Pull to refresh

Информатизация школ есть или все таки не очень?

Reading time3 min
Views1.3K
В последнее время в России много заявлений о том, как у нас развивается информатизация и компьютеризация учебных заведений. Как обеспечивают школы вычислительной техникой и как осуществляется поддержка. Я бы хотел рассказать об этом, исходя из собственного опыта общения и знакомства с расстановкой сил на местах, то есть непосредственно в школах. В процессе повествования будет рассказано о школах начального уровня, а не о высших учебных заведениях.
Не буду сухо рассказывать факты и приводить конкретные ссылки и названия. Я выскажу свое личное недоверие и неприятие существующего положения дел. Для начала попытаюсь раскрыть тему обеспечения вычислительной техникой и участие средств ИКТ в учебном процессе.

А на самом деле на местах все далеко не так радужно. Только на Хабрахабре в комментариях было множество высказываний на эту тему и они далеко не самые положительные. Я даже не претендую на что-то новое в своих словах. Но об этом мало кто заявляет открыто.
Я реально столкнулся с ситуацией и побывал лично или просмотрел отчеты по посещению нескольких учебных заведений в Москве и Московской области. Следует уточнить, что посещения это были не проверочные, а по другой теме, о чем я возможно расскажу отдельными постами. В одной из них, общеобразовательной школе, учится мой сын и находится она в плане развития ИТ чуть ниже, чем самое начало.
Сразу скажу плюс — обеспечение школ интернетом действительно осуществляется и выполняется относительно неплохо. По крайней мере из увиденного мной, интернета не было только в одном учебном заведении в Московской области, где на самом деле это реально было сделать, даже за большие деньги и где просто был упущен нужный момент.
На этом плюсы заканчивается. Начинаются минусы.
  • компетентность людей, которые отвечают в учебных заведениях за средства вычислительной техники и его использование, зачастую не выдерживает никакой критики. Те редкие исключения, которые встречают в некоторых, отдельно взятых школах, лишь подтверждают правило — преподаватель не владеет навыками работы на вычислительной машине на достаточно уровне. Даже те, кто выделяются из общего плана, обычно не продвигаются дальше уровня среднестатистического обывателя, который использует компьютер в повседневной деятельности.
  • вычислительной техникой обеспечиваются далеко не все, и далеко не все из этих вычислительных средств применяются в учебном процессе. И бывали случаи, когда серьезной техникой обеспечивают не централизовано, а в качестве благотворительного подарка (большое спасибо этим людям, они действительно помогают детям!)
  • на деле, вычислительной техникой в учебных заведениях не умеют пользоваться никто, кроме детей. Дети же, в силу своего современного развития, воспринимают компьютер как средство для игр.
    Как глава большого семейства скажу, что проблема всех подростков, возрастом от 10 лет. До 10 лет подростка реально еще заинтересовать и направить в русло, где компьютер воспринимается как средство для творчества. Если упустить нужный момент — подросток потерян. С учетом того, что большинство родителей возлагают надежды на учителей, а учителя в этом плане мало что могут дать ученикам, это реально подавляющее количество подрастающего поколения. По моему личному мнению, подобное развитие уже набирает масштабы стихийного действия.
  • при наличии, казалось бы, всех предпосылок к нормальному развитию ИКТ в школах, его не существует. Я был реальным свидетелем, когда в классах установлены дорогостоящие iMac, но они стоят для красоты и проверяющих. Причина банальна — преподаватель просто не умеет работать за такой системой, а самостоятельно изучить у него чаще всего нет желания, а бывает и возможности (бывает и такое, что оборудование неофициально запрещено трогать, ибо стоит для проверяющих).

А теперь у меня вопросы к сообществу — доколе? Почему на страницах ресурса рассказывают о всяких новомодных штучках и технологиях для образования, но при этом практически не делают доступного описания процесса изучения и внедрения в реальных условиях? Участвует ли сообщество в жизни школ и учебных учреждений кроме тех, в которых учится?
В этом плане меня сильно радует сообщество Linux User Groups, которое старается провести занятия и расширить кругозор преподавателей и детей. Но в Москве и Московской области это движение почему-то сильно мало! Его фактически нет, большая часть участвует лишь в посиделках с пивом и дальше разговоров никуда дело не идет.
Меня также радуют инициативы Microsoft, но меня смущает проприетарность всех предлагаемых решений. И я лично считаю, что компания делает отличные вещи, но на деле выступает как тормоз. Зачем тратить огромные средства на воздух ежегодно, когда их можно вложить в развитие и образование, в человеческие мозги и на выходе получить гораздо больше?
И последнее — найти какую либо нормативную информацию в интернете по теме информатизации школ практически нереально. И меня гложет сильное сомнение, что она вообще есть. О ней даже не знают те преподаватели, с которыми я общался.
_________
Текст публикуется по просьбе моего друга Softovick'а, у которого назрело много вопросов и тем для обсуждения, но не имеющего возможности их высказать. Потому, если вы захотите поставить плюс или минус — ставьте их автору, спасибо.
Tags:
Hubs:
+30
Comments129

Articles