Pull to refresh

Бизнес модели бесплатного обучения на Coursera, edX и Udacity

image
В этом году мы можем наблюдать рассвет нового вида ресурсов для онлайн-обучения, которые предлагают пройти курс, по формату очень похожий на классический учебный курс из университета. Лучшие учебные заведения мира — Стенфорд, МИТ, Гарвард, Беркли и многие другие буквально бьются за возможность предоставить свои курсы большему количеству людей. И все это абсолютно бесплатно, ну или почти бесплатно. Об этом и хотелось бы поговорить в этой статье. Я хочу рассмотреть существующие платформы для массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) и их отношение к монетизации, а также возможные бизнес модели.

Курсы объединены между собой схожим форматом, ключевыми идеями которого являются:


  • длительность курса 5 — 10 недель;
  • нагрузка на студента 2 – 10 часов в неделю;
  • раз в неделю или раз в две недели необходимо выполнять домашние задания у которых есть deadline;
  • на протяжении всего курса есть возможность задать вопросы преподавателю;
  • в конце курса сдается экзамен.

Такой формат мне кажется очень удобным и эффективным. Наличие практических заданий с жестко заданными сроками выполнения стимулирует не откладывать их на потом. И самое главное — наличие обратной связи от преподавателя и других студентов играют социальную функцию в процессе обучения и создают ощущение, что ты не проходишь этот курс в одиночку.


Я намеренно не рассматриваю здесь такие ресурсы как Khan Academy, Youtube.Edu, iTunesU, а также русскоязычные Intuit.ru и Lektorium.tv, так как они не подходят под этот формат и их нельзя отнести к MOOC-ресурсам. В этой статье я рассмотрю бизнес модели Coursera, Udacity, Venture Lab и их некоммерческого брата edX, а также Udemy, который хоть и не совсем подходит по формату, но зарекомендовал себя как успешный коммерческий проект.



Udacity




Udacity – частная образовательная организация основанная Sebastian Thrun, David Stavens и Mike Sokolsky, первая использовала такой формат курсов. В первом курсе «Introduction to Artificial Intelligence», стартовавшим 20 февраля 2012 приняло участие 160 000 студентов из 190 стран. Udacity получил венчурное финансирование, сумма которого не разглашается. Сейчас предоставляет 14 курсов и еще 4 в процессе разработки. Все курсы бесплатны, но начиная с 24 августа 2012 года, Udacity предлагает получить сертификат о прохождении курса. Для этого надо сдать 75-минутный экзамен стоимостью 89$ в партнерской электронной тестовой компании. Насколько успешна эта модель монетизации – неизвестно. Важной особенностью является то, что Udacity работает напрямую с преподавателями, а не с университетами, но на каких условиях – не разглашается, также Sebastian заявлял, что компания останется сфокусированной на курсах Computer Science.

Coursera



Coursera – коммерческая образовательная компания основанная профессорами CS – Andrew Ng и Daphne Koller из Стенфордского университета. Первые курсы были запущены в марте 2012, а в данный момент Coursera предлагает 199 курсов с аудиторией в 1.7 млн студентов и является лидером среди собратьев. В отличии от Udacity, Coursera работает с университетами, а не с преподавателями напрямую, а также предлагает курсы по 18 различным направлениям. Сейчас Coursera работает с 33 университетами из 8 стран, где кроме университетов США, участвуют еще университеты из Австралии, Канады, Гонконга, Индии, Израиля, Швейцарии и Великобритании. Coursera получила венчурное финансирование общей суммой в 22 млн. $.


Chronicle опубликовал предварительный вариант договора между Coursera и University of Michigan, где рассматриваются возможные модели монетизации:


  • Сертификация. Студент платит учебному заведению, которое выпускает сертификат об окончании курса. Coursera делает доступной успеваемость студента в проверяемом формате.
  • Надежная оценка. За плату Coursera предлагает тестирование и верификацию студента в физических помещениях (сертификационных центрах).
  • Продажа информации потенциальным работодателям. С разрешения студента и за плату для предприятий предоставляется доступ к базе студентов и пройденных курсов.
  • Оценка компетентности. За плату от потенциальных работодателей или образовательных учреждений Coursera оценивает компетентность студентов.
  • Репетиторство или оценка прогресса. Сотрудник Coursera или контрактор предоставляет индивидуальное внимание, репетиторство или оценку работы студента.
  • Лицензирование или продажа обучающей платформы для работодателей или учебных заведений для дальнейшего обучения или курсовой работы.
  • Спонсорство. Ненавязчивая реклама от организаций спонсоров курсов.
  • Плата за обучение. После бесплатного пробного периода студент платит за полный доступ к курсу и материалам. Другой способ – предоставление платформы и материалов для очного обучения.

В одном из интервью отмечалось, что Coursera активно рассматривает варианты продажи информации потенциальным работодателям.


Ключевые моменты из соглашения между Coursera и университетами:


1. У Coursera нет авторских прав на записанные курсы. Преподаватели и университеты не ограничены в распространении курсов.


2. Cousera предоставляет набор требований к курсам, таких как длительность, оценивание, качество видео материалов и др.


3. На выбор университету предоставляются три модели монетизации:


  • Модель Coursera. В этом случае компания ищет модели монетизации и разделяет доходы с университетом. Компания платит 6 – 15% (в зависимости от продолжительности жизни курса) от валового дохода (gross revenue) и 20% от валовой прибыли (gross profit). Университет далее сам ответственен за вознаграждение преподавателей. Также Coursera может помочь в создании курса на дополнительных условиях.
  • Модель университета. Университет ищет модель монетизации самостоятельно и разделяет доходы с Coursera. Эта модель позволяет университетам распространять курсы под своим доменным именем.
  • Модель зарегистрированных пользователей. Курсы предоставляются для очных студентов.

edX




edX – совместная некоммерческая компания Массачусетского технологического института и Гарвардского университета для предоставления онлайн-курсов различных направлений. edX получил финансирование в размере 60 млн. $ (по 30 млн. $ от каждого университета). Первые курсы были запущены в сентябре 2012 и в данный момент edX предлагает 8 курсов от 4 университетов. В отличии от собратьев, обучающая платформа edX разрабатывается как open source проект (исходники еще не опубликованы) и доступна для использования другими университетами, а также объявлен фокус не только на видеолекциях, но и на интерактивном взаимодействии. Планируется возможность выдачи сертификатов о завершении курсов за умеренную плату.



Venture Lab




Venture Lab – компания организованная Chuck Eesley, профессором из Стенфордского университета. Сейчас предоставляет 5 курсов от преподавателей из Стенфорда. Интересен этот проект своей историей и позиционированием. Вначале Chuck Eesley планировал запустить курс на платформе Coursera, откуда я и многие другие о нем узнали, но потом прервал сотрудничество с Coursera и запустил собственный проект – Venture Lab, в рамках которого провел курс “Technology Enterpreneurship”. Фактически он создал платформу под свой курс, где добавил специфические элементы, такие как Business Model Canvas, Peer Review, Team Configuration, а также привлек менторов и провел конкурс проектов.


Сейчас Venture Lab позиционируется как платформа специализирующаяся на направлениях предпринимательство, бизнес и финансы и предоставляет курсы от Стенфордского университета.



Udemy




Udemy — коммерческая компания запущенная в мае 2010 и отличается от ранее рассмотренных проектов подачей курсов. Курс в Udemy — это набор видеолекций, презентаций и текста. Нет ограничений по времени прохождения, практических заданий и коллективного взаимодействия. Здесь представлены бесплатные и платные курсы (средний диапазон цен 10 — 200 $ за курс) на самую разную тематику, инструктором здесь может быть каждый, что привело к наплыву “мусорного” контента. Примеры популярных курсов — Advanced Excel, Lean Startup, Photography Course. Здесь он представлен как наиболее коммерчески успешный проект. Udemy сообщает, что их топ 10 инструкторов заработали 1.6 млн. $ (по результатам мая 2012 года). Здесь можно прочитать историю создания сервиса от его основателя.



Выводы


В итоге мы видим, что MOOC проекты еще не нашли устойчивой бизнес модели, но менее чем за год смогли привлечь большую аудиторию обучающихся и преподавателей. Пример Udemy показывает, что люди готовы платить за хорошие курсы, но Coursera, Udacity и edX декларируют, что их курсы останутся бесплатны.  


Аналогов подобных ресурсов с русскоязычными курсами я не нашел, кроме недавно упомянутого на Хабре Hexlet.ru с одним курсом про разработку под iOS. Хочется видеть больше качественных курсов от лучших преподавателей на русском языке. Известны ли вам подобные проекты? Как вы оцениваете их перспективы и какие ожидаете сложности?

Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.