О заказчиках-кудесниках, или как предсказать проекту неминуемый крах ещё на ранних стадиях

Практически любой фрилансер хотя бы однажды сталкивался с таким типом клинического идиотизма, о коем речь пойдет ниже. Более того, не только фрилансер — многие простейшие, то бишь человеки-работники, ежеденно трудятся под началом подобных приматов, о которых я расскажу далее. Итак, вашему вниманию «заказчик-кудесник», или, как его называют некоторые коллеги по цеху, «матёрый».

Прямо сейчас делаем сайт для данного персонажа. Один из текущих проектов. Так вот, мужичку 65 лет, и на пенсии спокойно никак не сидится, хлебом не корми — дай замутить «бизьнесь». А всё потому, что практически всю жизнь товарищ занимался разными темами (речь не о России), заработал себе пенсионный фонд таким образом, и теперь попросту не может спокойно сесть и ковыряться в носу перед телевизором, как большинство его ровесников — постоянно тянет заняться еще чем-нибудь. Проблема, кстати, известная — большинство пенсионеров занимаются ничем именно потому что всю жизнь этим ничем и занимались в ожидании пенсии. А если человек думал головой и работал весь сознательный период, на пенсии он не сможет так жить.

Но мы отвлеклись. Наш герой очень хочет новых ощущений на старости лет, и, что ещё хуже, никак не хочет отставать от модных трендов. В результате решает свой предыдущий (последний) бизнес привертеть к Интернету. Находит нашу контору через фриланс-биржу и с горящими глазами пересчитывает баксы для будущего сайта. Тут ему, кстати, респект — чел сразу понимал, что за ничего можно получить только ничего, и был щедр изначально — лишь бы сделали быстрее. Можно даже не особо качественно. Обсуждаем ТЗ (которое он сам, причем очень подробно, составил) и принимаемся за работу. И вот тут начинается самый замес.

Как выяснилось в итоге, у клиента когда-то в девятьсот-лохматом году была своя собственная региональная газета. Он там был и директор и главред (поначалу). Так вот, этот парень решил, что, раз знает, как правильно делать газету, то совершенно точно знает, как должен выглядеть сайт. Газета, Карл!!! Ты слышишь? Сайт должен делаться так же, как газета! Иными словами, он изначально ни во что не ставил весь наш многолетний опыт разработки интернет-проектов, потому что у него же была газета, и кому уж лучше знать, как делать сайты, чем ему?!!! А также, видимо, слуховые аппараты и картофелечистилки, ибо сходств с сайтами у этих вещей примерно столько же, сколько у газеты.

Ладно, на деле всё не так печально. Поцанчик уже имел дело с IT до этого — тот же самый бизьнесь изначально был посажен на виндовую прогу, которая им же самим распространялась в его Лысожопинске (название города изменено). Однако сделано это было в 2006-м году, причем кодер был очень компетентный, и выполнил заказ со всеми возможными нарушениями юзабилити и прочих принципов построения ПО. Затем наш протагонист танцем с тремя бубнами и воззваниями к сатане пропихнул сей продукт 15-ти людям, получив отказ от чуть более чем дофига народу. За свой счет научил их пользоваться данным творением советского чудо-кодера, и до сего момента получал с них какие-то копейки (вложив в проект чуть более чем гору денег). Ничего не зная о таких вещах как конверсия, CTR, показатель отказов и прочих базовых понятиях оценки эффективности продукта/продвижения, наш кудесник решил, что уже само наличие каких-то пользователей является индикатором нереального успеха продукта. Откуда решил, что его эта полу-софтина является эталоном для остальных инструментов схожего назначения, в том числе и интернет-сайт. Иными словами, представление о подобных вещах он имел не только на основе газеты. Хоть и дико искаженное. Но тем не менее.

Идем далее. Предоставленное заказчиком ТЗ было изменено нашим спецом, чтобы соответствовать реалиям современного мира и Интернета хотя бы на треть. Что было встречено клиентом в штыки со словами «да че ты мне тут впариваешь, у меня 10 лет опыта, да еще и газета была, я знаю как рисовать сайты, давай переделывай обратно». Ради примера привожу один из аргументов. У заказчика была форма из примерно 20-ти полей ввода. Мало того, что все поля были абсолютно разной ширины и отступов по краям (что превращало форму в какую-то кашу), так он еще и убрал у всех полей лейблы, объясняя это большей элегантностью и целостностью картины, а также экономией места на экране. Мол, размести лейблы внутри полей (как плейсхолдеры), и будет ОК. Аргументация негласным правилом «при вводе данных название поля пропадает, и при таком количестве полей клиент забудет где из них какое почти сразу» доблестно слалась со словами «ай не рассказывай, не забудет, я же не для дебилов делаю сайт». Сделали. Клиент открыл форму и начал вводить рандомные данные рандомного объекта недвижимости (ах, да, я не сказал? Сайт для агентств недвижимости). После заполнения 5-го поля сверху попросили вернуться и исправить номер квартиры. Тут же наш персонаж впал в ступор и начал лихорадочно стирать данные из всех полей в поисках нужного. И только после этого согласился, что всё-таки здесь мы были правы. Таким образом на верстку простой формы было потрачено 3 дня (верстка, согласование, отмена, еще раз верстка, клиент куда-то пропал, согласование, утверждение) вместо 3 часов запланированных. И это только одна из тысяч выдумок заказчика на основе «у меня газета была, я знаю как надо». Дальше — хуже.

По итогам первого месяца было выполнено только ~ 10% от того, что на этот месяц запланировали. Заказчик с возгласами «да вы обалдели, почти ничё не сделали, я заплачу только часть» уперся рогом в стену и был согласен выплатить максимум 40% от гонорара (его личная оценка завершенности проекта). После долгих убеждений в присутствии «не только нашей вины в срыве сроков» клиент согласился-таки увеличить бюджет и пропорционально продлить сроки. Но ошибки ничему не научили его, в результате вышеописанная история повторилась еще много-много раз (да еще раз).

Но это не единственное, что выдавал наш герой во время процесса разработки. Примерно через 3 месяца после старта работ заказчик вдруг решил, что самые первые сделанные нами вещи перестали ему нравиться и он хочет их переделать. Мало того, наш парень сам нарисовал макет (в своем фирменном стиле, конечно же) и потребовал переделать. Сначала мы тщетно пытались доказать, что желание переделать — просто чувство перфекционизма/безделье/скука/старое приелось/прочее, а вовсе не последствия плохого качества начального исполнения. В результате удалось срезать около 50% его грандиозных идей по модификации проекта. Далее мы потратили две недели на переработку и согласование его макетов. В результате чего удалось убедить сделать как надо приблизительно 10% его творений.

Все описанные выше действия повторились ещё примерно чуть более чем бесконечное количество раз за всё время создания проекта. На текущий момент идёт 11-й месяц разработки, и только сейчас мы где-то на 85% прогресса. Около месяца назад клиент на досуге выдумал ещё один сайт, с помощью которого он будет захватывать мир (если с помощью первого не выйдет). От сотрудничества мы пока не отказались, дабы это не сказалось на текущем проекте, но, пожалуй, после выполнения откажемся.

Около месяца назад наш любимый заказчик начал составлять маркетинговый план (!!!) продвижения своего чудища в Интернете. Опыта в последнем у него не имеется ни капли, что его, тем не менее, ни на секунду не печалит. Наше предложение воспользоваться услугами профессионалов (не про себя) было моментально послано с репликой «знаю я директора одного рекламного агентства, тот ещё мудак, косарь мне должен, сам продвину лучше всех и бесплатно». Здесь без комментариев.

По итогам у нашего поцана есть:
1) выполненный через заднее место сайт, который нужно будет очень долго допиливать, когда тот будет выкинут на реальную аудиторию
2) ноль рублей на рекламный бюджет
3) маркетинговый план, составленный вообще без учета реалий рынка

Как показывает наша практика (а описанный выше случай — не первый в ней), вероятность успеха такого проекта — чуть более чем нулевая. Если быть точным, 0.000000000001% успеха всё-таки имеется, в случае если нашему парню вдруг свалятся в печную трубу полностью переделанный сайт, хотя бы миллион денег на рекламу и рекламщик с сеошником. Посоветуем ему тщательнее следить за печкой после завершения сотрудничества.

Мораль
Я не знаю истинных причин появления таких случаев. Но их очень много. Возможно, куча красивых лживых историй успеха затуманивает глаза. Возможно, отсутствие правдивых кейсов слива проектов. Возможно, причина в самих персонажах. Возможно, устоявшееся мнение о том, что в интернете всё намного проще, и можно поднять миллионы, ни черта не делая (привет ребятам из конструктора викс и подобных). Возможно, что-то ещё.

И если сейчас эту статью читает заказчик, подобный описанному выше — товарищ, ради Бога, если ваш опыт продвижения проектов в Интернете ограничивается фотографией вашего слухового аппарата во вконтактике с 30-ю лайками под ней — поверьте, ваш бизнес в интернете лучше доверить профессионалам. Максимум, что вы можете сделать — найти этих профессионалов (это тоже часто проблема). Но остальное лучше не трогайте. Ибо потеряете деньги и время, ничего не получив, кроме убытков.

Если статью читает коллега — надеюсь, заранее смогу предостеречь от подобных историй следующим: как только почувствуете подобные описанным симптомы, БЕГИТЕ! Прямо тут же! Нервы, потраченные с такими заказчиками, не окупят вам никакие гонорары, особенно те нищенские, что данный пассажир вам будет платить. Аминь.
Метки:
фриланс, разработка сайтов, заказчики бывают разные, клиника