Pull to refresh
57
0
Иннокентий Михайлов @gregolsen

Пользователь

Send message

Что технарю нужно знать о гуманитариях?

Reading time8 min
Views39K


Начнем с того, что разделение на физиков и лириков придумали в 60ые для смеха, типа западников и славянофилов, или патриотов и либералов, спартак или динамо — классическая “двухпартийная система” наглядно показанная в серии Южного Парка про клизму и бутерброд. Еще древние римляне называли этот принцип “разделяй и властвуй”.

В итоге разным командам дали разные книжки, а про чужие говорили «скучно, вам не понять, да и понимать НЕ НАДО», а понять меж тем легко, главное посмотреть сквозь другие очки, сменить парадигму. Ведь ни одна из парадигм не истина, а вот бинокулярное зрение сильно облегчает жизнь. А тут, дали людям разные очки, одним плюс, другим минус, гуманитариям шестеренок в часах не рассмотреть, а для технарей через 200 метров вся природа абстракция.

Но вот вам, друзья, золотой ключик открывающий миры — три книги с отлично структурированной инфой по гуманитарным наукам. Этих трех точно будет достаточно, что бы технарю понять основные гуманитарные законы и начать видеть, как это устроено на уровне механики.

Читать дальше →
Total votes 50: ↑44 and ↓6+38
Comments105

Индексы в PostgreSQL — 1

Reading time17 min
Views391K

Предисловие


В этой серии статей речь пойдет об индексах в PostgreSQL.

Любой вопрос можно рассматривать с разных точек зрения. Мы будем говорить о том, что должно интересовать прикладного разработчика, использующего СУБД: какие индексы существуют, почему в PostgreSQL их так много разных, и как их использовать для ускорения запросов. Пожалуй, тему можно было бы раскрыть и меньшим числом слов, но мы втайне надеемся на любознательного разработчика, которому также интересны и подробности внутреннего устройства, тем более, что понимание таких подробностей позволяет не только прислушиваться к чужому мнению, но и делать собственные выводы.

За скобками обсуждения останутся вопросы разработки новых типов индексов. Это требует знания языка Си и относится скорее к компетенции системного программиста, а не прикладного разработчика. По этой же причине мы практически не будем рассматривать программные интерфейсы, а остановимся только на том, что имеет значение для использования уже готовых к употреблению индексов.

В этой части мы поговорим про разделение сфер ответственности между общим механизмом индексирования, относящимся к ядру СУБД, и отдельными методами индексного доступа, которые в PostgreSQL можно добавлять как расширения. В следующей части мы рассмотрим интерфейс метода доступа и такие важные понятия, как классы и семейства операторов. После такого длинного, но необходимого введения мы подробно рассмотрим устройство и применение различных типов индексов: Hash, B-tree, GiST, SP-GiST, GIN и RUM, BRIN и Bloom.
Читать дальше →
Total votes 104: ↑103 and ↓1+102
Comments59

Музыкальная теория для гиков

Reading time17 min
Views119K
imageКто-то считает музыку уделом избранных талантов, кто-то — набором физических закономерностей. Автор материала делает попытку объяснить знакомые каждому музыкальные термины, такие как тон, интервал, амплитуда, нота, октава, партитура, аккорд и так далее с помощью расчетов и технических обоснований. Ниже перевод оригинального текста.

Я ничего не знаю о музыке. Я знаю, что в музыке есть знаковые обозначения, но иногда у них вырастают закорючки. Я знаю, что увеличение октавы удваивает высоту звука. Я знаю, что для того, чтобы написать песню в стиле поп достаточно всего четырех аккордов. Вот, пожалуй, и все.

Все остальные правила для меня выглядят совершенно, ну просто абсолютно произвольно. Почему у нас есть 12 нот, но для их обозначения применяются только 7 букв? Откуда взялись знаки при ключе? Почему ни одну статью по музыке в Википедии просто невозможно понять, не прочитав сперва все остальные?
Читать дальше →
Total votes 107: ↑104 and ↓3+101
Comments99

CoLaboratory: Rust — поговорим о Rust в «Лаборатории Касперского» 17 мая

Reading time3 min
Views8.1K

image


Регистрация.


Rust — современный системный язык программирования с мощной системой типов. Он защищает от многих типичных ошибок программирования, таких как использование освобождённой памяти и гонки данных. Эти проблемы в Rust обнаруживаются сразу во время компиляции! При этом язык не использует сборку мусора — а значит, обладает предсказуемой производительностью, легко встраивается в другие языки и отлично подходит для встраиваемого программирования. На Rust можно писать надёжные, высокопроизводительные многопоточные программы.


Год назад произошёл выпуск первой стабильной версии языка — Rust 1.0. С тех пор язык активно развивался. Ещё вчера про Rust никто не знал, а сегодня Dropbox переписал на нём ядро своей дисковой инфраструктуры.


Вечером 17 мая мы соберёмся в московском офисе "Лаборатории Касперского", чтобы поговорить о теоретических и практических моментах использования Rust, его экосистеме и инструментах, поделиться опытом написания программ на нём, а также рассмотреть частые проблемы и способы их решения.


Не пропустите! CoLaboratory: Rust — это шанс узнать о многообещающем языке программирования, который может вскоре заменить привычные инструменты, чьи позиции сейчас кажутся незыблемыми.

Программа и подробности
Total votes 20: ↑19 and ↓1+18
Comments34

Rust и парадокс Блаба

Reading time11 min
Views32K

Несколько недель назад я наткнулся на сравнительный анализ Rust, D и Go от Андрея Александреску. Андрей, уважаемый член сообщества C++ и главный разработчик языка программирования D, нанес Rust сокрушительный удар под конец своего повествования, высказав нечто, что выглядит довольно проницательным наблюдением:



Чтение кода на Rust навевает шутки о том, как «друзья не позволяют друзьям пропускать день ног» и вызывает в голове комические образы мужчин с халкообразным торсом, балансирующим на тощих ногах. Rust ставит во главу угла безопасность и ювелирное обращение с памятью. В действительности, это довольно редко является настоящий проблемой, и такой подход превращает процесс мышления и написания кода в монотонный и скучный процесс.



После нескольких встреч с Андреем, увидев некоторые из его выступлений, я убедился, что он любит подшучивать. Тем не менее, давайте проглотим наживку. Эта шутка смешная только потому, что она выглядит смешной, или может быть потому, что в ней только доля шутки?

Читать дальше →
Total votes 49: ↑47 and ↓2+45
Comments134

Простые опыты с ребенком дома

Reading time8 min
Views81K

Пример очень неудачного опыта, пояснение в разделе “о технике безопасности”

К моему предыдущему посту было множество комментариев по части экспериментов с детьми. Тогда я пообещал написать отдельный пост о простых увлекательных опытах. Сейчас я это обещание выполняю. Данная статья будет вводной, в ней я расскажу только о самых популярных и известных экспериментах которые легко выполнить дома с ребенком.
Читать дальше →
Total votes 69: ↑66 and ↓3+63
Comments164

Все способы вертикального выравнивания в CSS

Reading time6 min
Views775K
image

Я думаю, многие из вас, кому приходилось заниматься версткой, сталкивались с необходимостью выравнивать элементы по вертикали и знают, какие сложности возникают при выравнивании элемента по центру.

Да, для вертикального выравнивания в CSS есть специальное свойство vertical-align с множеством значений. Однако на практике оно работает совсем не так, как ожидается. Давайте попробуем в этом разобраться.

Читать дальше →
Total votes 42: ↑40 and ↓2+38
Comments20

Объясняя необъяснимое

Reading time11 min
Views60K
Друзья, мы с радостью продолжаем публикацию интересных материалов, посвященных самым разнообразным аспектам работы с PostgreSQL. Сегодняшний перевод открывает целую серию статей за авторством Hubert Lubaczewski, которые наверняка заинтересуют широкий круг читателей.



Одна из первых вещей, которую слышит новоиспеченный администратор баз данных – «используй EXPLAIN». И при первой же попытке он сталкивается c непостижимым:

                                                        QUERY PLAN
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Sort  (cost=146.63..148.65 rows=808 width=138) (actual time=55.009..55.012 rows=71 loops=1)
   Sort Key: n.nspname, p.proname, (pg_get_function_arguments(p.oid))
   Sort Method: quicksort  Memory: 43kB
   ->  Hash Join  (cost=1.14..107.61 rows=808 width=138) (actual time=42.495..54.854 rows=71 loops=1)
         Hash Cond: (p.pronamespace = n.oid)
         ->  Seq Scan on pg_proc p  (cost=0.00..89.30 rows=808 width=78) (actual time=0.052..53.465 rows=2402 loops=1)
               Filter: pg_function_is_visible(oid)
         ->  Hash  (cost=1.09..1.09 rows=4 width=68) (actual time=0.011..0.011 rows=4 loops=1)
               Buckets: 1024  Batches: 1  Memory Usage: 1kB
               ->  Seq Scan on pg_namespace n  (cost=0.00..1.09 rows=4 width=68) (actual time=0.005..0.007 rows=4 loops=1)
                     Filter: ((nspname <> 'pg_catalog'::name) AND (nspname <> 'information_schema'::name))

Что бы это могло значить?
Читать дальше →
Total votes 33: ↑31 and ↓2+29
Comments23

Категория Hask

Reading time7 min
Views16K

Вступление


В этой небольшой статье я расскажу о теории категорий в контексте системы типов языка Haskell. Никакой зауми, никаких уловок – постараюсь объяснять всё наглядно. Я хочу показать тесную связь языка программирования с математикой, чтобы спровоцировать у читателя осознание одного, через другое и наоборот.

Не хотелось бы повторять перевод на эту тему, который уже был на хабре: Монады с точки зрения теории категорий, но для целостности статьи, я всё же буду давать основные определения. При этом, в отличие от той статьи, я не хочу делать основной упор на математику.

Эта статья во многом повторяет (в том числе заимствует иллюстрации) раздел из английской Haskell Wikibook, но тем не менее не является непосредственным переводом.

Что такое категория?



Примеры


Для наглядности рассмотрим сначала пару картинок изображающих простые категории. На них есть красные кружочки и стрелки:

Красные кружочки изображают «объекты», а стрелки – «морфизмы».

Я хочу привести один наглядный пример из реальной жизни, который даст какое-то интуитивное представление о природе объектов и морфизмов:

Можно считать города «объектами», а перемещения между городами – «морфизмами». Например, можно представить себе карту авиарейсов (как-то не нашёл я удачную картинку) или карту железных дорог – они будут похожи на картинки выше, только сложнее. Следует обратить внимание на два момента, которые кажутся в реальности само собой разумеющимися, но для дальнейшего имеют важное значение:
  • Бывает, что из одного города в другой никак не попасть поездом или самолётом – между этими городами нет морфизмов.
  • Если мы перемещаемся в пределах одного и того же города, то это тоже морфизм – мы как бы путешествуем из города в него же.
  • Если из Санкт-Петербурга есть поезд до Москвы, а из Москвы есть авиарейс в Амстердам, то мы можем купить билет на поезд и билет на самолёт, “скомбинировать” их и таким образом попасть из Санкт-Петербурга в Амстердам – то есть можно на нашей карте нарисовать стрелку от Санкт-Петербурга до Амстердама изображающую этот скомбинированный морфизм.
Надеюсь, с этим примером всё понятно. А теперь немного формализма для чёткости.
Читать дальше →
Total votes 52: ↑49 and ↓3+46
Comments101

Монады с точки зрения теории категорий

Reading time9 min
Views34K

Введение

Кажется, монады в программировании стали загадкой века. И для этого есть две причины:
  • недостаточное знание теории категорий;
  • многие авторы стараюстся не упоминать категории вообще.
Это как говорить об электричестве не используя мат. анализ. Достаточно для замены предохранителя, не хватит, чтобы спроектировать усилитель.

Мы начнём с простого введения в категории и функторы, затем дадим определение монады, приведём простые примеры монад в категориях и в конце приведём монадическую терминологию используемую в языках программирования.

Я уверен, что монады с точки зрения категорий почти элементарны.

Содержание

  1. Категория
  2. Функтор
  3. Естественное преобразование
  4. Монада
  5. Монады исключения и состояния
  6. Монады в программировании
  7. Ссылки
Читать дальше →
Total votes 126: ↑105 and ↓21+84
Comments150

Эндофункторы категории Hask и их моноидальная структура

Reading time7 min
Views9K

Введение


В предыдущей статье я рассказал о понятиях категории и функтора в контексте категории Hask, состоящей из типов данных и функций языка Haskell. Теперь я хочу рассказать о другом примере категории, построенном из уже известных нам понятий, а так же о весьма важном понятии моноида.

Обозначения


В прошлый раз я хотел обозначить морфизм/функцию буквой f, но она была занята для обозначения функтора/переменной типа f – никакой проблемы с точки зрения языка Haskell в этом нет, но при невнимательном прочтении это может вызвать путаницу, и я использовал для морфизма букву g. Пустяк, но всё же, я считаю, что полезно визуально разделять сущности, имеющие разную природу. Обычные типы я буду называть их обычными именами, а вот переменные типов я буду называть маленькими греческими буквами, причём простые () – буквами из начала алфавита, а параметрические (∗ → ∗) – буквами из конца алфавита (θ не из конца, но она смотрится лучше, чем χ, которая слишком похожа на X). Итак, в терминологии категории Hask:
  • Объекты: α, β, γ, δ ∷ ∗
  • Функторы: θ, φ, ψ, ω ∷ ∗ → ∗
  • Морфизмы: f, g, h ∷ α → β
Ввиду того, что GHC довольно давно поддерживает unicode, эти обозначения ничего не меняют в отношении синтаксиса и носят чисто косметический характер.

Ещё одно замечание, касательно терминологии: как вы уже заметили, то, что я в прошлый раз называл словом “кайнд” (kind), я теперь называю словом “сорт” – это считается общепринятым переводом.

Категория с объектом Hask


Давайте рассмотрим категорию, в которой будет только один объект – сама категория Hask. Что же будет морфизмами в такой категории? Это должны быть какие-то отображения HaskHask, и мы уже знаем такой тип отображений – это эндофункторы категории Hask, то есть типы сорта ∗ → ∗, воплощения класса Functor. Теперь нужно продумать как устроены единичный морфизм и композиция в этой категории, так чтобы они удовлетворяли аксиомам.
Читать дальше →
Total votes 29: ↑28 and ↓1+27
Comments44

Удаленная работа с видом на море и горы: личный опыт в Черногории

Reading time10 min
Views114K


Земным раем для фрилансеров и удаленщиков традиционно считается Таиланд, для меня же таким местом стала Черногория. Вторую весну подряд я на три месяца перебираюсь со своей семьей в Будву, городок на побережье Адриатического моря, и работаю оттуда удаленно. О том, почему именно Черногория и к чему надо быть готовым в этой стране, я и хочу рассказать.
Читать дальше →
Total votes 129: ↑116 and ↓13+103
Comments97

Интересная задачка для интервью, карринг и частичное применение функции

Reading time3 min
Views80K
Хожу по job interview. Где-то скучно, где-то весело. Где-то интересно. На одном из таких меня попросили написать функцию, которая умеет складывать два числа. Я написал:

  it ('should add two numbers', function () {
    var add = function (a,b) {
      return a + b;
    };

    assert.equal(add(2,3), 5);
  });


А если, говорят, сигнатура функции должна быть типа такой: add(num1)(num2)? Не вопрос, говорю. Думая, что хитрый буржуин хочет проверить, знаю ли я про то, что можно возвращать функции из функций, пишу вот такое:

  it ('should be called like add(num1)(num2)', function () {
    var add = function (a) {
      return function (b) {
        return a + b;
      };
    };

    assert.equal(add(2)(3), 5);
  });


Читать дальше →
Total votes 168: ↑163 and ↓5+158
Comments74

Что такое «асинхронная событийная модель», и почему сейчас она «в моде»

Reading time15 min
Views54K
Сейчас в тематических интернетах модно слово «Node.js». В этой небольшой статье мы попробуем понять («на пальцах»), откуда всё это взялось, и чем такая архитектура отличается от привычной нам архитектуры с «синхронным» и «блокирующим» вводом/выводом в коде приложения (обычный сайт на PHP + MySQL), запущенного на сервере приложений, работающем по схеме «по потоку (или процессу) на запрос» (классический Apache Web Server).
Читать дальше →
Total votes 163: ↑152.5 and ↓10.5+142
Comments130

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity