Пользователь
18,8
рейтинг
19 мая 2010 в 01:28

Управление → Синдром многорукого Шивы: Знания vs Навыки

GTD*
В продолжение предыдущего поста.


Мне кажется, что большинство компьютерных специалистов «нестандартного профиля» и системных администраторов образовалось стихийно, и большинство из них прошли путь, когда приходилось и принтеры разных видов обслуживать, и с 1С возиться, и почтой заниматься, и банк-клиенты настраивать, и решать проблему с воспроизведением видео на ноутбуке начальства. Я могу ошибаться, но, насколько я могу видеть это в своём окружении, большинство шли именно этим путём.

Путь о котором я говорю — путь «многорукого Шивы». Путь множества навыков и относительно малого знания. Те, кто переключился на путь знания идут вверх. Те, кто остался на пути навыков — остаются примерно там же, где и были.

Навыки


Давайте я немного «попиарюсь» и расскажу про мега-навыки, которые остались у меня жизненным багажом.
  • Настройка АТС Multicomm, Panasonic, Simens
  • Настройка WiFi-доступа на SOHO-маршрутизаторах
  • Настройка SDSL-модемов
  • Настройка банк-клиентов (не буду оглашать список, там штук 20 разных)
  • Настройка ПО из налоговой (налогоплательщик ЮЛ, PERSW и т.д.)
  • Настройка более десятка различных видов instant messenger'ов, умение их диагностировать (не всегда тривиальная задача, особенно в районе MSN)
  • Конфигурирование аутлука в различных конфигурациях, включающих RPC over HTTPS, отключение кеширующего режима, настройки форм, создание собственных форм, управление правилами
  • Методы замены картриджей на более чем 40 видах принтеров, знание как посмотреть расход тонера и число страниц на ксероксе.
  • Умение обжимать пятую категорию
  • Какой-то опыт возни с грозозащитой телефонных линий
  • Настройка videonet, включая разруливание чрезмерного числа прерываний от плат видеозахвата
  • Организация телефонной коммутационной коробки на 10 номеров внутри маленькой силовой коробки (не знаю как они называются, круглые такие, для заделывания в стенку)


Я специально выписал самые мусорные навыки, которые в резюме обычно даже не пишутся, ибо слишком тривиальны. Если бы этот список стал в 50 раз длиннее, стал бы я от этого более квалифицированным специалистом? Нет.

Причина — это навыки, а не знания. В каждой новой ситуации я должен с нуля изучать проблему и искать решения. Да, опыт предыдущих позволяет по-аналогии решить новые, но аналогии совсем не всегда справедливы…

Знания


А теперь рассмотрим обратный пример. Как вы думаете, сколько времени потребуется на изучение bind'а человеку, который хорошо знает структуру и принципы работы DNS, хотя бинда в глаза не видел? Пара дней на изучение специфики бинда (например, view) и хмыкания на наиболее неочевидных вещах, несколько дней возни с реальными биндами — и это вполне себе специалист. Почему? Потому что, даже если он не знает, как именно в бинде делается нотификейшн слейвов, он точно знает, что ему нужно найти метод оповестить слейва об обновлении зоны. Осталось выяснить, как.

Аналогично: как вы думаете, сколько времени потребуется человеку, хорошо разбирающемуся в PKI (но делавшему это только под виндами) освоить openssl и поднятие собственного CA? Я не думаю, что больше нескольких дней.

Знания лежат глубже, чем навыки. Можно уметь, но не понимать. Понимая, всегда можно разобраться как делать.

Математика времени


Время, потраченное на навыки — инкрементальное время. Наличие навыка до начала работы экономит вам N времени. Один раз (имея навык вы экономите время на его приобретение). Время, потраченное на знания — мультипликативное время. Оно не ускорит вас здесь-и-сейчас, но позволит сократить каждое N в получении навыка в соответствующей области на некую величину. И чем больше таких «мультипликативных» факторов у вас есть, тем больше экономия времени, и тем шире области, в которых вы в принципе, можете приобрести навыки. И тем эти навыки будут фундаментальнее (так как вместо запоминания последовательности вы будете знать причины и последствия).

Многорукий Шива малого бизнеса


И именно с этой проблемой сталкивается большинство админов в небольших компаниях. От них не требуют знания и понимания. Нужно, чтобы оно работало (хорошо или плохо, не важно. Нет людей, которые бы могли оценить, так что «хоть как-то», лишь бы работало). Зато, помимо основной работы есть масса второстепенной, которая требует внимания и времени, но совершенно не связана с знаниями. Я выше перечислил довольно широкий список…

Впрочем, оставим меня в покое. Достаточно пробежаться глазами по вакансиям, как волосы встают дыбом от той мощи и сложности работы администратором:

Пример:
Навыки: Windows 2003, AD, Microsoft Exchange, MS SQL, IIS, ISA, HyperV, 1C, Linux, FreeBSD, Apache, BIND, vWare Server, знание HTML/CSS, PHP, принтеров HP и Xerox, маршрутизаторов cisco и dlink.
Служебные обязанности: администрирование сети предприятия, поддержание работоспособности и актуальности сайтов компании, обеспечение работы почтовой системы, администрирование 1С, обновление и исправление конфигураций, обслуживание оргтехники и СКС.


Если мы всерьёз воспримем это объявление, то попытка изучить хотя бы половину из приведённого засадит нас на пару лет за книжки. Администрирование MSSQL? Как бы надо, как минимум, хорошо знать SQL, знать особенности MS SQL, знать про методы репликации, организации подписки и публикации, написание скриптов бэкапа на самом SQL… Exchange и AD? Очередной огромный столп, освоение которого весьма и весьма сложно (знание схемы AD, навыки работы с adsi, PKI...). И дальше всё хуже. А ещё вам требуется «поддерживать актуальность веб-сайтов» (ака быть редактором, а вероятнее всего, и дизайнером, и кодером (не зря же PHP пишут)), а ещё там есть 1C, которой нужно ''исправлять конфигурацию'' (нужно знать бухучёт, знать язык 1С, знать принципы работы конфигурации...). О такой мелочи, как «знание cisco» мы просто не будем говорить.

На самом же деле, людям нужен просто продвинутый эникейщик, который это всё будет держать в относительном порядке. И да, его будут заставять ковыряться в конфигурации 1С, переделывать дизайн сайтов, разбираться, почему не работает синхронизация на КПК с эксчейнжем и т.д. и т.п.

В итоге если вы начнёте со всем этим работать, то вы никогда не изучите фундаментально всё это. Вы не станете хорошим 1С-программистом, вы не станете хорошим кодером на ПХП, вы не станете дизайнером, вы не изучите AD так, чтобы прийдя в крупную организацию спокойно разобраться с односторонними доверительными отношениями между деревьями в лесу, мостовыми серверами, GPO с привязкой к узлам AD… [я пишу в пределах своей квалификации, возможно, там дальше есть что-то больше].

На такой работе у вас будет два пути:
  1. Раскидавшись с второстепенными обязанностями предаваться неге безделья (да, все эти обязанности займут у вас в спокойном состоянии ну час в день, максимум)
  2. Заняться самообучением. И это вовсе не должны быть книжки по эксченжу или даже «книжки по линуксу» Спокойно, неторопясь изучить принципы работы сети, изучить DNS, DHCP, осилить PKI, зарыться в LDAP и понять, что AD — не пуп земли. Прочитать про современные сети (которые похожи на модель OSI не больше, чем детская телефонная связь из двух телефонов по проводам на современную базовую станцию сотовой связи). Изучить глубоко линукс, разобраться с современными технологиями в нём, поковыряться в исходном тексте...

Второй путь никак не связан с служебными обязанностями, более того, он им противоречит (работодателю не нужен «шибко умный»). Но именно он ведёт к возможности специализации. Потому что невозможно специализироваться без фундаментальных знаний, эникейщик с 20-летним стажем (вы не поверите, но я знаю такого) так и остаётся эникейщиком, хотя, может, и обладает потрясающими навыками.

«Гнида капитализма»


В чём же причина подобного? Я говорил с несколькими директорами средних компаний (50-150 человек) «по душам» — и меня поразило то, как они относятся к рабочей силе. Говорили мы в ситуации, когда эти слова не могли меня задеть, так что, думаю, они были откровенны.

Им нужны люди, которые будут делать всё. Им не нужны специалисты узкого профиля. Если они решаются на разделение работы программиста и веб-дизайнера, то только потому, что «уж очень это мерзко получается». Через силу. При первом же возможном случае пытаясь сделать из дизайнера ещё и менеджера по продажам, контент-менеджера и фотографа в интернет-магазин.

Им нужны универсалы с огромной гибкостью и глубиной навыков «ну сколько есть». И им не нужно «ничего особого». А главное, такие «универсалы» очень легко меняются, потому что в каждой конкретной области её изучить не так уж сложно (на том уровне, на котором им требуется). Можно взять первого попавшегося админа, и через неделю он будет разбираться в этой АТС, через месяц он освоится с эксчейнжем, даже если он в жизни его раньше не видел.

Причина же этого (это уже мои домыслы) в том, как они относятся к бизнесу. Большинство не уверено в том, что будет завтра, и не в смысле «получится или нет», «сожрут конкуренты или нет», а в смысле «ну что ещё нам устроят». Большинство не хочет вкладываться в обучение сотрудников, потому что не уверены, что не придётся резко менять бизнес с (например) книгоиздательства на торговлю картошкой, или вообще «валить отсюда нафиг». В таких условиях инвестиции в развитие сотрудников — глупость. Завтра всё похерится и нужно будет делать экспертов по картошке, так что пусть пока книгу сисадмин сверстает, он всё равно с компьютерами хорошо разбирается…

… Добавим, что большинство сколь-либо успешных руководителей относительно неплохие психологи в смысле «обработки кадров». И в таких ситуациях они стараются показать вам малозначительность вашей работы. Это делается не прямым текстом, а некоторой примитивизацией отношения к результатам… Наверное, лучше чем комикс xkcd в начале статьи, про это не сказать.

Личный корыстный интерес


Карьеры многорукого Шивы быть не может. Наверное, где-то найдётся один-единственный человек на планете, способный изучить одновременно всё. Но большинство физически этого не может. Единственный путь в карьере (если оставлять в стороне госорганы и тёплые ленивые места в полугосударственных газпромах) — это специализация. И для этого нужно пойти строго в обратном направлении — к основам. Если вы будете хорошо знать ядра современных операционных систем, то стать специалистом по конкретно взятому microsoft linux enterprise вы сможете с лёгкостью.

И должность апгрейженного эникейщика даёт возможности для этого. Когда у вас над головой не висит дедлайн, вы можете потратить месяц на изучение чего-либо абстрактно, а не в режиме «к заврашнему утру оно должно работать, хотя я совершенно не понимаю, что означает сообщение 'invalid reference for inner object storage security record' во время запуска почтового сервера».

Единственная опасность — это медлительность и необязательность изучения (можно пару месяцев повозиться, спотнуться на мелочи и бросить).
Георгий Шуклин @amarao
карма
271,0
рейтинг 18,8
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (205)

  • +8
    Навыки бывают разные, не только технические. Скажем продвигаться наверх тоже навык.
    • +2
      наверное. Но тут мы сильно выходим за айтишную часть.

      Для меня карьера — это возможность возиться с всё более и более крутыми железками и системами.
      • +4
        То есть когда вам дадут повозиться с одной из самых «крутых» в мире железок, то это будет пик карьеры?
        • +20
          Ну а почему бы и нет?
          Или как в старом анекдоте:
          — Ну Богом же я не стану?
          — А вот один еврейский мальчик таки выбился!
        • +3
          Да. На самом деле, пик карьеры будет тогда, когда на новой работе я не буду снисходительно думать о своей предыдущей.
          • 0
            Тогда станет понятно, что пик пройден.
            • 0
              ну, где-то в этом районе. Зависит от крутизны предшествующего и последующего.
      • 0
        «карьера» означает всётаки продвижение по _службе_, а значит напрямую связано с потребностями этой службы и необходимой степенью многорукости.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      на-а. Я в жж у cityrat читал его заметки про то, как устроен бухучёт (он объяснял понятномым технарям языком). Всё равно не понимаю. А настройка PERSW'ов совершенно не связана с бухучётом, а связана с борьбой между несовместимостями версий, нервному отношению к длинным именам, конфликтам с фокспрошными библиотеками от другого софта и т.д.
    • +15
      Бухучет это ад. Свят-свят-свят всех админов от него. Врагу не пожелаешь.
      • +1
        По-моему, это уже религиозное. =)
  • +4
    /me с ностальгией вспомнил давнюю возню с кривыми HASP-драйверами.
    • 0
      и экспериментальное изучение влияния последовательности включения LPT-ключей друг в друга на вероятность распознания их драйверами :)
  • +7
    Как бывший админ очень уважаю аминов читающих ман страницы перед тем как лезть куда-то руками. Сразу видно у кого приоритет навыков, а у кого знаний.
    Автору статьи респект.
    • +7
      куда-то руками — это в продакт?

      Я пробовал изучать системы начиная с литературы. Получается хуже, чем «сначала поковыряться, а потом читать». Когда сначала читаешь, теория звучит сухо и оторванно от жизни. После того, как повозился, каждый термин «дышит жизнью» и хорошо понимается.
      • +2
        Именно в продакт. Ковыряться можно только на чем-то не сильно опасном. А вот в продакт нужно с усвоенными на практике знаниями лезть. Его не стоит использовать как способ познания мира методом проб и ошибок.
        • +3
          Ну, в продакт лазать чревато, да. Но не для всех вещей бывают лаборатории, особенно в условиях не очень крупных компаний.
    • +3
      Вообще уважаю тех, кто читает маны, прежде чем ковырять самому или дёргать крайних. По работе часто приходится писать Руководства Пользователя, и считаю личным оскорблением, если ман отбрасывается с фразой: «Руководства — для тупых».
      • 0
        поделитесь навыками мотивирования пользователей на прочтение этих руководств?
        картинки для привлечения внимания? сиськи? подкуп?
        • 0
          Исторически так сложилось, что у меня в поддержке не так уж и много пользователей (около 6-8 человек), поэтому я могу по запросу подойти лично и вставить пистона за то, что ман не был прочитан. Вообще говоря, переписка (в большей степени) и звонки (в меньшей степени) уводят только в сторону бесполезных и непродуктивных прений. А так — подошел, высказал тираду о том, что мой труд не ценят (зато, суки, ним пользуются; парадокс), хотя в него было вложено много времени. Если это все не помогает, то ту же самую тираду высказываю (опять-таки, не пишу) непосредственному начальнику: очень помогает от синдрома вахтера.
  • +13
    Большинство не хочет вкладываться в обучение сотрудников, потому что не уверено, что не придётся резко менять бизнес с (например) книгоиздательства на торговлю картошкой, или вообще «валить отсюда нафиг».

    Как точно.
  • +9
    «Лучше знать многое о немногом, и немногое о многом»
    • +2
      Можно даже в более резкой форме. Например, в нашей конторе на руководящих постах обычно стоят люди, знающие всё ни о чём.
      • 0
        Тут есть одна очень опасная вещь: этот человек не поймёт «хорошо или плохо» решение. А это уже удар по бизнесу.
        • –2
          Это в нормальном бизнесе, а вот госструктуры — не бизнес-приедприятия. Здесь царит иная атмосфера.
          Эх, бля, да если б не отсрочка от армии…
    • +1
      По памяти напишу фразу которую слышал пару лет назад… надеюсь я её правильно запомнил.

      Professional, is somebody who learn more and more about less and less, until he realize that he doesnt know nothing about anything.
      • 0
        Попробуйте перевести это на русский.
        Профессионал — это человек, который узнает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока не превратится в того, кто не знает ничего о чем-то.
        Бессмыслица получается.
        Во второй части надо вместо nothing ставить everything, а вместо anything — nothing.
        • 0
          ну, переводить-то надо с умом: «профи — человек, который изучает всё лучше всё меньшее, пока не обнаруживает, что не знает ничего о чём-либо».

          Фраза как бы намекает, что не надо зарываться только в одну-единственную область. Но она апеллирует к процессам более высокого порядка, чем начальная специализация.
        • 0
          Пока не поймёт, что ничего ни о чём не знает. Учите инглиш, в английском нет двойного отрицания
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +3
      ну, текст, который я написал, это вполне себе адекватная и вменяемая вакансия. Нужно понимать, что помимо «своей» стороны, есть сторона и обратная, это потребности бизнеса.

      И да, на рынке востребованы ит-специалисты широкого, но низкого профиля. Ведь директора/владельца не интересует карьера человека, ему нужно, чтобы был кто-то, кто всё это делает. А денег он готов дать — еле-еле на одну зарплату.

      С точки зрения общерыночной, это вполне штатный путь развития для эникейщиков, момент, когда можно освоиться, поработать с серверной техникой, набраться опыта для дальнейшей специализации. Это противоречит идее «академического образования», но работает, вполне.
      • 0
        Зачем идти работать в такие организации? Ведь на рынке есть и более крупные игроки, чье будущее более-менее стабильно, и как раз там несколько другое отношение к развитию сотрудников. Хотя есть и другие заморочки)
        • +5
          Более крупные игроки — вряд ли возьмут к себе пацаненка, только-только получившего диплом. Ну только если этот диплом не золотой.
          Поэтому по первости однозначно придется поработать «Шивой», а потом уже выбирать специализацию и идти к «крупным игрокам».
        • +8
          У нас в городе вакансий сисадмина больше 3 единовременно не бывает почти. Тоесть работу искать можно пол года и если попадается контора которая хотябы платит нормально то хоть шивой хоть осминогом работать пойдешь.
    • +9
      Просто рядовые специалисты как те же начальники. Они не хотят вкладывать время в своё обучение, потому что не уверены, что не придется резко менять специализацию и вообще «валить отсюда нафиг».
      • 0
        Это очень-очень глупо. Их время всё равно уже оплачено работодателем, а если они будут сваливать нафиг, то вместе с полученными за чужой счёт знаниями.

        В этом несимметричность позиции работодателя и работника. Знания всегда остаются у работника. У работодателя — только средства производства. И то, пока не национализируют/экспроприируют.
        • 0
          Да я то с вами согласен. А многим людям страшно потратить лишнее время на труд.
    • +1
      Согласен. Если человек приобретая навыки, не интересуется матчастью — да и пофиг на него, пусть проигрывает эволюционный поединок.
  • +2
    Конечно, вполне логично, что если мне нужно держать сеточку из 8 компов и разруливать затыки с принтерами и установкой/удалением программ у секретарши… то нафига мне дипломированный специалист по управлению компьютерными системами (с точк изрения работодателя) ))
    И в полне логично, что дипломированный специалист не пойдет на вакансию эникейщика. Это как раз к теме уже про «меня не ценят» — надо не возмущаться, а четко понимать для чего ты на данной вакансии и что тебе нужно дальше. Для тебя это плацдарм, с которого ты пойдешь дальще, сужая свою специфику и повышая её уровень — гуд. А если ты только хнычешь что я крутой а меня просят бумагу заправить — то как раз читай такую статью и пойми, что к чему (раз сам не понял). )
    • +1
      Не надо экстрима.

      Допустим, что у нас сеточка не из 8 компов (обычно при таком количестве компьютеров админа ещё нет), а из 50, допустим, есть 3-4 филиала по городу/стране на VPN'ах на цисках, допустим, есть эксчейнж/IIS/апач/бинд/сквид, допустим, сервер видонаблюдения.

      Суровая реальность состоит в том, что криво-косо, но её сумеет удержать эникейщик. Это будет плохо, очень плохо. Но оно хоть как-то работать будет. И это «как-то» устраивает владельца, который не готов выложить на зарплаты в два раза больше ради аптайма не 85%, а 99.9%.
  • 0
    Спасибо, очень толковая статья.
    Пожалуй, я буду отсылать на неё всех, кто пока ещё работает эникейщиком, а то у меня уже аргументы закончились :)
  • +3
    Как там у классиков писано? Есть два типа стратегий: или вы растете вширь, ну, например — Ашан, где можно купить всё — от мяса до компьютера, или вы растете вглубь, ну, например, какой-нибудь кофейный бутик по продаже только кенийского кофе. Также и спецы: или вы многорукий шива — всего и понемногу или вы узкий специалист, например, знающий только как оптимизировать производительность Oracle для SAP R/3. Обе стратегии имеют право на жизнь и обе дают возможность зарабатывать на хлеб с чем-нибудь.
    Ну а теперь представим, что грянул кризис. Что произойдет с бутиком по продаже кенийского кофе?
    • 0
      Бутик переедет в район побогаче?
      • +1
        Да нет. Знаете что происходит с покупателями во время кризиса? Они переходят в более низкие ценовые сегменты…
        • +12
          Моя квартирная хозяйка — директор ювелирного бутика (международная сеть с голландским капиталом). Что с ней произошло в кризис? Клёвый внеплановый отпуск, несколько месяцев на Тенерифе. Ранее полученные доходы позволяли.

          Я — тот самый узкий специалист по базису SAP ERP. Что произошло со мной в кризис? Да больше обосрался, чем реально пострадал. Сменил двух работодателей, но по итогам 2009-го мой доход удвоился, хотя новый работодатель считал, что он избавился от дорогих сотрудников и нанял дешевых. Что как бы говорит о том, что высота ценового сегмента — вещь относительная
          • +1
            А «дорогие сотрудники» тоже поехали не Тенериф?
            • 0
              Не знаю, но почему бы и нет? )
        • 0
          По экономической теории — в кризис страдает только средний сегмент. Самые необеспеченные и самые обеспеченные слои населения почти не страдают. Первым нечего терять, а вторые надежно защищены. На роскошь и предметы первой необходимости ВСЕГДА стабильный спрос.
    • +6
      Вообще из узких специалистов получаются высокооплачиваемые специалисты, которых любят и ценят. А при наличии мозгов, из эникейщиков, мне кажется, вырастают хорошие начальники отделов и технические директора.
      • 0
        Я, будучи узким специалистом, не хотел бы, чтобы мной рулил начальник — бывший эникейщик.
        • +3
          Не знаю как вам, но мне кажется любой хороший сисадмин почти всегда был когда-то эникеем, а зачастую даже программист тоже эникеил когда-то. Выходит что многие тех директоры в молодость подрабатывали эникейством. Не вижу ничего в этом плохого. Другое дело если из эникея в техдиры, но это сказки или совок в голове у директора взявшего по знакомству.
          • 0
            Я говорил именно про второе.
            Не обязательно совок, может просто кто-то очень хорошо знаком с техникой ануслизинга.
            • 0
              да, бывает и такое — «эникей с 20-тилетним стажем» за выслугу лет назначается нач. IТ направления.
              • 0
                И иногда это очень обоснованно. Человек знает все аспекты работы отдела, например.
        • 0
          важны не знания начальника, важно его умение делать верные выводы.
          да, он не настроит gre+ipsec на цисках, да, дальше ls его работа с bash не пошла, да, он не поднимет эксчейндж с нуля — но он прислушается к мнениям, поищет сам, подумает, как сделал бы он лично, взвесит все «за» и «против» — и сделает правильный выбор.
          вы не поняли смысла статьи — многорукие шивы не ценятся и не получают пристойный доход.
        • 0
          мне кажется, Bogdamir имел ввиду другое:
          начальник/техдиректор именно что обязан быть многоруким Шивой, пусть даже эти руки коротки, — но их должно хватать на все подконтрольные области.

          вам бы понравилось, еслиб вашим начальником был человек, котрый вообще ничего не понимает в том, что вы делаете, потомучто у него специализация другая?
          • 0
            Мне бы понравилось, если бы моим начальником был человек, имеющий знания именно в управленческой области. А в идеале — еще бы и имел соответствующее образование, типа МВА.

            Тут, кстати, возникает другой вопрос: так ли хорошо, когда начальник понимает в том, что ты делаешь?
            • 0
              У меня начальник сейчас тоже админ. Где-то умнее меня, где-то нет. Очень хорошие отношения. Отлично понимаем, кто что делает.
          • 0
            Сгустим краски: и если бы считал, что вы фигней страдаете, потому что самое-то главное — программировать на ассемблере для микроволновок. Мания величия-не мания величия, но около того; иной раз случается у людей, которые имеют много опыта в мало кому известных областях. «А ты там был?!»
      • 0
        А при наличии мозгов, из эникейщиков, мне кажется, вырастают хорошие начальники отделов и технические директора.
        Я работал в двух банках и знаю несколько случаев, когда основной айтишник филиала со временем из начальника IT становился заместителем управляющего филиалом или отделением банка. Как раз из-за своей многорукости он был в курсе всех бизнес-процессов, т.к. они все завязаны на IT-инфраструктуру.
        • 0
          Вот-вот-вот. Вполне нормальный случай.
    • –2
      Но этим постом я хотел сказать, что все хорошо в меру!
      Т.е. я равно не люблю эникейщиков знающих все понемногу и не желающих углубляться, и не люблю узкоспециализированных супер узких специалистов знающих очень много об очень узкой теме и не желающих знать еще что-либо.
      Мера!
      • +1
        Согласен. Меру надо знать во всём. Просто показалось, что Вы излишне критично судите об эникейщиках и потребителях элитных товаров.
      • 0
        знать надо всё. Я никогда не отказываюсь от изучения чего-то нового, даже если это мне кажется полной ахинеей. [именно так я изучил принципы работы системы охранной и пожарной сигнализации болид, например]. Другое дело, когда человек выбирает специализацию в работе. Навыки это хорошо, и я не говорю «не учитесь», я говорю, что «ищите, где глубже».
    • 0
      Бутику, конечно, кранты. Но аналогия, ИМХО, совсем не верна. Глубокие знания — это понимание скажем HTTP, DNS… т.е. базовых понятий. Грянул кризис — загнулась компания где вы поддерживаете супер крутой очень дорогой сервер. И вы без проблем найдете работу с сервером подешевле на халявном Линуксе. Если же у вас лишь поверхностные знания о том крутом сервере, то в Линуксе вы скорее всего окажетесь полным нулём. И это не значит что компания где вы эникейщик останется на плаву
    • 0
      (вспоминая кризис)

      Ну, можно будет попросить прибавку к зарплате. В текущей ситуации я не видел, чтобы квалифицированные спецы хоть на один момент времени оказались невостребованными. Если же всё пойдёт лесом (ака есть нечего), то тут, что специалист широкого профиля, что узкого — всё одно, картошку копать надо ехать, а не винды ставить/zOS сопровождать.
  • –1
    Мощно! Не забываем, что к программированию на PHP, фрилансу и иже с ним оно тоже применимо.
  • 0
    Хорошо написано.
    В общем, систему надо менять (ц)
  • 0
    Шива владел более _жизненными_ навыками ;)
  • 0
    >которые похожи на модель OSI не больше
    эээ? теперь по физическому уровню осуществляется непосредственный доступ к сетевым службам?
    • 0
      нет, я про то, что сеть на базе модели ОСИ совершенно не учитывает ни «подлой природы ethernet'а» (ARP, отсутствие явного разделения на канальный/физический подуровни), ни подуровней канального уровня, ни туннелирования (от Ethernet in Ethernet до PPPTP), ни MLPS, ни концепций dataflow, ни L3-4 коммутаторов…
  • 0
    Вобще насчет многорукого шивы, мысли интересные…
    Они применимы к разработчикам, вполне очевидна проблема.

    По Сути айти имеет несколько исходов

    1) Наемный рабочий
    2) Подрядчик Али Менджер
    3) Человек открывший свой АЙТИ бизнес
    4) Человек использующий Блага Айти в другом секторе почти (3)

    В Любой большой компании есть Ресурс(персонал) для решения задачи…
  • +11
    Ваша статья дала мне ответ на вопрос: что же не так в моей работе? Спасибо
  • 0
    это очень круто написано. спасибо.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      «Здесь, на Хабре, много управленцев, или людей, которые ими станут, так что, пожалуйста, задумайтесь над теми вещами, которые описывает автор статьи, ведь именно от вас зависит, какое IT будущее у нас будет и как будет, или может работать бизнес!»
      В статье описан сегодняшний негатив.
      А какое «позитивное» решение с точки зрения владельца фирмы? Обучать специалиста? Чему? Набирать несколько «узких специальных крутых» эникейщиков владельцев знаний?
      • 0
        Навскидку — разделение зон ответственности работников (в должностных инструкциях круг ответственности должен быть описан).
        • 0
          Там всегда (или почти всегда) присутствует строка: ",… и выполнять прочие поручения руководства."
      • +1
        Позитивное решение — аутсорс.
    • –1
      Да нормальное отношение у управленцев к бизнесу. То что описано — это нормально. Может быть в компании от 1000 человек и будет специальный поливальщик фикусов и заправщик картриджей, но если таких людей нет — то это должны делать те, кто могут.

      Моя контора имеет «плавающий» штат от 1го человека (меня) до человек 5 (и так и так было). И когда нового человека принимали, то приходилось программистам стол от магазина до офиса тащить. И самый ценный сотрудник (для меня, как для директора) — это тот, который выслушивал задание и делал его. Не говорил что «я это не умею — не могу». Надо — учись. Такие люди реально очень полезны. А узкие специалисты, которые умееют делать одну операцию (DNS-специалист который умеет только прописывать MX записи) — нафиг никому не нужны. Сотрудники нужны для решения возникающих задач. Мир очень сложен, и задачи возникают разые, и предусмотреть это заранее очень сложно (и уж тем более, каким-то образом формировать эти задачи, чтобы возникали те что нужны, и не возникали те, что не нравятся). Особенно в сфере заказного программирования.

      И тут варианта два:
      1. Либо, скажем, гений MySQL не развалится и сможет освоить «PHP для чайников» чтобы простенькую вебморду написать.
      2. Либо аутсорсить это дальше, нанимать специального веб программиста, итд.

      Второй вариант поднимает расходы очень сильно. (ведь надо не только заплатить за работу, надо еще найти, кто ее будет делать, отсобеседовать, выбрать нужного, потратить неделю-две, понять, что он дурак, уволить, нанять другого итд). Если хочется идеальной работы «по специальности» — тогда да, это путь. Только тогда получится что менеджеры во всем виноваты, потому что они каким-то образом не могут найти проекты с безумно высокими бюджетами, которые позволяют так разделять обязанности и нанимать специалистов :-).

      Узкоспециализированная работа — если нравится — достигается работой в крупной фирме, где все кроме вашей сферы покрывается другими специалистами. Мне предлагали как-то давно работу в банке — администрировать почтовый юникс сервер. Работы, как я понимаю, там не много :-)). Вся — в одной сфере. Зарплата правда не шибко высокая, да и интереса — никакого.
      • +1
        Ага. А с позиции работника, если таскание столов является не авральной ситуацией, а штатным применением программиста, ситуация выглядит так: вместо дела, которое я умею делать хорошо, меня склоняют к полной херне. Низкоквалифицированной.

        Каждый случай использования сотрудника не по назначению — минус работодателю. А итог называется «лояльность». Если меня юзают как «рабочую силу», то и я к работодателю отношусь как рассчётному счёту в банке.

        Если же работодатель создаёт мне условия для интересной работы — и я готов для него делать много больше, чем требуется (чтобы отмахаться и сказать, что работа сделана).
  • +8
    Отличная статья, мне очень понравилась, но я хотел бы с вами поспорить. Дело в том, что по мере накопления навыков будут появляться и знания. Очень трудно, практически невозможно освоить много разных технологий на уровне навыка, и не понять того, что стоит за ними (то есть получить знания). Если вы в 151 раз настраиваете сетевое оборудование, то вы на интуитивном уровне начнете чувствовать принципы, согласно которым работают сетевые технологии, и в этом случае одной небольшой заметки на том же хабре может быть достаточно для того, чтобы имеющиеся в вашем сознании куски мозаики сдвинулись и собрались в законченную картину знания этой технологии.
    При этом если вы начнете изучать технологии в отрыве от их применения, по книгам и учебным курсам, то некоторая часть способов применения будет вызывать у вас недоумение по поводу их применимости («нахрена это вообще надо?» и «кто так будет делать?»), и как следствие — не понимание этих аспектов.
    Так что какой-то опыт такого широкоформатного аникея не будем лишним. Главное только не отупеть и тянуться к новым знаниям, непрерывно думать и анализировать — и тогда навыки будут синергетически накапливаться в знания.
    • +1
      спасибо, вы вселили в меня надежду
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Я студент 1 курса. Уже чуть более 3 лет работаю с линаксами. Занимаюсь небольшим фрилансом. Учусь. И понимаю, что в нашем городе, кроме вакансий «Шивы» нет ничо. А если возможностей уехать отсюда нет? как быть? какие есть возможные пути развития?
        Подскажите неопытному))
        • 0
          Учиться. Самому. Не слушая никого (в смысле «ну чего ты с этим возишься»). По молодости все работали непонятно где непонятно кем, это нормально. (точнее, есть выскочки, которых из института сразу на профильную работу, но это редкость).
          • 0
            Спасибо, обнадежили:) А-то недавно выслушал долгую лекцию на тему «чего ты с этим копаешься, никто-ж тут не оценит», теперь знаю почему копаюсь.
            • 0
              Я знаю одного молодого человека у которого 10 классов образования. Его взяли в наш учебный центр охранником. За полтора года работы он стал крутым сисадмином, у него постоянно консультировался наш штатный администратор, преподаватель информац.технологий(точно не знаю как это там называется) Горного университета. Привет тебе, Коля! Коля очень любил читать, особенно книги по SQL. Когда он ушел, у нас все рухнуло и мы за 2 месяца потеряли кучу денег. А Коля устроился в интернет -магазин и приезжал на крутой тачке. Правда, это было 4 года назад
              • 0
                Где-то я эту историю уже слышал :-) Уж не на хабре ли?
                • 0
                  эта история-призрак, гуляет от сайта к сайту и пугает юзеров по ночам :)
        • +3
          «А если возможностей уехать отсюда нет?»

          Нет возможности уехать только у неудачников, имбецилов и хронических нытиков.

          Чтобы уехать нужно желание, рюкзак и умение поднять большой палец вверх.
          Проверено на себе.
          • 0
            Спасибо, учту на будущее)
          • 0
            Там есть ещё довольно неприятное психологическое состояние. Кажется, лучше всего оно у Камю описано, про опоздание и зловредное ожидание… Но это уже явный оффтопик.
          • 0
            я где-нибудь в краснодаре хочу жить — чтобы лето теплое и долгое, дешевое вкусное домашнее вино, да и вообще. а то сегодня снег шел.

            и с финансовой-то точки зрения это не проблема — и «подкожный жир» есть и по работе мне пофиг где быть

            НО — считаю немного неловким и неэтичным бросать друзей. И тем более родителей. Цель ведь — не добиться хорошей карьеры любой ценой, а использовать карьеру как ОДНО ИЗ средств.
            • 0
              Нет такого слова — далеко. (с) Бах.
              Если твои отношения ухудшаются из-за расстояния — они не настоящие =)
              • 0
                Бах у меня один из первых в списке генетического мусора, которых я расстреляю, когда мы придем к власти :-))

                Любить-то можно и на расстоянии, это безусловно. Я так Памелу Андерсон уже который год люблю. Когда у нас уже родится ребенок, от столь прекрасных наших отношений? :-)

                А вот помочь чем-то кроме денег и теплых слов, на расстоянии очень тяжело. Да и выезд на шашлычки и рыбалку с ноутом и вебкой вместо реальных собутыльников — это тоже знаете-ли. Дело не в отношениях, а в результате отношений.
                • 0
                  Для Вас отношения это только помощь, деньги и тёплые слова?
                  Кто тут еще генетический мусор. Дальше дискутировать лень.
        • 0
          А зачем вакансии??

          Наработайте скиллы на бесплатных проектах (даже open source — ооочень полезно в плане репутации, когда на собеседовании или при разговоре с заказчиком выясняется, что он уже пользуется вашим кодом в ядре линукса или файрфоксе или phpbb итд).

          Поработайте немного (не менее полугода, лучше больше) кем угодно чтобы проверить свои знания. Часто бывает, что самому себе кажешься мега-спецом, а потом понимаешь, что ты бы настолько дурак, что даже не понимал, каким дураком ты был :-). И, кстати, в плане скиллов очень хорошо работать «подмастерьем» если в конторе есть очень знающий человек.

          А потом — зачем вам вакансии? Делайте свою контору и сами их создавайте. Или хотя бы фрилансите (в качестве специалиста «с именем» можно очень хорошо деньги зарабатывать, в разы больше чем «еще один php программист»). Только сначала убедитесь, что у вас достаточно знаний и упорства :-)
    • +1
      К сожалению, возможно и обратное — возникает эффект «шаманства», когда последующие события кажутся результатом предыдущих, хотя причина их сложнее чем кажется.
      В умах эникейщиков возникают псевдо-научные верования типа «солнце крутится вокруг земли — потому что мы так видим и так нам удобнее считать».
      К примеру — бездумное использование микрософтовских решений «потому что так все делают», вместо подбора решения под конкретную задачу, использование антивирусов как панацеи от вирусов и.т.п.
    • 0
      Интуиция работает до определённого уровня.

      Поясню. Есть решения, у которых логика — в программе. Базовое поведение ОС тому пример. Можно взять и составить в голове таблицу состояний. Заучить её.

      А есть решения, у которых логика — в взаимодейстии систем. Её нет ни в крыжиках в интерфейсе, ни в текстовых конфигах. Она в том, в каком порядке кто к кому обращается, когда и зачем.

      Ярчайшие примеры — DNS и PKI с более-менее развесистой системой кросс-сертифицирования. Их НЕВОЗМОЖНО изучить методом научного тыка, потому что без точного понимания кто кому когда идёт, происходящее будет всегда оставаться шаманством.

      Конечно, наличие опыта помогает учиться. Но лишь помогает, но не заменяет.
      • 0
        ну а с другой стороны —
        действительно ли возможно построить в голове конечный автомат для реальной системы из нескольких запутанных подсистем?
        • 0
          не конечный автомат, а нечто подобное, но аналоговое. Т.е. «вероятнее всего, будет так, но может быть так».
          • 0
            многие системы представляют из себя «чёрный ящик»,
            функциональная декомпозиция которого невозможна, затруднена или не имеет смысла.
            составление таблицы состояний или даже аналогового автомата не поможет.

            банальный и знакомый всем пример: железо компьютера, ну или АТСки.
            наврядли существует человек, у которого в голове есть схема работы с детализацией до отдельных контроллеров. да и наврядли это знание поможет.
            метод тыка и интуиция тут вернее.

            менее банальный пример из моего кэша: nbd.
            можно изучить принципы работы, но вот нету у них ни дебаг-лога, ни --verbose, хоть тресни.
            и если внезапно возникнет ошибка идентифицируемая единственной лог-записью «client disconnected», знание архитектуры не спасёт. спасёт колупание сорцов + понимание принципов.

            а что в аналогичном случае делать с неопенсоурсными продуктами?
            например, виндовый терминал-сервер, который в логах ничего внятного писать не умеет, окромя как о лицензии.
            • 0
              «метод тыка и интуиция тут вернее»
              имеется ввиду, само собой, метод «научного тыка»
    • 0
      когда-то я тоже работал шивой. и у меня осталось достаточное количество друзей- бывших коллег, чтобы убедится в том, что по мере накопления навыков знания так и не появляются. Человек, который 10 лет уже как настраивает какой нибудь керио мыл-сервер и винроут, например, искренне считает, что ВПН — это такое соединение из винды, и о том, что он бывает разных типов — даже не догадывается. О том, что telnet'ом можно соединятся не только на telnet порт — это был сюрприз! Та-даа!, как говорится. И таких людей — легион. Единицы пошли специализироватся. Остальных устраивает и так.
      • 0
        (злобно потирая ручки)
        И это хорошо! Чем меньше конкурентов, тем выше ценность знаний.
      • 0
        > Человек, который 10 лет уже как настраивает какой нибудь керио мыл-сервер… И таких людей — легион. Единицы пошли специализироватся.

        Вот как раз этот ваш знакомый — единственный, кто действительно 10 лет как «специализируется». А остальные как раз «ищут себя» — то одну технологию учат, то другую :-))

        Кстати, он бы тоже мог стать классным и дорогим спецом если бы (не выходя за рамки своей работы по этому почтовому серверу) изучил стандарты SMTP, форматов писем, TCP и даже особенностей настройки ОС. Но человек, полагаю, считает что ему достаточно. Конечно же это худший вариант с точки зрения роста. Изучение при этом совсем «неспециализированных» вещей типа фотошопа или испанского языка было бы куда полезнее чем просто ничего не делать.
        • 0
          понимаете, это не то, чтобы о ком-то конкретном — это скорее собирательный образ. у меня действительно море знакомых таких «вечных эникеев».
        • 0
          мы, наверное, неправильно понимаем слово специализация. Человек, который всю жизнь настраивает программу — не специалист. Потому что завтра он впервые столкнётся с кросс-сертификацией в SSL и просто ничего не будет понимать в ней, хоть это и «его» программа ругается.

          Специализируются не на продукте, а на технологиях. Можно себе представить «почтового гуру», но невозможно себе представить «гуру только по эксчейнжу».

          Специализация — как песок, он должен выстраиваться горкой (а значит, нужно много учить в нижележащих смежных областях, чтобы чуть-чуть подняться в верхушке). Если человек укладывает песчинки одну на одну, то оно рухнет. И вовсе не в «кучку квалификации».
    • 0
      Множество навыков, даже собранные в одну картину, это светлое пятно где-то в тёмной «комнате», при этом не понятно где стены. Такие навыки часто помогают увидеть решения, но они не помогут ясно увидеть, что решения НЕТ (в этой комнате).

      Как то в школе у меня был набор навыков в Pascal вполне себе цельная картинка, мне нравились массивы чисел и рисование всяких поверхностей, но мимо меня прошла часть про строки. Как вы думаете что мне попалось на олимпиаде? Задача про кроссворд! И я даже её решил. Слово — массив строк, элемент буква. Куча циклов… Вообщем, решение не из той «комнаты»…
      • 0
        Это означает, что нет фундамента. См следующую статью про это.
    • 0
      Мне вообще трудно представить как угодно работающего в айти человека, не способного систематизировать опыт и реализовывать абстракции.
  • +19
    Блин, я бесполезен…
    • 0
      Скорей наоборот… Другим людям.
    • –2
      Я тебе давно об этом говорил.
  • +1
    И именно с этой проблемой сталкивается большинство админов в небольших компаниях. От них не требуют знания и понимания. Нужно, чтобы оно работало (хорошо или плохо, не важно.

    Что-то мне подсказывает, что и в больших так же. Проблема в том, что не работает, даже плохо. Если сеть из 100 нетребовательных клиентов можно админить руководствуясь интуицией и чувством меры, то при масштабировании без системного подхода, все начнет утекать сквозь пальцы самым неожиданным способом.
  • +12
    Отличная заметка. Но, есть ряд «НО». Среди моих знакомых владельцев бизнесов связанных с ИТ, процентов 99 — это выходцы из «многоруких». А вот те кто обладает специфическими знаниями — это работники, пусть и очень неплохо оплачиваемые. Когда метаешься из стороны в сторону шансов значительно больше для саморазвития и момента, когда четко видишь — «в данной нише можно строить свой бизнес».

    Работник узкой специализации — привязан достаточно сильно к месту работы и его доход напрямую зависит от его уровня, упустил момент, не усвоил новую технологию и за твоей спиной сразу вырастают юные и смелые :)

    Поэтому думаю в каждом подходе есть свои плюсы и минусы. И все очень сильно зависит от человека.
    Характер в данном вопросе — пожалуй один из основополагающих моментов.
  • 0
    ключевая фраза: самовнушения и специализация
    это требует усилий и затраты личного времени и не всем по силу

    лучше выбрать чем заниматься, чем заниматься чем выберут :)
  • +2
    Многорукость, кстати говоря, так просто не отпускает. Я успел достаточно поработать «Шивой», пока всё не достало, и не ушёл из этой области. Теперь вот сижу, «шивлю» понемногу, только уже во фрилансе. И знания получаю сразу в пяти-шести областях. Кажется, это судьба )
    А за время работы эникейщиком — чему только не научился. Как вам специфический навык «проброс принтера чеков через GPRS (в здании, находящемся почти в „мёртвой зоне“) и RDP с последующим подключением к 1С 7.7 на сервере»? Боюсь, другую модель принтера я уже так просто не подключу, да и новые версии жёлтой программы введут в ступор. Я уж не говорю о крутейшем скилле «урони и подними AD в продуктовом магазине в час-пик».
    ИМХО, такие вакансии существовать должны. Они очень… отрезвляют молодых специалистов, да и позволяют набрать хоть какой-то стаж, спасая от порочного круга «на любую работу берут только с опытом работы по этой специальности». И, кстати, дают возможность понять, готов ли ты существовать в таком ритме, поскольку у узкопрофильных сисадминов он часто не менее жёсткий. И если напрягает — лучше сразу уйти туда, где такого нет.
  • +7
    Вы повар, а не картофелечистка
    • +1
      Ахаха, тоже реклама достала? :D
    • +2
      Я всю жизнь считал, что у поваров есть свои эникеи, которые подобными вопросами занимаются.
      • 0
        Есть, есть =)
      • 0
        поварские эникеи составляют основную массу штата ресторана.
        когда уходит шев-повар, процесс идёт чисто на навыках.

        но и сам шев-повар, вообще говоря, должен быть достаточно многорук.
        только его многорукость не эникейна :)
    • 0
      Только отличие — повар чистит картошку лучше любой картофелечистки, а не отказывается от этого, потому что он слишком крут, чтобы уметь чистить картошку.

      И уверен, что у каждого невероятно крутого повара хоть раз в год но возникает потребность почистить картошку, с которой он справляется, в отличие от идейно-узкопрофильного специалиста, который боится учиться чему-то новому-странному-непонятному.
      • 0
        как часто шеф-повар вытирает блевотину в зале ресторана?
  • 0
    тоже поработал «шивой». Сервисным инженером то есть.
    Поверхностные знания есть почти во всех областях системного администрирования. Это позволило точно определить в какую сторону двигаться. А знания по АДу… ну они лишними не будут — фриланс в московских офисах приносит тоже не самые маленькие деньги время от времени.
  • +2
    знание немногих принципов освобождает от незнания многих фактов, как-то так
    • +1
      Да! Это самый первый и главный принцип, который нужно заучить. Только чуть по-другому:
      «Знание немногих принципов освобождает от знания многих фактов», а у вас получилось почти противоположно по смыслу.
      • 0
        согласен с вами
  • +1
    отличный топик и идея верна.
    не столько ценятся те кадры, которые знают как настроить, ценятся те, которые знают, где копать.
    чаще всего я встречался с айтишниками-самоучками, которые могут научиться всему, что им дадут — будь то настройка оборудования операторского класса или вышивание крестиком.
    по правде говоря, глядя на средние фирмы в моем и близлежащих городах, имею мнение, что два 1С-программиста не напрягаясь заменят бухгалтерию в 10 человек, а пара толковых начотделов ИТ — всю дирекцию. причины, имхо, просты — выживают только айтишники с сугубо аналитическим мышлением, которые умеют и которые хотят знать больше.

    еще хотелось бы обратиться к специалистам узкого профиля — наверняка вы профи в своем деле, наверняка у вас хорошая высокооплачиваемая работа. но не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки — никто не знает, чем придется вам заняться завтра.
    • +3
      Верно. Поэтому я подумываю освоить электросварку.

      Серьезно.)
  • +1
    >>Единственная опасность — это медлительность и необязательность изучения (можно пару месяцев повозиться, спотнуться на мелочи и бросить).
    также это осознание того, что то чем ты занимаешься нужно только тебе и возможно никогда тебе не пригодится
  • 0
    Имея хорошую хватку и мало знаний, но много навыков, мой одногрпуник сейчас работает эникейщиком/лаборантом в трёх(кажется) школах и зарабатывает больше моего отца. Думаете захочет он самосовершенствоваться?
    Чтобы рассуждать о том хорошо это или плохо мне не хватает жизненного опыта. :-)
    • 0
      Если его интересуют только деньги, он ошибся с работой.
      • +1
        Человека может интересовать жизнь как таковая.
        А именно, пресловутые «посадить, построить, вырастить».
        Причем сделать это наилучшим образом.
        Если считать приоритетом именно это, а не карьеру на работе — становится вторичным к а к и м е н н о зарабатывать).
        • 0
          да. разумеется. Но в этом случае, что этот человек делает на хабре? Be geeky!
  • +1
    Извините, а как насчет такой вещи как трудовой договор? Где прописаны обязанности сотрудника и его права. Специалист всегда может тыкнуть туда работадателя и сказать- ЭТО НЕ МОЯ РАБОТА. Пусть отдел кадров разбирается кого на эту работу подрядить- аутсорсинг фирму, фрилансера, нанять человека на постоянку. Не нравится?

    Заявление об уходе по собственному желанию в связи с тем что работадатель нарушил трудовой договор. И вперед искать НОРМАЛЬНУЮ фирму где можно быть специалистом, а не мастером на все руки.

    Но для студентов такая работа возможна- в самом начале хорошо бы побыть подмастерьем и многое попробывать. Главное после ВУЗа уже перестать так работать, а углубится в профессиональный рост.
    • +1
      *углубиться
    • 0
      А если должность «мастера на все руки» прописана в трудовом договоре и весьма хорошо оплачивается — тогда как?
      • +1
        Тогда следует быть готовым к помощи в наборе текстов для секретарши и ремонту офисных кресел «потому, что у тебя есть отвертка». Ваш К.О.
    • +1
      Ну что я могу сказать… Разумеется, в сферической в вакууме ситуации именно так. Но проблема в том, что чем человек больше похож на эникейщика, тем больше он держится за эту конкретную работу.

      Почему? Потому что в глубине души он очень боится всех этих слов в вакансиях, потому что знает, что он много не знает, и боится, что это разоблачат. А вакансии, как назло, все именно такие, как я написал.

      Мне потребовалось сменить три работы, чтобы при приёме на четвёртую, очень интересную, я нашёл в себе силы сказать «вот это я знаю очень хорошо хорошо, вот это я видел в теории, про это я чуток читал, вот это я вообще не знаю, вот это пробовал поднять в лаборатории, а вот это я не знаю» (примерно в таком соотношении).
      • 0
        Боится? Просто если хочешь найти реально хорошую работу надо этот страх побороть. Ходить постоянно на заведомо провальные собеседования. Обратится в хедхантинговое агентство. Сейчас все более-менее высокооплачивыемые специалисты скачут из фирмы в фирму. Так что чего тут боятся? Просто привыкнуть надо. Человек такое существо.

        Вы еще продолжаете боятся собеседований? Становитесь предпринимателем или фрилансером. Еще более страшно? Дак этож не матрица, а жизнь. Тут метод проб и ошибок, а не сейвов и копипаста.
        • 0
          Не люблю скакать. Если на новой работе всё срастётся, то я тут на годы (пока расти можно).
          • 0
            Вот в этом то и проблема. Надо перестраивать мышление. Первое время пока работаете и к Вам не привыкли- все уважительно относятся.
            А потом:
            Андрюха, у меня комп глючит!
            -Иди к сисадмину, я сайтами занимаюсь.
            Нууу… Блин, тебе жалко что ли?!
            • 0
              Да это очень просто решается:
              — Да, жалко.

              Или
              — Нууу… Блин, тебе жалко что ли?!
              — Дай денег.
              —?
              — Нууу… Блин, тебе жалко что ли?!

              Естественно, это всё можно (и нужно) делать с юмором.

              В общем, как себя поставишь, так и будут относиться. Есть люди, которые не могут отказать в просьбе, и делают в итоге за других их работу. А есть те, кто точно знает, где его дела, а где нет, и имеют достаточно решительности, чтобы вежливо отказать и не бояться того, что их будут считать чёрствыми бездушными негодяями.
  • +1
    было бы мило перевести самому или найти перевод комикса. лентяй.
    community.livejournal.com/ru_xkcd/101768.html
    • –1
      Я знаю про перевод, и не одобряю его существование.
      • 0
        и почему?
        • –2
          потому что это перевод.
        • +1
          Потому что человеку, не владеющему английским на уровне, достаточном для чтения xkcd в IT делать вообще нечего.
  • 0
    Прочитал фразу: (которые похожи на модель OSI не больше, чем детская телефонная связь из двух телефонов по проводам на современную базовую станцию сотовой связи)

    Взял попкорн, колу и подписался на камменты.
  • 0
    Директора не уверены в завтрашнем дне и не хотят вкладываться в специализацию. Но я сам тоже в завтрашнем дне не уверен.
    У Вас интересные мысли, и хорошо написано, почитал сразу захотелось поставить линукс или в проксях разобраться. А потом подумал — а оно мне надо?
    Очень бы хотелось угадывать, какие основы изучать, и какие понадобятся в будущем. В этом, кстати, проблема всего образования. Я после матмеха использую от силы 10% знаний. И то, говорят, что это много, и мне еще повезло.
    • 0
      Я как раз и говорю, что разбираться с конкретной проксёй или даже конкретным линуксом бесполезно. Нужно копать глубже. Книги по общей теории, монографии, учебники. Тогда с конкретной системой вы сможете разбираться уже по принципу «куда они это дели?» а не по принципу «но как это работает?».

      Например, понятно, что нужно хорошо знать принципы работы всех мейнстрим протоколов — от arp (ага, ага, а вы его хорошо знаете? Я вот недавно обнаружил, что не знаю всех типов arp-запросов, которые могут по сети ходить) до SIP. Разумеется, нужно назубок знать IP, TCP, UDP, DNS, HTTP, HTTPS (а это отдельная интересная тема, там несколько подуровней протоколов).

      Нужно знать PKI, нужно знать протоколы маршрутизации и теорию, лежащую за ними. Эти знания ТОЧНО не пропадут.
      • 0
        Все относительно, если завтра мне понадобится переквалифицироваться на сбор картошки, то https вряд ли поможет:)))
        • 0
          … у меня как-то в жизни была пара случаев вне компьютеров, когда мне очень хорошо удавалось применять методики из компьютерной жизни.

          В одном случае, это была бумажная почта (да, я там реализовал куцее подобие TCP, и оно работает до сих пор), во втором — поломавшаяся неведомая фигня, которую я лечил так же, как бы разбирался с неработающим сервером. Сначала я выделил обстоятельства при которых проблема возникает (и отделил от остальных), потом методом биекции выделил узел, в котором проблема. Дальше мужики уже сами нашли что там погнулось не туда.

          Думаю, если мы будем браться за посев картошки, то методы организации ферм и отношений деревьев в лесу тоже пригодятся.
          • 0
            расскажите о бумажном tcp на ithappens?
            • 0
              Не-а. Ничего интересного: просто в бумажной корреспонденции указывался номер исходящего, и если вы видели входящие без номеров подряд, то запрашивали нужные документы. На последнем и первом документе ставились пометки «первый», «последний».
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • 0
            этот скилл включается только когда hungry > 10.
  • +1
    У многорукого сисадмина нет карьерного роста, а узкого спеца есть?
    • 0
      Да, потому что если мы положим способности человека к обучению ограниченными, то применение их в широком фронте даст меньший эффект, чем в узком. Разница примерно как между скальпелем и молотком.
      • 0
        А можно пример карьерного роста узкого спеца
        • 0
          он не узкий, он глубокий.
          наоборот знания основ делают его более широким, чем тот «широкий» который нахватался по верхам.
          • 0
            да ну. Есть сисадмин который может настроить сервак, сеть и т.д., есть программер, пишущий по заданию составленному аналитиком. А есть человек, который может все, и при этом делает это намного круче, т.к. он видит проблему в целом и способен учесть нюансы выползающие на стыках ответственности. Как правило у такого человека (при личностных задатках) есть шанс стать начальником службы ИТ или вообще открыть свой бизнес. У узкозаточенного спеца эти шансы очень намного ниже.
            • 0
              который может все, и при этом делает это намного круче


              Извините, не верю.
              • 0
                Да ради бога
    • 0
      у узкого спеца есть, именно поэтому нормальные которы ищут конкретных специалистов(занимающихся своим делом), а не умельцев на все руки(по факту не знающих ничего).
      • 0
        В этом-то и проблема — конкретным спецам ещё где-то расти надо (не в наших же ВУЗах...).
        • 0
          это отдельная проблема.
          на данный момент спецы вырастают сами по себе из вовремя одумавшихся аникеев и просто способных ребят которых вовремя взяли в правильную фирму еще на периоде 3 курса универа
          • 0
            а раньше можно\нужно?
            PS никому случаем не нужен один такой?)
            • 0
              некропостинг (посыпал голову пеплом)
      • +1
        Если бизнес сильно зависит от знания и умения некоторых людей, то лучше что бы этих людей было несколько (при соотв. размерах бизнеса), т.к. если людей много и каждый отвечает за свой очень маленький кусочек — то и заменить этого человека будет просто, а это важный момент. Т.е. формула проста:

        Кол-во_специлизаций х Уровень_знаний
        — = Степень_влияния_на_бизнес
        Кол-во_человек

        в идеале для бизнеса Степень_влияния_на_бизнес должна стремиться к нулю, для итшника к бесконечности (размечтался)
        Т.е. для бизнеса выгодно большое кол-во людей с разной специализацией, но кол-во имеет финансовое ограничение сверху.
        Вот и лавируют между «мальчик на побегушках с неким представлением как выглядит комп», которого можно достаточно просто заменить на другого такого же, и много узконаправленных с глубокими знаниями спецов, которых тоже можно заменить по отдельности достаточно легко. Ну и еще остается субподряд (оутсорсинг)
        Пример был опубликован где то полгода назад на хабре, там парень рассказывал, как привел в порядок контору, а потом уволился и у конторы появились проблемы, т.к. фактически фирма была неспособна (или не хотела) оплачивать нормальные знания.
        • 0
          блин формула перекосячилась:

          Кол-во_специлизаций х Уровень_знаний: Кол-во_человек = Степень_влияния_на_бизнес
        • 0
          ну, я, например, с предыдущего места не уволился, а ушёл на аутсорс.
          • 0
            и?
    • 0
      многорукий везде будет оплачиваться сравнимо. он может получить повышение только на объеме обслуживаемого парка.
      второй вариант — не узкий специалист, а человек хорошо знающий базовые вещи, что дает ему возможность работать с практически любым конкретным оборудованием/задачами.
  • 0
    очень хорошо. отправил паре тройке своих друзей аникееыв на заметку.
    что-то подобное я и хотел им неоднократно выразить,
    спасибо за статью
  • 0
    Истину глаголете камрад amarao :)

    только вот терь осталось понять в какую именно специализацию уйти? :)
    • 0
      Ну, так это каждый сам для себя решает. Я вот понял, что хочу быть максимально далеко от любых бухгалтерских телодвижений. Значит, подальше от ERP, CRM. Зато мне интересно ковыряться на уровне между железом и софтом, мне интересна виртуализация.

      А так, перебирать, смотреть, что интереснее.
    • 0
      я пока пришел к выводу что технологии OpenVZ\Xen для меня самые интерестные, но ни способов ни возможностей их начать колупать — нет.
      Пока нравится хостинг сервера колупать) уж очень интерестно это)
      • 0
        Ну, для начала поставьте себе на домашний компьютер. Так, чтобы видяха прокидывалась в domU с домашней системой.

        Чтобы нормально разбираться с зеном нужно хорошо понимать как работает сеть (gnm3, olivie и цискоэмуляторы в зубы), как работают хосты (а значит, простой и обычный линукс дома, до состояния, когда он у вас будет сверкать).
  • +1
    такой себе «сантехник-гинеколог» или «проктолог-иллюзионист»… к сожалению в маленьких конторах это неизбежно
  • +1
    Я, к примеру, никак не могу заставить себя посвятить все свое время чему-то одному, постоянно увлекаюсь или мне становится нестерпимо скучно. Но в «многорукой шивости» я достиг определенных высот, что тоже не плохо. Короче не со всем я согласен, из «Шивы» может получится отличный управленец не по наслышке знающий о многих проблемах, с которыми могут столкнуться его подчиненные, из узкого специалиста — отличный специалист на своем месте, но упершийся в пределы своей компетенции и столкнувшийся с тем, что его «высший пилотаж» не для всех очевиден и мало востребован.
  • +1
    Я начал работать шивой, ещё когда студентом был. Так хотел устроиться на работу, что на собеседовании размахивал руками и рассказывал, как я смогу всё автоматизировать, как выжму из компьютеров максимум; что сотрудники смогут заниматься только своей работой, а не рутиной и уж, тем более, не войнами с техникой. В общем, продавался, как мог. Потом прошло время и пришлось выполнять данные обещания…

    Кроме собственно администрирования виндов на рабочих станциях и зоопарка серверов, написал кучу велосипедов: заточенную под бизнес CRM, потом к ней прикрутил модуль логистики, затем и все продажи вместе бухучётом переехали в мою систему, написал свою систему хелпдеска с веб-интерфейсом для клиентов, где саппорт видел и перечень установленного оборудования, и версии софта, и рекомендации производителей, и сроки гарантийного обслуживания.

    Где-то в середине процесса закончил институт и смог больше времени тратить на работу: настроил asterisk так, чтобы при определившемся номере клиента его автоматически переключало на нужного менеджера, а у последнего автоматически открывался профиль клиента; написал систему складского учёта, включая программирование носимых терминалов с радиосвязью, перевел весь склад (20 сотрудников) на штрихкодирование. Невероятное количество технологий, протоколов, взаимодействий — всё изучалось на одном дыхании, стандарты и документация читались от корки до корки тоннами. Из техники выжималось всё, что могло хоть как-то помочь бизнесу.

    А потом всё, как отрезало. Надоел сумасшедший режим работы, взрыв мозга, нехватка времени на собственное развитие, понимание, что это ненормальное развитие ИТ-системы на предприятии. Ведь, несмотря на сложность созданных решений, они были сделаны совсем не так, как могли быть: отсутствовала вменяемая документация, использовались старые подходы к программированию, изобретались зачастую неэффективные велосипеды, многое делалось на соплях и скотче. Если бы я не брался за всё сразу, то результатом могли бы стать более качественно сделанные системы. Сейчас мне стыдно смотреть в глаза администраторам и программистам (их, к слову, трое меня заменяют), которые всё это хозяйство теперь обслуживают.

    Выводы:
    1. роль шивы может как увеличить количество его собственных знаний, так может и не увеличить — всё зависит от подхода к работе. При умелом подходе к работе, выгоду из неё извлекают и работодатель, и сам сотрудник;
    2. роль шивы совершенно точно заставляет мозг работать, разбираться в нестандартных ситуациях, анализировать и сопоставлять. В целом развивать интеллект — и это стопроцентный плюс для самого шивы;
    3. будучи шивой, невозможно всё сделать качественно в силу отсутствия времени. Скотч и сопли — лучшие друзья шивы;
    4. руководитель, нанимающий шиву, экономит много денег в краткосрочной перспективе. Главное — вовремя его остановить и не дать ему испортить перспективу долгосрочную.
  • 0
    … по моему скромному мнению, здесь присутствует конфликт интересов — специалисту нужны знания, как потенциал его роста, а работодателю необходимы навыки, для решения текущих рутинных задач здесь и сейчас…
    … посему, необходимо наличие некоторых факторов для успешного роста «шивы», как специалиста (в порядке убывания веса):
    1. Мотивация. Наличие желания получать новые знания (необходима заинтересованность и стремление быть лучшим).
    2. Обучаемость. Способность учиться и получать знания (самое сложное, на мой взгляд).
    3. Ресурсы. Наличие свободного времени для получения знаний (зачастую, вижу такую картину, когда работодатели выжимают максимум из «специалистов широкого профиля»).
    4. Практика. Возможность преобразовать свежеполученные знания в компетенции.
    5. Востребованность. Поддержка и заинтересованность со стороны работодателя в новых компетенциях (возможность быстро конвертировать компетенции в осязаемую прибыль).
    6. Перспектива. Компетенции, которые дают реальные конкурентные преимущества специалиста на рынке труда.
    И крайне редко получается так, что специалисту интересно развиваться, он способен приобретать важные знания, имеются ресурсы, необходимые для этого, имеется возможность попрактиковаться и перспектива того, что новые компетенции повысят его доход…

    Думается мне, что вполне мирно могут сосуществовать и специалисты с развитыми компетенциями и «ремесленники» с развитыми навыками. Рынок вырастит достойных…
  • 0
    Знания по разному приобретаются. Я больше доверяю тем знаниям, которые приходят через навыки. Знаете как много людей донимают, меня и не только с просьбой «научится верстать». И все имеют теоретическую основу, то есть знают как, но не могут.

    Я не верю в голое знание.
    • 0
      … не стоит противопоставлять знания навыкам. Фундаментальные знания, конечно же, необходимы, чем более глубокие, тем лучше. Но они немного стоят без навыков, т.е. практического опыта, умений.
      Давайте дадим определения понятиям?
      Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности.
      Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.
      Т.е., владеющий знаниями – «теоретик», владеющий навыками — «ремесленник». Как вы себе представляете «теоретика кун-фу»? :)
      Особо ценны — компетенции (простое определение — компетенция = знание + навык). Как-то так…
  • 0
    Думаю, хорошим мотивирующим фактором самообразования является получение сертификатов от вендоров, так как они на своих экзаменах предъявляют требования именно к наличию «знаний», а не «навыков». К тому же человек, обладающий сертификатами, может легче найти узкоспециализированную работу.
    • 0
      Да ладно! Я смотрел майкрософтовские экзамены — там сплошные навыки, знаний — с гулькин нос, и только в применении к виндам. На настоящие знания это совсем не похоже.
      • 0
        … вы читали литературу (официальные учебные курсы) для подготовки к экзаменам на получение сертификата MCSE? похоже, что нет… или тогда, что есть «настоящие знания»?
        • 0
          Читал. Именно про них я и говорю. Например, в них полностью отсутствует мотивационная часть (объяснение, почему именно так). Раздел про IPSec читать без боли в сердце невозможно, потому что там совсем не объяснена технология.

          Да что там говорить, их описание DNS на фоне книг по бинду — мусор.
          • 0
            … т.е. недостаточно глубины знаний в этих сертификациях? а недостаточно для кого/чего? и какие критерии выбрать для объективной оценки глубины и ширины знаний?
            … тут ведь как, «Я знаю только то, что ничего не знаю, но некоторые не знают даже этого». Как мне кажется, честно получивший эти знания, вполне способен их углубить, при необходимости…
            • 0
              недостаточными для понимания технологии. Книга по бинду объясняет как работает DNS, и если опустить главы про настройку bind'а, то эти знания можно использовать и для возни с MSDNS. Если опустить главы, посвящённые настройке MSDNS в учебнике к экзамену про DNS, то оставшегося не хватит ни на бинд, ни на другой DNS сервер. Потому что там слишком мало общего, и слишком много конкретного. Это и я называю «слишком много навыков, слишком мало знаний».
      • 0
        Согласен, система образования Microsoft сильно раздроблена на этапы и идет сильное отвлечение на порядок операций. Но система образования от Cisco или Avaya сильно отличаются от подхода Microsoft.
        • 0
          Возможно, не присутствовал. По их онлайновым материалам впечатление не слишком (они тоже объясняют теорию в объёме, минимально необходимом для понимания практической части). Это, кстати, касается и juniper'ов (avaya не видел).
  • 0
    Везде, где я работал, я так или иначе являлся этим многоруким Шивой.
    3Д-моделинг, проектирование, черчение, вектор, фотошоп, HTML, CSS, начальный уровень PHP, JS, Drupal, Joomla, WordPress, монтаж локальных сетей, настройка роутеров, хостинг, электрика, электроника, ремонт ноутов, ремонт компов, пайка, создание и сборка мебели, укладка ламината, установка окон, поклейка обоев, и еще уйма-уйма, как Вы говорите, навыков.

    И я рад этому. Почему?
    Потому что так интереснее. Это не только потому, что так приходится. Если бы я не был человеком, который интересуется всем и сразу — я бы не был таким многоруким Шивой. Но я не умею по другому. Мне интересно все. И поэтому я занимаюсь всем.
    долгое время я не мог найти работу, которая бы мне подходила полностью. Сейчас я нашел. Почему? Потому что на этой работе я могу заниматься всем и сразу. Это разнообразно, не скучно, интересно. Это увлекает!

    Конечно это не позволит мне стать каким-то профильным специалистом высшего класса. Но я не хочу таким быть. Сидеть и заниматься одним и тем же постоянно. Я через 2 месяца в депрессию от этого впадаю.

    Так что, все зависит от человека.
  • 0
    так сегодня вся страна такая — нужны работники, делающие «как-нибудь, чтоб работало», не особо углубляясь в суть. Профессионалы вроде бы нужны, но мелкий и средний бизнес не хочет им платить много. Отсюда и кризис фундаментальной науки, которая не интересна бизнесу, т.к долго окупается. Сегодня востребованы прикладные знания/навыки, но это тупиковый путь в долгосрочной перспективе. Просто мало у кого есть надежда в светлое будущее, как правильно заметили — всё может очень быстро поменяться, и не всегда в лучшую сторону.

    ЗЫ:: Вспомнилась строительная поговорка: 40 таджиков заменяют один подъёмный кран. Сегодня в России предпочитают нанимать таджиков, это к тому самому пресловутому вопросу о модернизации страны…
  • 0
    > Давайте я немного «попиарюсь» и расскажу про мега-навыки, которые остались у меня жизненным багажом.

    Позволю себе вопрос. Вы сейчас кем работаете?
    • 0
      системным администратором довольно узкого профиля.
      • 0
        У интегратора?
        • 0
          нет :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.