложные. На разработку этих программ уходят месяцы упорного труда. Эта часть является проектной деятельностью, инженерной работой. Но в процессе работы над большими программами перед юными программистами неизбежно встают узкие задачи, над решением которых надо работать отдельно. Сделать хорошо работающую компьютерную программу это не самоцель. Программа, как правило, реализует математическую модель исследуемой области, она всего лишь инструмент для научных изысканий, состоящих в проведении компьютерного эксперимента. Тщательное проведение экспериментов – важная часть работы, именно здесь получаются результаты. В принципе, этот этап хорошо поддаётся автоматизации. С помощью компьютерной программы, результаты серий экспериментов компонуются в удобной форме. Очень интересный момент – выбор новых направлений для экспериментирования.
          А вот следующий этап, осмысление полученных результатов, открытие закономерностей, формулирование выводов – часть самая интересная. Здесь должно быть сделано открытие!

    • Работа вроде бы закончена, но надо её ещё надо оформить и защитить. Защита производится на ученических конференциях, муниципального, регионального, всероссийского или международного уровня, которые проводятся в большом количестве. Так у нас (в Иркутске и Иркутской области) ежегодно проводится не менее 4-х муниципальных конференций и столько же региональных.

    • К защите, как к завершению всей работы, надо тщательно готовиться. Во-первых, оформить работу в виде реферата с приложениями в виде работоспособных программ, а также таблиц и диаграмм, отражающих результаты изысканий. Во-вторых, хорошо выступить, для чего не полениться подготовить речь. В-третьих, ответить на вопросы членов жюри и публики. Всё это просто лишь на первый взгляд. Для успешной работы нам приходится тратить много времени и сил на всё это, в частности проводить занятия по ораторскому мастерству , хотя, безусловно, лучшие результаты на защите достигаются у ребят, обладающих этим мастерством от рождения.
          Обязательно надо напомнить, что во время защиты могут последовать вопросы по знанию исследуемой области, и горе тому участнику, который не покажет своё знание, хоть на элементарном уровне. Вообще при подготовке к выступлению надо тщательно продумать, какие могут быть вопросы, и постараться найти на них ответы. На защите проекта это тоже решает многое.


    <mycomment1> Вопрос может быть жесток, несправедлив, не учитывать возраст, пол, вероисповедание и оценки по русскому, но это вопрос. Взрослая наука ещё агрессивнее, будем стараться с детства прививать — быть лучшими в нашем спорте, но оставаться и просто хорошими людьми. </mycomment1>

    <mycomment2> /me постарался отрезать весь жирок и слить всю воду, в альтернативу картинкам снабдить текст подобием цветовых якорей, чтобы было за что глазу зацепиться, извиняюсь заранее если вышло очень коряво. Все комментарии по сути, стилю и оформлению только приветствуются, my carma opening for you minus everytime</mycomment2>
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 9
    • +4
      Интересная статья ни о чем. Хоть бы описали пару проектов, а то очень непонятно, чем вы там вообще занимаетесь :)
      • –2
        Верно, сейчас думаю, как в объём пары страниц текста это вставить. К вечеру постараюсь управиться)
      • +1
        Защиту следует строить как ядро — круглое и монолитное
        У проекта/работы недолжно быть никаких выступов за которые могуть зацепить и раскрутить на ненужные вопросы
        • –1
          Спс. Там в исходном тексте на заключительных словах о защите, imho, вообще всё как-то некрасиво обрывается… Издержки формата, м.б… Попробую в этом до совершенства довести за оставшееся время)
        • –4
          "/me" — показатель дебила. старайтесь не употреблять. удачи.
          • +1
            my carma opening for you minus everytime


            • +2
              сори, хотел отписать, что у вас очень жесткий английский. Попытался перевести в гугле:

              моя карма открытием для вас минус Everytime
          • 0
            А можно описать несколько конкретных примеров? Хочется видеть какие темы вбираются, может быть есть что-то реализованное, что можно продемонстрировать (ссылочку, скриншоты)? А-то статья похожа на методичку «как нужно готовиться к проектной неделе и на что обращать внимание» :)

            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.