Pull to refresh

Как я делал цифромыльницу с объективами M42


Однажды у меня появилась идея взять цифровую «мыльницу», и пристроить к ней крепление для советских объективов с резьбой М42. И тут как нельзя кстати ко мне обратился человек со словами: «Тебе мыльница не нужна, а то у нее что-то объектив барахлит, может сделаешь». Бывает же такое.







Вот такой вот аппарат (Casio EX-Z215) мне достался на опыты, как убедился – совсем не популярная модель аппарата. (Объектив снял уже я сам)

После не углубленного поиска в рунете ничего кроме пары статей, которые везде и всюду копипастят, не нашлось. Если ничего и не попалось, будем идти методом проб и ошибок.
Первое что надо сделать – это разобрать сам аппарат. С этим никаких проблем не возникло, все на винтиках, никаких защелок и склеек, что очень порадовало, так как пришлось не однократно его разбирать.









Интересует только модуль объектива. Вот здесь уже поинтереснее.





В этом модуле имеется 2 датчика которые отвечают за исправность объектива, если один из них не срабатывает то выводятся сообщения типа «ОШИБКА ОБЪЕКТИВА» или «ВКЛЮЧИТЕ КАМЕРУ ЕЩЕ РАЗ». Первый, срабатывает от переменного его заслонения, служит для определения того что объектив начал «вылазить». Второй – хитрый в работе датчик, как оказалось далее наиболее проблемный.
Немного про первый датчик. Он срабатывает при попадании ушка кольца, которое двигает фокусную линзу. Не двигается линза – «ОШИБКА ОБЪЕКТИВА».





Для моего творения эта линза будет мешаться. Самое простое решение, линзу убрать, механизм оставить. Линзу убрал, механизм стал клинить, потому что механизм лишился одной точки опоры. Пришлось немного подпилить в одном месте надфилем и все стало двигаться без проблем.





С удалением фокус-линзы встал вопрос куда деть модуль диафрагмы, все-таки он тоже мешается. С мыслью о том что «мозгами» камеры он проверяется на его наличие взял паяльник в руки и аккуратно отпаял его, в случае чего что б можно было вернуть его назад. Обратно ставить не понадобилось, все работало и без этого модуля.

Один датчик победил, проверил, все работает. Со вторым пришлось чуть подумать, так как он срабатывал если рядом было зеркальце, которое располагается на корпусе выдвижной части объектива.





Были попытка просто заклеить его бумажкой и фольгой, результатов не дало – «ОШИБКА ОБЪЕКТИВА», «ВКЛЮЧИТЕ КАМЕРУ ЕЩЕ РАЗ» или пытался постоянно выдвинуть объектив жужжа моторчиком.



Решение нашлось. Вывести датчик наружу и закрывать-открывать его пальцем при включении фотоаппарата. Сказано – сделано. Аккуратненько отпаял датчик с его родного места и перенес в заранее подготовленную дырочку в боку аппарата. Вклеил суперклеем и соединил проводочками какие первые попались.







Половина пути пройдена, осталось малое, закрепить резьбовое крепление М42 используемое на старых советских объективах. Портить имеющиеся Pentacon’овские макро кольца мне не хотелось. Пришлось сделать алюминиевое кольцо. Блестящая поверхность внутри очень сильно бликовала. Решение – матовая черная краска.





После того как поигрался с ним держа руками у аппарата, выявилась проблема с фотографиями, они получались вот такие. Чем больше света идет на матрицу, тем больше этот эффект проявлялся. В то же время видео записывается без этих артефактов.







Первая мысль какая была – спалил матрицу или какую другую электронику при отключении шлейфов идущих на объектив, ну или слетела прошивка от издевательств. Посмотрел в интернетах на наличие прошивок для этой модели, только для нее и не было их. Потом гугление с описанием проблемы показало, что все с электроникой и прошивкой то нормально, проблема была в модуле диафрагмы.
Получается, что когда фотоаппарат в рабочем состоянии (на экране отображается картинка с матрицы), то световой поток идет непрерывно засвечивая матрицу, при нажатии на кнопочку спуска диафрагма закрывается на короткий промежуток времени, потом открывается на значение выдержки, закрывается и опять открывается. Когда первый раз закрывается, она снимает «темнотой» уже имеющийся заряд с матрицы. Соответственно если не снять заряд с матрицы, то и будут получаться такие снимки. Но вернуть диафрагму на место не было возможности, так как она стала вот такой. Собрать ее было бы проблематично, да и мешается она, как было написано выше. Поэтому фотографии в теории (я не пробовал пока) можно делать в темноте со вспышкой заранее сфокусировавшись, и подойдет только для макро-фото.





Смирившись с таким обстоятельством приступил к кольцу. Крепить его изначально хотел суперклеем, потом передумал, потому что можно запросто свернуть его при креплении объектива, решил что лучшее решение это прикрутить винтами к алюминиевому кольцу передней части аппарата. Хотелось сделать аккуратно, винтиками 1-1,5 мм в диаметре, но не нашлось метчика, что бы сделать резьбу такую. Пришлось брать 3 мм, и стало выглядеть это довольно вульгарно, да еще понадобилось «выгрызать» дырки в корпусе чтобы винты уместились. После всех издевательств над аппаратом, на матрице осталась мелкая пыль сдуть которую полностью не вышло, да и не старался и цели такой не было.





Держится эта конструкция довольно неплохо. И выглядит как компакты со сменным объективом, собственно какой и получился.





Из-за того что кропфактор матрицы у этого фотоаппарата примерно равен 6 (как говорит вики), соответственно Гелиос 44-2 превращается в 350 миллиметровый объектив, а ЗМ-6А 500мм (http://www.photohistory.ru/1207248189218425.html) эквивалентен 3000мм.

Проба видео без прикрученного кольца.



Видео с примерно 10см макроколец. Виден весь мусор на матрице и паразитный засвет.



И примеры видео с разными объективами.







Из проделанной работы можно сделать выводы что аппарат пригоден для съемки супер-теле видео со штатива и макро-видео. Второе мне как то больше по душе.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.