Pull to refresh

Размышления о веб-студии, заказчике и договоре

Reading time 6 min
Views 6.9K
Вообще, откровенно говоря, для любого дизайнера, веб-программиста или верстальщика я занимаюсь абсолютнейшим дармоедством. Моя задача сводится, в основном, к тому, чтобы написать договор о разработке сайта; потом, в случае чего, подправить его. Из-за этого, возможно, какие-то детали процесса от моего взора ускользают. (Не исключаю, что и крупные — в том числе.) Зато и взор этот оказывается более чистым, не затуманенным буднями «веб-студийного быта».

Поэтому нижеизложенное можно рассматривать преимущественно как рассуждения заказчика. А это, думаю, любой студии важно. Начну с очевидного. Итак…

1. Договор — не просто бумажка


Договор — это действительно не просто бумажка. Но у многих… вот честно скажу — весьма-весьма противоречивый взгляд на его роль.

Для чего нужен договор? Ну… Вообще функций его достаточно много: определяет порядок и время работы, цену, порядок передачи прав, регулирует взаимодействие (его формы и виды)… Но прежде всего он является гарантией, что ни одна из сторон не кинет другую. Для этого есть глава «Ответственность сторон», к примеру.

Но вот банальный пример. (Причём, вполне реальный. Найдено на просторах инета.)
В случае возникновения разногласий все вопросы решаются путем двусторонних переговоров, а при невозможности прийти к согласию в Арбитражном суде города Москвы.
Больше про разрешение споров нет ни слова.

Мне понятно, что хотел сказать автор договора: прежде чем идти в суд, заказчик и исполнитель пытаются договориться. Но сразу же, уже как у юриста, возникает два вопроса: как узнать, что прийти к согласию невозможно; каким документом это должно подтверждаться? И это же спросит суд. (upd. 27.01.2011. Разумеется, такой обязанности у суда нет; и вполне вероятно даже, что он этим воспользуется, то есть не будет спрашивать; но вероятность этого не равна 100%.) И в итоге: из-за криво сформулированного пункта в договоре затем придётся доказывать, что вы имеете право вообще заявлять иск. И таких вещей — очень много! (Кстати, у студии Артемия Лебедева в шаблоне договора тоже есть подобная фишка, но сформулировано несколько иначе, и поэтому последствия будут совершенно другими.)

Представьте, что заказчик — больница. У неё самое совершенное оборудование, она излечивает почти всех… Короче говоря, можно её как участника рынка назвать настоящим профессионалом. В лечении больных. За сайтом же представитель больницы идёт почему-то к вам.

Точно так же и студия: какой бы она ни была профессиональной веб-студией, этот профессионализм не прибавит ей юридического мастерства. Договоры должны составлять юристы.

2. Каждый заказ — индивидуален


Уникален вообще каждый клиент. Я не имею в виду его привычки, семейное положение, любимое выражение лица и марку автомобиля. Уникален совокупностью качеств, которые должны определять стиль работы с ним.

Банальный пример. Ваша студия всегда даёт заказчику два дизайн-макета. Если ему оба не нравятся, его проблемы. Это разумно, когда клиент не понимает, чего он хочет от внешности сайта. А теперь давайте представим, что к вам приходит старенький-старенький такой художник. И говорит, что решил сделать себе сайт, чтобы хоть какая-то память о нём досталась потомкам (все картины уже распродал).

Вы будете предлагать ему те же условия? Если да, то будете неправы: художник может сказать, что именно ему не нравится. И если вы сделали макеты, которые критикует заказчик-художник, это уже не его косяк, а ваш. Именно поэтому стандартную схему сюда применять не следует.

В общем, названный принцип, прежде прочего, распадается на два важных аспекта.

Новый сайт — новый договор

Да. Это может показаться абсурдом, но в идеале дело должно обстоять именно так. Необходимость достижения его, конечно, зависит от конкретной ситуации. Но всё же среди двух подходов: «действовать по „рыбе“, а в исключительных случаях — менять её» и «писать каждый договор под индивидуального клиента, а в исключительных случаях — действовать по „рыбе“» категорические рекомендую второй.

Шаблонные условия нужны, если у вас есть некий массовый продукт. Массовый — это значит
1) принципиально одинаковые условия;
2) низкая цена;
=>
3) массовое заключение договоров.
В этом случае, действительно, разумнее предложить клиенту ознакомиться с предложением, если что-то не устроит, изменить или вообще послать к другому сайтостроителю. Но, по-моему, низкая цена кончается на промежутке между 30 и 50 тысячами рублей.

«Рыба» плоха тем, что условия как бы… По сути, не предлагаются, а навязываются клиенту. Согласитесь, читать сложный текст проще, если знаете, что имел в виду его автор. Но чаще всего происходит иначе.

Условия договора нужно обсуждать

Большинство студий просто пихает бумажку заказчику: дескать, ознакомьтесь и нам напишите, если вдруг случится такое чудо, вас что-то не устроит. Ведь заказчик прекрасно понимает: это обычные условия работы студии, которую он выбрал. Отсюда может сделать два вывода. Вывод первый: наверное, раз этот договор они постоянно используют, то он нормальный. Вывод второй: я очередной (а не новый) клиент.

Вкратце о разнице. Все покупатели в магазинах (даже если кто-то из них пришёл впервые) — очередные. Они в своей совокупности предстают как некая безликая масса. Дежурная улыбка, дежурное «Здравствуйте!» и «Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё» — лишь попытка сгладить это. Всё равно кассовому оператору наплевать, зачем вам понадобился чупа-чупс: себе вы его берёте, жене, любовнице, ребёнку или вообще собираетесь лепить атомную бомбу.

Конечно, в магазинах узкого профиля ситуация иная: если консультант видит ваш вопросительный взгляд а-ля «Хоссспадииии! И где тут <табуретка>?!», он подойдёт и попытается помочь. Тут уже можно спорить: новый или очередной. Но надо учитывать два момента. Во-первых, некоторые консультанты просто втюхивают товар подороже, если у них это получается (тогда очередной), хотя есть и благородные, которые могут честно признаться, что <табуретка с ножками из шоколада> — откровенное г…, хоть оно и дороже <табуретки с деревянными ножками> (тогда ближе к новому); во-вторых, договор в итоге всё равно для всех одинаковый. Последнее — не прихоть продавца, а требование закона. Нельзя продавать одну и ту же табуретку за 500 рублей своим друзьям за 400, а врагам — за 780 рублей.

В студии же подход, повторюсь, индивидуален. Клиенты индивидуальны. Условия тоже должны быть индивидуальны.

Как я вижу ситуацию с учётом сказанного
Предварительно продумывается система работы с заказчиком внутри фирмы. (upd. 27.01.2011. Слово «внутри» относится к слову «продумывается») В обсуждениях обязательно принимает участие юрист, который будет потом писать договор. Когда система всех устроила — проводятся переговоры с заказчиком. В первую очередь — по системе работы. По содержанию работ уже во вторую очередь. Причём, опять же, если в этих переговорах принимает участие тот самый юрист — замечательно. Заказчику предлагается высказать пожелания (не капризы; думаю, разница понятна), возможно — какие-то условия из названных изменить, детализировать или вообще убрать. И уже после этого составляется договор. Отправляется заказчику (или, лучше, приносится на переговоры), где стороны и подписывают всё нужное.

Да, соглашусь с теми, кто обвинит такую систему в затягивании времени. (Кстати, «сайт нужен прям срочно-срочно» — тоже исключительное условие; тогда можно использовать шаблонный договор.) Но у неё есть два главных преимущества: заказчик запомнит вашу студию тем, что ему дали возможность не просто на какой-то писульке поставить закорючку, а проявили внимание и действовали с ним как с равным. Я думаю, это тоже неплохо поднимает престиж. К тому же, заказчик будет реально понимать все изложенные в договоре конструкции, независимо от степени их сложности.

3. Об индивидуальности договора


Если соединить 1 («Договор — не просто бумажка») и 2 («Каждый заказ — индивидуален»), мы должны получить что-то близкое к заголовку № 3.

Главный принцип, который здесь нужно применять, очень прост. Чем выше цена проекта — тем детальнее урегулированы отношения сторон. Здесь, конечно, всё упирается в цену каждой неточности.

Согласитесь, если взять тот пример с досудебными спорами и применить его к сайту ценой 3 тысячи рублей, то… Ну господи… Стороны плюнут и разойдутся. А если на кону раз эдак в сто больше?

И чтобы в суде не возникало ситуаций типа: «Исходя из главы <3. Заключительные положения>, из пункта <3.5> мы освобождаемся от ответственности, поскольку исполнитель ненадлежащим образом выполнил обязательство, предусмотренное пунктом <2.5>, а по пункту <3.6> исполнитель также обязан нам возместить все убытки: поскольку сайт нам в собственность передан не был, убытки составляют 300 тысяч рублей реального ущерба и 2 миллиона рублей упущенной выгоды», нужно прописывать просто всё. Все возможные термины, требования к документам, сроки, ответственность, споры… Короче, всё, что только можно.

Единственное… Меня всегда радует, когда в договорах (в обязанностях сторон) пишут: «Стороны обязаны соблюдать условия настоящего договора, а также законодательство Российской Федерации». Никогда не понимал, зачем такой пункт нужен. Он ровным счётом ни на что не влияет.

И само собой, каждый такой индивидуальный (не шаблонный) договор должен оплачиваться отдельно. На мой взгляд, выбор за заказчиком: он может разработать его и сам; но лучше — пусть этим занимается студия. (А у студии, естественно, есть юрист.) Если второе, то цена проекта увеличивается примерно на три-пять процентов. Во всяком случае, не больше. Нормальные юридические услуги (из которых я исключаю фирмы, которые вам составят «любой договор» за 2,5 тысячи деревянных) примерно столько и стоят.

Итак…


Резюмируя всё сказанное, ещё раз сконцентрируюсь на главном:
  1. договору нужно уделять особое внимание: причём, тем большее, чем больше цена проекта;
  2. клиенту следует не навязывать, а предлагать условия сотрудничества с ним (ситуация по умолчанию), а в крайних случаях — давать некие шаблонные решения;
  3. договор, как правило, должен составляться после того, как проведены переговоры;
  4. чем дороже проект, тем детальнее (=> дороже) должен быть договор; бремя расходов берёт на себя заказчик.


Пожалуй, последнее — это мнение меня не как потенциального заказчика, а как юриста. Но как заказчик — я нахожу это вполне разумным. Особенно если мне предоставляется выбор: действовать «как обычно» или быть индивидуальностью.
Tags:
Hubs:
+3
Comments 15
Comments Comments 15

Articles