Что такое RPA? Маленькому ребенку можно сказать: «робот помоет за тебя посуду и уберется в комнате, а ты свое время можешь тратить на игры и книжки», а начальнику большой организации — «это мощный, но легкий инструмент для того, чтобы бизнес-процессы выполнялись быстрее, с меньшим количеством ошибок, используя меньшее количество ресурсов».
У роботизации огромный потенциал. Уже сейчас RPA решет целый спектр задач: мигрирует данные, создает отчеты, убирает рутину из бизнес-процессов, обучает новых сотрудников, интегрирует между собой разные системы, обеспечивает много- и омни- канальность контактных центров, автоматизирует работу с первичными учетными документами, заменяет инструментарий автоматического тестирования и список можно продолжать еще долго.
Технология RPA не новая, в том или ином виде ей уже почти 20 лет, но бум развития приходится на последние два-три года, c появлением новых, сильных игроков и больших, успешных проектов, сэкономившие компаниям миллиарды долларов и миллионы человеко-часов.
Почти всякое внедрение новой технологии начинается с пилотного проекта. Пилот RPA, обычно, проходит достаточно легко и показывает ощутимые преимущества подхода. Но, как и с многими другими технологиями, требующими серьезного изменения подхода к организации производственных процессов, следующие шаги за пилотом часто вызывают психологические трудности.
Нередко пилотный RPA-проект заканчивается МХАТовской паузой, периодом напряженного ожидания, когда уже понятно, что дело нужное, но никто не знает, как перейти от первой попытки к серьезному внедрению. Проблемы, в первую очередь организационные, создают на пути почти непреодолимую пропасть, и часто нет понятного пути ее преодоления.
В этой статье я перечислю условные топ-10 проблем, возникающие при внедрении RPA и постараюсь дать несколько практических рекомендаций на тему того, как RPA-команда может «отрастить себе крылья» и через эту пропасть перемахнуть.