Pull to refresh

Ряды open source игр пополнились еще 4 классными экземплярами

Reading time4 min
Views5.3K

Эпический по размахам марш, инициированный компанией Wolfire — акция по продаже 6 популярных инди-игр «купи за сколько хочешь» — The Humble Indie Bundle — World of Goo, Aquaria, Gish, Lugaru, Penumbra и Samorost 2 — закончился около 2 часов назад и возымел такую концовку, о которой многие мечтали уже несколько лет, но в такое всерьёз никто не верил.

За неделю работы удалось собрать больше миллиона долларов США — и 2 часа назад, в знак признательности поддержавшему их сообществу, группа разработчиков Wolfire, Bit Blot, Cryptic Sea и Frictional Games объявила о том, что отныне четыре игры из шести — Aquaria, Gish, Lugaru и Penumbra — будут выпущены в свет в исходниках под open source лицензией.

Исходники Lugaru HD уже выложены, остальные 3 игры должны последовать примеру в течении нескольких дней. Lugaru выложен в виде Mercurial-репозитария на Icculus.org — код собирается с помощью обычных Makefile'ов (и gcc), как проект XCode и как проект Microsoft Visual Studio. Лицензия — GPL v2.

Уф — а теперь, скинув налет пафоса и эйфории, давайте задумаемся, во-первых, что это дает сообществу, а во-вторых, какие тут есть подводные камни, если есть. Итак, бесспорные (или слегка спорные) плюсы:

Сообщество получило (ладно, еще не получило, но получит) готовые, качественные, проверенные вниманием публики и даже немножко временем движки. Число модов (и всяких partial conversions) того же Lugaru даже без исходников — только за счет подмены карт, сценариев и моделей — исчисляется десятками и сотнями. На wiki-страничке Wolfire про моды Lugaru можно ознакомиться с самыми интересными, полноценными и качественными из них — а что тут произойдет — можно представить полет фантазии.

Бессмертная фраза «Code rots. Game code rots even faster», которую приписывают чуть ли не десятку известных людей — от Джона Кармака из iD software до Скотта Миллера из 3D Realms — здесь права как никогда. Сообщество получило свежий, актуальный код движков, а не движок «позапрошлого поколения», как это происходит в случае выпуска кода такими компаниями как iD software (честь им и хвала, впрочем, даже за это):
  • Lugaru — интересный трехмерный движок с качественной и очень быстрой ragdoll-физикой — по большому счету — это то, что явилось логичным современным продолжением таких игр как Mortal Kombat и Tekken, вбирая в себе элементы Max Payne.
  • Aquaria — качественный, быстрый и фичастый движок двухмерной платформо-подобной игры, с массой современных наворотов вроде particle systems на OpenGL.
  • Gish — движок двухмерной физики, в том числе физики аморфных тел — ведь главный герой игры — прыгучий и липкий шарик дёгтя, который может принимать любые формы.
  • Penumbra — здесь в силу специфики жанра, конечно, на первом плане сюжет и хоррор-контент игры — но ведь если отвлечься от этого, Penumbra представляет из себя тоже трехмерный движок, с нетривиальным подходом к управлению персонажем, с весьма приличной физикой, с быстрым, качественным и нетрадиционным просчетом светотеней и т.п. Кто знает — может быть мы увидим реинкарнации Alone in the Dark на нем?

Что нам не хватало в этих играх? Multiplayer в Lugaru и Aquaria? Новые приемы, оружие, враги, пара тысяч новых карт? Можно засучить рукава и сделать. Все 4 выпускаемые игры достаточно хорошо поддаются моддингу — можно лишь догадываться, до чего дойдет фантазия, когда заинтересованные люди получат исходный код. Хочется перенести это на другие платформы? iPhone OS, BSD, Solaris, Symbian, Android, MeeGo — теперь всё это легко можно сделать. И наконец-то все эти игры получат нормальные, полноценные 64-битные версии, без 32-битных библиотек и эмуляции. Ну и, в конце концов — это GPL — ничто не мешает взять лишь движок за основу и создать что-то своё, совершенно новое.

Вот так, например, выглядит ragdoll-модель Lugaru изнутри:


Но кроме плюсов, есть ещё и скользкие вопросы, на которые не все обратили внимание. Судя по обещаниям в блоге, все игры будут разделены на «свободный» движок и «несвободный» (или «не совсем свободный») контент. В случае Lugaru контент от демо-версии (artwork, карты, модели, текстуры) выложены в общий репозитарий под расплывчатой лицензией «можно качать и использовать для персонального некоммерческого использования, продавать нельзя» — производные работы от такого контента скорее всего тоже запрещены. Полноценный контент от полной версии остается проприетарным и платным — т.е. таким образом те, кто купил эти игры — купили их не зря — только так в них можно играть легально. Остальные игры скорее всего последуют примеру Lugaru.

В принципе, это правильно — довольно глупо было бы равнять тех, кто купил и заплатил деньги с теми, кто ничем не помог проекту — это же в конце концов не abandonware. Но, с другой стороны, это ставит в некотором роде крест на красивой идее полной доступности этих игр бесплатно из репозитариев операционных систем и возможности поставить всё одной командой типа apt-get install lugaru. В лучшем случае будет более сложная процедура «поставьте движок отдельно, подложите вот сюда контент, запускайте».

P.S. Крайне интересны и финансовые результаты кампании: эта акция, без сомнения, стала крупнейшим и успешнейшим подобным мероприятием. Надеюсь, что чуть попозже я освещу на хабре и темы вроде «как заработать миллион $ за неделю» и «пользователи какой операционной системы самые щедрые».

P.P.S. Возможность купить продлена ещё на 3 суток — тем, кто не успел, но все ещё хочет.
Tags:
Hubs:
+90
Comments35

Articles