• Эндофункторы категории Hask и их моноидальная структура

      Введение


      В предыдущей статье я рассказал о понятиях категории и функтора в контексте категории Hask, состоящей из типов данных и функций языка Haskell. Теперь я хочу рассказать о другом примере категории, построенном из уже известных нам понятий, а так же о весьма важном понятии моноида.

      Обозначения


      В прошлый раз я хотел обозначить морфизм/функцию буквой f, но она была занята для обозначения функтора/переменной типа f – никакой проблемы с точки зрения языка Haskell в этом нет, но при невнимательном прочтении это может вызвать путаницу, и я использовал для морфизма букву g. Пустяк, но всё же, я считаю, что полезно визуально разделять сущности, имеющие разную природу. Обычные типы я буду называть их обычными именами, а вот переменные типов я буду называть маленькими греческими буквами, причём простые () – буквами из начала алфавита, а параметрические (∗ → ∗) – буквами из конца алфавита (θ не из конца, но она смотрится лучше, чем χ, которая слишком похожа на X). Итак, в терминологии категории Hask:
      • Объекты: α, β, γ, δ ∷ ∗
      • Функторы: θ, φ, ψ, ω ∷ ∗ → ∗
      • Морфизмы: f, g, h ∷ α → β
      Ввиду того, что GHC довольно давно поддерживает unicode, эти обозначения ничего не меняют в отношении синтаксиса и носят чисто косметический характер.

      Ещё одно замечание, касательно терминологии: как вы уже заметили, то, что я в прошлый раз называл словом “кайнд” (kind), я теперь называю словом “сорт” – это считается общепринятым переводом.

      Категория с объектом Hask


      Давайте рассмотрим категорию, в которой будет только один объект – сама категория Hask. Что же будет морфизмами в такой категории? Это должны быть какие-то отображения HaskHask, и мы уже знаем такой тип отображений – это эндофункторы категории Hask, то есть типы сорта ∗ → ∗, воплощения класса Functor. Теперь нужно продумать как устроены единичный морфизм и композиция в этой категории, так чтобы они удовлетворяли аксиомам.
      Читать дальше →
    • Решение задачи о перегорающих лампочках на языке Haskell

        Своё первое эссе на Хаброхабре я хотел бы посвятить решению задачи, заданной мною на ноябрьском конкурсе по функциональному программированию, который я традиционно устраиваю на ежемесячной основе в своей уютненькой жэжэшечке. Задача была такова:

        Дан индикатор, состоящий из n лампочек, которые могут гореть или не гореть. Дан алфавит из k символов, которые закодированы различными комбинациями горящих и не горящих лампочек на индикаторе. Необходимо определить максимальное число лампочек индикатора p (p <= n) и указать эти лампочки, которые, если и перегорят, то не влияют на однозначное распознавание всех символов алфавита.
        Описание решения
      • Расширения для Google Chrome. Часть первая. Getting started

          Добрый день, Хабр.

          Я хочу написать цикл статей о создании расширений для Google Chrome. К этому меня побуждает, во-первых, практическая польза самого процесса разработки и последующего использования: вы сами определяете, какие ещё задачи хотите решить не выходя из браузера и, во-вторых, отсутствие каких-либо внятных гайдов, туториалов и справочников на русском языке, за исключением, пожалуй, этой и вот этой статей на Хабре. Основная цель цикла — систематизировать разрозненную информацию и облегчить поиск потенциальным разработчикам, благо индексируется Хабр хорошо :)

          В первой (этой, то бишь) статье, на примере простейшего расширения, будут рассмотрены все основные моменты, связанные с разработкой, отладкой и использованием расширения, конфигурационный файл manifest.json и начала chrome.* API. Первая же статья, думаю, будет не очень полезна опытным разработчикам (это дисклеймер).
          Читать дальше →
        • Пишем примитивный и никому не нужный компилятор

            Я считаю, что каждый программист должен написать свой компилятор.

            Я сам долгое время считал, что создание компиляторов — это удел элиты, а простому смертному программисту не постичь этой науки. Попробую доказать, что это не так.

            В посте мы рассмотрим, как можно написать свой компилятор C-подобного языка меньше чем за час, исписав всего 300 строчек кода. В качестве бонуса, сюда входит и код виртуальной машины, в байткод которой будет компилироваться исходник.
            Читать дальше →
          • Процесcы в операционной системе Linux (основные понятия)

            Основными активными сущностями в системе Linux являются процессы. Каждый процесс выполняет одну программу и изначально получает один поток управления. Иначе говоря, у процесса есть один счетчик команд, который отслеживает следующую исполняемую команду. Linux позволяет процессу создавать дополнительные потоки (после того, как он начинает выполнение).

            Linux представляет собой многозадачную систему, так что несколько независимых процессов могут работать одновременно. Более того, у каждого пользователя может быть одновременно несколько активных процессов, так что в большой системе могут одновременно работать cотни и даже тысячи процессов. Фактически на большинстве однопользовательских рабочих станций (даже когда пользователь куда-либо отлучился) работают десятки фоновых процессов, называемых демонами (daemons). Они запускаются при загрузке системы из сценария оболочки.

            Читать дальше →
          • Достала избыточность С++

            imageПривет Хабр,
            Меня вводит в ступор С++. Вот просто, зависаю над монитором, смотрю в окно, попиваю чай… И начинаю жалеть за бесценно проведенные годы за изучением стандарта С++, попытками написать свой фронт-энд компилер. Эти мудреные книжки С++ In Depth. Как же я негодовал, когда не понимал кода из книги Александреску. Как записывал все постулаты Страуструпа и иже с ними. Зачем? Вот спрашиваю себя, зачем я теперь все это знаю. Более, я хочу сказать, что этот язык нещаден для гуру, не с медицинской, не с экономической точки зрения! Он не оправдывает усилий, вложенных в его изучение — раз. На практике, он экономически не выгоден — два. И нервные клетки подтвердят, что сопровождать чужой плюснутый код — бывает опасно для здоровья -три. Пусть тут будут рандомно разбросаны метафоры, пишу как есть, из опыта.
            Читать дальше →
          • Монады с точки зрения теории категорий

            • Перевод

            Введение

            Кажется, монады в программировании стали загадкой века. И для этого есть две причины:
            • недостаточное знание теории категорий;
            • многие авторы стараюстся не упоминать категории вообще.
            Это как говорить об электричестве не используя мат. анализ. Достаточно для замены предохранителя, не хватит, чтобы спроектировать усилитель.

            Мы начнём с простого введения в категории и функторы, затем дадим определение монады, приведём простые примеры монад в категориях и в конце приведём монадическую терминологию используемую в языках программирования.

            Я уверен, что монады с точки зрения категорий почти элементарны.

            Содержание

            1. Категория
            2. Функтор
            3. Естественное преобразование
            4. Монада
            5. Монады исключения и состояния
            6. Монады в программировании
            7. Ссылки
            Читать дальше →
          • Пишем веб сервис используя gSOAP

              О чем речь?


              Иногда в старом и добром C++ возникает потребность в реализации SOAP сервисов. Конечно, истинные любители программирования бросаются писать сервер самостоятельно, я же предпочитаю не тратить время впустую и использовать готовые библиотеки. Сегодня я хочу осветить (совсем чуть-чуть) тему использования библиотеки gSOAP в своих приложениях на C++ в качестве сервера.
              Читать дальше →
            • Конкурентный доступ к реляционным базам данных

              СхемаВопросы параллелизма в компьютерных вычислениях очень сложны! Причинами большой сложности являются огромное количество деталей, которые нужно учитывать при разработке параллельных программ. В программирование и без того существует большое количество деталей, которые создают почву для ошибок, параллелизм же, добавляет ещё.

              Вопросы конкурентного доступа к реляционным базам данных встают практически перед любыми разработчиками прикладного программного обеспечения и не только перед ними. Результатом такой востребованности этой области является наличие большого количества созданных архитектурных паттернов. Это позволяет успешно справляться с большой сложностью разработки таких программ. Ниже пойдёт речь о таких рецептах, а также механизмах на которых базируется их реализация. Повествование будет иллюстрироваться примерами кода на Java, но большинство материала не привязано к языку. Цель статьи — описать проблемы конкурентного доступа к реляционным базам данных, в качестве введения в предмет, а не полноценного охвата темы.
              Читать дальше →
            • И еще раз о тестах. Подход к тестированию кода в реальной жизни

                Думаю, почти каждый сталкивался с таким мнением: писать тесты сложно, все примеры написания тестов даны для простейших случаев, а в реальной жизни они не работают. У меня же за последние годы сложилось впечатление, что писать тесты — это очень просто, даже тривиально*. Автор упомянутого выше комментария далее говорит, что неплохо было бы сделать пример сложного приложения и показать, как его тестировать. Попробую именно этим и заняться.

                *)Писать сами тесты — действительно элементарно. Создать инфраструктуру, позволяющую легко писать тесты — чуть сложнее.

                Впериот!