• Лямбда-исчисление на JavaScript

      Привет! В этой статье я хочу в очередной раз взглянуть на лямбда-исчисление. Теоретическую сторону вопроса на хабре обсуждали уже множество раз, поэтому взглянем на то, как лямбда-исчисление может выглядеть на практике, например, на языке JavaScript (чтобы примеры можно было выполнять прямо в браузере).

      Итак, основная идея: всё есть функция. Поэтому мы ограничим себя очень узким кругом возможностей языка: любое выражение будет либо анонимной функцией с одним аргументом (x => expr), либо вызовом функции (f (x)). То есть весь код будет выглядеть похожим образом:

      id = x => x
      double = f => x => f (f (x))
      

      Поскольку результатом работы функций будут другие функции, нам понадобится способ интерпретировать результат. Это единственное место, в котором пригодятся нетривиальные возможности JavaScript.
      Читать дальше →
    • Вычисление факториала на числах Чёрча

        Доброго дня, друзья!

        Тема функционального программирования раскрыта на Хабре весьма неплохо, есть целая куча статей посвященных λ-исчислению, числам Чёрча и подобным темам, так что ничего нового я не открою, зато мы напишем одну бесполезную и крайне неэффективную программу.

        Для того, чтоб жизнь мёдом не казалась, ограничим себя небольшим подмножеством языка JavaScript, а именно, будем использовать только анонимные функции от одного аргумента. Больше нам ничего не потребуется (ну почти).

        Начнем с определения факториала, и посмотрим, что нам понадобится в процессе решения задачи:

        var fact = function (n) {
          if (n === 0) return 1;
          return n * fact(n - 1);
        };
        


        Итак, нам потребуются функции, логические значения (для результата операции сравнения с нулем), условный оператор, операции умножения и вычитания единицы, кроме того нужно будет реализовать рекурсивный вызов функции.

        Готовы?
        Ну тогда поехали.
      • Теория категорий для программистов: предисловие

        • Перевод
        Вот уже некоторое время я обдумываю идею написать книгу о теории категорий для программистов. Не компьютерных теоретиков, программистов — скорее инженеров, чем ученых. Я знаю, что это звучит безумно, и я сам достаточно напуган. Я знаю, что есть огромная разница между наукой и техникой, потому, что я работал по обе стороны баррикад. Но у меня всегда был очень сильный порыв объяснить вещи. Я восхищаюсь Ричардрм Фейнманом, который был мастером простых объяснений. Я знаю, я не Фейнман, но я буду стараться изо всех сил. Я начинаю с публикации этого предисловия, которое должно мотивировать читателя изучить теорию категорий, и надеюсь на начало дискуссии и обратную связь.

        Я постараюсь в нескольких параграфах убедить вас, что эта книга написана для вас, и развеять все ваши сомнения в необходимости изучения этой, одной из самых абстрактных областей математики, в свое драгоценное свободное время.
        Читать дальше →
      • «Паттерны» функционального программирования

        • Перевод
        • Tutorial

        Многие люди представляют функциональное программирование как нечто очень сложное и «наукоемкое», а представителей ФП-сообщества – эстетствующими философами, живущими в башне из слоновой кости.

        До недавнего времени такой взгляд на вещи действительно был недалек от истины: говорим ФП, подразумеваем Хаскель и теорию категорий. В последнее время ситуация изменилась и функциональная парадигма набирает обороты в web-разработке, не без помощи F#, Scala и React. Попробуем взглянуть на «паттерны» функционального программирования, полезные для решения повседневных задач с точки зрения ООП – парадигмы.

        ООП широко распространено в разработке прикладного ПО не одно десятилетие. Все мы знакомы с SOLID и GOF. Что будет их функциональным эквивалентом?.. Функции! Функциональное программирование просто «другое» и предлагает другие решения.


        Читать дальше →
      • Функторы, аппликативные функторы и монады в картинках

        • Перевод
        Вот некое простое значение:


        И мы знаем, как к нему можно применить функцию:


        Элементарно. Так что теперь усложним задание — пусть наше значение имеет контекст. Пока что вы можете думать о контексте просто как о ящике, куда можно положить значение:


        Теперь, когда вы примените функцию к этому значению, результаты вы будете получать разные — в зависимости от контекста. Это основная идея, на которой базируются функторы, аппликативные функторы, монады, стрелки и т.п. Тип данных Maybe определяет два связанных контекста:


        data Maybe a = Nothing | Just a
        

        Позже мы увидим разницу в поведении функции для Just a против Nothing. Но сначала поговорим о функторах!
        Читать дальше →
      • How-to: адаптивные письма в Gmail



          В нашем блоге мы часто пишем о создании адаптивных почтовых рассылок (раз, два, три) и вообще уделяем большое внимание email-верстке. Сегодня речь пойдет о способе создания адаптивных писем для почтового клиента Gmail, известного своей довольно скудной поддержкой различных возможностей для верстки. Данную технику в 2014 году описал Джастин Ку (Justin Khoo), позднее метод был дополнен статьей Марка Роббинса в блоге Email Code Geek. Мы представляем вашему вниманию адаптированный перевод основных моментов двух публикаций.
          Читать дальше →
          • +10
          • 17k
          • 3
        • Разбор задач финала Яндекс.Алгоритма 2017

            На днях завершился Яндекс.Алгоритм 2017 — наш чемпионат по спортивному программированию. В финальном раунде 25 финалистам нужно было за два с половиной часа решить шесть задач. Первое место вновь завоевал Геннадий Короткевич из питерского ИТМО — это уже четвёртая его победа после состязаний 2013, 2014 и 2015 года. Никола Йокич из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и выпускник Университета Токио Макото Соэдзима стали вторым и третьим, повторив свои прошлогодние результаты. Вот как распределились денежные призы: победа — 300 тысяч рублей, второе место — 150 тысяч, третье — 90 тысяч.




            Заявки на участие в Алгоритме 2017 подали 4840 человек. Более 60% из них — россияне. На втором месте по количеству заявок — Беларусь, далее следуют Украина, Индия и Китай. В общей сложности на чемпионат зарегистрировались жители нескольких десятков стран, включая Сингапур, Камерун, Венесуэлу и Перу.


            Мы по традиции публикуем формулировки и разобранные решения задач финала.

            Читать дальше →
            • +43
            • 23,3k
            • 3
          • Статистика по стоимости недвижимости — визуализация на карте

            Введение


            Начну с конца. Это скриншот с некой web-карты, визуализирующей среднюю стоимость недвижимости на вторичном рынке Саратова и Энгельса:



            Цвета на карте можно соотнести с цветами на «легенде», цвет на «легенде» соответствует средней стоимости квадратного метра общей площади в тысячах рублей.

            Точка на карте соответствует одному предложению по продаже (на вторичном рынке) квартиры с Авито. Всего таких точек, как видно на «легенде», для построения графика использовалось 4943.
            Карта в интерактивном виде доступна на GitHub.

            А теперь немного предыстории..


            Давным-давно…
            Читать дальше →
          • Повышаем производительность кода: сначала думаем о данных

            • Перевод


            Занимаясь программированием рендеринга графики, мы живём в мире, в котором обязательны низкоуровневые оптимизации, чтобы добиться GPU-фреймов длиной 30 мс. Для этого мы используем различные методики и разработанные с нуля новые проходы рендеринга с повышенной производительностью (атрибуты геометрии, текстурный кеш, экспорт и так далее), GPR-сжатие, скрывание задержки (latency hiding), ROP…

            В сфере повышения производительности CPU в своё время применялись разные трюки, и примечательно то, что сегодня они используются для современных видеокарт ради ускорения вычислений ALU (Низкоуровневая оптимизация для AMD GCN, Быстрый обратный квадратный корень в Quake).


            Быстрый обратный квадратный корень в Quake

            Но в последнее время, особенно в свете перехода на 64 бита, я заметил рост количества неоптимизированного кода, словно в индустрии стремительно теряются все накопленные ранее знания. Да, старые трюки вроде быстрого обратного квадратного корня на современных процессорах контрпродуктивны. Но программисты не должны забывать о низкоуровневых оптимизациях и надеяться, что компиляторы решат все их проблемы. Не решат.

            Эта статья — не исчерпывающее хардкорное руководство по железу. Это всего лишь введение, напоминание, свод базовых принципов написания эффективного кода для CPU. Я хочу «показать, что низкоуровневое мышление сегодня всё ещё полезно», даже если речь пойдёт о процессорах, которые я мог бы добавить.

            В статье мы рассмотрим кеширование, векторное программирование, чтение и понимание ассемблерного кода, а также написание кода, удобного для компилятора.
            Читать дальше →
          • 8 JavaScript библиотек для визуализации данных в виде интерактивных карт

            Визуализация данных стала неотъемлемой частью жизни практически каждого веб-разработчика. Если построение графиков, диаграмм, карт и дашбордов до сих пор никогда не были вашей головной болью, просто немного подождите: наверняка и вы скоро вступите в наш «клуб».

            Данная статья дает общее, но вовлеченное представление о восьми самых интересных, на мой взгляд, JavaScript-библиотеках для построения интерактивных геовизуализаций. В целом, таких решений сейчас много, и выбрать оптимальное под тот или иной конкретный проект – задача порой непростая как минимум по времени. Этой публикацией я попытаюсь хотя бы немного упростить жизнь тем, кто только начинает разбираться в данной теме. Кстати, это слегка модифицированный перевод моей недавней статьи на Onextrapixel (оригинал на английском).

            Заглавная картинка: визуализация данных с помощью интерактивных карт
            Читать дальше →