Pull to refresh
146
0
Алексей Борисов @Imp5

Программный инженер

Send message

16-, 8- и 4-битные форматы чисел с плавающей запятой

Level of difficultyMedium
Reading time15 min
Views23K

Уже лет 50, со времён выхода первого издания «Языка программирования Си» Кернигана и Ритчи, известно, что «числа с плавающей запятой» одинарной точности имеют размер 32 бита, а числа двойной точности — 64 бита. Существуют ещё и 80-битные числа расширенной точности типа «long double». Эти типы данных покрывали почти все нужды обработки вещественных чисел. Но в последние несколько лет, с наступлением эпохи больших нейросетевых моделей, у разработчиков появилась потребность в типах данных, которые не «больше», а «меньше» существующих, потребность в том, чтобы как можно сильнее «сжать» типы данных, представляющие числа с плавающей запятой.

Я, честно говоря, был удивлён, когда узнал о существовании 4-битного формата для представления чисел с плавающей запятой. Да как такое вообще возможно? Лучший способ узнать об этом — самостоятельно поработать с такими числами. Сейчас мы исследуем самые популярные форматы чисел с плавающей запятой, создадим с использованием некоторых из них простую нейронную сеть и понаблюдаем за тем, как она работает.

Читать далее
Total votes 132: ↑131 and ↓1+130
Comments99

Сам себе Linux смартфон: Как я выкинул Android и написал свою прошивку с нуля

Level of difficultyMedium
Reading time17 min
Views68K
image

К огромному сожалению, старые смартфоны всё чаще и чаще находят своё пристанище в мусорном баке. К прошлым, надежным «друзьям» действует исключительно потребительское отношение — чуть устарел и сразу выкинули, словно это ненужный мусор. И ведь люди даже не хотят попытаться придумать какое-либо применение гаджетам прошлых лет! Отчасти, это вина корпораций — Google намеренно тормозит и добивает довольно шустрые девайсы. Отчасти — вина программистов, которые преследуют исключительно бизнес-задачи и не думают об оптимизации приложений совсем. В один день я почувствовал себя Тайлером Дёрденом от мира IT и решил бросить вызов проприетарщине: написать свою прошивку для уже существующего смартфона с нуля. А дабы задачка была ещё интереснее, я выбрал очень распространенную и дешевую модель из 2012 года — Fly IQ245 (цена на барахолках — 200-300 рублей). Кроме того, у этого телефона есть сразу несколько внешних шин, к которым можно подключить компьютер или микроконтроллер, что даёт возможность использовать его в качестве ультрадешевого одноплатника для DIY-проектов. Получилось ли у меня реализовать свои хотелки? Читайте в статье!
Читать дальше →
Total votes 250: ↑248 and ↓2+246
Comments137

Игровая камера: сборник приемов

Reading time17 min
Views13K

Сегодня мы узнаем:

- можно ли считать людей, которые инвертируют оси в играх, лицами с нетрадиционной ориентацией;

- что такое фокусное расстояние объектива и для чего оно нужно;

- какой угол обзора надо делать у камер, чтобы монитор выглядел, как окно в виртуальный мир;

- как правильно фотографировать;

- и сделаем простенький симулятор дрифта.

Погнали!
Total votes 62: ↑62 and ↓0+62
Comments23

Рабочий стол Linux в браузере

Reading time5 min
Views16K

Первый в мире браузер (1993 года) выполнял две функции:

  • рендеринг HTML;
  • переход по гиперссылкам (навигация, браузинг — отсюда и название «браузер»).

Всё было предельно просто. Но те времена давно ушли.

Современный браузер эволюционировал в сложнейшую мета-систему, которая по объёму кода превосходит ядра многих ОС. Более того, браузер де-факто может работать как операционная система. И не только в Linux-виртуалке (как ChromeOS), но как реальная платформа для запуска настоящих приложений, в том числе нативных программ на C, C++, Go и Node.js.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑39 and ↓3+36
Comments7

Библиотека вывода с использованием escape-последовательностей

Reading time9 min
Views4.5K

Osmanip – это библиотека C++, предоставляющая полезные механизмы для работы с управляющими последовательностями ANSI и настройки потока вывода программ. С помощью этих механизмов вы можете оформлять выводимые строки различными цветами и стилями, изменять расположение курсора в терминале и регулировать прочие компоненты вроде индикаторов выполнения и графики. Весь этот функционал будет очень полезен для придания желаемого вида общему потоку вывода программы или для выполнения операций с курсором.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑43 and ↓1+42
Comments6

OSINT по спутниковым изображениям

Reading time3 min
Views40K
image

Мы живем в такое время, когда снимок со спутника можно получить в один клик. В оптическом, в инфракрасном и в радиодиапазоне. А еще историю изменений в определенной координате за несколько лет.

Зеленый Кот нашел разбившуюся советскую исследовательскую станцию «Марс-3» по снимкам со спутника, тысячи экологов следят за лесами Амазонки и состоянием береговой линии, школьники делают учебные проекты по слежке за популяцией моржей, репортеры проводят расследования, освобождают рабов, мониторят лагеря беженцев.

Предлагаю вам подборку бесплатных ресурсов и проектов со спутниковыми данными, программами обработки этих данных и полезные статьи.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑54 and ↓1+53
Comments11

Музыкальные онлайн-секвенсоры для свободного творчества вне рабочих задач — три сервиса для тех, у кого есть время

Reading time3 min
Views7.2K

В прошлый раз мы рассказали об онлайн-секвенсорах, позволяющих написать саундтрек для домашнего проекта. Сегодня продолжим тему и обсудим еще три примечательных проекта — Online Sequencer, Signal и BeepBox.

Читать далее
Total votes 6: ↑6 and ↓0+6
Comments0

Как мы отказались от JPEG, JSON, TCP и ускорили ВКонтакте в два раза

Reading time24 min
Views166K

На протяжении всей жизни мне приходится экономить вычислительные и сетевые ресурсы: сначала были компьютеры с 300 кГц (кило — не гига!) и 32 Кбайт RAM, интернет по dial-up. Потом я решал олимпиадные задачки. Теперь имею дело с терабайтами трафика и 50 млрд событий в сутки. И хотя современные телефоны в 1 000 раз мощнее любого оборудования двадцатилетней давности, я до сих пор оптимизирую. Думал даже, что это со мной что-то не так. Но потом понял, что все постоянно что-нибудь оптимизируют. 

Эта статья в меньшей степени о том, почему нужно бороться за производительность, и в большей о том, на что сейчас стоит заменить устаревший стек из JPEG, JSON, gzip и TCP — и как это сделать. 

Спойлер: у нас есть решение и мы его не только показываем — ссылки на open source в конце статьи.

Читать далее
Total votes 435: ↑423 and ↓12+411
Comments300

Выбираем быстрый детектор людей в 2021

Reading time3 min
Views6.1K

В новом хобби проекте мне потребовалось детектировать людей на видео. Это одна из основных задач, решаемых искусственным интеллектом, но я давно этим не занимался и несколько отстал от жизни.

Поэтому решил почитать про самые актуальные методы и пощупать их руками. На примере футбольной картинки получил несколько неожиданные результаты.

Читать далее
Total votes 7: ↑6 and ↓1+5
Comments21

ML5.JS — это как TensorFlow только без нижних уровней

Reading time7 min
Views6.1K

На Хабре есть уже множество статей об крутой библиотеке TensorFlow.js, но я так и не смог найти что-то об ml5.js - это как TensorFlow, только здесь не надо заботиться об нижних уровнях нейросети. К слову ml5.js не хуже TensorFlow, просто эта библиотека уже больше подходит для каких-то упрощенных проектов где не требуется внедрять нейронную сеть с контролем например: тензоров или оптимизитаров. Да и сама библиотека ещё хорошо подойдет для тех кто ещё свой путь в машинном обучении.

И об этом сегодня и пойдет речь в нашей статье, где мы рассмотрим функционал ml5.js, рассмотрим какие примеры уже есть и как вообще работает код библиотеки. Поэтому, начинаем кодить.

Читать далее
Total votes 16: ↑15 and ↓1+14
Comments11

Как прорешать SICP: Отчёт о создании решебника для самого известного в мире задачника по программированию. Ботаны есть?

Reading time45 min
Views17K

(Хабр-Статья представляет собой авторский перевод доклада, представленного автором на Scheme Workshop 2020, проводившегося в рамках Международной Конференции по Функциональному Программированию, 28 августа 2020 года)

Эта статья -- своего рода "отчёт" по самому большому проекту, который я сделал в своей жизни по собственной инициативе. Я сделал полное, исчерпывающее решение всех задач из одной из самых извесных книг по программированию в мире "Структура и Интерпретация Компьютерных Программ" (Structure and Interpretation of Computer Programs -- SICP), за авторством Абельсона, Сассмана и Сассман.

В ходе выполнения проекте я собрал довольно много данных о том, как решалось это задание в частности, и сформулировал несколько эвристик, помогающих выполнять проекты вообще, а именно:

Читать далее
Total votes 19: ↑19 and ↓0+19
Comments14

Как мы участвовали в соревнованиях автономных дронов Aerobot 2020 от русской DARPA

Reading time10 min
Views5.5K

Немного соревнований автономных дронов, рассчитанных на взрослых разработчиков и организации, проводятся в России. В статье расскажу о нашем участии в Аэробот-2020. Мы и без соревнований работаем с актуальными технологиями локализации дрона в помещении, планирования движения и картографии (exploration), детекции объектов (perception) и оптимального управления движением. В условиях соревнования были задачи как раз из этой области.

Наша команда состояла из сотрудников Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис и студентов университета.

Под катом много увлекательных полетов и падений дронов.

Читать далее
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments16

Разработана опенсорсная утилита Depix для восстановления паролей с размытых скриншотов

Reading time6 min
Views18K
Разработана опенсорсная утилита Depix для восстановления паролей с размытых скриншотов


Результат работы программы Depix (исходный код)

В голливудских фильмах любят преувеличивать. Они зуммируют фотографии в миллион раз — и выводят цифры из одного пикселя.

Хотя это невероятно, но научные исследования в этой области идут давно. Ещё в 90-е годы были опубликованы теоретические работы и PoC с восстановлением текста из размытых изображений. В 2012 году Владимир Южиков писал на Хабре о своей программе SmartDeblur для восстановления смазанных и расфокусированных снимков.

Несмотря на достаточно хорошее развитие науки в данном направлении, до сих пор не было специализированного инструмента конкретно для восстановления паролей (текста) после пикселизации. Программа Depix — первый такой инструмент.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑65 and ↓2+63
Comments34

Отложенный Alpha blending

Reading time6 min
Views10K
В этой статье я хочу поговорить о методах смешивания растеризуемой геометрии. Классические модели смешивания полупрозрачных объектов — Alpha, Additive, Multiplicative — объединяет один и тот же принцип отрисовки: последовательно рисуем один примитив за другим, смешивая получаемые на выходе фрагментного шейдера пиксели с тем, что находится в текущем буфере. Каждый новый примитив обновляет область буфера, в которую рисуется; в случае с альфа-смешиванием объекты, которые находятся выше, заслоняют ранее отрисованные. Но что если хочется что-то сделать с группой объектов, рисуемых поверх сцены, — например, обрезать их по маске или подсветить? Тут сразу в голову приходят два решения: или внести изменения в их материал (т.е. изменить шейдер, расширить набор текстур), к примеру, добавив проекцию еще одной текстуры, которая будет отвечать за маску прозрачности. Однако если у нас много разношерстных объектов, менять каждый уникальный материал неудобно и чревато ошибками. Второй вариант — нарисовать все интересующие нас объекты в отдельный полноэкранный таргет и рисовать уже его на финальную сцену. Тут мы можем сделать с его содержимым все, что захотим, но это требует выделения лишней памяти и, что самое неприятное, — переключения рендер таргетов. Это не самая «дешевая» операция на мобильных устройствах, которую будет необходимо выполнить дважды. А если захочется вот так работать с несколькими слоями?


Читать дальше →
Total votes 57: ↑57 and ↓0+57
Comments16

Общая теория и археология виртуализации x86

Reading time37 min
Views44K

Введение


Авторский коллектив


Автор: Антон Жбанков (AntonVirtual, «BeerPanda. Органично недоразвитый DevOps»)
Со-авторы: Григорий Прялухин, Евгений Парфенов

Общие понятия виртуализации


Пришлось увидеть множество трактовок что такое виртуализация и выслушать множество споров, ни на йоту не приблизивших спорящих к практическому результату. А как известно, спор двух умных людей сводится к спору об определениях. Давайте определим что такое виртуализация и что из этого проистекает.

Наверное, самым близким определением понятия “виртуализация” будет “абстрагирование” из объектно-ориентированного программирования. Или, если переводить на нормальный русский язык — это сокрытие реализации за абстрактным интерфейсом. Что, конечно, все сразу объяснило. Попробуем еще раз, но для тех, кто не изучал программирование.
Виртуализация — сокрытие конкретной реализации за универсальным стандартизованным методом обращения к ресурсам / данным.

Если попробовать применить на практике данное определение, то окажется, что оно вполне работает на совершенно неожиданных предметах. Скажем, часы. Вот были придуманы несколько тысяч лет назад солнечные часы, а в средневековье были придуманы механические. Что же там общего? Солнце и какие-то шестеренки? Бред какой-то. А потом кварцевые генераторы и все остальное.
Суть в том, что мы имеем стандартный интерфейс — стрелочный или цифровой указатель, который в универсальной стандартной форме указывает текущее время. Но имеет ли для нас значение как конкретно реализован этот механизм внутри коробки, если время указывается с достаточной для нас точностью?
— Позвольте, — можете сказать вы, — но я-то думал, что виртуализация про машины, процессоры там, и так далее!
Да, она и про машины, и про процессоры, но это лишь частный случай. Давайте рассмотрим более широко, раз уж статья смело претендует на общую теорию.
Читать дальше →
Total votes 65: ↑64 and ↓1+63
Comments39

Реалистичная анимация персонажей в играх с помощью ИИ

Reading time5 min
Views20K


Разработчиками из Эдинбургского Университета представлен новый алгоритм для создания реалистичных движений персонажей в играх. Обученная на Motion Capture траекториях нейросеть пытается копировать движения реальных людей, но при этом адаптирует их под персонажей видеоигр.

Одна нейросеть способна управлять сразу несколькими действиями в игре. Открывание дверей, перенос предметов, использование мебели. При этом она динамично изменяет положения ног и рук, чтобы персонаж мог реалистично держать ящики разного размера, садиться на разные по размеру стулья, а также пролезать в проходы разной высоты.
Total votes 31: ↑30 and ↓1+29
Comments4

Новый алгоритм поиска пути в Factorio

Reading time6 min
Views22K

На прошлой неделе мы говорили в своём блоге об изменениях, которые позволят врагам (biters, кусакам) не наталкиваться друг на друга, но это было не единственное обновление, связанное с biter-ами. Совпало так, что в обновления этой недели вошло то, над чем мы работали предыдущие несколько недель — обновление системы поиска пути для врагов.

Поиск пути


Когда юнит хочет куда-то переместиться, ему сначала нужно понять, как туда добраться. В самом простом случае можно двигаться прямиком к цели, но на пути иногда возникают препятствия — скалы, деревья, гнёзда врагов (spawners), юниты игрока. Чтобы проложить дорогу, мы должны сообщить функции поиска пути (pathfinder) текущую и конечную позиции, а pathfinder вернёт нам (возможно, через много тактов) путь, который просто является набором промежуточных точек (waypoints), по которым должен двигаться юнит, чтобы добраться до места назначения.

Для выполнения своей работы pathfinder использует алгоритм под названием A* (произносится «A star»). Простой пример поиска пути при помощи A* показан на видео: biter хочет найти путь в обход скал. Функция поиска пути начинает исследовать карту вокруг biter-а (исследование показано белыми точками). Сначала она пытается пойти напрямик к цели, но как только достигает скал, «разливается» в обе стороны, пытаясь найти позицию из которой снова можно будет двигаться к цели.
Total votes 58: ↑57 and ↓1+56
Comments29

Приятное с полезным или разработка под ASIO на C++

Reading time6 min
Views12K

Будучи потенциальным программистом и любителем электрогитар, я не мог остаться в стороне от разработки музыкального ПО. Все кто когда-либо пытался подключить электрогитару к компьютеру на ОС Windows, используя какой-либо гитарный процессор, знают, что зачастую для этих целей требуется наличие интерфейса ASIO (Возможно и другие, но ASIO наиболее популярен). Это связано с тем, что для обработки звукового ввода и вывода тратится значительное время, и, как следствие, при игре на инструменте слышно неприятную задержку, которая весьма сильно затрудняет игру. ASIO позволяет пропустить этап микширования звука при его выводе и, соответственно, значительно уменьшить задержку. Подробнее об этом здесь.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑23 and ↓0+23
Comments26

Манипуляция сознанием. Почему так просто?

Reading time20 min
Views128K


Иногда это является полной неожиданностью и даже потрясает — то, как близкие по мироощущению люди, близкие по возрасту, образованию, окружению, фильмам, которые смотрели, книгам, которые читали, могут по-разному интерпретировать одни и те же события. На основе одних и тех же источников информации, обладая хорошими IQ, непредвзято, они приходят ровно к противоположным выводам.

Очевидно, что как минимум кто-то в этой ситуации находится в состоянии иллюзии.
Как так получается, что ни хорошее образование, ни доступность информации, ни развитая способность логически мыслить не защищают нас от концептуальных ошибок в восприятии и интерпретации, как получается так, что мы не распознаем манипуляцию и ложь? Споры, наблюдения и размышления в конце концов привели меня к образу мыслей, изложенному в этой статье.

Здесь приведено 14 распространенных манипуляций. Анализируя свою жизнь, я могу сказать, что ощущал в разное время воздействия каждой из них, а некоторые методы «промывки мозгов» по отношению ко мне были по-настоящему эффективны. Думаю, это всем хорошо знакомые атаки. Я упорядочил их в некий список и попытался описать механизмы и причины, почему они, несмотря на тривиальность, являются довольно эффективными.

Я не рассматриваю элементарные воздействия такие, как подкуп, шантаж и запугивание. В этой статье меня интересуют лишь атаки, заставляющие нас жить в иллюзии.

В конце статьи я также попытаюсь дать ответ на вопрос, почему ложь может легко обмануть наш интеллект и, более того, использовать его себе на благо, почему наше образование и доступность информации не помогают нам.

Это не статья по психологии и не статья по философии, хотя бы потому, что в этой статье не будет приведено ни одной ссылки.
Читать дальше →
Total votes 114: ↑96 and ↓18+78
Comments485

Доступное объяснение алгоритма коллапса волновой функции

Reading time9 min
Views34K
Алгоритм коллапса волновой функции (Wavefunction Collapse Algorithm) учит компьютер импровизировать. На входе он получает архетипичные данные и создаёт процедурно генерируемые данные, похожие на исходные.


(Источник)

Чаще всего он используется для создания изображений, но может также строить города, скейтпарки и писать ужасные стихи.


(Источник)

Коллапс волновой функции — это очень независимо мыслящий алгоритм, не требующий практически никакой помощи или инструкций извне. Вам нужен только пример стиля, которого нужно достичь, а всё остальное он сделает сам. Несмотря на свою самодостаточность, он на удивление прост. Он не использует никаких нейронных сетей, случайных лесов или чего-то другого, похожего на машинное обучение. Если разобраться с идеей, он станет для вас очень понятным и интуитивным.

Большинство реализаций и объяснений коллапса волновой функции — это полная, оптимизированная по скорости версия алгоритма. Разумеется, все они важны и необходимы, но в них сложно разобраться с нуля. В этом посте я буду объяснять всё понятным я простым языком, сосредоточившись на версии Wavefunction с ограничениями, которую я назвал Even Simpler Tiled Model. Кроме того, я выложил пример реализации ESTM на Github. Код в нём неэффективный и медленный, но очень хорошо читаемый и подробно прокомментирован. Как только вы разберётесь в технологии, лежащей в основе ESTM, то станете ближе к пониманию более сложных версий алгоритма. Если хотите понять алгоритм коллапса волновой функции, то эта статья будет хорошим началом.
Читать дальше →
Total votes 56: ↑55 and ↓1+54
Comments19
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Registered
Activity