27 августа 2012 в 20:23

Разное → Использование электронных учебников в российских школах

Причиной написания данной статьи стало высказывание Исаака Калины (министр образования Москвы) о возможности замены бумажных учебников на электронные, услышанное сегодня утром на радио City-FM:
Когда психологи, физиологи, медики, Роспотребнадзор скажут нам, что в этот экран маленькому ребенку можно смотреть весь день и это не будет вредно для его здоровья, тогда я думаю, что они (классические учебники — прим. автора) умрут

Далее последовала ремарка ведущих, которая ввела меня в состояние смеха сквозь слёзы:
Конкретных сроков внедрения новых книг министр не назвал, выразив лишь надежду, что еще «застанет этот момент».

Вероятно, господин Калина совсем забыл о существовании дисплеев на электронных чернилах (e-ink и sipix), которые абсолютно безвредны для зрения, и о специализированных устройствах для чтения с такими дисплеями — ридерах.

Но у проблемы использования разнообразных устройств в качестве электронных учебников несколько аспектов, давайте рассмотрим часть из них.

Аспект первый — виды устройств и вред для зрения


В настоящее время существует 3 вида устройств, которые достаточно мобильны и удобны для использования в качестве электронных учебников — нетбуки, планшеты и электронные книги (ридеры).
Нетбуки менее мобильны, но они предоставляют возможность так же вводить информацию. Планшеты наиболее удобны и предоставляют возможность ввода информации, хоть и не такую удобную, как нетбуки. Ридеры же специально предназначены для чтения, они обладают максимальным временем работы, но удобство и скорость их использования ниже.

Немаловажная проблема — цена устройств. Ридеры с экраном 9-10 дюймов (они наиболее подходят для чтения PDF) обойдутся примерно от 7000 рублей. Планшеты — от 6000 рублей. Нетбуки — примерно от 8000 рублей. К итоговой сумме стоит добавить чехол (в случае с ридерами и планшетами), ведь надо учесть детскую небрежность, — это ещё около 1000 рублей. Итого — от 7000 до 10000 рублей.
А теперь подсчитаем стоимость комплекта учебников для одного учебного года. По моим приблизительным оценкам — это около 7000 рублей. Но учебники просуществуют однозначно дольше электроники, поэтому использование девайсов вместо бумажных книг не несёт видимой выгоды.

Перейдём к заголовку, а именно к воздействию на зрение. Единственные устройства, безвредные для глаз — ридеры. Они оснащены дисплеями, которые не излучают, а отражают свет, как и бумажные книги. Именно они наиболее подходят, на мой взгляд, для использования в качестве учебников. Да, скорость их использования невысока, дополнительных функций минимум, но так ли это важно для школы?

Аспект второй — масса учебников


Проблема, о которой почему-то часто забывают — вес того, что ребёнку приходится ежедневно переносить по маршруту дом-школа-дом. Несмотря на всяческие заявления о разделении учебников по частям и, соответственно, уменьшении их веса, в школах всё ещё используются толстые учебники. Говорю по собственному опыту, так как мне предстоит через неделю начать учиться в 11 классе. Среднее количество уроков в день (если не брать младшие классы) — 6. Допустим, что на один из них учебник не нужен, а на один учебник тонкий. Взвешиваем результат — 3 килограмма (если учесть ещё массу сумки/рюкзака и тетрадей — около 5кг). И это не самый худший вариант. В некоторые дни все учебники могут быть толстыми, а к ним прибавится ещё спортивная форма и обувь. Получаем болящую к концу дня спину и постоянную усталость.

Теперь посмотрим на массу устройств. Ридер — 500г, планшет — 400г (7") или 700г (10"), нетбук — 1.1кг. Плюс чехол (к ридеру и планшету) — 200г. В данном сравнении побеждают планшеты и ридеры. Прибавим вес рюкзака/сумки и тетрадей — получим от 1.6кг до 2.1кг.

Сравним результаты — от 5кг школьного комплекта для бумажных книг и от чуть более 1.5кг для электронных устройств. Трёхкратная разница. Выводы делайте сами

Аспект третий — использование учениками собственных устройств


Уже сейчас у подавляющего большинства школьников есть одно или даже несколько из рассматриваемых нами устройств. Лично у меня некоторое время был планшет, недавно я поменял его на ридер. У многих есть iPad, Galaxy Tab, нетбук или иное подходящее для школы устройство. И уже сейчас у каждого есть возможность скачать из интернета электронные версии (сканы) школьных учебников. Но когда ты достаёшь на уроке свой гаджет, то слышишь только одно: «Быстро убери свою игрушку!». И объяснять, что у меня на этой «игрушке» учебник бесполезно, учителя просто не хотят понять, что электронное устройство может послужить для благих целей, а не только для развлечений. Причина кроется в среднем возрасте учителей (предпенсионном или пенсионном) и, как грубо бы это ни звучало, поле. Некий средний учитель — это женщина 50-70 лет.

Что же делать? Думаю, что единственный возможный вариант — обязательные курсы повышения квалификации в области информационных технологий для учителей.

P.S. Если у кого есть телефон Исаака Калины — поделитесь, расскажу ему о электронных чернилах.