Об IT образовании. Образование глазами студента

Я учусь на третьем курсе одного из московских вузов, в котором абитуриентам обещают сделать из них широкопрофильных специалистов в сфере IT уже через 4 года. Хотелось бы подробнее написать, как все происходит на самом деле.

Преподаватели


Моя специальность называется «Информационные системы и технологии». Большинство преподавателей на нашей специальности приходят к нам из индустрии, что очень круто, потому что они действительно знают, о чем говорят. Например, сложно поверить в то, что человек научит тебя вести собственный бизнес, когда у него самого нет никакого бизнеса. У этих же людей есть опыт в той предметной области, которую мы изучаем вместе с ними.

Проблема заключается в другом: не все, кто умеет хорошо делать что-либо, могут научить этому других. Преподаватели из индустрии часто знают истинное положение вещей и могут дать пару отличных советов в определенной ситуации, но при этом не могут объяснить базовые вещи, которые необходимы на первых порах.

Кроме того, преподаватели часто недостаточно мотивированы, как и сами студенты. Как только некоторые из них видят, что их предмет не вызывает особого интереса у студентов, они всячески начинают развлекать их чем-то другим. Например, у меня был препод, который вел у нас предмет с необходимостью как можно больше практиковаться, но практики не было вообще… Зато были истории про его жизнь в большом количестве, совершенно не связанные с предметом. Истории вполне уместны, но не тогда, когда они занимают большую часть учебного процесса.
Ну есть, конечно, совершенно другие преподаватели. Их легко отличить, потому что сразу видно, что им нравится учить нас и они относятся к этому, как к важной миссии, а не как к рутине. Таких у нас было 5-6 за четыре семестра (при том, что в общей сложности, было больше 20). К сожалению, классный препод до сих пор остается скорее исключением, чем правилом. Но о том, что же делает его классным, немного позже.

Профильные предметы


Профильные у нас преподают с переменным успехом. В этом семестре у нас в учебной программе появился вот уже третий язык программирования, но многие до сих пор не знают ни одного. Конечно, есть множество способов списать, взять у кого-нибудь готовый код или попросить кого-нибудь написать его за тебя. За этим особо не следят, даже на экзаменах. Это приводит к тому, что люди, которые совершенно не знают программирования, все еще не отчислены. Но говорят, что подобная ситуация почти во всех универах. Ведь многие действительно здесь ради диплома, откоса от армии или ради почти халявного жилья в Москве.

Однако, что касается самого преподавания, программирование преподают достаточно хорошо. Когда мы изучали первый язык программирования, у нас было много лабораторных работ, начиная от самого простого к все более и более сложному. И это дало свои плоды: многие из моих одногруппников знают его достаточно неплохо. Лабораторные были довольно интересными, с подробными объяснениями. Хотя некоторую информацию все равно приходилось гуглить. И это отлично, потому что это помогает погрузиться в вопрос более глубоко.

Со вторым языком все было не так гладко. Преподаватель был молодой и еще недостаточно опытный, хотя было сразу понятно, что он отлично разбирается в предмете. Он мог помочь со многими проблемами и вопросами, но ему было сложно объяснить нам базовые вещи простыми словами. Поэтому мы с большим трудом понимали его объяснения.

Английский язык


Отдельное внимание хотелось бы уделить изучению английского языка. IT-специалисту крайне необходимо знать английский, т.к. самые актуальные статьи, туториалы, курсы и прочее прежде всего появляются на английском и лишь потом их переводят на русский (а многое не переводят вовсе). Но кафедры английского рассуждают так: это техническая специальность, значит технический английский им подойдет. И мы занимаемся по учебнику David Bonamy — Technical English, где изучаем из каких частей состоит скейтборд или поршневой насос. Конечно, такие знания могут расширить кругозор, но расширение кругозора можно оставить на усмотрение студентов и учить их техническому английскому, который им пригодиться.

К счастью, наш универ совсем не консервативный. В нем никто не топит за то, что есть прописные истины обучения и их нельзя менять. Все находится в постоянном движении, и это не может не радовать. С этого семестра технический английский нам оставили, но ввели работу со статьями. Статьи мы выбираем сами и они должны быть связанны с нашей специальностью. Так что прогресс есть, хоть и не такой быстрый, как порой хотелось бы.

Учебный процесс


С самых первых моих дней в универе мне нравилось, как построен наш учебный процесс. Скучные лекции у нас в основном были только по математике или физике, в остальном же теорию мы все время закрепляли практикой. Причем нам никто не запрещал делать практическую часть дома, а потом приходить и сдавать ее преподавателю. Некоторым мы отправляем работы на электронную почту. Хотя, надо признаться, иногда это сильно расслабляет.

Отличительной особенностью нашего университета (из-за которой многие сразу поймут, о каком университете идет речь) является проектная деятельность. Это предмет, в рамках которого мы весь семестр работаем над проектами, связанными с нашей специальностью. Проекты могут быть самые разные. В первом и втором семестре у нас не было особого выбора, мы все делали одно и то же. Но с третьего семестра стало интереснее: мы можем присоединяться к проектам, которые предлагают наши преподаватели, а также партнеры вуза (например, можно делать проект для BMW). Есть возможность также предложить свой собственный проект. Работают над проектами как по одному, так и в группах. Предмет очень классный и, если ты хочешь проявить себя, у тебя есть такая возможность.

Каждый семестр мы сдаем несколько экзаменов в формате wordskills. Мы приходим в универ рано утром и делаем свой проект 5-8 часов, плюс время перерыва. В первом семестре таких экзамена было два, каждый последующий — три. Я знаю, что есть недовольные данной системой (в прочем, как везде и всегда), но мне кажется, что это потрясающая практика. Проекты достаточно интересные и классно то, что иногда мы весь семестр делаем какой-либо проект, а затем нам необходимо сделать тоже самое за 5-8 часов. Таким образом, ты сразу можешь заметить, как улучшились твои навыки и как сложные, на первый взгляд, задачи становятся достаточно простыми, когда много практикуешься.

Идеальный преподаватель


Я — студент, который любит учиться, но при этом не лишенный лени. Многие говорят, что в университете большинство информации необходимо получать самому и что никто не должен бегать за тобой, как в школе. Все верно, но тогда зачем преподаватель? Преподаватель нужен для того, чтобы давать тебе базовую информацию и быть твоим наставником на протяжении всего учебного процесса.

Он как твой путеводитель по тому предмету, который он преподает. В путеводителе ты можешь найти информацию о том, в какое кафе лучше сходить в городе, в который ты отправляешься. Но чтобы убедиться в том, что кафе замечательное, тебе придется приехать в него, увидеть своими глазами обстановку, заказать и попробовать еду, удостовериться, что персонал компетентный и дружелюбный. Так и с преподаванием. Преподаватель предоставляет тебе информацию о том, что еще нужно узнать, чтобы разобраться в данном вопросе, дает ссылки, видеоматериал. И ты все это подробно изучаешь.

Кроме того, преподаватель все-таки должен контролировать процесс. Не каждый найдет в себе силы сделать ту или иную работу, зная, что ее некому будет оценить и некому будет исправить ошибки. Оценки — это эффективный способ мотивации, если студент хотя бы немного заинтересован и если он знает, что преподаватель объективен и заинтересован тоже.
На данный момент у нас только один такой преподаватель. Каждую неделю к нему на пару приходят многие из тех, кто в другие дни занят работой или просто любит прогуливать. У него хочется учиться, его хочется слушать. И несмотря на то, что мы рады, что у нас есть такой преподаватель, грустно от того, что он такой один.

Итого


Моему вузу еще есть над чем поработать. И самое главное, на мой взгляд, это привлечение по-настоящему мотивированных преподавателей, которые могли бы в свою очередь мотивировать студентов. И этого, судя по отзывам моих друзей и знакомых, не хватает во многих учебных заведениях. В целом, в IT-образовании важно умение признавать свои ошибки и готовность изменять программу под стать нашему изменчивому миру.

Все имена, названия предметов и прямые упоминания университета скрыты мной по этическим причинам.
Метки:
учебный процесс в it, учебный процесс, преподавание в университете, образование, преподаватели