Pull to refresh
11
0
Юлия Шикова @juliashikova

Пользователь

Send message
В нашей статье мы говорим о взрослых людях. По статистике нашего учебного центра, средний взрослый слушатель, приходя на обучение, уже знает примерно 30% от материала того курса, на который он записался. Именно поэтому мы применяем подходы, которые получили название «Персональное обучение». Обычно слушателям нужно структурировать знания, получить навыки, пообщаться с коллегами или преподавателям по своим собственным вопросам. Так что, конечно, если слушатель уже в теме и ему нужно повысить квалификацию, можно это делать самостоятельно, в том числе правильно выбирая любые источники знаний. Они могут быть как для полного самообучения, так и для учебы в каком-то центре. Тут уж кто как решит сформировать свою образовательную траекторию. Поскольку мы все учимся всю жизнь, то в какие-то периоды решаем для себя — учиться с наставником или без, платно или бесплатно. Это и есть осознанный подход к самообучению, а как назвать статью — все предложения принимаются.
Все-таки не нужно обесценивать труд многих поколений педагогов, если бы так вот просто «берешь и без задней мысли обучаешься», то все бы были прекрасно самообучены. Но ведь нет ведь. Да и знать нужно чему учиться. А вот с тем, что с возрастом способность к обучению угасает и ее нужно самодисциплиной возрождать, — полностью согласна.
Самостоятельное обучение — вещь изначально непростая. А самостоятельное обучение взрослого человека – тем более: сензитивный период давно прошёл, да и обучение (в любой его форме), увы, уже не является ведущим видом деятельности. Плюс требования к качествам личности учащегося (именно учащего СЕБЯ) невероятно высоки: осознанность, добровольность, самостоятельность, позитивный настрой и, конечно, индивидуальность в выборе путей и способов самообразования (всё, что положено в основу хьютагогики). Здесь я даже не буду упоминать об особенностях психических процессов, которые не менее важны для успешного «самоучки». А мотивация? Как быть с ней? Ведь именно она является двигателем любой деятельности, в том числе учебной. Вот и начинают разработчики онлайн-программ обучения искать всякого рода приёмы, позволяющие повысить эффективность учебного процесса.

Не претендуя на истину в последней инстанции, скажу, что некоторые ноу-хау выделить всё-таки можно. Например, обучаясь самостоятельно, человек лишён «живого» диалога с преподавателем и нередко становится пассивным слушателем, созерцателем того, что до него пытается донести «человек с экрана». А как бы хотелось организовать «сократическую беседу», чтобы человек в диалоге в преподавателем сам пришел к новым знаниям!

При разработке курса нужно максимально сосредоточиться на том, чтобы сделать учащегося не объектом, а субъектом учебной деятельности: разрабатывая курс, думать не о создании аудиокниги, а о диалоге (пусть иногда и одностороннем) с учащимся. Так, теорию можно излагать в виде проблемной лекции, дополненной заданиями на самостоятельный поиск решений проблемных задач. А если нужно максимально приблизиться по форме к упомянутой ранее «сократической беседе», то можно на запись курса пригласить, например, ещё одного эксперта и уже с ним «разыграть» или воспроизвести процесс познания.

Разумеется, очень важна личность, «вещающая с экрана»: богатая правильная и эмоциональная речь, интонирование, подвижная мимика и жестикуляция, внешний вид и многое другое — вот те качества, которые позволят приблизиться к созданию качественного курса для онлайн-обучения.

Наконец, очень важны инструменты социализации, социального обучения: в процессе обучения человеку важно быть не только в роли ученика, но и в роли учителя, эксперта, способного не только решить возникшую перед ним проблемную задачу, но и объяснить найденное решение другим. Всё это, несомненно, повышает эффективность учебного процесса. Кстати, именно этот аспект самообучения прекрасно используется на Coursera. Но это лишь платформа, позволяющая реализовать ваши задумки. И она вторична. Первичны цели, которые вы ставите, разрабатывая учебный курс, и содержание, которое в него входит. Именно их симбиоз определит всю драматургию и режиссуру учебного курса.
Любопытно, Вы читали как ученик или как преподаватель?
Да, понятие мотивации может быть как внешним, так и внутренним. И здесь без самодисциплины не обойтись. Труд самообучения, увы, дается не всем.
Замечательно, что сейчас стало возможным так быстро находить необходимые источники знаний самостоятельно и бесплатно. Единственное, что лично для меня продолжает составлять трудность, — как при освоении новой темы определить, что именно и в каком порядке нужно изучать. При обучении у преподавателя — это его головная боль, а здесь ты сам берешь на себя ответственность за результативность и приложение усилий. Нужно самому проработать программу обучения. Но для целеустремленных людей — нет преград.
Про СДО

Для нас ответ на вопрос выбора СДО достаточно прост: в Moodle реализован весь необходимый нам функционал, она достаточно легко расширяемая за счёт подключения необходимых модулей (частично новый функционал мы пишем своими силами: для этого у нас в штате есть разработчик) и, самое, наверное, главное, процесс сборки курса и заворачивания его в готовый для размещения в системе SCORM-пакет у нас полностью автоматизирован и выполняется с помощью скрипта (в том числе, и добавление тестов в курс).
Согласна, что в стандартном варианте вид Moodle – не очень. Но если разобраться в верстке тем, то можно доработать систему так, чтобы для пользователей система представлялась вполне симпатичной. Внутреннюю ее часть, которую используют преподаватели, мы даже и не пытались править в смысле оформления. Хотя если бы выбирали сейчас, возможно, из эстетических соображений выбрали что-то другое.

Мы тоже присматриваемся к другим СДО, которых с каждым днём на рынке появляется всё больше, пытаемся оценить их применимость к нашим задачам, а также оценить, насколько дорого для нас будет осуществить переход на другую платформу. Например, упомянутая Вами платформа Open EdEx больше предназначена для MOOC (при всей функциональности, красоте эта платформа, кстати говоря, требует больших серверных мощностей). А МООС по своей идеологии достаточно далеки от нашей главной задачи — качественного обучения IT-специалистов.
Опираясь на принцип «Я запоминаю только то, что делают мои руки», мы включаем в учебные курс практические и лабораторные работы. Причём слушателю предлагаются разные варианты выполнения практической части курса:
• воспроизвести способ действия, который преподаватель показал на видео,
• самостоятельно решить практическую задачу (пошаговый алгоритм даем),
• самостоятельно найти и реализовать алгоритм решения некой проблемной задачи, поставленной в курсе.

Контрольные вопросы по фрагментам курса, итоговые вопросы по модулям курса, а также промежуточные тестирования по группе модулей курса построены с опорой на принцип непрерывного повторения: слушатель должен ответить на один или несколько вопросов по материалу предыдущих модулей курса (не обязательно по теме, пройденной только что).

В конце каждого модуля преподаватель беседует со слушателем: в формате вопрос–ответ учащийся рефлексирует и подводит для себя некие итоги, а преподаватель имеет возможность выявить пробелы в знаниях слушателя и восполнить их. Этим задачам посвящены и установочные мини-сессии с преподавателем в начале и конце учебного дня.

Форум (элемент социального взаимодействия) позволяет слушателю выступить в роли эксперта и помочь сокурсникам найти ответы на их вопросы. Здесь задействуются более высокие уровни познавательной деятельности (в таксономии Блума): необходимо проанализировать проблему своего сокурсника, найти подходящие инструменты её решения и понятно объяснить, как применить эти инструменты на практике. Всё это помогает запомнить материал самому слушателю.

И, наконец, преподаватели разрабатывают базу знаний по наиболее востребованным курсам. Она доступна слушателям в любой момент изучения курса. Здесь есть ответы на большинство классических вопросов. Это, пусть и менее активный, но всё-таки способ запоминания учебного материала: нужно не только правильно сформулировать вопрос, но и осознать и проработать ответ, найденный в базе знаний.
Есть вопрос, экономический. При каком количестве слушателей курсов и какой частоте их проведения производство видеоуроков оправдывает себя?
Вы можете самостоятельно посчитать это под Ваш пример. У нас большой учебный центр, речь о нескольких сотнях учащихся еженедельно. Мы продаем «Персональное обучение» как франшизу для тех учебных центров, которые учат MS и организуют пользовательские курсы. Они довольны, у них все окупается. Главное, чтобы преподаватель был специально подготовлен к проведению занятий в таком формате (мы учим своих этому) и мог вести одновременно несколько курсов. В этом экономический эффект. Если у Вас не собирается группа, рентабельная для Вас, но есть таких 2-3 группы, объединяйте их в один класс. Вот Вам и экономия без потери качества обучения. Например, преподаватель умеет вести курсы по Excel, Word и Power Point, но на каждый курс собралось по 3-4 человека, это нерентабельно. Объединяйте их в одном помещении, учите одновременно и с одним преподавателем, а не тремя, будет и экономический эффект, и хороший результат.
Очень остроумная ассоциация! Даже не знаю, многие ли помнят старика Банаха с его многомерными пространствами. Очень жаль, конечно, что мы так не можем сделать. Недавно в соцсетях гулял фокус: шоколадную плитку делили на части, обратно их складывали, и в итоге оставался лишний кусочек. При этом шоколадка визуально не теряла в размерах. Вот бы так с нашими преподавателями, и даже клонирования не нужно
В качестве платформы для обучения в персональном формате мы используем свободную СДО Moodle. У нас уже накопился большой опыт ее использования. Плюс свободное ПО позволяет не повышать стоимость видеокурса. Здесь есть традиционный инструмент обратной связи – форум (позволяет привнести элементы социального обучения в учебный процесс). Кроме того, платформа дает преподавателю важную информацию о динамике обучения: сколько учебных модулей слушатель изучил, как успешно справляется с контрольными вопросами, с каким материалом работает в данный момент и т. п.

Да, мы записываем курсы по конкретной версии ПО, что отражается в названии курса. В любом случае, в курсе содержится некое инвариантное ядро –оно меняется минимально при обновлении версии соответствующего ПО. Написав сценарий, можете заложить в курс возможность его перекомпиляции в будущем: для нового курса вы возьмете старую теоретическую часть и создадите новую – с демонстрацией конкретного ПО. Соединив «старые» и «новые» части, получите обновлённый видеокурс по новой версии ПО.

На выбор композиции влияют многие факторы: содержание материала (его практическая или теоретическая направленность), методическая проработка содержания и форм подачи материалов курса преподавателем, технические ограничения студии видеозаписи (наличие помещения, позволяющего снимать с нескольких ракурсов с помощью нескольких видеокамер, возможность использования хромакея и/или декораций, наличие хорошо смотрящегося в кадре инвентаря и т. п.). Плюс есть курсы, например, вендорские, которые ограничивают свободу мысли рамками предоставленных вендором материалов и программой обучения. Большинство разработанных нами курсов — вендорские, а значит, мы жёстко связаны рамками, обозначенными вендором. Поэтому в наших курсах на данный момент соотношение «Преподаватель – демонстрация (слайдов, выполнения лаб. работы и т. п.)» приблизительно 20:80.
Отличная попытка и толковый источник. 
Как раз на этой странице Wiki есть ответ, что у Эдгара Дейла конус обучения был без цифр. 
Проценты – абсолютная фикция. В журнале «Наука и жизнь» была даже публикация, посвященная этому вопросу. Ее авторы попытались проследить одну за другой ссылки на источник этих данных. Вывод, написанный в Wiki, подтвердился: оригинального научного исследования попросту никогда не сущестовало. Впрочем, это не значит, что приведенный график или конус обучения Эдгара Дейла некорректны. Просто цифры не надо воспринимать слишком близко к сердцу.
Поздравляю, вы открыли для себя EDpuzzle. А ещё существует Formative и множество других неплохих инструментов, которые, в своей сути не так уж и далеки от идей программируемого обучения.

Вы правы, сейчас это очень известные вещи, а когда мы это начинали делать в 2008 году, все было в новинку. Еще не было ни Coursera, ни упомянутого EdPuzzle. Тогда компания New Horizons и заявила миру о новом формате, а мы принесли его в Россию.

А вендоры все известные – MS, Cisco, Adobe и т.д. Компания MS, например, не только поддерживает такое обучение, но и заказывает нам свои материалы по методике, описанной в статье.
Совершенно согласна. И всё же надеюсь, что взрослые люди сознательно приходят на обучение – выбирают курс, которым им действительно нужен в работе. Я и писала, ориентируясь на тех, кому важно запомнить, а не «высидеть» на занятиях.
А так, конечно, насильно не научишь и не вдолбишь на века. Если не повторять, все забудется.
информационные технологии в то время еще не проникли в образование

В 80-х годах еще было слишком дорого широко использовать информационные технологии в образовании. И Блум изучал классическое обучение, без видео, без системы дистанционного обучения. То, о чем Вы пишете, относится, скорее, не к технологиям, а к алгоритмам в обучении.

В процессе подготовки статьи действительно утеряла ссылку на источник, спасибо, что указали на это недоразумение — исправила. The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring. В.Bloom, Educational Researcher (1984)

Оценивая результаты, мы, конечно, прежде всего опираемся на результаты экзаменов. Кстати, прогресс подтверждают и международные вендоры во время своего собственного, независимого тестирования. Что касается субъективных впечатлений учеников, эта метрика тоже имеет право на существование. Повышение самооценки и уверенности в себе может очень помочь человеку в жизни и работе.

Information

Rating
Does not participate
Location
Москва, Москва и Московская обл., Россия
Works in
Registered
Activity