Как фрилансеру распознать нежелательного заказчика?

    Я более 4 лет работаю фрилансером и имею опыт общения с различными заказчиками, опыт разработки различных проектов. Свой опыт я постарался обобщить, создав небольшую памятку, а вернее «стоп-лист», которым теперь пользуюсь для раннего отсева заказчиков, работа с которыми не приносит ни радости, ни выгоды. Мне он помогает экономить время и нервы. Надеюсь, он будет полезен и вам, если вы фрилансер. Он также может быть полезен начинающим заказчикам. Публикую его здесь с небольшими комментариями к каждому пункту.

    «Стоп-лист» содержит негативные признаки заказчика. Пожалуйста, обратите внимание, что совпадение 1-2 пунктов может оказаться случайностью. При совпадении 3 и более пунктов я отказываюсь работать с заказчиком.

    Все изложенное является моими соображениями, а не истиной в последней инстанции. Буду рад обсудить или скорректировать/расширить этот список.

    «Стоп-лист» при выборе Заказчика:


    1. В названии проекта содержатся уменьшительные степени — «сделать небольшую доработочку», «создать простой сайтик», «несложная задача» и т.д.
      Комментарий: заказчик изначально занижает значимость этого проекта, он как-будто «боится» привлечь внимание профессионала, обычно это означает низкую стоимость работы.

    2. В названии и описании проекта нечеткие формулировки задания, полного задания на разработку нет, заказчик не стремится его создавать.
      Комментарий: заказчик поторопился с началом разработки. Чаще всего это не один человек и когда проект будет почти готов, появятся изменения, которые потребуют большой переделки. Вы потратите больше времени, чем расчитывали.

    3. Задача сводится к созданию «клона», «аналога», «точной копии» какого-то сайта.
      Комментарий: почти то же, что пункт 2. Заказчик уверен, что «небольшие» изменения, когда точная копия будет готова, не потребуют больших ваших трудозатрат. В большинстве случаев это не так.

    4. Контакты заказчика состоят из никнейма и аськи, дата регистрации менее чем полгода назад.
      Комментарий: заказчик скрывается, в лучшем случае, он скрывается от спама. Бывают исключения.

    5. Заказчик тянет время, не торопится обсуждать проект. К примеру, после Вашего отклика он просит связаться с ним «по аське завтра вечером», а не просит прислать информацию на e-mail.
      Комментарий: «хороший» заказчик всегда хочет получить результат быстрее и это нормально. Если заказчик сильно загружен и не может спланировать свою работу по этому проекту, скорее всего ничем хорошим для Вас это не закончится.

    6. Заказчик подменяет описанный проект другим — например, «нам нужен интернет-магазин за 150 000 рублей и Вы нам понравились, но у нас есть более срочный проект на 5 000 рублей».
      Комментарий: в большинстве случаев, 150 000 рублей это «морковка» перед носом. Вы стараетесь ее достать и при этом везете большую тележку и терпите кнут погонщика.

    7. Проект находится в стадии «обсуждения», «утверждения», «решения о бюджете» и т.д.
      Комментарий: на самом деле это означает, что заказчик не знает, будет ли этот проект начат или нет. Вы можете пообщаться с заказчиком, проконсультировать его — это хорошая практика, но не ждите от него денег.

    8. Объявление о проекте содержит орфографические или стилистические ошибки.
      Комментарий: случайные орфографические ошибки бывают у всех. Если они есть в объявлении, это может говорить о невнимательности заказчика. Намеренные орфографические ошибки говорят, видимо, о стремлении привлечь к разработке «себеподобных» студентов или о низком уровне культуры заказчика. Хуже, если ошибки стилистические — считается, что человек излагает свои мысли письменно так же, как выстраивает их в голове. Стилистические ошибки могут говорить о сумбурности в мыслях заказчика, о его неспособности к четкой формулировке задания и к четким договоренностям. Бывают исключения, но очень редко.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 87
    • +8
      >> дата регистрации менее чем полгода назад

      А вот тут не соглашусь. У меня наоборот вызывают подозрения заказчики, давно зарегистрированные. Если это контора, которой нужен сайт сейчас, откуда у них годовалая учетка? Это скорее посредник или недо-студия, которая только находит клиентов, а работу поручает фрилансерам. С ними работать не очень приятно. Платят мало, как правило.
      • +5
        На моей памяти это чаще всего заказчик, который постоянно пользуется услугами фрилансеров. Опытный заказчик лучше неопытного, поскольку он уже знает специфику работы, он с большей вероятностью правильно поставит задачу. Заметьте, я написал «дата регистрации менее полугода и только аська в контактах» (т.е. оба условия должны выполняться). Кстати, про недостудии, которые только ищут заказчиков — это мой идеал заказчика (при условии, что они умеют правильно работать и брать на себя ответственность).
        • 0
          Нарисуйте мне, пожалуйста, портрет заказчика, который постоянно пользуется услугами фрилансеров. Кто это может быть?

          А по поводу недостудий у вас странное мнение. Они, как правило, используют фрилансеров как дешевую и бесправную рабочую силу, забирая себе не обычные агентские 10-20% бюджета, а все 50%. Вас это устраивает?
          • +6
            Портрет заказчика — это менеджер по маркетингу в оффлайновой компании, который ответственен за сайт. Он заказывает изображения у фрилансеров, заказывает доработки сайта у фрилансеров. Часто у такого менеджера несколько сайтов.

            По второму вопросу — комиссия студии мне не интересна, пусть они забирают 99%, если мне хватит оставшегося 1%. С другой стороны, если они не делают свою работу (не берут ответственность за решения, а транслируют мне распоряжения заказчика и «обрубают» обратную связь или просто выступают испорченным телефоном), то я не буду с ними работать даже если они не берут комиссию вообще. Потому что этот проект не будет закончен никогда. Разумеется, я рассмотрел крайние варианты.
            • 0
              Это же может быть и не только менеджер. К примеру, имеется масса заказчиков, которые зарабатывают денежку на СДЛ.

              А если рассматривать фриланс не только как создание сайтов, но и как их поддержку, то те же сознательные копирайтеры как раз и предпочитают работать с заказчиками, зарегистрированными не первый день.
            • +6
              Я ;-) За три года раз шесть-восем пользовался услугами фрилансеров, двух из них трудоустроил. А что в этом странного?
              • +7
                Я последних три года регулярно пользуюсь услугами фрилансеров. Для своих нужд. А кто ещё, к примеру, мне напишет тексты и сделает макеты визиток? Студии просят за подготовку макета визитки к печати до 5000. Да я бы и сам скомпоновал — только не начем. Софта нет.

                А фрилансеры за 15 долларов все сделают. И спасибо скажут.

                Вот и получается, проект за проектом идет — то тексты, то дизайн, то в коде поковыряться. В принципе, всегда был доволен.

                Встречаются, правда, и откровенные говнюки.
                • +2
                  У меня есть несколько бизнесов, и я с переменной постоянностью обращаюсь к фрилансерам. Например, для задач неспецифичных областей деятельности, или когда времени у своих ребят нет на что-то. Аккаунту больше 2ух лет.
              • 0
                Надо посмотреть на историю проектов и отзывы, тогда уже будет ясно, что это за фрукт. В любом случае, как ни осторожничай — шанс нарваться на бяку всегда остаётся.
              • +3
                Ну что сказать, с вами не поспоришь :)
                1, 2, 3, 6 пункты во фрилансе встречаются повсеместно для низкобюджетных проектов, где (выражаясь языком заказчика) хотелок много, а денег наоборот, откроешь страницу предложений на какой-нибудь бирже — вот они, родимые :)
                5, 7 по-моему характерно для аутсорсинга, когда студия берется за проект и нанимает фрилансера со стороны чтобы его выполнить, потому большая часть задержек сводится к опасениям заплатить фрилансеру больше чем даст заказчик :) и оттуда большому кол-ву согласований.
                4 — по-моему процент исключений действительно велик, и наличие этого пункта — повод задуматься, но не повод для паранойи.
                Ну а 8 пункт, как ни прискорбно, распространен чуть более чем вообще везде, на особом албанском диалекте может написать и хозяин магазина дюбелей, и владелец крупной корпорации.
                • 0
                  Спасибо :).
                  Я согласен с Вами, что 4 пункт самый «мягкий» из всех. Однако когда совпало уже 2 других пункта и совпадает четвертый — это для меня повод отказаться. Что называется «каждый из них ерунда, но все вместе это признак проблемы».
                  5, 7 — возможно, я не старался проанализировал причины, но в любом случае, такое посредничество ни к чему хорошему не приводит. В первую очередь для самих этих «посредников».
                • +1
                  По последнему пункту на 100% согласен.

                  «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».

                  • +1
                    А еще есть заказчики, которые любят выражаться так:

                    Может в шапке что-нибудь переделать… А то непрофессионально как-то смотриться… Да и еще мы хотели чтобы корзина скидку сама считала!!! Да, и у нас будет баннер на сайте??????
                  • +2
                    Первые два пункта — однозначное да!

                    Нередко попадаются такие заказчики, в том числе среди друзей/знакомых, а значит отказать можно не всегда. Как вы уже сказали выше, такие проекты не приносят ни радости, ни пользы.

                    Распечатаю-ка себе ваш стоп-лист да повешу на стенку — авось вовремя остановлюсь в следующий раз.
                    • +2
                      Спасибо, я буду рад, если он Вам поможет хотя бы раз :)
                    • +5
                      У меня есть еще 3 пункта (для новых клиентов, т.е. с кем я еще не работал):
                      1. Если заказчик яростно ломится в IM, и начинает много говорить не по делу, то скорее всего он будет проблематичным
                      2. Если заказчик не согласен не предоплату (от 5 до 30%) и сделку без риска, то он мне не доверяет, значит смысла вести проект нет.
                      3. Если заказчик и перед началом проекта рассказывает что у него еще будет много работы, то как правило, сотрудничество заканчивается на первом проекте. Дальше от него ничего не слышно.


                      Жизненное наблюдение — я не могу назвать ни один удачный пример сотрудничества в проектах типа
                      «пишите в аську/Skype/т.д. (за подробностями|с предложениями|договоримся)». Поэтому я подобного рода предложения просто пропускаю, это отчасти ваш п.2
                      • 0
                        Спасибо за ценные дополнения!
                        Я согласен, что заказчик, который отвлекается при обсуждении первого проекта на посторонние темы (точнее прямо или косвенно обещает «золотые горы», руководство командой фрилансеров, помощь других подрядчиков, которые только и ждут меня, своего начальника) скорее всего лукавит и стремится заинтересовать пустыми обещаниями, сэкономив на всем остальном.
                        Про предоплату — не сказал бы, точнее это от проекта зависит, нельзя обобщить, поэтому нельзя и в стоп-лист поставить. К примеру, бывали случаи, когда заказчику нужно срочно решить проблему с сайтом, а оплатить может только безналом и только послезавтра. Здесь, по-моему, стоит проявить гибкость.
                      • –1
                        8 пункт
                        Я общаюсь с директором крупной интернет рекламной компании. Он в каждом слове делает шибку и нарочито каверкает слова. Но тем не менее он самый безпроблемный заказчик который к тому же платит сильно выше рыночных цен.
                        • +7
                          Александр, я не спорю — исключения бывают, поэтому по совпадению 1-2 пунктов не стоит прекращать общение с заказчиком или начинать к нему относиться с недоверием. Подозреваю, что Ваш знакомый не имеет проблем с коммуникацией (редко можно встретить директора крупной интернет-компании, который не умеет формулировать задачу коротко и четко) и, скорее всего, пройдет мой «отбор», если его проект попадет в поле моего интереса.

                          PS: простите, но «коверкает» и «беспроблемный» :).
                        • +2
                          Стлокнулся с 7-ым пуктом: прошел собеседование на проект с почасовой зарплатой на oDesk, после этого заказчик прислал спецификации по проэкту и попросил выслать эстимейты. Когда я это сделал, он, не нанявши меня на проект, начал присылать письма с мелкими не относящимися к проэкту заданиями. Я такие задания просто игнорировал и отвечал, что ничего не буду делать пока я не нанят. Так продолжалось несколько недель. Было очень интеречно что он придумает дальше, но он просто пропал.
                          • +1
                            Видимо, он снова запостил тот же проект и уже может нашел кого-то поглупее Вас.
                          • +10
                            Девушки, не обижайтесь, но пункт 9: «Стараться не работать с женщинами-заказчиками».
                            Как правило, выступают менеджерами со стороны Заказчика. Как и все девушки-менеджеры, эмоциональны, часто нелогичны, а порой и вовсе могут нести чушь, разгребать которую придется вам.
                            Есть исключения, но редко.
                            • +1
                              С девушками — только при личной встрече :)
                              • +2
                                Вы перепутали менеджера с секретуткой. Неважно, насколько технически подкован заказчик — важно, насколько он хороший управленец.
                                • 0
                                  Мне-то чего путать. Путает чаще всего заказчик, ставя таких людей не эту позицию.
                                  • +3
                                    Спасибо анонимной «секретутке» за минус в карму! :)
                                • +3
                                  Не могу с вами согласится.
                                  В моей практике всё было с точностью до наоборот: девушки-менеджеры, несколько меньше технически подкованы (т.е. иногда стоит «разжевать»), однако работать с ними было намного проще и эффективнее.

                                  Думаю, в таком случае нельзя судить только по своей выборке — есть вероятность, что это погрешность.
                                  • +1
                                    Поддерживаю. Мой опыт говорит о том, что девушки если чего-то не знают, не стесняются спросить и стараются понять. Молодые люди же в тех же условиях (плохо технически подкованные) зачастую теряются и начинают суетиться «сделаем так, нет по-другому, директор просил переделать заново» или наоборот командовать — «сделай так, я заказчик, я прав, задача не обсуждается». В результате, может возникнуть тупиковая ветвь в проекте — сделали как просил менеджер, а о развитии думал только фрилансер, которого не послушали.
                                    • 0
                                      Я бы сказал, что в этом случае выборка не репрезентативна.
                                    • 0
                                      Я бы вынес этот пункт на первое место ) Пятилетний опыт работы это подтверждает.
                                      • +1
                                        С недавних пор это моё первое правило :)
                                        • 0
                                          Всё в принципе относительно возраста «заказчицы» и должности занимаемой.
                                          Если девушка работает менеджером (или выросла из секретарей) и при этом у неё только маячат повышения и есть стремление учиться и развиваться (по жизни получалось что это девушки до 35 лет) — с ними можно договориться, объяснить что и как лучше, а что вообще делать не надо.

                                          А вот если девушка — менеджер, хотя нет не менеджер, а скорее уже руководитель отдела/организации, пробившийся на эту должность и ещё ей выделено право решать, такая Бизнес леди — всё хана, лучше уходить сразу, иначе виноват останешься да и должен ещё, ибо они всё знают и им до фонаря что прикручивание пары финтифлюшек, может повлиять на структуру проекта в целом.

                                          ИМХО (жизненный опыт :)
                                        • +2
                                          Нет и нет. Один из лучших моих заказчиков представлен девушкой менеджером. Толковее менеджера еще поискать надо. Она делает свою работу на отлично, правильно общается со мной и с руководством, умеет задавать вопросы и слушать.
                                          • 0
                                            Это тогда, когда человек действительно соображающий и хороший, уверенный работник. В этом случае девушки как правило гораздо более пунктуальны и добросовестны в выполнении своей части работы.

                                            Однако бывает и наоброт. Бывает так, что девушка выступает в роли посредника, и боится своего шефа (вы где-то далеко, а он здесь, рядом). Поэтому информация всяческим образом «приукрашивается» в худшую сторону. Сроки зажимаются, драматизм нагнетается и все такое. На прямые вопросы типа «объясните причину» начинают гнать околесицу, что надо вот прям срочно, но пообщаться некогда и т. д. (лишь бы отстал)
                                          • 0
                                            Вопрос к заказчикам: при всех равных условиях, к кому лучше обратитесь — к фрилансеру женского пола или мужского?
                                            • –2
                                              Покажите мне все эти равные условия.

                                              Например, хотя бы одного годного программиста (не быдлокодера) женского пола, и чтобы держался не в кунсткамере и не в красной книге.
                                              • +2
                                                Работал я с одной девушкой в комманде несколько лет назад. Она суперово кодила в C++ и C#. Также приходилось работать с девелоперами мужского пола, которые до ее уровня не дотягивали, и это мягко говоря.

                                                Вывод: девушки просто меньше инетрисуются программирование, но и среди них бывают профессионалы.
                                                • 0
                                                  alenacpp вроде не в красной книге ;-)
                                                • 0
                                                  Наверное, женского.
                                                • +1
                                                  С пунктом 3 согласен на 100%. У самих была ситуация с заказчиком и необходимостью создать сайт (клон). Исход был печальным.
                                                  • 0
                                                    Хороший материал, жизненный.
                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                      • 0
                                                        Да многое что вы перечислили в статье правда, но все же иногда дело случая. Бывают хорошие заказчики, бывают плохие, а грань между ними тонка.
                                                        А вообще правильно сказано
                                                        Хорошая статья, есть что взять во внимание)
                                                        • –9
                                                          Такое ощущение, что вы ищите способы отказываться от проектов, а не брать их.
                                                          • +5
                                                            Это способы, по большей части, сохранить свое психическое здоровье.
                                                            • +2
                                                              Верно. Иной раз и с госзаками и их бюджетами нервные клетки не окупаются.
                                                              • 0
                                                                Я к тому, что почему бы не выработать критерии «удовлетворения», наравне с критериями «отказа»? Оценка заказа-то должна быть комплексной, а не просто «отсутствием негатива».
                                                                Например, если заказчик имеет техзадание и внятно пишет условия сотрудничества, и т. п.
                                                                Иначе получается, что заказчик не должен говорить лишних слов, и вообще пройти тест на «достойность».
                                                                • +2
                                                                  Думаю не ошибусь, если предположу, что любой фрилансер, когда видит проект из своей зоны интереса, по умолчанию хочет его получить. Дело не только в деньгах, но еще и в желании завершить еще одно дело, помочь кому-то решить задачу. Поэтому, на мой взгляд, не требуется критериев «удовлетворенности» — они могут только усложнить процесс «отсева».
                                                              • +3
                                                                такое ощущение, что вы любое предложение принимаете без рассмотрения и радуетесь что вам подкинули работенку :)

                                                                На самом деле вроде автор даже указал не только на что стоит обратить внимание, но и почему. А вам уже решать в конкретном случае слово «сайтик» в заказе — признак первого пункта или просто заказчик постоянно говорит приветиками и покасиками. А в остальном может он нормальный адекватный заказчик.
                                                                • +1
                                                                  Какой смыл брать проекты, которые на 80% являются пустой тратой времени и нервов? Если за это же время можно было бы либо отдохнуть, либо найти нормальный проект.
                                                                  • 0
                                                                    Отчасти так. Нельзя получить все заказы и нельзя заработать все деньги. Проблемные проекты мешают разработке приятных проектов и «сжигают» ресурсы — время, энтузиазм. Именно поэтому я отказываюсь от рискованных в этом отношении проектов.
                                                                    • +1
                                                                      Действительно, всех денег не заработаешь. Часть придется украсть.
                                                                  • +1
                                                                    Спасибо, очень наглядно и доступно расшифровали. Интересно вспоминать и анализировать в ретроспективе такие свои «проколы».

                                                                    Кстати, а почему нет никаких пунктов с денежными расчётами? Или у вас есть эффективное решение для защиты от «кидалова»?
                                                                    • 0
                                                                      Разве предоплата недостаточно эффективна? Это ведь, по сути, страховка обоих сторон.
                                                                      • 0
                                                                        Интересно, в чём выражается «страховка» заказчика?
                                                                      • 0
                                                                        Работа фрилансера это риск и каждый решает сам до какой степени стоит и не стоит рисковать. Кто-то может рисковать и работать без предоплаты день, кто-то неделю, кто-то месяц. Лично мне видимо везло и с откровенным «кидаловом» я не сталкивался, хотя меня «кидали» как заказчика — брали предоплату и пропадали (на то у меня скоро появится другой стоп-лист — «Как подобрать достойного фрилансера» :) ).
                                                                        Возможно, именно поэтому я не всегда прошу предоплату — жесткая позиция в этом вопросе часто попадает в «фильтр» заказчика — он ведь тоже человек и тоже боится, как здесь уже написал lasto4kin.
                                                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                        • 0
                                                                          Да, есть такое дело. Заказчики обычно напишут две строчки и говорят: «что непонятного? спрашивайте». А непонятно из описания из двух строк обычно все.
                                                                          • +4
                                                                            1. ТЗ делается исполнителем на основании распросов клиента.
                                                                            2. ТЗ делается всегда и тщательно.
                                                                            3. ТЗ делается строго за деньги, ~30% от стоимости проекта, по 100% предоплате.

                                                                            нарушение этих пунктов — прямая дорога к залёту.
                                                                            • 0
                                                                              Хм. Это конечно выход из ситуации, но не всегда правильный, прежде всего для заказчика. Я сам так делаю — формализую требования некоторых заказчиков и делаю это аккуратно, не упрощая себе задачу. Но на месте заказчика я никогда не доверю написать ТЗ исполнителю. Это одна из двух задач, которые нельзя делегировать исполнителю — постановка задачи и контроль выполнения. Дело даже не в доверии.
                                                                              Я искренне верю, что вы эффективно работаете по описанной схеме, но я также знаю, что фрилансер любит работать по хорошему, готовому ТЗ.
                                                                              • 0
                                                                                Так ТЗ-то ещё утверждать будете! Не будет же он работать по ТЗ, которое сам написал и вам не показывал.
                                                                                • 0
                                                                                  ТЗ утверждается клиентом. Как правило, это около 3 итераций, иногда больше.
                                                                                  Некоторых клиентов приходится ЗАСТАВЛЯТЬ читать ТЗ, но куда деваться :)
                                                                            • 0
                                                                              Зато отсутствие тз здорово развивает интуицию
                                                                            • 0
                                                                              Не согласен с 4ым и 8ым пунктами.
                                                                              Часто владельцы небольших компаний приходят к поиску фрилансеров по необходимости. Например, владельцу завода гвоздей до сих пор не нужен был сайт, но вчера он расширил свое производства и теперь ищет новых клиентов и рынки сбыта. Он открыл аккаунт на фриланс сайте и ищет себе человека, который сделает ему логотип, каталог гвоздей и сайт. В малом бизнесе таких большинство. Они заказывают немного, как правило вообще один раз в несколько лет.

                                                                              По поводу ошибок. Специальные ошибки, как мне кажется, видны сразу, но очень многие (включая меня) пишут кучу писем, ответов и т.п. в течение дня. Внимательность при написании большого количества букв теряется. В результате — куча ляпов и путанный текст. И это нормально. Плохо, когда техническое задание присылают с такими же ляпами. Это все-таки серьезный документ, основа для разработки. и если ты не уделяешь ему достаточно внимания — значит действительно ты не заинтересован в проекте.
                                                                              • 0
                                                                                Владелец завода скорее пойдёт в студию. Или, совсем кошмарный вариант (да-да, бывают такие) — откроет газету по типу «Из рук в руки» и там позвонит по объявлению какого-нибудь школьника :-)
                                                                              • +4
                                                                                На самом деле все просто. Если закачзик открыт, не бросается понтами, не вводит в заблуждение возможными заказами, адекватно относится к ценам на рынке (торгуется в пределах 10%), не жалуется и не давит на жалость, относится с пониманием к потребностям и страхам фрилансера… то это хороший заказчик. Если общение вызывает дискомфорт, хоть в чем, лучше отказатсья от общения с таким заказчиком.

                                                                                Ну и самим нужно понимать что заказчик:

                                                                                1. Хочет получить заказ дешевле, быстрее срока и очень крутого качества.
                                                                                2. Боится что его «кинут».
                                                                                3. Боится потерять авторитет.
                                                                                4. имеет предпринимательскую жилку, что позволяет ему быть изобретательным в отношении первых пунктов, в рамках разумного.
                                                                                4. Вообще, хороший человек то.

                                                                                Если Обращающийся к вам не соответсвует этому описанию — отпустите его с миром.
                                                                                • 0
                                                                                  июнь, июль не сезон
                                                                                  • +6
                                                                                    8. Мой проект готов на 95%, остались лишь небольшие недоделки.
                                                                                    Комментарий: скорее всего заказчик разругался с предыдущим фрилансером. Хорошенько подумайте, хотите ли вы разгребать чужой код. Оцените вероятность повторить судьбу вашего предшественника.
                                                                                    • 0
                                                                                      Как вариант «наш программист заболел, но там осталась сущая ерунда. реализовать пару заглушек. все детали после заключения договора/NDA».

                                                                                      Такой проект надо посылать сразу и надолго. Единственное исключение, если будет предоставлено четкое ТЗ и максимально полная информация о том что и как.

                                                                                      Но обычно это просто способ пускания пыли в глаза и чтобы срезать оплату по максимуму («там делов то было!..»).

                                                                                      Кстати, очень грешат такими делами западные, заокеанские конторы. Даже больше чем отечественные. Вплоть до полного сокрытия информации
                                                                                      • 0
                                                                                        Спасибо! Я сформулирую и добавлю этот пункт — я отсеиваю такие проекты «автоматически». Во-первых, если «проект готов на 90%», означает, что он готов в лучшем случае на 50%.
                                                                                        Во-вторых, предыдущий исполнитель отказался либо из-за нехватки опыта разработки, либо из-за неправильной начальной оценки проекта.
                                                                                        Т.е. заказчик, еще не осознавая этого (или даже намеренно), предлагает Вам нести ответственность за работу и предложение предыдущего работника.
                                                                                        • +1
                                                                                          Именно так. Кроме того, если код окажется ужасным, то предложения о рефакторинге скорее всего будут отвергнуты: «я не собираюсь платить за это дважды».
                                                                                          И ещё некоторые заказчики любят добавлять волшебную фразу, которая, по их мнению, уменьшает смету проекта в разы: «для профессионала тут работы на несколько дней» :)
                                                                                      • 0
                                                                                        Спасибо, распечатал и приклеил к столу.
                                                                                        • 0
                                                                                          За всю жизнь я нашел на фрилансах два проекта. С одним заказчиком я работаем уже почти 2 года, с другим работал несколько месяцев.

                                                                                          Я и сейчас иногда мониторю фриланс-сайты. И для себя выработал существенно более простое правило: браться за проект только если он мне интересен.
                                                                                          • +1
                                                                                            А я автора полностью поддерживаю. Работал с двумя заказчиками (пока только с двумя). Один (первый как раз) в итоге начал на ходу изменять проект и в конечном счете кинул. Хотя и сайта не получил.

                                                                                            Прочитав и проанализоровав, как раз нашел у этого самого первого почти все пункты.
                                                                                            • 0
                                                                                              Согласен со всеми пунктами.
                                                                                              Работаю фрилансером 2 года, приходилось быть и заказчиком.
                                                                                              Есть ещё одно дополнение, которое справедливо как при выборе исполнителя так и при выборе заказчика:
                                                                                              Если человек представляется работником крупной, известной компании, но пишет не с корпоративного ящика. Лучше проверить, работает он в этой компании или нет. Мне дважды попадались люди которые выдавали себя за работников и оба раза они врали. И уровень их работы был крайне низкий.
                                                                                              • +1
                                                                                                Хм. А я работаю филиале федерального предприятия, но пишу при этом с личного ящика на @ya.ru. Потому что почта у нас подключена через сервер РЖД, фильтрующий в спам всё подряд, и требующий для восстановления такого письма письменной заявки в вычислительный центр.
                                                                                                • +1
                                                                                                  Больше относилось к выбору фрилансеров конечно, однако бывает когда заказчик является фрилансером, который переразмещает заказы, а чтобы поднять свою значимость, представляется работником той компании для которой производятся работы. Такой заказчик опасен, поскольку велика вероятность «сломанного телефона». При работе с финальным заказчиком (без посредников) можно отстоять некоторые моменты и иногда переубедить, опираясь на опыт.
                                                                                                  • –1
                                                                                                    Я бы насторожился, если подрядчик-фрилансер работает в крупной компании — когда он делать проект-то планирует :)? Ему на рабочем месте нечем заняться или после напряженного дня на компанию он еще способен эффективно трудиться? Скорее всего это говорит о его желании работать, но не о возможности — сроки будут затянуты. Это не повод отказываться, но определенный «минус» при выборе фрилансера.

                                                                                                    Что касается заказчика, то я согласен с Chaime — бесплатный мейл еще не показатель обмана.
                                                                                              • +1
                                                                                                > Контакты заказчика состоят из никнейма и аськи, дата регистрации менее чем полгода назад.
                                                                                                Не совсем понятен этот пункт. Мы как студия иногда прибегаем к помощи фрилансеров. Всем менеджерам проектов, которые у нас работают — заводятся свои аккаунты.
                                                                                                И возьмем простую ситуацию — приходит новый человек работать в студию, регистрирует аккаунт и начинает поиск исполнителя. Ему не стоит доверять? Да, он на сайте не давно, но это не отменяет того факта, что заказчик адекватный.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Во-первых, я не говорю о доверии. Я говорю о проектах, с которыми мне, как фрилансеру работать удобно — т.е. я трачу столько времени, сколько изначально запланировал, получаю достойную оплату, заказчик доволен. Даже если менеджер честный и стремится эффективно работать, но еще не умеет (и тем самым мешает мне работать эффективно по этому и другим проектам), для меня он нежелательный заказчик.
                                                                                                  Т.е., применительно к описанной Вами ситуации, новый менеджер это рискованнее для меня, чем опытный. Если его «проблема» только в контактах и времени регистрации, это не повод для меня не работать с ним, это я уже неоднократно повторил.
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Спасибо за ответ!
                                                                                                    Я хотел уточнить, что менеджер может быть опытным — просто с новым аккаунтом.
                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                  • 0
                                                                                                    #7, в моей сфере очень часто встречается, и между прочем это нормальная ситуация. Особенно для крупных компаний и отнюдь не значит что это плохо.
                                                                                                    Более того, это нормальный рабочий процесс.
                                                                                                    возможно во фрилансе с этим проблемы (
                                                                                                    • 0
                                                                                                      В том и дело — для компании это нормальный процесс, а для фрилансера нет. Компания получает от фрилансера оценку сроков и стоимости, потом утверждает их два месяца вместо двух недель («директор в командировке», «бюджет на этот месяц уже утвержден, надо ждать следующего» и т.д.). Время идет, а деньги не поступают. Кто-то выбирает путь легкого обмана заказчика — не планировать свои ресурсы до момента предоплаты и уверять что готов приступить хоть сейчас, кто-то по-честному выделяет свое время и каждый раз при переносе сроков «обжигается».
                                                                                                      «Обжигается» тут и заказчик — за это время условия у фрилансера могут измениться. Да и «незначительные» изменения проекта во время утверждения могут сделать его неинтересным для него.
                                                                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Какая разница, сколько берёт себе агентство? Что за мещанская позиция? :)

                                                                                                        Да и кто сказал Вам, что найти заказчика стоит 10-20% от проекта, а 50%? :)

                                                                                                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.