Pull to refresh
15
0
Дмитрий Беляев @bingo347

Разработчик Rust

Send message

Распространённые заблуждения о временах жизни в Rust

Reading time 27 min
Views 20K

(прим. переводчика: времена жизни (lifetimes) — это одна из самых запутанных вещей в Rust, которая часто вызывает затруднение у новичков, даже несмотря на официальную документацию. Разъяснения по отдельным аспектам времён жизни есть, но они все разбросаны по разным источникам и ответам на Stack Overflow. Автор статьи собрал в одном месте и разъяснил множество связанных с временами жизни вопросов, что и делает эту статью столь ценной (я и сам почерпнул новое для себя отсюда). Я решил перевести её, чтобы дать возможность прочитать её тем, кто не владеет английским в достаточной степени, чтобы свободно читать оригинал, а также для того, чтобы повысить известность этой статьи среди русскоязычного Rust-сообщества)


19 мая 2020 г. · 37 минут · #rust · # lifetimes

Читать дальше →
Total votes 53: ↑51 and ↓2 +49
Comments 5

Феномен XY: как избежать «неправильных» проблем

Reading time 3 min
Views 21K
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как много часов, месяцев и даже жизней было впустую потрачено на решение «неправильных» проблем?


Читать дальше →
Total votes 33: ↑27 and ↓6 +21
Comments 35

Windows 10 + Linux. Настройка GUI KDE Plasma для Ubuntu 20.04 в WSL2. Пошаговое руководство

Reading time 9 min
Views 87K


Введение


Данная статья предназначена вниманию системных администраторов, которые подготавливают типовые рабочие места на компьютерах под управлением ОС Windows 10, в том числе для разработчиков ПО.

Следует отметить, что существует определенная проблема, связанная с невозможностью интеграции ПО, полученного в on-line магазине Microsoft Store для использования в пользовательском образе Windows 10. Не вдаваясь в подробности уточню, что данная проблема связана с тем, что установленные из Microsoft Store программы связываются со служебной учетной записью Administrator, и при завершении создания пользовательского образа утилитой sysprep возникают обусловленные этим обстоятельством ошибки.

Рассмотренный в данной статье способ позволить избежать такой проблемы при подготовке образа ОС Windows 10 с предварительно настроенной подсистемой WSL2, а также с заранее подготовленным и настроенным образом ОС Ubuntu 20.04 с GUI KDE Plasma, который в свою очередь может иметь свой набор пользовательского ПО.

В сети Интернет имеется большое количество примеров и руководств по настройке подсистем WSL (т.е. WSL1 и сравнительно новой WSL2), с настройкой GUI интерфейса для linux систем на базе ОС начиная с версии Ubuntu 16.04 и заканчивая Ubuntu 20.04, но в основном это касалось рабочих столов на основе т.н. «легковесного» xfce4, имеющий вполне объяснимые ограничения в пользовательских настройках. Но что касается GUI KDE Plasma для Ubuntu 20.04, в сети не нашлось какой-либо существенной информации. Но именно этот вариант предоставляет конечному пользователю практически неограниченный набор настроек как внешнего вида системы, так и настроек оборудования, конечно с учетом текущих возможностей интеграции linux-систем, реализованных в подсистеме WSL2.
Читать дальше →
Total votes 22: ↑21 and ↓1 +20
Comments 43

Что делает Rust универсальным языком программирования

Reading time 17 min
Views 43K

Владей и заимствуй


Долгое время Rust позиционировался исключительно как язык для системного программирования. Попытки использовать Rust для высокоуровневых прикладных задач зачастую вызывали усмешку у значительной части сообщества: зачем использовать инструмент в том качестве, на которое он не рассчитан? Какая польза от возни с типами и анализатором заимствований (borrow checker), если есть Python и Java со сборкой мусора? Но другая часть сообщества всегда видела потенциал Rust именно как языка прикладного, и даже находила его удобным в использовании для быстрого прототипирования — во многом благодаря его особенностям, а не вопреки им.

Читать дальше →
Total votes 83: ↑78 and ↓5 +73
Comments 234

Руководство по Git. Часть №1: все, что нужно знать про каталог .git

Reading time 4 min
Views 57K



Начало использования Git напоминает посещение новой страны, языка которой вы не знаете. Пока ясно, где вы и куда идти, все хорошо, но стоит заблудиться — и начинаются большие проблемы.

В интернете размещена масса руководств по командам Git, но в этой статье работа Git рассмотрена глубже, чем просто изучение команд.

Это первая часть гайда по Git из блога Pierre de Wulf в переводе команды Mail.ru Cloud Solutions
Читать дальше →
Total votes 64: ↑53 and ↓11 +42
Comments 64

Расширяем возможности процедурных макросов с помощью WASM

Reading time 9 min
Views 3.1K

В рамках продолжения своих исследований различных аспектов процедурных макросов хочу поделиться подходом к расширению их возможностей. Напомню, что процедурные макросы позволяют добавить в язык элемент метапрограммирования и тем самым существенно упростить рутинные операции, такие как сериализация или обработка запросов. По своей сути макросы являются плагинами к компилятору, которые компилируются до сборки крейта, в котором они используются. У таких макросов есть некоторые существенные недостатки.


  • Сложность с поддержкой таких макросов в IDE. По сути дела нужно как-то научить анализатор кода самостоятельно компилировать, загружать и исполнять эти самые макросы с учетом всех особенностей. Это весьма нетривиальная задача.
  • Так как макросы самодостаточные и ничего не знают друг о друге, то нет никакой возможности делать композицию макросов, что иногда могло бы быть полезным.
Читать дальше →
Total votes 21: ↑21 and ↓0 +21
Comments 3

Может, нам слегка успокоиться с JavaScript?

Reading time 8 min
Views 73K
У меня очень странная проблема с браузером. Скрипты на некоторых страницах просто не работают, пока не пройдёт около 20 секунд.

Что бы вы ни собирались предложить — да, я уже думала об этом, и нет, не помогло. Я рассказываю об этом не в надежде, что кто-то подскажет с отладкой, а потому что этот случай заставил меня остро осознать некоторые, как бы сказать… причуды… разработки на фронте.

(В самом деле, даже не пытайтесь диагностировать проблему по одному предложению, не надо, я слышала и перепробовала почти всё, что вы можете себе представить).
Читать дальше →
Total votes 185: ↑171 and ↓14 +157
Comments 308

Чему я научился, написав библиотеку компонентов на Svelte

Reading time 5 min
Views 13K


Попробовав Svelte в личных проектах, мне захотелось двигаться дальше, и взять фреймворк в проект побольше. Для этого написал библиотеку компонентов svelte-atoms. За основу я взял UI кит на React, который используем на работе.


Каким приемам Svelte я научился, читайте под катом.

Читать дальше →
Total votes 21: ↑21 and ↓0 +21
Comments 64

Как не переписать проект на Rust

Reading time 25 min
Views 16K

Как только вы переступаете через болевой порог Борроу-Чекера и осознаёте, что Rust позволяет вытворять невообразимые (и порой опасные) в других языках вещи, вас может постигнуть настолько же непреодолимое желание Переписать Всё на Rust. Хоть и в лучшем случае это банально непродуктивно (бессмысленное разбазаривание усилий на несколько проектов), а в худшем — приводит к уменьшению качества кода (ведь с чего вы считаете себя более опытным в области применения библиотеки, чем её изначальный автор?)


Гораздо полезнее будет предоставить безопасный интерфейс для оригинальной библиотеки, повторно используя её код.

Читать дальше →
Total votes 58: ↑57 and ↓1 +56
Comments 88

ІТ термины на примере процесса выращивания картошки

Reading time 7 min
Views 98K

image


Недавно меня спросили, чем разработка на C# отличается от разработки на C++. В результате родилась идея объяснить значение тех или иных ИТ терминов на примере процесса выращивания картошки.

Читать дальше →
Total votes 98: ↑84 and ↓14 +70
Comments 87

Zenity на службе у системного администратора

Reading time 5 min
Views 32K
Задумала как-то одна компания перейти на ПО свободное. И скачали себе линукс на все компьютеры, и сервер с дисками заморскими поставили, и учетные записи для пользователей сделали. И приказал начальник чтобы все сотрудники поставили себе пароли заковыристые. А они хоть и послушали рассказы о том, что за зверь перед ними, а вот где поменять пароль не знают. Или в настройках найти не могут. А от консоли бегут сломя голову. И начинают бегать к админу со словами «админ-админушка, помоги найти кнопочку», и начинает админушка бегать да нервничать, от дум важных отвлекается...

Не секрет, что для многих пользователей (особенно не связанных напрямую с IT) переход на новую операционную систему и ПО часто проходит болезненно. И во многом это связано с привычками. Люди запоминают что где находится на их компьютере и, если все переставить — они теряются. В результате многие простые действия могут вызывать сложности, такие как потеря времени и нервов.

Появилась идея: а что, если для задачи, требующей незамедлительного вмешательства пользователя (вроде замены пароля из былины выше), еще не знакомого с интерфейсом системы, ему явно дать окно с возможностью эту задачу решить? В поисках простого решения я наткнулся на zenity.
Читать дальше →
Total votes 14: ↑14 and ↓0 +14
Comments 15

Плохой код убивает

Reading time 10 min
Views 72K
Плохой программист Джон сделал ошибку в коде, из-за которой каждый пользователь программы был вынужден потратить в среднем 15 минут времени на поиск обхода возникшей проблемы. Пользователей было 10 миллионов. Всего впустую потрачено 150 миллионов минут = 2.5 миллиона часов. Если человек спит 8 часов в сутки, то на сознательную деятельность у него остается 16 часов. То есть Джон уничтожил 156250 человеко-дней ≈ 427.8 человеко-лет. Средний мужчина живет 64 года, значит Джон убил примерно 6 целых 68 сотых человека.

Как тебе спится, Джон — серийный программист?

Пользователи — низ пищевой цепочки. Программисты также медленно убивают друг друга.

Правила хорошего кода


Простота-понятность-компактность, производительность, отсутствие дублирования.

Если вы пишете что-то сложнее «hello world”, оно будет размещаться не в одном, а в нескольких файлах. Как правило, файлов бывает больше десятка. Всем им даются непонятные короткие имена (программисты любят сокращения) Человек, который попытается разобраться в вашем коде, будет плеваться, шипеть и проклинать вас. Ваша карма будет испорчена и следующие несколько жизней вы будете собакой в Корее.
Читать дальше →
Total votes 129: ↑73 and ↓56 +17
Comments 182

Так ли страшен Rust, как его малюют

Reading time 10 min
Views 40K

Некоторое время назад я начал понимать необходимость разнообразить мой опыт программирования исключительно на C#. После некоторого изучения различных вариантов, таких как Haskell, Scala, Rust и некоторых других, выбор пал на последний. Со временем я начал обращать внимание, что Rust всё больше и больше рекламируется исключительно как "системный язык", который нужен для вырвиглазно сложных компиляторов и супер-нагруженных систем, с особыми требованиями к безопасности и многопоточности, а для вариантов попроще есть Go/Python/Java/..., в то время как я с удовольствием и весьма успешно использовал его как замену моей рабочей лошадке C#.



В этой статье я хотел рассказать, почему я считаю этот тренд в целом вредным, и почему Rust является хорошим языком общего назначения, на котором можно делать любые проекты, начиная со всяких микросервисов, и заканчивая скриптованием ежедневной рутины.

Читать дальше →
Total votes 95: ↑92 and ↓3 +89
Comments 399

Безликий код убьет программирование, и ничего мы с этим не сделаем

Reading time 5 min
Views 88K


Во время очередного спора знакомый озвучил мысль, которая меня очень сильно задела. «В большинстве популярных ЯПов существует очень много разных путей сделать одно и то же. Это приводит к проблемам. А вот в Go всё не так. Философия языка такова, что на Go разные разработчики решают одинаковые проблемы одинаковым образом. Поэтому их код легко читаем, предсказуем и надежен. И поэтому крупный бизнес выбирает Go». Это достаточно мощный аргумент, над которым нужно как следует поразмыслить, прежде чем опровергать.


Поэтому я в два счета размазал его, прицепившись к отсутствию дженериков, а умную мысль унес, пожил с ней несколько дней, и в какой-то момент сформировал свое мрачное видение.

Читать дальше →
Total votes 182: ↑123 and ↓59 +64
Comments 356

DNS-запись CAA. Зачем нужна и как использовать?

Reading time 3 min
Views 45K
CAA (Certification Authority Authorization) — это новый тип DNS-записи, предназначенный для определения центров сертификации, которым разрешен выпуск SSL/TLS-сертификатов для определенного доменного имени или субдомена.

Крупнейшие и наиболее популярные центры сертификации договорились, что начиная с 8 сентября 2017 года в обязательном порядке строго следовать инструкциям, указанным в CAA-записях доменного имени или субдомена для которого запрашивается выпуск сертификата.

Использование CAA-записи позволит повысить уровень безопасности в сети Интернет и сократить случаи неавторизованного получения сертификатов для сторонних доменных имен.

Я подготовил подробную инструкцию, которая разъясняет возможности CAA-записи и формат ее использования.
Читать дальше →
Total votes 18: ↑18 and ↓0 +18
Comments 27

Кастомный подход для нормализации и сброса стилей (custom-reset.css)

Reading time 9 min
Views 27K


Здесь я поделюсь своими наработками для нормализации и сброса стилей.
За несколько лет у меня сформировался небольшой файл, за основу которого, изначально, был взят нормалайз.

Почему нормалайз, а не ресет. Он заточен именно под кросбраузерность, что очень важно. Но в чистом виде он меня вообще не устраивал, различные отступы, бордеры и т. д. только мешали, потому я немного подогнал его под свои потребности, поудаляв то, что мне было не нужно.
Со временем файл разрастался, лишнее из нормалайза удалялось, недостающее добавлялось.
Основной целью его создания было максимально подготовить основу для любого проэкта, что по-моему получилось, даже очень удачно. Файл получился довольно универсальный, но все же перед подготовкой проэкта в него нужно заглядывать и возможно что-то коректировать.

Надеюсь вы подчеркнете для себя что-то полезное, здесь вы можете ознакомиться с ним.
custom-reset.css
Читать дальше →
Total votes 27: ↑23 and ↓4 +19
Comments 34

Иван Тулуп: асинхронщина в JS под капотом

Reading time 24 min
Views 52K
А вы знакомы с Иваном Тулупом? Скорее всего да, просто вы еще не знаете, что это за человек, и что о состоянии его сердечно-сосудистой системы нужно очень заботиться.

Об этом и о том, как работает асинхронщина в JS под капотом, как Event Loop работает в браузерах и в Node.js, есть ли какие-то различия и, может быть, похожие вещи рассказал Михаил Башуров (SaitoNakamura) в своем докладе на РИТ++. С удовольствием делимся с вами расшифровкой этого познавательного выступления.



О спикере: Михаил Башуров — fullstack веб-разработчик на JS и .NET из Luxoft. Любит красивый UI, зеленые тесты, транспиляцию, компиляцию, технику compiler allowing и улучшать dev experience.

От редактора: Доклад Михаила сопровождался не просто слайдами, а демо-проектом, в котором можно понажимать на кнопочки и самостоятельно посмотреть за выполнением тасок. Оптимальным вариантом будет открыть презентацию в соседней вкладке и периодически к ней обращаться, но и по тексту будут даны отсылки на конкретные страницы. А теперь передаем слово спикеру, приятного чтения.

Total votes 40: ↑33 and ↓7 +26
Comments 4

Знай свой JIT: ближе к машине

Reading time 14 min
Views 27K
До того, как написанный нами код будет исполнен, он проходит довольно долгий путь. Андрей Мелихов в своем докладе на РИТ++ 2018 разобрал каждый шаг на этом пути на примере движка V8. Заходите под кат, чтобы выяснить, что даёт нам глубокое понимание принципов работы компилятора и как сделать JavaScript код производительнее.



Узнаем, является ли WASM серебряной пулей для повышения производительности кода, и всегда ли оправданы оптимизации.

Спойлер: «Преждевременная оптимизация — корень всех бед», Дональд Кнут.



О спикере: Андрей Мелихов работает в компании Яндекс.Деньги, активно пишет на Node.js, а в браузере — меньше, поэтому ему ближе серверный JavaScript. Андрей поддерживает и развивает сообщество devShacht, заходите познакомиться на GitHub или Medium.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑53 and ↓1 +52
Comments 9

Некоторые тонкости использования Service Workers

Reading time 7 min
Views 26K


Предисловие


Сервис-воркеры (Service Workers, да простят меня читатели) сегодня являются полезным дополнением к основной функциональности сайта: тут и работа в оффлайне, и фоновая синхронизация данных, и модные пуш-уведомления.

Однако большое количество статей про сервис-воркеры выглядят достаточно сжато и описывают простые примеры. Я попробую обратить внимание на некоторые особенности работы сервис-воркеров, так что требуются какие-то базовые знания. Отправной точкой может быть эта статья (перевод) или чуть более подробная статья.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑30 and ↓6 +24
Comments 7

Открываем порты за NAT при помощи NAT-PMP и UPnP IGD

Reading time 4 min
Views 151K


Ранее я много раз слышал, что UPnP каким-то образом умеет самостоятельно открывать порты (производить Port Forwarding на роутере) по запросу от хоста из локальной сети. Однако, то, каким именно образом это происходит, и какие протоколы для этого используются, доселе было покрыто для меня пеленой тумана.

В данной статье я хочу кратко рассказать, как работают два механизма для проброса портов, а именно NAT Port Mapping Protocol и Internet Gateway Device (IGD) Protocol, входящий в набор протоколов UPnP. К своему удивлению я обнаружил, что в рунете информация по данному вопросу более чем скудна, что и сподвигло меня на написание данной заметки.

Для начала приведу краткий FAQ:

Q: Для чего нужны данные протоколы?
A: Для формирования на маршрутизаторе правила проброса определенного TCP/UDP порта (Port Forwarding) не вручную, а «автоматически», т.е. по запросу от хоста во внутренней сети.

Q: Как это реализуется?
A: Устройство за NAT отправляет маршрутизатору запрос с указанием внутреннего и внешнего номеров портов и типа протокола (TCP/UDP). Если указанный внешний порт свободен, маршрутизатор формирует у себя правило трансляции и рапортует запросившему компьютеру об успешном выполнении запроса.

Q: Проводится ли на маршрутизаторе аутентификация/авторизация запросов на открытие порта?
A: Нет, не проводится.

Теперь же рассмотрим работу данных протоколов более подробно (под катом).
Читать дальше →
Total votes 9: ↑9 and ↓0 +9
Comments 14

Information

Rating
Does not participate
Location
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Backend Developer, Fullstack Developer
Lead