Pull to refresh

Это образование!

Reading time 12 min
Views 17K
Приветствую, хабраюзер!
Похоже, на Хабре новая неделя образования? В этом посте разгорелась большая дискуссия, несколько пользователей в комментариях обещали написать свои заметки, а автор вышеупомянутого топика предложил мне написать свой топик. Что ж…

Сразу скажу, что точку зрения ssiemens я не совсем разделяю. Наверное потому, что и работаю я по специальности, и от университета у меня только хорошие воспоминания. В данном посте хочу рассказать о том, как проходило обучение у нас и поделиться своими соображениями.
Кроме объективных оценок в посте будут присутствовать: мнение автора, его впечатления и немного личной информации. Автор не гарантирует, что все выводы справедливы для гуманитарного образования и для других ВУЗов вообще. Также заранее прощу прощения за опечатки и возможные ошибки — поправки можно слать в хабрапочту.

Предисловие


С 8 по 11 класс я учился в лицее для мальчиков, все представители которого гордились высоким уровнем учителей и учеников, тем, что 100% учеников поступает в ВУЗы, большинство из них — на бюджетные места в универститеты Москвы и Петербург. Еще втайне гордились тем, что за более чем 15-летнюю историю школы в ней было всего два медалиста.

В начале 11 класса встал вопрос о поступлении. Москва и Петербург, несколько ВУЗов. В итоге по некоторым причинам я выбрал Северную столицу, и конкретно Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ). Вопрос, на кого идти учиться, изначально даже не стоял: кроме как компьютерной специальности ничего и не рассматривалось. В школе давали Pascal, а дома засиживался за Delphi. В первую очередь смотрел на «Программное обеспечение», дальше по убывающей шли другие компьютерные специальности.

В Политехе же этой специальности обучали на факультете технической кибернетике (ФТК), и конкретно на кафедре информационных и управляющих систем (ИУС).

Обучение


Первокурсников нас набралось шесть групп. Одна бюджетная группа по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и пять групп по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»: две бюджетных и три контрактных. Всего более 60 человек. Сам я учился на бюджете.

Учебный план построен таким образом, что на первом курсе процент специальных предметов был меньше 20, к пятому курсу он возрос до 100. Количество предметов и пар начиная со 2-3 курса стабильно уменьшалось. Вплоть до того, что на пятом курсе я работал 40 часов в неделю, нормально совмещая это с учебой. Но это только у нас так, на других кафедрах пар было больше.

По сравнению с другими хорошими кафедрами факультета (таковыми я считаю ИБКС и КСПТ (бывшая АиВТ)) на предметах по специальности «дрючат» не так сильно, дают больше свободы. ПрепоДАЮТ. А уж кто сколько возьмет — забота студентов. Я бы сказал, что такой подход мне скорее нравится, хотя чуть больше строгости не помешало бы. Как в ведении предметов, так и в отношении к лентяям.
От курса к курсу возрастало количество автоматов, которые можно было получить.

Ниже я напишу подробнее по курсам, как проходило обучение: списки предметов (благо перед получением диплома я на память отфоткал зачетку) и чем занимался в это время я.

1-ый курс


Высшая математика (экз.), физика (экз.), английский язык, алгоритмизация и структурное программирование (экз.), Microsoft Office, отечественная история, физическая культура. Именно на АСП большинство нашей группы плотно (а кто-то впервые) познакомились с программированием. На основе Паскаля нам давали первые понятия: программ, процедур, функций. Потом были алгоритмы и начала ООП.
Во втором семестер продолжились высшая математика (экз.), физика (экз.), алгоритмизация и структурное программирование, английский язык, физическая культура. К ним добавились объектно-ориентированное программирование (экз.), экология (экз.) и микроэлектроника и схемотехника (экз.). На лекциях ООП читался С и теория ООП, на упражнениях был чистый С. Микроэлектроника была одним из моих любимых предметов за все обучение в университете, всегда получал пятерки автоматом, и даже подумывал, что свяжу свою деятельность именно с ней.

Из личного

В середине второго семестра я устроился тестировщиком конфигураций 1С на 20 часов в неделю со ставкой доллар в час. Общежитие меня быстро приучило к самостоятельности и хотелось в том числе быть самостоятельным финансово. Как сейчас помню, родители высылали 2500 рублей в месяц и стипендия была 250 рублей.

2-ой курс


В третьем семестре читали и вели: высшую математику (экз.), физику (экз.), микроэлектронику и схемотехнику (экз.), численный анализ (экз.), цифровые вычислительные машины, ООП, философию и физическую культуру. Численный анализ я бесстыдно просрал, а на ООП пытался разбираться в С++, STL и MFC. Воспоминания о Delphi еще жили во мне и C++ восторга тогда не вызывал.
В четвертом семестре опять был вышмат (экз.), численный анализ и ЦВМ. К ним добавились матмодели (экз.), дискретная математика (экз.), операционные системы (экз.) и программирование встроенных приложений. Матмодели прошли примерно так же, как и численный анализ. На ОС и встроенных приложениях нужно было использовать С++. Поскольку его я не взлюбил, курсы эти прошли соответственно: по ОС зачет мне поставили «авансом», а лабы по встроенным приложениям делал напарник.

Из личного

В начале второго курса я осознал, что от программирования меня тошнит, я даже не хочу выполнять несложные лабораторные работы. С ужасом думал, что же будет дальше, какого черта я пришел сюда учиться. Были мысли даже о том, чтобы забрать документы и пойти в армию.

Проработав тестером ровно год, в середине четвертого семестра я уволился, в том числе из-за навалившихся проблем с учебой. Апогеем стала сессия: сдать надо было 5 экзаменов и 1 зачет с оценкой. К концу сессии я имел 1 сданный экзамен. На допсе было сдано 4 экзамена и 1 зачет за 4 дня. Естественно о хороших оценках речи не шло. После этого я крепко задумался о себе и своем обучении. (Забегая вперед, скажу, что 5-ый семестр по оценкам был лучшим с первого курса, а 6-ой семестр был закрыт на все пятерки).

3-ий курс


Третий курс был самым страшным. Вроде бы уже и отпустил матан, а тут новая напасть.
В пятом семестре читали: теория вероятностей и случайные процесс (экз.), управление в технических системах (экз.), базы данных (экз.), программирование распределенных систем (а на самом деле J2ME; экз.), теория алгоритмов и автоматов, микроэлектроника и схемотехника, матмодели, русский язык и культура речи.
Всех студентов кафедры волновало только два вопроса: как сдавать теорвер и УТС? С первых экзаменов народ уходил с валом двоек. Наша группа (группы с этим номер всегда считались «ботаническими») вышла с первого экзамена по УТС с одной тройкой. Все остальные получили неуды.
В шестом семестре продолжились теорвер (точнее, уже как статистическое моделирование), УТС, ТАА (экз.), матмодели и базы данных, добавились архитектура вычислительных систем (экз.), системный анализ и принятие решений, экономика и применение и проектирование микропроцессоров. Последний курс я целиком прогулял. А системный анализ читал, кстати, декан факультета, он же заведующий нашей кафедры.

Из личного

В начале третьего курса я понял, что надо бы снова влюбить себя в программирование и уже как-то начать двигаться в сторону работы по специальности. В середине пятого семестра купил Троелсена, и сдал первый курсовик на C# по базам данных (о, этот MDB и OLE-объекты!). В своем движении в сторону работу по специальности я устроился в моторольский R&D проект (наша кафедра активно сотрудничает с компанией Motorola). Летом проект закончился, но желания продолжать с J2ME не возникло.

Лектор, читавший в шестом семестре курс «Базы данных», и несколько ребят-аспирантов, которые вели лабораторные работы, работали в одной фирме. Довольно большая контора, много проектов, задачки есть для всех, в том числе и исследовательского плана. Вот на такие задачки они и звали третьекурсников для прохождения летней практики. Я пошел. Практика уже тоже делалась с использованием C#.

4-ый курс


В седьмом семестре продолжились системный анализ (экз.), стат. моделирование (экз.), УТС (экз.), добавились экспертные системы (экз.), системы передачи данных (экз.), функциональное и логическое программирование, психология, индустриальное программирование, технические средства и архитектура сетей. Психология, на мой вкус, самый интересный гуманитарный предмет из всех.
В восьмом семестре остались системный анализ, технические средства и архитектура сетей (экз.), а добавились системы обработки многомерной информации (экз.), компьютерная графика (экз.), технологии разработки ПО (экз.), теория языков программирования, безопасность жизнедеятельности, социология, правоведение.

Из личного

НИР. Эта завораживающая младшие курсы аббревиатура. Научно-исследовательская работа, в которой предполагается, что студент занимается исследованиями и работой для своего диплома. У нас хоть бакалавр и необязательный, но сдавали его почти все. На бакалаврскую я остался с тем же человеком, который курировал мою летнюю практику. Программирование продолжалось.

5-ый курс


Учась на младших курсах и глядя в расписание 5-го курса, мы не верили своим глазами: НИР, НИР, НИР… и всего восемь пар в неделю по пяти предметам! И большинство пар в пятницу-субботу. Ни на одной другой кафедре такого «безобразия» не было.

А предметы были вот какие: организация и планирования производства (экз.), верификация требований (экз.), методы и средства защиты компьютерной информации (экз.), управление программными проектам, надежность ПО (экз.). Кроме надежности ПО все предметы вели сплошь молодые преподаватели: аспиранты и бывшие аспиранты. Все из них работают в крупных IT-компаниях. На лекциях рассказывали материал буквально «с передовой». Глядя на них, я чувствовал острое желание стать такими же специалистами, как они.
Второй семестр пятого курса продолжился методами защиты информации (экз.), к ним добавились дизайн и проектирование веб-сайтов (экз.), JavaEE (экз.) и процесс разработки ПО (экз.).

Из личного

В самом начале 5-го курса (в сентябре) я устроился на вполне уже взрослую позицию C# разработчика (где и работаю по сей день) и окунулся в промышленное программирование. Отмечу, что применительно к работе для меня были интересны и полезны курсы «Управление программными проектами», «Процесс разработки ПО» и для общего развития «Организация и планирование производства» (название старое, кстати).

Диплом


Мой научрук — один из тех аспирантов, что когда-то проводил лабораторные работы по базам данных, был куратором на летней практике и вел бакалаврскую. Теперь у него свой бизнес (можно употребить нынче модное слово «стартап») и свой проект — система хранения xml-данных. В рамках этой системы и делалась моя дипломная работа. И вот к слову о том, что дает ВУЗ и что такое инженер. Была задача, было услышанное от научрука слово «кластеризация». И все — поехали. Изучение литературы (в том числе англоязычных источников), ломание головы, переписывание многих страниц диплома после осознания неправильно выбранного алгоритма. Написание диплома дало мне ценный опыт в плане самостоятельной работы, обработки материала, его структурировании и изложении.

Я был на защитах двух кафедр: своей и уже упоминавшейся КСПТ. Оценки на защитах везде ставили весьма лояльно. Но вот различие в самом процессе бросилось в глаза. На нашей кафедре в комиссии в основном сидела профессура, лишь пара человек имеет дело с современными технологиями/программированием. Отсюда и вопросы к защищающимся в основном общего плана (хотя, конечно, от этого не становящиеся менее грамотными). На соседней же кафедре, где помимо комиссии сидит еще человек 6-8 молодых преподавателей и аспирантов, кроме вопросов общего плана очень много задается чисто технических вопросов. От этого уровень защит становится выше.

Кафедра


Учеба


Как я уже упоминал выше, к студентам относились довольно лояльно, никто никого особо не заставлял. Кто сильно не врубился в это, до диплома не дожили. В остальном же список предметов мне кажется весьма сбалансированным. Некоторые предметы шли под старыми (видимо, из стандарта минобразования) названиями, на самом же деле на них молодые преподаватели читали что-то другое. А это говорит о том, что кафедра стремится двигаться в ногу со временем, не ожидая приказа сверху.

Преподаватели


Согласно официальному сайту кафедры, сейчас на ней работают 58 преподавателей, из них: 8 профессоров, 27 доцентов, 5 старших преподавателей, 18 ассистентов, а также 12 человек учебно-вспомогательного персонала. 5 докторов наук и 25 кандидатов наук.

Я бы сказал, что все наши преподаватели делятся на три категории:
— из старшего поколения те, кто больше времени уделяет преподаванию и проводит в университете;
— из старшего поколения те, кто параллельно с обширным преподаванием имеет свои фирмы либо работают где-то;
— из молодого поколения те, кто ведет только на нашей кафедре одну-две пары, как правило, по субботам, а в основное время на полную катушку работают в IT-компаниях.

Насколько я знаю, на одну университетскую зарплату никто не живет.

Меньшая часть из всех преподавателей ведет на первых двух курсах, бОльшая часть — начиная с третьего курса. Уровень их разнится, как и везде. Кто-то ведет лучше, кто-то хуже. Кого-то студенты любят больше, кого-то меньше. Ни об одном преподавателе не могу сказать что-то действительно плохого.

Материальная база


Учебные классы, компьютерные классы, проекторы, оборудование — все присутствует. В общем-то все обеспечение на должном уровне. За 6 лет обучения компьютеры обновлялись минимум 2 раза. Математические пакеты, Студии, SQL Server — все работает без проблем. Конечно, отчасти все это есть потому, что кафедра и факультет сотрудничают с IT-компаниями. Отчасти наверное потому, что Политех в 2007 году выигрывал правительственный грант и какие-то деньги дошли и до кафедры.

Немного статистики


Проиллюстрирую текст некоторыми фактами и цифрами.
  • За все время обучения ни один студент нашей кафедры не покупал экзамен. Ни один. Ни у «общих» преподавателей (типа вышмата, физики), ни у преподавателей кафедры. Максимум — конфеты/коньяк пару раз.
  • На первом курсе на кафедре было 6 групп, чуть больше 60 человек. Шестой курс заканчивало (магистры еще заканчивают) 5 групп, чуть больше 40 человек. В т.ч. из моей группы ушли двое.
  • На момент окончания в моей группе училось 11 человек. Сейчас 7 человек занимаются разработкой ПО, 1 человек работает аналитиком, 1 занимается вебом, 1 работает не по специальности и 1 человек не работает. Как видите, «чистый» процент работающих по специальности 7 из 11, т.е. около 64%. В параллельных бюджетных группах ситуация примерно такая же. В контрактных группах чуть похуже, но по 3-4 человека из группы по специальности точно работает, и много кто занимает вебом, тестированием и т.д.


В заключение


Подводя итог всему сказанному, нужно признать, что наверное мне действительно повезло. Я очень благодарен своему ВУЗу, своей кафедре и всем преподавателям, у которых я учился (особенно тем, кто «дрючил» больше).

Уже получив диплом, я искренне жалею, что сам много чего упустил. Сам! Мне давали, а я не брал, дурак! Это касается и учебы (вы наверное заметили в описании по курсам), и дополнительных возможностей, которые есть в ВУЗе. И очень горестно от того, что этого уже не вернуть и очень сложно хотя бы частично повторить.

Однако история на этом не заканчивается: после защиты диплома я попал в список бюджетных аспирантов. Осенью начинается учеба в аспирантуре, где я собираюсь углубляться в тему дипломной работы. Причем если изначально я аспирантуру расценивал скорее как способ решения квартирного вопроса (на который активно копятся деньги), то после работы над дипломом мне захотелось позаниматься исследованиями, да еще в придачу вылезли те мысли о преподавании, когда на пятом курсе я смотрел на наших молодых преподов. Мысль, как известно, материальна: в феврале мне предложили проводить лабораторные занятия на кафедре. Я не раздумывая согласился. В итоге с этого семестра мы вместе с двумя ребятами проводим лабораторные занятия — по тем самым базам данных, у 3-го курса. И вы знаете, это мне интересно. И я буду рад, если кафедра будет нуждаться в моей помощи и дальше, а учеба в аспирантуре по идее предполагает проведение занятий.

Бонус


У системы высшего образования сейчас несколько проблем с разных сторон. Я не буду обсуждать такие вопросы, как финансирование, низкая зарплата и т.д. Потому что здесь, по-моему, все очевидно. Обсужу другую проблему.

На мой взгляд, высшее образование обесценилось. Молодые люди перестали хотеть (да-да, хотеть; мой отец в свое время поменял карьеру футболиста на военную академию) идти в армию, упал уровень системы профессионального образования. Все это привело к тому, что появилось множество ВУЗов, увеличился набор студентов, в т.ч. за счет контрактников. И многие вчерашние школьники идут получать высшее образование а) чтоб откосить от армии, б) чтоб получить корочку, в) потому что им так вдолбили родители. Необходимо сократить и количество ВУЗов, и поток желающих в них обучаться.

Другой момент заключается в том, что многие студенты неудачно выбирают специальность, либо вообще неправильно воспринимают систему обучения.
Некоторые знакомые удивляются, узнав, что специальность я выбрал осознанно и сам. Это слагаемое номер раз. Высшее образование не предполагает постоянного контроля за студентами, мы как взрослые люди сами вольны выбирать свою судьбу, брать или не брать то, что нам дают, учиться или не учиться. Очень большое значение играет самостоятельная работа. Это второе слагаемое. Университет предоставляет много неучебных возможностей: это различные конкурсы, конференции, и т.д. Это слагаемое номер три.
Если абитуриент будет уделять внимание всем этим компонентам, из него получится отличный студент и выпускник!

Еще одна из проблем: «ВУЗ не дает нам практических навыков, мы ничего не знаем о новых технологиях», говорят студенты. Действительно, ИТ-область очень динамичная область и поспеть за ней в терминах конкретных технологий для университета нереально. На мой взгляд, базовые предметы должны вестись без привязки к конкретным технологиям, они должны дать фундамент, основу для мышления. (Предвижу крики «Долой Pascal!»). А вот уже на пятом курсе студентам нужно давать как можно больше практических предметов, как можно более приближенных к реалиям. И вот тут появляется еще одна проблема: а кто их будет вести? Приток новых кадров в ВУЗы в большинстве своем действительно огорчает. Но что касается ИТ-области, то здесь, как мне кажется, все должно решаться довольно просто: любой специалист может совмещать основную работу с нескольким часами в неделю, проведенными в ВУЗе. Конечно, есть свои нюансы, вроде «кафедре я не нужен», «я не могу уходить с работы» и т.д. Я уже упоминал про различия на защитах дипломов на своей и соседней кафедре. Добавлю еще. Если у нас молодые преподаватели именно такие: одна-две пары в неделю, а все остальное — работа, то на соседней кафедре молодые преподаватели большую часть времени проводят на кафедре, а работа идет лишь как совместительство.

Конечно, видя проблемы, можно просто констатировать их и вздыхать, мол, а что я могу поделать. Для начало надо бы настроиться на позитив и желание участвовать в разрешении проблемы:
1. Знайте, чего вы хотите.
2. Не ждите, пока вам все дадут готовое, берите и делайте сами.
3. Начните с себя и вокруг станет лучше.
4. Отдавайте часть себя для других и мир станет лучше.

Как заметил glamcoder в комментарии к предыдущему топику: «Легко ломался прутик, но был несгибаем веник.» Всем удачи!
Tags:
Hubs:
+48
Comments 56
Comments Comments 56

Articles