• Идеи виджетов для удобства интернет-сёрфинга
    0

    Вы цитируете введение. Ниже в описаниях виджетов написано подробнее, что именно мне неудобно при работе со стандартными инструментами.
    Возможно, предложенные виджеты и не решают проблему. Это только концепция. UI/UX исследований я не проводил.

  • Идеи виджетов для удобства интернет-сёрфинга
    0
    Я тоже ими активно пользуюсь, но это не делает их удобнее :)
  • Идеи виджетов для удобства интернет-сёрфинга
    0
    Ого! Как же я так обсчитался-то на 10 лет? Видимо не могу поверить, что уже такой старый :)
    Спасибо!
  • О культуре разработки в группах программистов
    +3
    Добавьте это в требования к вакансии и интервьюируйте по ним работодателей: собеседование при трудоустройстве — это же двусторонний процесс :-)
  • О культуре разработки в группах программистов
    +2
    Про Adjourning никто не хочет вспоминать :-)
    Про модель командной динамики Брюса Тукманна и так довольно много публикаций.

    На названных Вами стадиях нужно «отпустить» контроль, убедившись, что разработчики понимают, как делать правильно и заинтересованы в этом. Если хотите подкорректировать — убеждайте, приводите примеры. Не позволяйте себе давить авторитетом или требовать «делайте так, как я сказал и не задавайте вопросов» иначе уничтожите мотивацию и инициативу в группе, а, заодно, заработаете репутацию самодура :-)

    Надо позволять группе принимать ошибочные решения, если не можете убедительно доказать их ошибочность без насилия. Если продолжаете следить за кодом, делайте это скрытно, чтобы у разработчиков не создавалось ощущение безопасности, что их подстрахует если что — оно ведёт к безалаберности.

    Задача лидера здесь — помогать группе, оберегать её от найма «токсичных» участников, следить за сохранением комфортных условий труда, справедливой и своевременной оплатой. Снабдить группу лучшими практиками: стандартом оформления кода, рекомендациями по кодированию и архитектуре, методологией разработки, методикой и процедурами управления кодом, ошибками, требованиями, документацией и т.д., но вводить их не силой и все сразу, а убеждением и когда все почувствуют их необходимость.

    Выполнять роль фильтра между проблемным заказчиком и группой разработки: прогнозировать будущие изменения требований и заранее их предусматривать в проекте, проверять на ценность, обоснованность и целесообразность требования заказчика, разъяснять и убеждать скорректировать, а не спускать их сразу разработчикам. Принимать на себя удар в случае внешний конфликтов и противостоять искушению сразу же обрушиться грозой на команду.

    Тогда группа с удовольствием воспримет все лучшие практики, будет сама следить за из выполнением и обучать им новичков, а атмосфера в коллективе будет доброжелательная и конструктивная.

    В общем, все написанное в статье и в комментарии, можно упаковать в короткую фразу, которую любит мой знакомый инвестор. Привожу здесь приличную ее версию: не быть [упрямым, ленивым, эгоистичным самодуром, похожим на кастрированного осла] и не брать таких в команду. :-)

  • О культуре разработки в группах программистов
    +4
    Относительно «старения» проектов и команд — все мы противостоим энтропии. Задача эта безнадёжная, вопрос только в том, как продержаться подольше :)
  • О культуре разработки в группах программистов
    +3
    Это называется «долина смерти»: точка роста, которую очень трудно пересечь.

    Сложнее всего вырасти с одного разработчика до трёх. Особенно если проект не имеет финансовых резервов.

    Многие мои знакомые фрилансеры отказались от попыток вырасти именно из-за нее. Предпочли поберечь здоровье, достаток и крепкий сон.
  • О культуре разработки в группах программистов
    +1
    В статье речь о получении предсказуемого и воспроизводимого результата в организации.

    Как в слепой печати: можно и двумя пальцами научиться печатать быстрее, чем 10-тью, но методика обучения с более-менее гарантированным результатом существует только для 10-пальцевого метода.

    Конечно, есть сильные духом разработчики, которые даже в одиночку пишут хорошо откомментированный, читаемый и расширяемый код и тут же пишут к нему сопроводительную документацию. Но, по статистике, их так мало, что не стоит надеяться, что вам достанется именно такой.

    С фрилансерами всё еще сложнее: они ведь могут быть и частью распределенной команды.

    Если проект публичный с открытым, публикуемым кодом, это тоже позитивно влияет на культуру разработки. Потенциальные наблюдатели проекта, даже если они не общаются с разработчиком, влияют на его культуру разработки и он уже не чувствует себя одиночкой в этом проекте.

    Не стоит принимать написанное в статье на личный счет. Статья о том, как построить хорошую команду, а не о том, что не бывает профессионалов-одиночек: бывают, но на всех их не хватает.
  • Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
    0
    Добрый день, Евгений.

    Насколько я помню, задача автопроверки олимпиадных задач по программированию как-то решалась в Moodle.
    Мне даже попадался специальный модуль, для всероссийской олимпиады по программированию. Правда, он требовал специальной модификации операционной системы, возможно, поэтому его перестали обновлять.

    Посмотрите этот модуль: moodle.org/plugins/view/mod_vpl

    Если не подойдет, всегда возможно написать свой. Единственная проблема тут — безопасность, ведь работы учащихся компилируются и запускаются на сервере. Я бы реализовывал это путем запуска работ слушателей в chroot или в отдельной виртуальной машине (которая выключается и возвращается к исходному состоянию после прогонки тестов).
  • Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
    0
    Я опубликовал свою статью на Мегамозге, а не на Хабре именно потому, что концентрировался не на технических деталях, а на организационных моментах. Статья ориентирована, скорее, не на исполнителя, а на его руководителя или внутреннего заказчика.

    Иван, а кто был инициатором внедрения?
    Описанная ситуация похожа на то, что это почти личная инициатива рядового сотрудника технического отдела. На которую не выделили ресурсов. Что-то вроде пилотного проекта.

    При полноценном внедрении, в ВУЗе выбирают модель применения СДО: для дистанционного обучения, для поддержки очного обучения, для тестирования, для курсов повышения квалификации и т.п. Мотивы здесь разные, например, во ВГОСах 3-его поколения наличие СДО прописано в обязательном порядке.
    Обычно, принципиальное решение принимается на уровне проректора, дальше принимается на ученом совете. На основании решения ученого совета принимается положение о дистанционном обучении, где четко прописано, в каких случаях и какие преподаватели что обязаны выкладывать в СДО, кто за это отвечает и что ему будет, если этого не произойдет.

    Это автоматом решает все перечисленные Вами пункты.

    Внешний вид — это компетенция технического отдела, это решается легко, быстро, но не бесплатно, поскольку профессиональные шаблоны либо стоят денег, либо их нужно делать на заказ: тратить несколько месяцев на освоение структуры стилей и формата шаблонов Moodle ради одного шаблона нецелесообразно.

  • Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
    +1
    То что Вы описываете — классический пример недостаточного внимания к проекту со стороны вашей организации:

    1. Прежде-всего, еще до начала работы, следовало проработать жизненный цикл пользователей (регистрация, подписка на курсы, смена подписок, завершение обучения и удаление). В системе есть механизмы интеграции — если в вашем ВУЗе есть уже портал студентов или любая база данных с перечнем, система может брать данные напрямую оттуда. Есть импорт студентов по спискам либо интеграция с социальными сетями (Яндекс, вКонтакте, Гугл). Есть интеграция с Майкрософтовским Office 365. Есть Электронный Деканат Всё это помогло бы избежать названных Вами ошибок ручного ввода. И уменьшить трудоемкость.

    2. Никто не озаботился обучением пользователей, чтобы они не путали Режим редактирования (переход в режим контруктора курса), переход на страницу редактирования настроек курсов, и блок настроек конкретного элемента курса (страница, задание, тест), который отображается только когда Вы внутри данного элемента.

    3. А меню «Администрирование» при придуманной пользовательской политике и проработанных настройках ролей вообще не должно отображаться «просто пользователю».

    Именно то, о чем я и писал в статье: администратор скачал и поставил на сервер систему. Ничего не настраивал, не разрабатывали бизнес-процессы, регламенты и пользовательские регламенты. И всё это назвали «внедрение СДО», а результат списали на, якобы, недостатки системы.
  • Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
    0
    shtorman,
    мы сравнивали объем преднастроек для установки Moodle и способы их автоматизации для разных платформ и пришли к такому результату. Как я писал в статье, первична проработанность настроек площадки и соответствие их требованиям системы, а не какая-то конкретная платформа. Об этом и статья.

    Я пишу именно про СДО Moodle, потому что занимаюсь именно этим продуктом и вижу, как распространен дилетанский подход именно в этой сфере и как это негативно влияет на репутацию продукта.

    Когда ВУЗ покупает ризограф за миллион рублей, никому не приходит в голову поручить подключение электрику. Когда автоматизируют бухгалтерию в крупном ВУЗе — никто не вызывается с предложением «я почитаю про 1С, разберусь и всё Вам поставлю». Но с дистанционным обучением этот подход очень распространён: бесплатность продукта создаёт видимость простоты и малозначительности задачи.

  • Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
    0
    zv347, сложно что-то противопоставить «личному впечатлению» :) Но если Вы перечислите факты и параметры, которые Вам мешают, я постараюсь дать Вам рекомендации.
  • Создание IT-бизнеса с нуля
    0
    1. Пока нет денег на хорошего налогового консультанта, бухгалтера, адвоката и домик с стране, с которой нет соглашения о выдаче преступников, лучше платить налоги и спать спокойно :)
    С дивидендами всё не так просто, так как их можно выплачивать через месяц (или два — не помню) после утверждения собранием учредителей отчета о финансовой деятельности. Единственная бумажка, похожая на него — это ежегодный отчет по УСН. Как говорят: «Нельзя просто взять и снять дивиденды» :)

    2. Если офис не нужен, ООО можно зарегистрировать на домашний адрес учредителя. Покупные адреса могут сильно испортить карму в налоговой, да и крупные заказчики тоже косо на это смотрят.
  • Создание IT-бизнеса с нуля
    +1
    Поэтому я и советую «не делайте этого»: добиться пассивного дохода просто инвестируя зарплату IT-шника неплохого уровня в недвижимость быстрее и проще, чем развить свой бизнес до такого состояния.
  • Создание IT-бизнеса с нуля
    +11
    На мой взгляд, это идеалистичное представление. Возглавив свой бизнес и даже усевшись в мягкое кресло за столом с переговорной приставкой в отдельном кабинете и с секретаршей понимаешь, что теперь ты как никогда работаешь на других: клиентов, налоговую, даже собственных сотрудников. Никакого романтизма в управлении компанией нет, такая же работа, нервная, напряженная, часто бесперспективная. До определенного уровня даже продать бизнес невозможно, не говоря уже о получении «пассивного дохода».

    Чтобы почувствовать себя действительно свободным, лучше купить недвижимость и сдавать её.

    А на счет «лишнего в голове» — я назвываю это «Синдром Доктора Хауса» — посмотрев этот сериал, многие впечатлительные юноши решили, что они не только засранцы, но и гении :)
  • Создание IT-бизнеса с нуля
    +6
    Бизнес, который может полностью функционировать без своего владельца в России очень скоро избавляется от своего владельца. Поэтому вряд-ли стоит стремиться к автономии большей, чем продолжение исполнение текущих заказов и подключения новых типовых клиентов, да и невозможно бОльшее в малом бизнесе: как я написал, руководитель здесь является «универсальным сотрудников», другой такой сотрудник малому бизнесу просто не по карману, а специализация требует гораздо бОльшего штата, тогда можно нанять отдельного юриста, маркетолога, сисадмина, аккаунт-менеджера, специалиста по кадрам и кучу других.

    Ну а в философском смысле, ничто в мире не приносит пассивого дохода, даже недвижимость и акции дешевеют и саморазрушаются, если за ними не следить.
  • Создание IT-бизнеса с нуля
    +4
    Делал бы карьеру наемного сотрудника — это надежнее, рост быстрее, меньше стрессов и волнений. А главное — каждый год есть 28 дней отпуска, в которые можно выключить телефон и не доставать ноутбук.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Забыл написать: IMS LTI с версии 2.2
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Ну, так и есть, а Вы чего ждали? :)

    Вы еще не видели других систем, особенно коммерческих, которые «коммивояжеры» носят по ректорам по лимону за штуку: многие из них похожи на системы складского учета с возможностью выкладывать файлики :)

  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Это вопрос к разработчикам сторонних плагинов вопросов, почему они поленились написать код работы с резервными копиями. Из базовой версии должно всё бекапиться. А то что в базовую версию не входит каждый ставит на свой страх и риск, потому что любой может написать плагин и никто ему не указ, можно и на своём сайте выложить.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Принцип стандарта SCORM заключается в том, что пакет общается с JavaScript из основного окна браузера, который установила система и который умеет сообщать системе результат. Учитывая, что бОльшая часть вычислений проходит на клиенте, сомневаюсь, что хоть какую-то безопасность можно обеспечить. Есть секьюрные браузеры для тестирования, но они тоже имеют смысл только на машинах, которые можно контролировать.

    Про ЭД напишу обязательно, если после сегодняшнего поста останется возможность еще что-то писать :))) Тут как в CS — не успел оглянуться, и ты — труп :) Сколько лет читал Хабр, а не думал, что тут такие порядки :)
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    В зачаточном оно было 12 лет назад, когда выбирали между fle3 и «Доцентом», а сейчас уже зрелая стадия у рынка. Я бы не ждал чего-то координально-нового, разве что изобретут совершенно новую концепцию обучения, простую и изящную, не похожую на всё, что было до этого.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    А что внедрили?
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    На мой взгляд, Moodle на его поле «не переиграешь»: это старый, хорошо развитый, очень распространённый проект, в него очень много вложено и этого нельзя сбрасывать со счетов.
    Самописные решния здесь не имеют шанса — существуют, пока нужны их авторам, при таком же массовом распространении на них бы плевались во-много раз больше.

    Все эти 1001 конторы, которые кормятся с Moodle — если они официальные партнеры, они отчисляют 10% с доходов на содержание основной команды разработчиков, которые продолжают допиливать Moodle, чтобы он нравился пользователям (насколько это возможно сделать). Это симбиоз. За счет этого фонд Moodle получает достаточное финансирование, чтобы регулярно выпускать новые версии, улучшать систему. Ну, насколько это возможно.

    Единственный шанс для начинающих с нуля («гаражных») проектов — это изобрести совершенно новую концепцию, которая позволяет делать то же самое и даже лучше, но на 1-2 порядка проще устроена. Вся наша технология так развивается: те же паравозы в самом конце были вершиной инженерной мысли, а потом бац — электровозы, электромотор, редуктор и всё. Дальше снова усложнение.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Максим, я отвечаю на комменты, чтобы помочь решить проблемы с Moodle для тех, кто в этом нуждается и чтобы дополнить полезность статьи полезностью рецептов из комментариев. Устраивать здесь холивар в мои планы не входит. Убеждать, что Moodle — истина в последней инстанции — тоже. У меня и самого к разработчикам масса вопросов.

    Я могу только попробовать подсказать как быть с тем, что есть. Тем более, что как вы сами сказали, лучшего ничего нет.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    По опыту, действительно серьезные вещи правят быстро. Разумеется, обычно не в тот же день, но в ближайшем релизе, иногда даже в ближайшем еженедельном обновлении.
    Есть одна хитрость — мигрируйте на новую ветку не с основной волной, а чуть позже, когда в ней выйдет хотя бы 1, лучше 2-3 минорных релиза.
    С мелочами, да, иногда багрепорты через 2-3 года закрывают со словами «старая версия не поддерживается, в новой не актуально». Впрочем, это еще благополучно для проектов такого масштаба. В коммерческих вообще ответа не добьешься.

    Про масштабирование из коробки — гляньте в статистику количества пользователей сайтов. Им это как-то не мешает. Кеширование обращений к БД — есть, хранение сессий в базе — есть. В большинстве случаев этого больше, чем достаточно. Slave DB еще вопрос, прибавит производительности или убавит, всё-ж в Moodle пользователи постоянно что-то меняют и добавляют, там такого перекоса между записью и чтением нет.

    Конкретно с количеством недель — это было сделано специально: курсы с бОльшим количеством секций слишком тяжелы, их нужно дробить используя механизм мета-курсов. Впрочем, в версии 2 этот параметр настраивается из админки.

    То, что можно сделать через API гораздо шире, чем может сперва показаться. Например, есть механизм подключения файлов с патчами при вызове определенных скриптов — и всё без правки ядра.
    По поводу правок ядра — к сожалению, особенно начинающие разработчики не делают это с должной аккуратностью и «вежливостью» — они вгрызаются в чужой код зубами, и начинают его рвать, как бультерьеры и когда приходит время обновиться, становится понятно, что не то что перенести, даже вычленить их правки из кода на сервере (про GIT они могли и не слышать) не представляется возможным. Вот если нет должного опыта работы с чужим кодом из крупных, развивающихся другой командой проектов, то лучше совсем запретить правки, иначе возможные проблемы превысят всю возможную и невозможную пользу от правок.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Всем не угодишь. Что одним удобно, другим — ад. Хорошо, когда с сообществом разработчиков можно держать контакт, присылать им патчи или потихому дописав для себя аддон (даже не обязательно править ядро, для разработчиков оставлено очень много «ручек», за которые можно схватиться). Это улучшает обратную связь и система не содержит вещей, которые не удобны вообще всем. Но, конечно, под каждого отдельного пользователя никакое ПО не подгонишь.

    Многим идея с кнопкой «редактировать», которая позволяет редактировать материалы на той же странице и в том же виде, как их видят студенты. Всяко-удобнее, чем идти в отдельную админку и править там, или править материал локально и загружать в виде scorm-пакета.

    Про приаттаченные студентами домашние работы — это просто различия в практике работы, как её понимаете вы (скачать, проверить, записать в табличку, залогиниться и выставить результаты) и как её понимают разработчики (открыл работу, кликнул по ссылке, скачалось, открылось в дефолтном редакторе, посмотрел, написал отзыв, поставил оценку, закрыл). К тому же, дописать скриптик, который выплюнет все файлы задания в zip-архиве — несколько строк, поспрашивали бы на форуме на официальном сайте — может у кого-то уже есть.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Формат бекапов Moodle состоит из двух частей: базовую структуру генерирует сам Moodle, а данные каждого плагина через API по специальным правилам сохраняет и читает плагин. Поэтому единой документации формата быть просто не может — установили себе сторонний плагин, и он добавил свою часть. Можно, конечно, её игнорировать просто. Вообще, если уж вы решились работать с форматами бекапов, то просто посмотрите названия тегов, почитайте рекомендации для разработчиков плагинов по сохранению и восстановлению данных своих плагинов — этого достаточно, чтобы разобраться.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Есть три варианта:
    1. Использовать SCORM. Это ведь не просто стандарт запаковки html и картинок в zip-архив, существенная часть стандарта посвящена общению контента из пакета с LMS для сохранения результатов.
    2. Есть плагин, разработанный Дмитрием Пыпыниным из Новосибирского Педагогического: moodle.org/mod/data/view.php?d=13&rid=2493&filter=1
    3. Используйте протокол IMS LTI
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Честно-говоря, сходу даже не могу вспомнить, где там все перечисленные ужасы UI, о которых Вы пишите. По-опыту, многие заказчики любят уродовать свой Moodle, выпиливая всю навигацию и элементы интерфейса, до которых могут дотянуться и устанавливая некачественные, но крайне «креативные» шаблоны оформления. Причем делают это либо из предположения о низком уровне способностей пользователей (запутаются), либо из традиционного «огородить, потому что не положено» :) Код Moodle открыт и сложно сказать, чистая ли система перед вами или модифицированная.

    Moodle — очень распространённая система, у неё широкое сообщество, которое напрямую связано с процессом разработки. Совсем уж неудобных вещей там просто не может быть. Я видел довольно много других продуктов — в большинстве UI был в разы хуже.

    Что касается разработки с 2002 года — разные свистелки и мигалки, обеспечивающие современность интерфейса не самое главное преимущество среды дистанционного обучения. Главное — как система делает свою работу: функциональная мощность, гибкость, стабильность развития и открытость для интеграции Moodle превышает практически все коммерческие и некоммерческие аналоги, которые я видел. К тому же, уже давно есть версия 2, интерфейс которой выглядит гораздо современнее и поддерживает AJAX-овские штучки, которые, впрочем, очень часто отключают за ненадобностью или по перечисленным в первом абзаце причинам :)
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    +2
    Если напишите здесь, или где-то еще — киньте ссылочку, пожалуйста.
    В мае планируем международную конференцию по Moodle в Железноводске — если это как-то связано с вашей деятельностью, можете в виде дистанционного доклада статью оформить и поучаствовать или приезжайте — в мае в Минеральных Водах замечательно :)
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    +2
    А они разве есть, кроме 137 приказа Минобра? Максимум, скорм частично перевели и приняли — так он в Moodle поддерживается.
    Все остальные стандарты касаются не ПО, а бизнес-процессов и материалов, тут система в стороне.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    0
    Общий — это уже совсем другой продукт, совсем с другой организацией.
  • Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
    +3
    К сожалению, это распространённая картина. И еще относительно благополучно — к каждому уроку материалы есть, а не одна методичка на всю дисциплину.
  • Разработка веб-приложений при помощи Webmachine
    0
    Всё получилось, спасибо :)
  • Разработка веб-приложений при помощи Webmachine
    0
    Спасибо за подсказку, Сергей! Хотел дождаться 12.04 LTS, теперь буду думать — то ли апгрейдится раньше, то ли собирать erlang вручную.

    Как-то меня смущает такой подход к инсталляторам и сообщениям об ошибках. Не хотел бы я столкнуться с таким в реальном проекте со сроками и бюджетом.
  • Разработка веб-приложений при помощи Webmachine
    0
    Спасибо за подсказку. Получается, у тех проектов, которые я смотрю, это просто отключено, а в принципе на гитхабе такие функции есть… :)
  • Разработка веб-приложений при помощи Webmachine
    0
    Пробую собрать rebar уже на другой машине, с Ubuntu 10.04, выдает ошибку:
    ./bootstrap
    escript: exception error: undefined function make:files/2
    in function erl_eval:do_apply/5
    in call from erl_eval:expr/5
    in call from escript:eval_exprs/5
    in call from erl_eval:local_func/5
    in call from escript:interpret/3
    in call from escript:start/1
    in call from init:start_it/1

    Попытка выполнить make по инструкции из статьи по прежнему выдает ту же самую ошибку. Вообще как-то удивительно — в эрланге принято выводить такие странные сообщения об ошибке? :) Неужели никто не пытался установить это на убунте? Вроде платформа позиционируется как промышленная…
  • Разработка веб-приложений при помощи Webmachine
    0
    Кстати, в статье «съелся» указатель протокола, должно быть:
    git clone git://github.com/basho/webmachine.git