Pull to refresh

Как я пришел к созданию своей сборки Linux для дома

На скриншотах фото результата: Система готовая из коробки не только к большинству типичных задач, но и способная запускать современные игры, причем и некоторые те которые через базовый Wine (средство запускаWindows приложений в Linux) не запускаются.

image

Предполагаемая целевая аудитория:
*Пользователи, которых от перехода удерживают 2-3 любимых игры которые никто не собирается портировать с Win32.
*Будет интересно также обычным пользователям. Система разрабатывается исходя из мнения сделать наиболее дружелюбную версию Линукс к ним.
*Скорее всего, будет интересен всем кому не понравилось Unity в Ubuntu и кто любил Gnome2.
*Возможно будет интересно небольшим организациям без требований к определенной рабочей среде.
*Текущим пользователям UNIX-систем (Ubuntu и т.д.), которым надоело мучиться с доустановкой того ПО и русского языка — которое по идее должно идти в комплекте с системой.

Сначала немного истории, с чего все началось.
Я впервые познакомился и перешел на линукс наверное с диска с Ubuntu 7.04, правда позже его выхода.
Да и перейти раньше мешал PCI Win-modem работавший исключительно на XP (что помешало использовать Mandrake 9.2 в свое время). Чуть позже на линукс перевел свой сервер, а затем и второй. Дома же от винды окончательно отказаться помогла смена видеокарты на Nvidia.

Какое то время решал любые проблемы переустановкой системы и установкой другой версии системы или сборки.

Во времена 9.10 начал ставить сборку клиентам и уже считал что она является отличнейшей достойной заменой XP и Vista.

Скриншот тех времен, без видеодрайвера:

Тогда же я узнал что некоторые игры надо запускать с ключом "-opengl ", и тут обратил внимание что каждый раз клиентам надо ставить в основном один набор программ + настраивать набор wine чтобы шли некоторые нужные им игры, как правило 1-2 игры.

Как все знают, в официальных Убунту любят эксперименты над пользователями, а не стабильность, когда все элементы интерфейса работают и находятся в четко известных позициях и не приходится выяснять по телефону в каком углу экрана или в какой папке что у человека установлено.

С каждым релизом Ubuntu это раздражало все больше и больше но я держался. Даже когда кнопки закрытия окошек переместили влево и сделали полосу прокрутки и измерения размеров такой тонкой, что нужна была снайперская точность… Я уж не говорю про то, что для того чтобы включить wifi, или vpn, или l2tp — надо было скачать плагин.

Разумеется это вываливалось в установку системы человеку все большим объемом времени и иногда несколько «походов». И когда это время дошло до пары суток, у меня просто не осталось выбора кроме как создать собственную сборку, призванную решить большинство проблем и облегчить установку всего необходимого людям хотя бы до 15 минут + установка видеодрайвера. На других сборках где wine хотя бы был — работало причем весьма немного игр и в основном родные (Native). В сборках же предназначенных для игр на линукс, была вечно какая то неинтересная, практически никому не нужная солянка вроде 10 версий Tux Racer, Quake III Arena, и разумеется не было реальных способов запускать игры класса ААА с приемлемыми параметрами.

Первое время я собирал на базе 10.10, ибо МАТЕ еще не было, а Gnome2 еще какую никакую актуальность во времена 11.04-11.10 сохранял.

Выглядело это приблизительно вот так:

«Сборки», а по сути бэкапы, я делал Acronis, который совсем для этого не годится — и сборки работали исключительно с одной видеокартой — Nvidia =), (как следствие, мучиться все равно приходилось с теми, у кого карта не Nvidia). Больше всего в то время я проклинал ATI. Позже освоил более профессиональные инструменты и намного улучшил подход к этому делу. (Remaster)

Мне лично удобнее всего проверенный «веками» аскетичный и простой интерфейс Gnome2/MATE поэтому была выбрана эта оболочка. Здесь есть все что необходимо для работы и ничего лишнего. А кому нужно лишнее — так она прекрасно настраивается, и в крайнем случае люди сами могут ее заменить.

Почему Mint был выбран в качестве новой базы? Пересоздавать сборку и донастраивать ее на его базе существенно проще, хотя я мог выбрать и любую другую. Mint/Ubuntu/Debian на данный момент — самые распространенные, и руководств если что, к ней будет больше чем к менее популярным ОС. Причем по заверениям авторов Mint способен запускать 99.9% программ для Ubuntu Linux.

Изначально система разрабатывалась для облегчения настройки и установки компьютеров людям, которым нужно их отремонтировать, для того чтобы максимально быстро настраивать компьютеры и приводить их в полную готовность к задачам клиентов. Уже много лет это единственный мой хлеб, и чтобы люди были довольны, а также чтобы не работать круглые сутки + докачка всяких обновлений для чужих людей — процедуру следовало многократно упростить.

Сейчас система опирается на репозитории Linux Mint 15 и Ubuntu 13.04 как на стабильные. Хотя опционально доступны пакеты из 13.10 и 14.04 а также из репозитариев ppa wine, pcsx2…

Если вам нужна работа Windows ААА-игр — боюсь моя сборка пока что единственная которая может это предложить с большим успехом чем дефолтный Wine или Wine от Etersoft. Есть конечно и другие решения с Wine, но я пока аналогов с целью «для дома и для запуска win32 игр» — не видел.

Я не говорю что это идеальное решение. Можно лучше, и если будет возможность — сделаю. (кстати хочу заметить, начиная с версии 1.5 wine компилить теперь нужно на 32-битной машине)

Обычные программы работают так же, как и в обычном wine, я мало занимаюсь их тестированием, в основном уделяю время проверке игр и иногда даже отчитываюсь или создаю отчеты в winehq.org, но там я присматриваю постоянно всего за парой приложений.

Частично меня вдохновила и эта статья на хабре, а также факты про одну мелко-мягкую компанию.

Лично я считаю что Линукс можно использовать для решения разных задач, и игры тоже ничем не хуже. OpenGL дает все возможности которые есть даже в DX 11.2.

image

Цели работы выглядят так:

*Привлечение простых пользователей в мир GNU/Linux, привыкших к Windows-программам и играм.
*Уменьшение «порога вступления» в систему, т.е. — предоставление настроенной системы для пользователей, желающих познакомится с Linux, но *не обладающих знаниями для самостоятельной настройки.
*Возможность развернуть полноценную систему полностью без интернета, или в сильно ограниченных модемом условиях.
*Качественная взаимосвязь с родительским дистрибутивом Linux Mint, а значит и взаимосвязь c Ubuntu, с её огромным сообществом. (следовательно, и возможность использования всей периферии которая в них работает). Напомню Mint обещает работу 99.9% программ из Ubuntu.
*По возможности полные русские версии доступных программ.

Предлагаемое решение:

*Через заполнение wine-префикса обеспечить возможность установки не только базового программного обеспечения, но и полную поддержку различных Windows-приложений, в том числе требовательных игр.
*Предустановка популярных в домашнем использовании программ, а также протоколов интернет провайдеров (l2tp).

Готовность проекта:

*Доступен рабочий прототип проекта (только для 64-битной архитектуры, 32-битный не планируется), возможны проблемы с работоспособностью на некоторых системах.

Скачать можно здесь: (Авторская раздача)
*Предыдущую версию и урезанную до 1.8гб (только для проверки игр) версии можно найти тут же.
*Для проверки годятся заранее установленные игры в большинстве случаев. Префикс также можно скачать отдельно.
*Релиз содержит ряд исправлений от меня и активистов.
*Работает группа вконтакте, посвященная МАТЕ и сборке.
*Почти готовы к выпуску — польская и английская версия сборки.

Существующие проблемы:

*Сейчас разбираю две разных своих же системы и выясняю почему на них работают разные игры.
*Коллекция простых патчей пока неполная (HD патчи, sh стартеры и т.п. мелочь почти не занимающая места, не кряки).
*Работают не все приложения которые могут и должны работать (желательно из коробки и не ломая имеющиеся игры)
К примеру, мне удалось заставить работать Might and Magic X Legacy, с большим числом лишних изменений, отличается между рабочей и нерабочей сборкой wine — лишь system.reg.

Текущие задачи:
*Улучшение имеемой системы и упрощение по возможности ее использования и установки.
*Сборка c двумя ядрами, новым 3.12 и старым 3.5 (для совместимости)(решено).
*Скрипты установки новейших драйверов для Nvidia (331) а также Radeon Legacy без докачки из интернета (решено).
*Преднастроенное Wine с возможностью запуска не менее 70% игр без докачки из интернета и донастроек (решено)

Результат проекта:
*Полноценная система для настольных ПК с поддержкой win32 api и возможностью загрузки с внешних носителей.
*Возможность запуска WIn32 приложений и игр прямо с LiveDVD (насколько позволят открытые драйверы).
*Все наработанные изменения будут предоставлены проекту Mate и Mint.
*Проект смогут использовать люди для установки на любые домашние компьютеры вместо систем известного монополиста.

Пример работы:
CryENGINE 3 3.4.4 SDK на Linux — полностью рабочий и из коробки. С редактором.
Насколько я знаю я первый кто запустил CryENGINE 3.4.5+editor, Gears of War 1, Bionic Commando которые были «мусором» в базе Winehq.org

https://www.youtube.com/watch?v=rYoNsbi56IQ

Видео GameSDK UDK 2013 —
https://www.youtube.com/watch?v=C5m5I96hMuc
На видеоканале есть довольно большое число запусков игр. Записи делались Gtkrecordmydesktop.

Приветствуется любая помощь, как и спонсорская, так и идеи или патчи и поддержка любого рода.

P.S.
Людям нужны игры, и именно благодаря играм становились популярными компьютеры и операционные системы, в Valve, Blizzard, и не только — там это отлично понимают.

Людям всегда нужна возможность обеспечить похожий интерфейс — как тот, к которому они привыкли, а также, хотя бы небольшое число привычного ПО.

И еще. Люди не должны вообще сталкиваться вот с такими проблемами как в фирменной, официальной и одобренной системе, каким бы не был уровень их знаний. Все относительно простые проблемы любым способом должны быть решены заранее.

P.P.S.
Хотелось бы чтобы в Wine работу Dx10=>Ogl довели наконец до рабочего уровня. Если хотя бы 1 человек прочев статью захочет и сможет этим заняться, я уже буду рад. И я так же рад что есть люди которые уже пользуются моей сборкой больше года. Если кто то качает и ставит благодарности из года в год, значит наверное я не зря это делаю. Если приложить немного больше усилий то продукты от одной известной софтовой компании больше требоваться не будут.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.