Pull to refresh

Живут, как тестировщик с программистом

Reading time 4 min
Views 12K
картинка для привлечения внимания

Часто задают вопрос: как быть с тем, что программисты не любят тестировщиков, считают их работу второстепенной, пишут неряшливо – «все равно ведь проверят» либо мстят за каждый найденный баг и пытаются не признавать их за баги.
Или наоборот, программисты жалуются, что тестировщики злорадствуют, найдя баг, и считают личным достижением, если программист наделал много ошибок.

Cтандартные в таких случаях советы: объясняйте, мирите, аргументируйте, — выглядят, как будто перед программистами оправдывают существование тестировщиков. Постфактум решать такую проблему (а это очень критичная проблема) очень трудно. Нужно закладывать правильную атмосферу при построении команды и носить это правильное отношение к работе за собой из команды в команду, из компании в компанию.

Знаете, в чем на самом деле фишка? В разности целей! Просто описанные тестировщики и программисты ходят на работу не за одним и тем же, не с одной целью. У них нет атмосферы работы в одном направлении. У них нет понимания того, что они делают, на самом деле, одно и то же дело, только с разных сторон.

Конечно, все работают ради разного: кто-то ради зарплаты, кто-то ради решения интересных задач, кто-то ради получения бесценного опыта. Но для достижения личных целей нужно работать в направлении целей проекта, продукта, компании. Тогда будет и зарплата, и опыт, и интересные задачи. Судите сами, если бы целью программиста был выпуск качественного продукта, успех проекта, процветание компании, и он бы работал на это, то это бы просто автоматически работало на его личную цель. И при таком раскладе никогда не прозвучит «это не баг», потому что любое подозрение на баг таким специалистом принимается и рассматривается.

Как раз сейчас я краем глаза смотрю запись гран-при Канады Формулы 1.

Феноменальный пример слаженной, однонаправленной командной работы. Есть 2 части команды: собственно, перформер, пилот, человек, который на виду, который пожинает лавры в глазах публики, но который на каждой пресс-конференции говорит про работу всей команды, и есть та самая команда-тыл, которая смотрит на его работу на трассе, анализирует её и говорит в шлемофон: «Кубица сменил резину на жесткую, Барикелло тоже, не дай себя обойти». А теперь представьте, что команда отлавливает ошибки пилота и злорадно сообщает ему «Из-за того, что ты не сменил резину на прошлом пит-стопе, потерял 2 секунды во время дождя». Как только части команды начинают работать друг против друга – она обречена на провал!

Давайте посмотрим на команду разработки. Нам явно нужна классификация. Сначала хотелось назвать описываемых героев Хорошими Тестировщиками (или Программистами) и Плохими Тестировщиками (или Программистами). Потом подумала, что тогда в этом мире получится очень много плохого, а это не так. Поэтому у меня будут Просто Программисты (или Тестировщики) и Правильные Программисты (или Тестировщики).

Признаки того, что ваши программисты и тестировщики не Правильные:

— от тестировщиков всерьез звучат фразы «наколбасил им багов, пусть теперь разгребают»

Это идет от старших тестировщиков и от общей атмосферы в коллективе. Я ещё не видела ни одного неопытного тестировщика, который бы думал так с самого начала.
Если старший коллега хочет вырастить злобное чудовище, которое радуется при нахождении бага не потому, что теперь пользователь получит на одну ошибку меньше, а потому, что насолил программисту, то ему стоит продолжать в духе «Давай, сынок, покажем этим кодерам, что за какашку они выпустили бы без нас ». Но если он хочет, чтобы тестирование работало не против программирования, а совместно с ним на качество продукта, и ведет себя соответственно, то никогда в его команде не будет такого.

— от программистов слишком часто звучит презрительное «это не баг»

Это значит, что каждый баг воспринимается как личный тычок: «Это твоя личная ошибка, слышишь? Ты непрофессионал. Хорошие программисты пишут без ошибок, а ты баг сделал, эх, ты». Думаю, что здесь проблемы надо искать в личности такого специалиста. Адекватный человек, направленный на развитие, использует любую критику для совершенствования, а не для обид. Тем более, когда критикуют работу, воспринимать это как личную критику – выглядит, как болезнь.

— программист не проверяет результат своей работы перед передачей в тестирование

«Моё дело писать код, а их дело проверять», «Ну а их-то зачем понанимали?» — можно услышать в таких командах. Это элементарное отсутствие гигиены, работа ради «отписаться». Где вы видели журналиста, который не перечитывает свою статью перед тем, как передать её в редактуру? Если в коллективе есть программист, который проповедует такой подход, его нужно как можно скорее ликвидировать. Какой бы он ни было классный специалист.

— тестировщики заносят баги, не интересуясь их дальнейшей судьбой

Это позиция «с моей стороны пуля вылетела» с другой стороны.
Цель тестирования – найти как можно больше ошибок в приложении, безусловно, имеет право на жизнь на определенных этапах тестирования. Только в этом определении не хватает второй части. Исправить. В силах тестировщиков донести важность важных багов до программистов и честно сказать про низкий приоритет низкоприоритетных. Если программисты знают, что их тестировщики зря хайприорити не поставят, то они серьезно относятся к каждому такому багу. А вот массированная атака багами без интереса к их дальнейшей судьбе, без подвижек в сторону облегчения их локализации, действительно является результатом работы только на себя.

— эффективность работы тестировщиков измеряется количество найденных багов, а мера качества работы программистов обратно зависит от этого количества

Это первый шаг, который толкает хороших специалистов и неплохих (я уверена) людей грызться на работе. Если работа не измеряется конечным качеством выпускаемого продукта, а лишь количественными показателями работы, то люди и работать будут на количество. Тестировщики на увеличение, программисты на уменьшение.

В то время, как только подход «максимум найти и тот же максимум обезвредить» эффективен, на мой взгляд, и работает действительно на цели продукта.

Уверена, что список можно продолжить.

При этом, чувствуете? В первом и четвертом случае корень проблемы в Просто Тестировщиках, во втором и третьем — в Просто Программистах, а в пятом — в Просто Менеджерах. Оказавшись в одной из таких команд, первым делом нужно понять, от кого исходит этот вирус и искоренить его. Либо уйти. Потому что продуктивной работы все равно не получится.
Tags:
Hubs:
+98
Comments 116
Comments Comments 116

Articles