Pull to refresh
13
0
Алексей Титов @descine

User

Send message

7 золотых правил одного программиста

Reading time3 min
Views143K
Это статья про семь простых правил, которые я сформулировал для себя за годы работы программистом. Семь правил, которые подняли мою эффективность. Сделали меня лучше. Это мои правила и они работают для меня. Я не пытаюсь навязать их вам, я хочу поделиться с вами, и, возможно, узнать о том, каких правил и принципов придерживаетесь вы.

Компьютер всегда прав


Самая раздражающая ситуация в программировании — когда код верный, но не работает. “Да тут три строчки, блин, просто негде ошибиться! Наверное баг! Пойду потрачу три дня на изучение баг-репортов компилятора/интерпретатора/фреймворка...”. Возникает чувство, будто компьютер над вами издевается!

Тут главное помнить, что в этих трех строчках есть ошибка. Если код работает не верно — значит код написан не верно. Точка. Виноваты только вы. Универсальный совет — идите спать! Ну или хотя бы отвлекитесь на чашку чая. Когда, через некоторое время, вы вернетесь к коду, наверняка станет ясно, что тут лишний оператор отрицания, или перепутаны две переменные с похожими именами, или еще какая-нибудь мелочь, в которой мы никогда никому не признаемся.
Читать дальше →
Total votes 140: ↑120 and ↓20+100
Comments83

Математические обозначения: Прошлое и будущее

Reading time42 min
Views55K


Перевод поста Стивена Вольфрама (Stephen Wolfram) "Mathematical Notation: Past and Future (2000)".
Выражаю огромную благодарность Кириллу Гузенко KirillGuzenko за помощь в переводе и подготовке публикации

Содержание


Резюме
Введение
История
Компьютеры
Будущее
Примечания
Эмпирические законы для математических обозначений
Печатные обозначения против экранных
Письменные обозначения
Шрифты и символы
Поиск математических формул
Невизуальные обозначения
Доказательства
Отбор символов
Частотное распределение символов
Части речи в математической нотации
Стенограмма речи, представленной на секции «MathML и математика в сети» первой Международной Конференции MathML в 2000-м году.

Резюме


Большинство математических обозначений существуют уже более пятисот лет. Я рассмотрю, как они разрабатывались, что было в античные и средневековые времена, какие обозначения вводили Лейбниц, Эйлер, Пеано и другие, как они получили распространение в 19 и 20 веках. Будет рассмотрен вопрос о схожести математических обозначений с тем, что объединяет обычные человеческие языки. Я расскажу об основных принципах, которые были обнаружены для обычных человеческих языков, какие из них применяются в математических обозначениях и какие нет.

Согласно историческим тенденциям, математическая нотация, как и естественный язык, могла бы оказаться невероятно сложной для понимания компьютером. Но за последние пять лет мы внедрили в Mathematica возможности к пониманию чего-то очень близкого к стандартной математической нотации. Я расскажу о ключевых идеях, которые сделали это возможным, а также о тех особенностях в математических обозначениях, которые мы попутно обнаружили.

Большие математические выражения — в отличии от фрагментов обычного текста — часто представляют собой результаты вычислений и создаются автоматически. Я расскажу об обработке подобных выражений и о том, что мы предприняли для того, чтобы сделать их более понятными для людей.

Традиционная математическая нотация представляет математические объекты, а не математические процессы. Я расскажу о попытках разработать нотацию для алгоритмов, об опыте реализации этого в APL, Mathematica, в программах для автоматических доказательств и других системах.

Обычный язык состоит их строк текста; математическая нотация часто также содержит двумерные структуры. Будет обсуждён вопрос о применении в математической нотации более общих структур и как они соотносятся с пределом познавательных возможностей людей.

Сфера приложения конкретного естественного языка обычно ограничивает сферу мышления тех, кто его использует. Я рассмотрю то, как традиционная математическая нотация ограничивает возможности математики, а также то, на что могут быть похожи обобщения математики.
Читать дальше о математической нотации, её прошлом и будущем...
Total votes 52: ↑51 and ↓1+50
Comments9

Я презираю Arduino

Reading time5 min
Views393K
Я – выпускник специальности «Микроэлектроника и полупроводниковые устройства». За годы обучения я разработал множество устройств на микроконтроллерах, участвовал в конкурсах вместе со своей командой и являлся заведующим лабораторией встраиваемых систем. У меня есть мечта – создать в своей стране условия для разработки роботизированных систем и есть план её достижения, одним из пунктов которого является участие в подготовке большого количества профессионалов в этой области.
Arduino


Я радуюсь, когда будущие инженеры создают свои устройства и расстраиваюсь, когда слышу, как кто-то говорит об использовании Arduino в них.

Это не первая моя статья на эту тему: у меня возникает желание написать такую сразу после прочтения фразы о безграничных возможностях платформы в DIY-топике на Хабре. У меня возникает желание написать об истинной цене деталей после прочтения статьи о покупке конструктора за $200 почти ничего не содержащего (уж простите, запамятовал где видел).

Читать дальше →
Total votes 456: ↑366 and ↓90+276
Comments516

Фильтр Калмана

Reading time10 min
Views417K


В интернете, в том числе и на хабре, можно найти много информации про фильтр Калмана. Но тяжело найти легкоперевариваемый вывод самих формул. Без вывода вся эта наука воспринимается как некое шаманство, формулы выглядят как безликий набор символов, а главное, многие простые утверждения, лежащие на поверхности теории, оказываются за пределами понимания. Целью этой статьи будет рассказать об этом фильтре на как можно более доступном языке.
Фильтр Калмана — это мощнейший инструмент фильтрации данных. Основной его принцип состоит в том, что при фильтрации используется информация о физике самого явления. Скажем, если вы фильтруете данные со спидометра машины, то инерционность машины дает вам право воспринимать слишком быстрые скачки скорости как ошибку измерения. Фильтр Калмана интересен тем, что в каком-то смысле, это самый лучший фильтр. Подробнее обсудим ниже, что конкретно означают слова «самый лучший». В конце статьи я покажу, что во многих случаях формулы можно до такой степени упростить, что от них почти ничего и не останется.
Читать дальше →
Total votes 178: ↑173 and ↓5+168
Comments84

Как я проходила собеседования в Яндекс: мой непростой, но успешный опыт

Reading time7 min
Views243K
Уже чуть больше полугода я работаю в поиске Яндекса релиз-инженером. И чуть ли не с первого рабочего дня хочу написать о том, как отзывалась на вакансию, как проходила собеседования, что мне в этом процессе понравилось, а что — не очень. Но сначала я входила в курс дела, а потом каждый день в моей работе появлялись такие интересные задачи, что я даже не была готов отвлечься от них на этот рассказ.

Вопрос для внимательных: сколько модулей отломится от корабля на старте?


А еще год назад у меня в жизни была вроде бы похожая, но в то же время совсем другая ситуация — времени на хобби не хватало, задач было много, но они не приносили мне никакого удовольствия. В итоге я решилась на перемены. На самом деле, эта позиция в Яндексе не была первой, которую я рассматривала. За то время, которое прошло до моего первого рабочего дня, я освежила в голове очень много тем. И перед финальным собеседованием мне пришлось взяться ещё за несколько. Сейчас я понимаю, какие ошибки совершила в этом процессе, поэтому хочу поделиться своим опытом с вами. Буду рада, если кому-то это будет полезно. Хочу сказать, что это не официальные рецепты от рекрутеров Яндекса, а только мои собственные выводы. В конце поста я поделюсь списком литературы, которая мне помогла в подготовке, и еще добавлю те источники, которые считаю полезными, оглядываясь назад.

Читать дальше →
Total votes 112: ↑87 and ↓25+62
Comments84

Написание приложений, основаных на Qt, на языке Python

Reading time5 min
Views120K
Доброе время суток.
Недавно решил изучить ещё один язык программирования. Выбор пал на python. Написал несколько маленьких скриптов. Но прежде всего я хотел писать приложения с графическим интерфейсом. В интернете наткнулся на этот небольшой туториал, прочтение которого вылилось в предлагаемый Вашему вниманию перевод. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен.


Это руководство нацелено на получение представления о том как писать маленькие приложения на python, использующие библотеку Qt.

Читать дальше →
Total votes 54: ↑53 and ↓1+52
Comments34

Как я, в итоге, написал новую RTOS, протестированную и стабильную

Reading time40 min
Views83K
Я работаю со встраиваемыми системами в течение нескольких лет: наша компания разрабатывает и производит бортовые компьютеры для автомобилей, зарядные устройства, и т.д.

image


Процессоры, используемые в наших продуктах — это, в основном, 16- и 32-битные микроконтроллеры Microchip, имеющие RAM от 8 до 32 кБ, и ROM от 128 до 512 кБ, без MMU. Иногда, для самых простых устройств, используются еще более скромные 8-битные чипы.

Очевидно, что у нас нет (разумных) шансов использовать ядро Linux. Так что нам нужна какая-нибудь RTOS (Real-Time Operating System). Находятся даже люди, которые не используют никаких ОС в микроконтроллерах, но я не считаю это хорошей практикой: если железо позволяет мне использовать ОС, я ее использую.

Несколько лет назад, когда мы переходили с 8-битников на более мощные 16-битные микроконтроллеры, мои коллеги, которые были гораздо более опытными, чем я, рекомендовали вытесняющюю RTOS TNKernel. Так что это — та ОС, которую я использовал в разных проектах в течение пары лет.

Не то, чтобы я был очень доволен ею: например, в ней нет таймеров. И она не позволяет потоку ждать сообщения сразу из нескольких очередей. И в ней нет программного контроля переполнения стека (это действительно напрягало). Но она работала, так что я продолжал ее использовать.
Читать дальше →
Total votes 162: ↑161 and ↓1+160
Comments61

Python на Хабре

Reading time7 min
Views451K
Некоторое время назад, в силу определенных причин, мне пришла в голову мысль о том, чтобы начать изучать какой-нибудь новый язык программирования. В качестве альтернатив для этого начинания я определил два языка: Java и Python. После продолжительного метания между ними и сопутствующих нытья и долбежки головой о стену (у меня с новыми языками всегда так — сомнения, раздумья, проблема выбора и т.д.), я все-таки остановился на Python. Окей, выбор сделан. Что дальше? А дальше я стал искать материал для изучения…
Читать дальше →
Total votes 182: ↑162 and ↓20+142
Comments65

Как дать адекватную оценку времени, когда неопределённость бьёт по башке

Reading time12 min
Views81K
Большинство людей не умеют адекватно оценивать сроки выполнения задач. Ой как это заставляет порой понервничать… Тут и «дэдлайн подкрадывается незаметно». И перестраховка в 500% на всякий случай (все равно не хватает). И отжимание «заведомо раздутых сроков», чтобы исполнитель пообещал чего-то более приемлемого. И невнятные бормотания вместо конкретных цифр.

image

В этой статье собраны и структурированы принципы и методы, с помощью которых можно научить себя и других давать адекватные оценки. В начале — общие принципы и чуть-чуть математики. В конце — конкретика для студий.
Читать дальше →
Total votes 81: ↑68 and ↓13+55
Comments24

Пользовательские атрибуты в Python

Reading time11 min
Views184K
Вы когда нибудь задумывались о том, что происходит, когда вы ставите точку в python? Что скрывает за собой символ str(“\u002E”)? Какие тайны он хранит? Если без мистики, вы знаете как происходит поиск и установка значений пользовательских атрибутов в python? Хотели бы узнать? Тогда… добро пожаловать!
Читать дальше →
Total votes 101: ↑96 and ↓5+91
Comments20

Руководство к дескрипторам

Reading time10 min
Views166K

Краткий обзор


В этой статье я расскажу о том, что такое дескрипторы, о протоколе дескрипторов, покажу как вызываются дескрипторы. Опишу создание собственных и исследую несколько встроенных дескрипторов, включая функции, свойства, статические методы и методы класса. С помощью простого приложения покажу, как работает каждый из них, приведу эквиваленты внутренней реализации работы дескрипторов кодом на чистом питоне.

Изучение того, как работают дескрипторы, откроет доступ к большему числу рабочих инструментов, поможет лучше понять как работает питон, и ощутить элегантность его дизайна.

Читать дальше →
Total votes 51: ↑48 and ↓3+45
Comments5

It’s the future

Reading time5 min
Views85K

Этот пост просто шутка и не пытается выставить инструменты, упомянутые здесь, в дурном свете. Я использую их постоянно, они великолепны, и я рекомендую их использовать. По мотивам It's the future @ CircleCI Blog


— Эй, я бы хотел научиться писать крутые веб-приложения. Слышал, у тебя есть опыт.


— Да, я как раз занимаюсь фронтендом, юзаю пару тулз.


— Круто. Я щас делаю простое приложение — обычный TODO-лист, используя HTML, CSS и JavaScript, и планирую заюзать JQuery. Это норм?


— Не-не-не. Это олдскул. Джиквери мёртв — никто не использует его теперь! Тебе нужен React. Это будущее.


— Окей, лады. А что это?


Читать дальше →
Total votes 178: ↑167 and ↓11+156
Comments287

Офис компании Intel :: 2

Reading time8 min
Views48K
   А давайте сразу к делу. Совсем недавно я вернулся из Нижнего Новгорода, где посетил региональный офис компании Intel. В «ссылку по России» помимо Хабрахабра (в лице меня) поехали так же и другие проекты – IXBT, Ferra, 3DNews, РИА Новости и другие известные издания.

image

   Все мы узнали немало нового о деятельности компании в России, чем я и хочу поделаться под катом – вторая попытка вышла более подробной и интересной.
Читать дальше →
Total votes 167: ↑107 and ↓60+47
Comments45

Один день программиста ембеддера. Написать драйвер для датчика влажности HTS221 от STM — это очень просто?

Reading time12 min
Views21K
image
Когда я оцениваю продуманность интерфейса пользователя специализированных микросхем от STMicroelectronics, меня временами удивляет тот факт, что они вообще способны работать. Но ведь работают же. И не просто работают, а имеют кучу фишек и крайне низкую цену. В результате приходится выбирать их снова и снова...

Очередной день обещал быть простым и приятным, насколько это возможно когда в очередной раз спасаешь “горящий” проект. По плану до вечера всего то надо было оживить интегральный совмещённый датчик температуры и влажности. Крошечные размеры, занимаемые им на плате, малое количество ножек и отсутствие дискретных компонентов “обвязки” позволяли надеяться на то, что имеешь дело с новейшей разработкой, а современные датчики, не смотря на маленькие размеры, отличаются умом и сообразительностью. Они без лишних вопросов выдают на выходе готовый результат. Зачастую они не просто выполняют измерения, а производят очень сложную обработку сигналов, имеют внутренние буферы для хранения данных, выходы прерываний чтобы во время разбудить микроконтроллер и много других приятных фишек. Всё это сильно облегчает задачу написания кода и сокращает требования к ресурсам управляющего микроконтроллера… Общаться с ними легко и приятно. Правда иногда приходится повозиться с большим количеством настроек. Однако, сегодня мне это не грозило, ведь передо мной всего лишь банальный ёмкостный измеритель влажности с функцией измерения температуры.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑33 and ↓3+30
Comments68

Вычислительная геометрия, или как я стал заниматься олимпиадным программированием. Часть 2

Reading time6 min
Views144K

Вступление


Это вторая часть моей статьи посвящена вычислительной геометрии. Думаю, эта статья будет интереснее предыдущей, поскольку задачки будут чуть сложнее.

Начнем с взаимного расположения точки относительно прямой, луча и отрезка.
Читать дальше →
Total votes 39: ↑31 and ↓8+23
Comments27

1, 1, 2, 3, 5, 8 или как я поборол Фибоначчи-зависимость

Reading time4 min
Views34K
image
Числа Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,… в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Числа Фибоначчи мы можем заметить во многих объектах природы, в соотношении пропорций туловища или увидеть реализацию спирали Фибоначчи в раковине моллюска.

С недавнего времени мне не дают покоя эти самые числа Фибоначчи! С какими бы материалами по параллельному программированию я не знакомился, я всюду встречаю эти числа. Возникает ощущение, что все параллельное программирование связано исключительно с проблемой вычислений чисел Фибоначчи.

Вычисление чисел Фибоначчи приводится во множестве печатных и электронных статей. Даже Wikipedia-статья о Parallel computing содержит пример их вычисления.

Какой пример любят приводить разработчики Cilk? Конечно, вычисление чисел Фибоначчи. Числа Фибоначчи в проспекте Cilk "Parallelism for the Masses". Числа Фибоначчи в описании Cilkview. Про Фибонначи идет речь в "Cilk Reference Manual". Проще говоря, везде.

Читать дальше →
Total votes 29: ↑16 and ↓13+3
Comments15

АВЛ-деревья

Reading time9 min
Views401K
Если в одном из моих прошлых постов речь шла о довольно современном подходе к построению сбалансированных деревьев поиска, то этот пост посвящен реализации АВЛ-деревьев — наверное, самого первого вида сбалансированных двоичных деревьев поиска, придуманных еще в 1962 году нашими (тогда советскими) учеными Адельсон-Вельским и Ландисом. В сети можно найти много реализаций АВЛ-деревьев (например, тут), но все, что лично я видел, не внушает особенного оптимизма, особенно, если пытаешься разобраться во всем с нуля. Везде утверждается, что АВЛ-деревья проще красно-черных деревьев, но глядя на прилагаемый к этому код, начинаешь сомневаться в данном утверждении. Собственно, желание объяснить на пальцах, как устроены АВЛ-деревья, и послужило мотивацией к написанию данного поста. Изложение иллюстрируется кодом на С++.

Читать дальше →
Total votes 69: ↑62 and ↓7+55
Comments50

Бинарные деревья поиска и рекурсия – это просто

Reading time8 min
Views586K
Существует множество книг и статей по данной теме. В этой статье я попробую понятно рассказать самое основное.

Бинарное дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый узел имеет значение (оно же является в данном случае и ключом) и ссылки на левого и правого потомка. Узел, находящийся на самом верхнем уровне (не являющийся чьим либо потомком) называется корнем. Узлы, не имеющие потомков (оба потомка которых равны NULL) называются листьями.

image
Рис. 1 Бинарное дерево
Читать дальше →
Total votes 43: ↑32 and ↓11+21
Comments9

Игра Жизнь и преобразование Фурье

Reading time5 min
Views62K
Многие слышали о великом и ужасном быстром преобразовании Фурье (БПФ / FFT — fast fourier transform) — но как его можно применять для решения практических задач за исключением JPEG/MPEG сжатия и разложения звука по частотам (эквалайзеры и проч.) — зачастую остается неясным вопросом.

Недавно я наткнулся на интересную реализацию игры «Жизнь» Конвея, использующую быстрое преобразование Фурье — и надеюсь, оно поможет вам понять применимость этого алгоритма в весьма неожиданных местах.
Читать дальше →
Total votes 79: ↑71 and ↓8+63
Comments76

ИИ — Сделай сам

Reading time8 min
Views28K
Очень приятно, что тема искусственного интеллекта не заглохла, а продолжает развиваться. Здесь уже набралось множество статей с прекрасными идеями и интересными комментариями. Глядя на все это многообразие, захотелось вернуться к начатой полгода назад серии публикаций и поделиться некоторыми возникшими с тех пор мыслями и рассуждениями. Все это я попытался скомпоновать в одну большую статью, которая описывает все аспекты того, как будет работать конечный продукт, и содержит соображения по его реализации.
Читать дальше →
Total votes 80: ↑69 and ↓11+58
Comments176
1

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity