В 30-х годах советский ученый А.Р. Лурия совершил экспедицию в поселки и стоянки кочевников Узбекистана и Киргизии. Они наблюдали за формой и содержанием живших там людей, имевших либо минимальное образование, либо вовсе неграмотных. Соответственно, у них преобладали формы мышления, возникшие из элементарных форм деятельности и характеристик знакомых предметов.
Одним из практических экспериментов был такой. Перед испытуемыми ставилась задача сгруппировать похожие фигуры:
Совсем неграмотные люди давали фигурам названия привычные по собственной жизни. Они видели на этой картинке тарелку, палатку, браслет, бусы и т. д. Более грамотные испытуемые большей частью давали фигурам геометрические названия.
Для нас интересно то, как группировали фигуры неграмотные испытуемые. Для них 2 и 7 считались подобными, так как и то и другое было «оконными рамами», а 6 и 4 были часами. 3, 1 и 5 не имели никакого сходства между собой. Причем, эти люди категорически отвергали утверждения экспериментаторов о схожести, например, 1 и 3. «Совсем они не похожи. Первая — это монета, а вторая — луна».
Что из этого можно извлечь для дизайна, а так же еще про один эксперимент в котором люди полностью отрицают логику, читайте аж в двух моих записях тут:
nordisk.pp.ru/design/47
nordisk.pp.ru/design/49
Или укороченную компиляцию под катом
Одним из практических экспериментов был такой. Перед испытуемыми ставилась задача сгруппировать похожие фигуры:
Совсем неграмотные люди давали фигурам названия привычные по собственной жизни. Они видели на этой картинке тарелку, палатку, браслет, бусы и т. д. Более грамотные испытуемые большей частью давали фигурам геометрические названия.
Для нас интересно то, как группировали фигуры неграмотные испытуемые. Для них 2 и 7 считались подобными, так как и то и другое было «оконными рамами», а 6 и 4 были часами. 3, 1 и 5 не имели никакого сходства между собой. Причем, эти люди категорически отвергали утверждения экспериментаторов о схожести, например, 1 и 3. «Совсем они не похожи. Первая — это монета, а вторая — луна».
Что из этого можно извлечь для дизайна, а так же еще про один эксперимент в котором люди полностью отрицают логику, читайте аж в двух моих записях тут:
nordisk.pp.ru/design/47
nordisk.pp.ru/design/49
Или укороченную компиляцию под катом