Договоры, отчеты, акты — кому охота заниматься этой скукотой, когда вокруг бьет ключом и фонтанирует идеями креативная жизнь? Особенно, если заказчик снисходительно хлопает творческого подрядчика по плечу: «Да ладно, зачем какие-то договоры. Мое слово — закон!» Остается только радостно согласиться и приступить к работе.
На заре существования нашего агентства мы вообще не стремились формализовать отношения с дорогими клиентами. Типовой договор умещался на двух машинописных листах. Содержал он минимум информации: предмет договора, сроки, цена. Если заказчиков немного, и все они — старые знакомые, то в известной степени можно положиться на их добропорядочность. Но когда клиентская база активно растет, то и проблемы множатся: задерживают выплаты, не выполняют обязательства, злоупотребляют лояльностью исполнителя. Столкнувшись с ними в полном объеме, мы собрались, подумали и составили новый типовой договор.
Понятно, когда берут без спросу сильно начинающие дизайнеры — они самонадеянны, глупы и молоды. Они не знают, что так делать нельзя (хотя это можно допустить со скрипом), они думают, что «интернеты большие, не найдут». Они просто плохо воспитаны в правовом плане.
Но когда брать без спроса начинают известные да маститые, впору развести руками: как, зачем, почему? Злой умысел или оплошность?