Украинские сервисы групповых скидок: анализ рынка

    Нынешний год для Украины ознаменовался началом выхода из кризиса. Офлайн-развлечения начали постепенно поднимать голову и на помощь им пришла новая, однако уже успевшая завоевать популярность во всем мире, модель онлайн-дистрибуции: коллективные покупки. Всего за несколько месяцев запустились 6 достаточно амбициозных стартапов. Мы решили глубже изучить ситуацию, сложившуюся на этом еще только формирующемся рынке.

    Что такое групповые скидки?

    

Бизнес-модель сервисов коллективных покупок или, как их еще называют, сервисов групповых скидок, заключается в том, что пользователи имеют возможность приобрести купон на акционное посещение кинотеатра, ресторана, спортзала или салона красоты со значительной скидкой: не менее 50% от стоимости. Если в акции примет участие минимально необходимое количество пользователей — она обязательно состоится.

    

В ряде случаев размер скидок может достигать 90% — например, пользователи сервиса Покупон, в честь его запуска, имели возможность воспользоваться скидкой в размере 92%! Это вызывает некоторую настороженность публики, которая еще не привыкла к новой модели и продолжает обсуждать на просторах интернета: являются ли групповые скидки «разводом» и в чем, собственно, заключается выгода таких сервисов.



    Прежде всего, как убедиться в том, что групповые скидки — это не развод? Во-первых достаточно позвонить в компанию, которая является партнером акции и чьи услуги рекламируются на главной странице сервиса. Все эти компании являются публичными и достаточно хорошо известными, попросите их подтвердить факт проведения такой акции со скидками. Во-вторых, эта схема бизнеса имеет достаточно успешный опыт в США (Groupon.com), где индустрия скидочных купонов, которые вырезают из газет и журналов, насчитывает уже полувековую историю. В третьих, краеугольным камнем репутации таких компаний являются отзывы пользователей в социальных сетях, а их найти несложно.



    Дело в том, что продажа услуг со скидкой на самом деле является разновидностью рекламных акций, которая направлена на привлечение новой аудитории. Ставка здесь делается на то, что пользователям, приобретшим купоны, понравится заведение и они станут его завсегдатаями. Такая продажа совсем не преследует цели обогащения в краткосрочной перспективе.



    Это новый формат рекламы, который ориентирован на социальные рекомендации и рекламные мощности реселлера, то есть продавца купонов, а тот, в свою очередь, обеспечивает информационную и рекламную поддержку акций. Такая реклама обходится продавцу дешевле, чем традиционные носители, а ее эффективность и положительный отклик гораздо выше.



    Прибыль сервиса лежит в разнице между максимально возможной скидкой, предоставленной продавцом и конечной скидкой, которая заявлена на сайте в ходе акции. К примеру, боулинг соглашается в рекламных целях предоставить скидку в размере 90% для 10 человек. Контрагент выставляет на сайте скидку 75% и кладет в карман 15%. Вот так это и работает.

    

Популярность скидок растет

    

Выгодные стороны этой модели постепенно начинают понимать все больше потенциальных партнеров, и это позволяет утверждать, что будущее у сервисов групповых скидок есть. Однако есть оно, скорее всего, не у всех.

    Первыми стартапами, продающими скидки в Украине стали Покупон и SuperDeal, запустившиеся в апреле-мае. Довольно скоро вслед за ними открылись еще 3 украинских проекта: Город24, Cheap&Now и Mojo. Одним из последних на украинский рынок вышел российский сервис Дарберри, который существует еще с марта нынешнего года.



    Такая насыщенная конкуренция свидетельствует о глубокой вере разработчиков в выбранную бизнес-модель. Но и только. Необходимо понимать, что на самом деле данный вид бизнеса гораздо ближе к оффлайну, чем к онлайну. Просто создать сайт и поддерживать его недостаточно.

    

Простой пример: российский опыт, который имеет чуть более длинную историю, чем украинский, свидетельствует о нередких жалобах пользователей на качество предоставляемых услуг. Это происходит от недостаточно налаженной коммуникации между администрацией заведения, предоставляющего сервис и менеджментом сервиса, продающего купоны. В большинстве случаев, подобные инциденты благополучно разрешаются теми компаниями, которые более всего заботятся о собственной репутации.



    Так что краеугольным камнем здесь являются физическое присутствие представителей в регионах, умение вести переговоры с партнерами и качественная служба поддержки пользователей.



    Поскольку конкуренция растет, весьма скоро потенциальные партнеры сориентируются и начнут выбирать сервисы скидок более придирчиво. На коне останется тот из стартапов, кто сумеет предложить им лучшие условия и большую аудиторию. И в этом смысле те, кто запустился раньше, имеют некоторое преимущество: хороший старт — половина дистанции. Аудитория слагается из популярности сервиса, рекламы и положительного опыта пользователей. Тот, кому удастся построить узнаваемый бренд, автоматически выиграет конкуренцию.



    Сравнение аудиторий

    

Все сервисы коллективных покупок делают ставку на социальные рекомендации. Они открывают представительства в популярнейших социальных сетях и привлекают пользователей, что отражается на количестве подписчиков их канала. Одними из наиболее популярных социальных сетей в Украине являются ВКонтакте и Twitter. Мы оценили количество подписчиков каждого сервиса, чтобы составить представление об охвате аудитории каждого из них.

    Сервис ВКонтакте Twitter
    
Дарберри (darberry.ru) 
7918 1085
    

Покупон 
(pokupon.com.ua)
 
6448 
259

    
SuperDeal 
(superdeal.com.ua) 
4392 98

    
Город24 
(gorod24.com.ua) 
2975 
19

    

Cheap&Now 
(cheap-and-now.com.ua)
 
640
 187

    

Mojo (mojo.com.ua) 
8
 45

    


Как видите, по суммарному размеру аудитории лидирует сервис Дарберри. Однако не следует забывать, что сервис российский, и доля Украины в нем — только 2 города из 14 охваченных. Поэтому с поправкой на географию, это место должно быть отведено киевскому Покупону.



    География скидок

    

Больше шансов закрепиться на лидерских позициях имеет тот из стартапов, который охватит большую географию аудитории. Это сделает его предложение о сотрудничестве интересными не только для региональных, но и для сетевых компаний. Однако это не так просто, потому что требует интенсивной и контролируемой работы представителей в регионах. На сегодняшний день география распространения сервисов групповых скидок следующая:

    Сервис Дислокация Представительства
    
Город24 Харьков Крым, Днепропетровск, Донецк, Киев, Николаев, Одесса, Симферополь, Харьков, Херсон

    
Покупон Киев
 Киев, Львов, Харьков, Севастополь, Одесса, Донецк, Днепропетровск
    SuperDeal
 
Киев
 
Киев, Днепропетровск, Донецк, Харьков, Одесса

    
Дарберри
 
Москва 
Киев, Харьков

    
Cheap&Now
 Киев 
Киев
    
Mojo Днепропетровск 
Днепропетровск

    


У проекта Город24 весьма впечатляющее покрытие аудитории по Украине, однако по периодичности проводимых акций при таком охвате, складывается впечатление еще недостаточно отлаженной работы с партнерами. Однозначно, для ведения бизнеса на территории всей страны важно иметь офис в столице. Это дает большое преимущество при работе с крупными партнерами.



    Удобство для пользователей

    

Дизайн и юзабилити большинства рассматриваемых проектов выполнены на достаточном уровне и не вызывают особых нареканий. А вот уловки для того, чтобы заставить пользователя зарегистрироваться, применяются не всегда однозначные. Например, Покупон и Дарберри предлагают пользователям бонусы за привлечение пользователей по партнерской программе. А вот SuperDeal понуждает к регистрации назойливым всплывающим окном.



    Для успешного развития бизнеса важно следовать принципу, который гласит: «недополученные деньги — это потерянные деньги». Это особенно актуально для онлайн-бизнеса, в котором важен фактор спонтанности покупки. Чтобы увеличить число продаж, жизненно необходимо предоставить пользователям максимум возможностей быстро и удобно оплатить купон. Что в этом смысле предлагают работающие сервисы групповых скидок?

    Сервис Платежи
    Покупон 
Visa/Mastercard (LiqPay), Приват24, Терминалы (Интеркасса), Webmoney, ПС Единый Кошелек, SMS («СМС Онлайн»)
    Город24 
Visa/Mastercard (LiqPay), НСМЭП (Интеркасса), Приват24, Webmoney, Терминалы (Интеркасса)
    SuperDeal 
Интеркасса, банковский платеж, наличные, терминалы (Интеркасса)
    Дарберри
 
Visa/Mastercard (LiqPay), Терминалы (Интеркасса)

    
Mojo
 
Visa/Mastercard (LiqPay), Приват24, Терминалы (Интеркасса)

    
Cheap&Now
 
Интеркасса, Webmoney, наличные

    


Из приведенной таблицы видно, что больше всего способов оплаты скидочного ваучера предлагает пользователям Покупон — единственный, кстати, кто обеспечивает возможность совершения мобильных платежей. Остальные системы используют стандартные наборы решений наиболее популярных платежных систем и агрегаторов, что до некоторой степени характеризует их отношение к вопросу удобства пользователей.

    

Заключение

    

Сравнивая мощности и потенциал рассматриваемых сервисов нужно, разумеется, учитывать тот факт, что некоторые из них едва запустились. Однако практически все приведенные стартапы являются достаточно молодыми, и потому уже сейчас динамика роста их аудитории и количества проводимых акций позволяет уверенно выделить тройку лидеров: это Покупон, Дарберри и SuperDeal. Несмотря на прочные позиции Дарберри в России, интенсивность его работы с украинскими партнерами не позволяет ему уверенно претендовать на первое место.

    По совокупным параметрам оценки на сегодняшний день лидирует именно Покупон, который взял наиболее активный старт, интенсивно расширяет географию пользователей и разворачивает кампании наружной рекламы в каждом новом городе. Кстати, это единственный сервис, озаботившийся переводом интерфейса на украинский язык.



    Говоря о том, что ждет рынок в целом — скорее всего это рост присутствия лидеров в большинстве регионов Украины, появление небольших локальных проектов и постепенное их вытеснение. Со временем осведомленность партнеров об услуге вырастет и они начнут охотнее идти на сотрудничество. Главным козырем контрагентов станет минимальная скидка от продавца, которая будет покрываться за счет уменьшения собственной прибыли, чтобы пользователи не теряли интерес к акциям.

    Автор: Андрей Майданик, специально для Хабрахабра (я лишь отформатировал и опубликовал)
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 18
    • 0
      А кто пользовался в целом, расскажите, как оно?
      • +1
        Я пользовался. Ходил в кино два раза (7 грн за *два* билета), в аквапарк с 60% скидкой пойду вот еще.
        Это работает!
      • –4
        крутой московский проект ВместеДешевле
        • 0
          Вот ничерта он не крутой! там тупой PR идет, посмотрите на их объемы. я для интереса засек: за недели 2 у них на ТОП-12 товаров (которые на главной висят) количество новых заявок минимальное.
          На айфоны прибавилось 3-4 человека. на остальные 11 товаров в среднем 2-3. А посещаемость у них 3-4.5 тыс. в день.
          • 0
            я вам могу по большому секрету рассказать+)
            не все, что продается, отмечается на сайте
            много покупок по телефону и тд
            • 0
              1. Я для примера взял товары с главной страницы (эти товары точно смотрит основная масса посетителей), другие товары смотрят гораздо меньше.
              2. В любом случае должны же быть какие-то засечки, во время которых заявки по звонкам добавляются на сайт. Создателям самим же выгодно показывать прогресс, иначе я вот так посмотрю, что 250 заявок на айфон наберется такими темпами к новому году и откажусь.
              3. Конечно, без отчетности я не смогу об объеме их продаж судить. Но факт в том, что даже количеством заявок создатели могу манипулировать, выставляю ботов, чтобы подогреть интерес к товару. Этим в свое время многие скандинавские аукционы грешили
              • –2
                факт в том, что вы ничего не знаете
                а я там работал+)
                • 0
                  Ок. может раскроете тогда все тайны, ну вот интересно просто сколько у них заказов в день?
                  • –4
                    нет. у меня совесть есть+)
                    но могу сказать точно, что для людей(клиентов) это все круто и работает.
                    а вот такие как вы только тормозите развитие.
                    потому что надо не следить, приглашать друзей.
                    потому что все зависит от вас самих — чем больше народу на сайте, тем быстрей вероятность найти желающих на один и тот же товар.

                    хорошие скидки реально получить.
                    а как все это варится внутри — это дело самой компании.
                    • 0
                      Я согласна с тем, что отсутствие доверия к коллективным покупкам это камень преткновения для Украины и России.
                      Но! Это вполне логично учитывая славянский опыт когда все всех пытаются обмануть)
                      Тем более, что такого рода сервисы это совсем новое, и народ тупо не верит.

                      тут как бы нужно просто мягко объяснять людям что к чему, и как это работает.

                      Потому, что Покупон в Беларуси, который открылся там на 2 недели позже Украины, пошел куда быстрее. А почему? а потому что там люди подтверждают 1000 разных договоров, а использоваться купон могут только при наличии паспорт. И они просто не боятся пробовать, потому что все надежно защищено.

                      Важно вызвать доверие, и тогда любой интернет-startup, даже самый ненормальный и новый, будет воспринят с энтузиазмом и интересом всей аудиторией, а не только теми, кто знает.
        • 0
          Очень очень неплохой анализ! Жаль кармы нет, чтобы голосовать, а то бы обязательно поднял вам. Пока просто СПАСИБО! =))
          • –1
            смахивает на какой-то лохотрон
            • –1
              Мы играли в пейнтбол со скидкой 60% от покупона.
              На пейнтбол больше не пойду — вся в синяках и с крепатурой)
              А на Покупон пойду)
              • 0
                Кстати, Вика (mostodont) работает в Покупоне, ей можно задавать вопросы, я думаю))
                • 0
                  Можно) Но я отношусь к этому не на все 100%.
                  Но на пейнтбол ей богу больше не пойду, ну его, потому что все програмеры явно решили что это контрстрайк, и на женский пол скидку не сделали)
                  А вот на лазерку — 50% пойду)
              • 0
                Материал интересный. У вас 2 важные ошибки. 1. размер базы смешно оценивать по вконтакте и твиттеру, он измеряется в числе имейл подписчиков. Общая база ДарБери 150+ тысяч подписчиков. Вконтакте, если честно, у нас ведется левой задней ногой, потому что он не нужен. 2. Вы перечислили города, заявленные на сайте, а не те, где уже регулярно выкладываются акции.
                • +1
                  Ну, база подписчиков — скрытая информация; работали с тем, что открыто.
                • 0
                  Анализ неплохой, особенно сравнений аудиторий Вконтакте и Твиттера. Как будто мы живем в идеальном мире и не знаем, что показатели количества участников группы или количество последователей очень легко накручиваются. И поэтому сравнивать их абсолютно некорректно.

                  То что сравнили 6 сайтов, это неплохо, но уже есть сайты, которые не сравнивают аудитории скидочных сайтов, а позволяют отслеживать скидки по более чем 30 подобным сайтам. Для примера — www.foxsale.ru

                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.