Pull to refresh
-2
0
Марк Мельник @maxstroy

Пользователь

Send message

Заблуждения аналитика

Reading time8 min
Views8K

Заблуждение первое: аналитик путает высказывание в логике высказываний с высказыванием в логике предикатов


Если вы сказали, что у табуретки 4 ножки, то вы сделали простое высказывание. Если вы сказали, что любая табуретка имеет 4 ножки, — это высказывание не является простым. Это высказывание выполнено в логике предикатов, в которой есть возможность говорить об общих свойствах объектов одного множества.


Первая ошибка связана с тем, что аналитики не умеют разделять эти высказывания. Допустим, что аналитик нарисовал диаграмму в нотации BPMN: два квадратика, связанных друг с другом стрелкой. Первый квадратик он назвал "закрепить заготовку в станке", второй квадратик он назвал: "выточить деталь". При этом аналитик сказал: после операции "закрепить заготовку в станке" следует операция "выточить деталь". Что он имел ввиду? Он имел ввиду, что после операции типа "закрепить заготовку в станке" следует операция типа "выточить деталь". То есть, он построил высказывание в предикатах первого порядка. Однако, аналитик путает простые высказывания с высказываниями в логике предикатов и думает, что он сделал простое высказывание.


Следствие из первого заблуждения: в ИТ отрасли появился костыль, прикрывающий эту ошибку. Этот костыль — слово экземпляр. Когда вы слышите слово "экземпляр чего-то" из уст аналитика, знайте, он — путает простые высказывания с высказываниями в логике предикатов.

Читать дальше →
Total votes 21: ↑12 and ↓9+3
Comments78

AI создал свой первый фильм, и это фильм ужасов

Reading time5 min
Views116K


Искусственный интеллект под руководством инженера из Google самостоятельно сделал первую кинокартину. Не просто сложил части чужих фильмов друг с другом, или выдал буквы сценария, а создал полноценную короткометражку. Сам написал сюжет, сам написал все диалоги, сам выбрал сцены и определил выражения лиц актеров (и даже, судя по всему, сам написал заголовок для показанной в фильме газеты – хотя он получился настолько ироничным, что в это сложно поверить). Озвучка персонажей, музыка и монтаж – естественно, тоже за AI. Но получившаяся черно-белая научная фантастика отнюдь не кажется милой.

Total votes 52: ↑38 and ↓14+24
Comments93

Почему я ушёл из Google и начал работать на себя

Reading time10 min
Views142K
Последние четыре года я работал разработчиком программного обеспечения в Google, но 1 февраля уволился, потому что они не сделали мне подарок на Рождество.

Шучу, на самом деле всё немного сложнее.

Первые два года


Первые два года я любил Google.

Когда при ежегодном опросе сотрудников мне задавали вопрос, вижу ли я себя в Google через пять лет, я отвечал «разумеется, без вариантов».

Ну конечно я буду в Google через пять лет. Я окружён лучшими инженерами в мире, использую самые продвинутые инструменты разработки в мире и кушаю самую бесплатную в мире еду.


Мой обычный день в Google.
— Ещё тортика, господин Программист? Он бесплатен в любом количестве.
— Не сегодня, Пьер. Я опаздываю на массаж, он тоже бесплатный.

Читать дальше →
Total votes 222: ↑219 and ↓3+216
Comments443

Стандарты и шаблоны для ТЗ на разработку ПО

Reading time7 min
Views747K

Введение


Недавно ко мне обратились, чтобы я посоветовал стандарты для написания технического задания (ТЗ) на разработку автоматизированных систем (АС) и программного обеспечения (ПО). Вот думаю, сейчас зайду в Яндекс, найду подходящую статейку и отправлю её. Но не тут-то было! Одной статьи, где перечисляются стандарты для ТЗ, включая шаблоны и примеры готовых документов, я не нашел. Придется сделать такую статейку самому…

И так, основные стандарты, методологии и своды знаний, где упоминается ТЗ или SRS (Software (or System) Requirements Specification):

• ГОСТ 34
• ГОСТ 19
• IEEE STD 830-1998
• ISO/IEC/ IEEE 29148-2011
• RUP
• SWEBOK, BABOK и пр.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑34 and ↓2+32
Comments22

Функциональное программирование: в Java и C# слишком много церемоний

Reading time11 min
Views33K
Многие, наверняка, слышали о функциональном программировании, некоторые пробовали написать свой Hello World, а кто-то даже завел свой «функциональный» pet-проект. Но многие ли пользовались функциональными языками в продакшене? Какие у ФП преимущества и недостатки? Оправдывает ли парадигма функционального программирования ожидания разработчиков? На эти и многие другие вопросы нам смог ответить человек, открывший для себя преимущества функционального подхода после 20 лет ООП-разработки.


Читать дальше →
Total votes 58: ↑55 and ↓3+52
Comments83

Введение в криптографию и шифрование, часть вторая. Лекция в Яндексе

Reading time21 min
Views38K
Мы возвращаемся к самому краткому введению в криптографическую теорию от Владимира ivlad Иванова. Это вторая половина лекции — первую часть мы опубликовали несколько дней назад. К ней даже можно присылать пуллреквесты на гитхабе.


Под катом — расшифровка и часть слайдов.

Total votes 55: ↑52 and ↓3+49
Comments11

О сравнении объектов по значению — 4, или Inheritance & Equality operators

Reading time6 min
Views7.3K

В предыдущей публикации мы получили вариант реализации сравнения объектов по значению для платформы .NET, на примере класса Person, включающий:


  • перекрытие методов Object.GetHashCode(), Object.Equals(Object);
  • реализацию интерфейса IEquatable (Of T);
  • реализацию Type-specific статических метода Equals(Person, Person) и операторов ==(Person, Person), !=(Person, Person).

Каждый из способов сравнения для любой одной и той же пары объектов возвращает один и тот же результат:


Пример кода
Person p1 = new Person("John", "Smith", new DateTime(1990, 1, 1));
Person p2 = new Person("John", "Smith", new DateTime(1990, 1, 1));
//Person p2 = new Person("Robert", "Smith", new DateTime(1991, 1, 1));

object o1 = p1;
object o2 = p2;

bool isSamePerson;

isSamePerson = o1.Equals(o2);
isSamePerson = p1.Equals(p2);
isSamePerson = object.Equals(o1, o2);
isSamePerson = Person.Equals(p1, p2);
isSamePerson = p1 == p2;
isSamePerson = !(p1 == p2);

При этом, каждый из способов сравнения является коммутативным:
x.Equals(y) возвращает тот же результат, что и y.Equals(x), и т.д.


Таким образом, клиентский код может сравнивать объекты любым способом — результат сравнения будет детерминирован.


Однако, требует раскрытия вопрос:


Как именно обеспечивается детерминированность результата при реализации статических методов и операторов сравнения в случае наследования — с учетом того, что статические методы и операторы не обладают полиморфным поведением.

Читать дальше →
Total votes 11: ↑8 and ↓3+5
Comments7

О сравнении объектов по значению — 3, или Type-specific Equals & Equality operators

Reading time7 min
Views6.5K

Ранее мы рассмотрели корректную реализацию минимально необходимого набора доработок класса для сравнения объектов класса по значению.


Теперь рассмотрим Type-specific реализацию сравнения объектов по значению, включающую реализацию Generic-интерфейса IEquatable(Of T) и перегрузку операторов "==" и "!=".


Type-specific сравнение объектов по значению позволяет достичь:


  • Более стабильного, масштабируемого и мнемонического (читаемого) кода (последнее за счет перегруженных операторов).
  • Более высокой производительности.

Кроме того, реализация Type-specific сравнения по значению необходима по причинам:


  • Стандартные Generic-коллекции (List(Ot T), Dictionary(Of TKey, TValue) и др.) рекомендуют наличие реализации IEquatable(Of T) для всех объектов, помещаемых в коллекции.
  • Стандартный компаратор EqualityComparer(Of T).Default использует (по умолчанию — при наличии) реализацию IEquatable(Of T) у операндов.

Реализация одновременно всех способов сравнения сопряжена определенными с трудностями, т.к. для корректной работы требуется обеспечить:


  • Соответствие результатов сравнения у различных способов (включая сохранение соответствия при наследовании).
  • Минимизацию copy-paste и общего объема кода.
  • Учет того, что операторы сравнения технически являются статическими методами и, соответственно, у них отсутствует полиморфность (а также, что не все CLS-совместимые языки поддерживают операторы или их перегрузку).

Рассмотрим Type-specific реализацию сравнения объектов по значению с учетом вышеизложенных условий, на примере класса Person.


Сразу приведем окончательный вариант кода с пояснениями, почему это сделано именно так, и как именно это работает.
(Демонстрация вывода решения с учетом каждого нюанса содержит слишком много итераций.)

Читать дальше →
Total votes 23: ↑18 and ↓5+13
Comments13

О сравнении объектов по значению — 2, или Особенности реализации метода Equals

Reading time9 min
Views12K
В предыдущей публикации мы рассмотрели общие принципы реализации минимально необходимых доработок класса для возможности сравнения объектов класса по значению с помощью стандартной инфраструктуры платформы .NET.

Эти доработки включают перекрытие методов Object.Equals(Object) и Object.GetHashCode().

Остановимся подробнее на особенностях реализации метода Object.Equals(Object) для соответствия следующему требованию в документации:

x.Equals(y) returns the same value as y.Equals(x).

Класс Person, созданный в предыдущей публикации, содержит следующую реализацию метода Equals(Object):

Person.Equals(Object)
public override bool Equals(object obj)
{
    if ((object)this == obj)
        return true;

    var other = obj as Person;

    if ((object)other == null)
        return false;

    return EqualsHelper(this, other);
}

После проверки ссылочного равенства текущего и входящего объекта, в случае отрицательного результата проверки, происходит приведение входящего объекта к типу Person для возможности сравнения объектов по значению.

В соответствии с примером, приведенным в документации, приведение производится с помощью оператора as. Проверим, дает ли это корректный результат.
Читать дальше →
Total votes 21: ↑16 and ↓5+11
Comments13

О сравнении объектов по значению — 1: Beginning

Reading time7 min
Views27K

Общеизвестно, что в объектной модели .NET, как и во многих других программных платформах, сравнивать объекты можно по ссылке и по значению.


По умолчанию два объекта считаются равными, если соответствующие переменные содержат одну и ту же ссылку. В противном случае объекты считаются неравными.

Однако, может возникнуть ситуация, когда необходимо считать объекты некоторого класса равными, если они определенным образом совпадают по своему содержимому.

Пусть есть класс Person, содержащий персональные данные — имя, фамилию, и дату рождения персоны.


На примере этого класса рассмотрим:

  1. минимально необходимый набор доработок класса для того, чтобы объекты этого класса сравнивались по значению с помощью стандартной инфраструктуры .NET;
  2. минимально необходимый и достаточный набор доработок, чтобы объекты этого класса всегда сравнивались по значению с помощью стандартной инфраструктуры .NET — если явно не указано, что сравнение должно производиться по ссылке.

Для каждого случая рассмотрим, каким именно образом лучше реализовать сравнение объектов по значению, чтобы получился согласованный и, насколько это возможно, компактный, copy-paste free, производительный код.

Задача является не настолько тривиальной, насколько это может показаться на первый взгляд.

А также рассмотрим, какие улучшения могли бы быть внесены в платформу, чтобы упростить реализацию этой задачи.
Читать дальше →
Total votes 24: ↑17 and ↓7+10
Comments58

Заблуждения большинства программистов относительно «времени»

Reading time6 min
Views59K
Много дней назад я решил записать некоторые наблюдения, сформировавшиеся пока в последние годы я занимался тестированием. Рассматривая области, которые получают наибольшую отдачу от тестирования, я понял, что у меня накопилось много конкретных мыслей о том, как мы — программисты — склонны небрежно обращаться с понятием «время» в программировании.

Тогда я написал пост «Заблуждения программистов относительно „времени“», в котором указал 34 ошибочных представления и заблуждения, относящихся как к календарному, так и к системному времени. С большинством из них я столкнулся сам, занимаясь дебаггингом программ (как рабочих, так и тестовых).

Читать дальше →
Total votes 62: ↑55 and ↓7+48
Comments100

Композиция и интерфейсы

Reading time17 min
Views28K

В мире объектно-ориентированного программирования уже достаточно давно подвергается критике концепция наследования.


Аргументов достаточно много:


  • дочерний класс наследует все данные и поведение родительского, что нужно не всегда (а при доработке родительского в дочерний класс вообще попадают данные и поведение, которые не предполагались на момент разработки дочернего);
  • виртуальные методы менее производительные, а в случае, если язык позволяет объявить невиртуальный метод, то как быть, если в наследнике нужно его перекрыть (можно пометить метод словом new, но при этом не будет работать полиморфизм, и использование такого объекта может привести к неожидаемому поведению, в зависимости от того, к какому типу приведен объект в момент его использования);
  • если возникает необходимость множественного наследования, то в большинстве языков оно отсутствует, а там, где есть (C++), считается трудоемким;
  • есть задачи, где наследование как таковое не может помочь — если нужен контейнер элементов (множество, массив, список) с единым поведением для элементов разных типов, и при этом нужно обеспечить статическую типизацию, то здесь помогут обобщения (generics).
  • и т.д., и т.п.

Альтернативой наследованию являются использование интерфейсов и композиция. (Интерфейсы давно используется в качестве альтернативы множественному наследованию, даже если в иерархии классов активно используется наследование.)

Декларируемым преимуществом наследования является отсутствие дублирования кода. В предметной области могут встречаться объекты с похожим или одинаковым набором свойств и методов, но имеющих частично или полностью разные поведение или механизмы реализации этого поведения. И в этом случае для устранения дублирования кода придется использовать иные механизмы.

А как можно решить эту задачу (отсутствие дублирования кода) в случае композиции и интерфейсов?
Этой теме и посвящена настоящая статья.
Читать дальше →
Total votes 16: ↑14 and ↓2+12
Comments38

«Мир есть совокупность фактов, а не вещей»: Витгенштейн и операционно-ориентированное программирование

Reading time6 min
Views13K
Наши программы моделируют мир. Каждый, принявший постулаты ООП близко к сердцу, быстро столкнется с тем, что процесс моделирования в рамках этого метода принципиально не поддается детерминации. Обсудим подробнее.

Здесь и далее я буду рассматривать общекнижный пример с сотрудниками предприятия, писать будем на чем-то СИ-подобном. Наследовать класс Сотрудник (Employee) от класса Человек (Person) – прекрасная идея, особенно если хранить данные исключительно в памяти: SQL имеет некоторые проблемы с наследованием таблиц, но речь не об этом — ООП со своим иерархизмом, агрегациями, композициями и наследованиями предлагает идеальный способ организации данных. Проблемы с методами.

За каждым методом бизнес-логики стоит факт мира, который этот метод (чаще не в одиночку) моделирует. Факты программирования – это операции: дальше будем называть их так. Делая метод членом класса, ООП требует от нас привязать операцию к объекту, что невозможно, потому что операция – это взаимодействие объектов (двух и более), кроме случая унарной операции, чистой рефлексии. Метод ВыдатьЗарплату (PaySalary) может быть отнесен к классам Сотрудник (Employee), Касса (Cash), БанковскийСчет (Account) – все они равнозначны в праве владения им. Дилемма о расположении методов сопутствует всему процессу разработки: неловкое ее разрешение может оказаться критичным и даже фатальным.

В книгах по программированию честные авторы стыдливо признают, что «объекты – это как бы не совсем объекты», а ООП – всего лишь способ организации кода, а не механизм моделирования. Но все дело том, что «мир есть совокупность фактов, а не вещей» – отсюда принципиальная неспособность построить адекватную модель, применяя ООП в том виде, как этого требуют писатели учебников. Важно понять: в коде возможно моделировать мир, но атомами модели должны стать факты, а не объекты.
Читать дальше →
Total votes 20: ↑15 and ↓5+10
Comments62

GOTPass: новая беспарольная система аутентификации пользователя

Reading time2 min
Views8.7K


За прошедшие несколько лет неоднократно высказывалась мысль о том, что метод аутентификации пользователя при помощи паролей несколько устарела. Некоторые компании, соглашаясь с этим мнением, стараются создать новые системы аутентификации, которые были бы более безопасными стандартных методов, и одновременно более удобными для работы. Одна из таких систем разрабатывается исследователями из Плимутского университета.

Ученые назвали свой проект GOTPass, это комбинированная система, в которой объединяются паттерны, изображения и единоразовый пароль. Все это нужно для создания системы, которая может быть более удобной и более безопасной, чем привычные нам способы аутентификации.
Читать дальше →
Total votes 12: ↑7 and ↓5+2
Comments10

Википедию уже не блокируют

Reading time1 min
Views84K
Дисклаймер: в посте приведены факты, ссылки и т.д. на момент, когда Википедия была заблокирована Роскомнадзором. На данный момент, 25 августа, 14:55 по Москве, блокировка снята и сайт удален из реестра запрещенных. Все приведенное ниже — писалось перед тем, как сайт разблокировали.

То, о чем так долго говорили большевики чего по нашим меркам году так в 2008-м, случиться не могло никак, случилось.

Википедия уже блокируется. Почему? Смотрим на сайте ведомства.
Читать дальше →
Total votes 121: ↑95 and ↓26+69
Comments384

Пример написания функциональных требований к Enterprise-системе

Reading time16 min
Views361K
Недавно мой друг, программист, рассказал, что он не читает требования, а вместо этого приглашает аналитика на чашку чая, они вместе садятся, и аналитик рассказывает, что должно быть реализовано. Мой друг — умный человек и хороший программист, и причина, почему он получает знания о требованиях именно так, не в том, что ему лень читать документацию, а в том, что, даже прочитав ее, он до конца не разберется, что же надо сделать. В данной статье я хочу рассказать, как можно написать требования к программному продукту так, что программисты не просто используют требования, но и участвуют в их написании; на основе собственно опыта я хочу показать, каким образом можно описать требования, чтобы эти описания были достаточными для реализации системы.

Целью нашей разработки было создание с нуля учетной системы для одной из крупных российских компаний. Система была призвана заменить текущую, написанную в конце 90-х. В результате были реализованы платформа и один из бизнес-модулей. В реализованной части было порядка 120 объектов, 180 таблиц, около 30 печатных форм.

Хочу оговориться, что подход, описанный ниже, не универсален для написания любого ПО. Он подходит для систем уровня предприятия, которые строятся на основе объектно-ориентированного подхода: учетных, CRM-, ERP-систем, систем документооборота и т.п.

Вся документация на наш программный продукт состояла из следующих разделов:
  • Общая часть
    • Список терминов и определений
    • Описание бизнес-ролей
  • Требования
    • Бизнес-требования
    • Общие сценарии
    • Сценарии использования
    • Алгоритмы и проверки
    • Системные требования
    • Нефункциональные требования
    • Требования к интеграции
    • Требования к пользовательскому интерфейсу
  • Реализация
  • Тестирование
  • Руководства
  • Управление

Читать дальше →
Total votes 15: ↑13 and ↓2+11
Comments36

Алгоритмическая теория информации и случайность индивидуальных объектов

Reading time1 min
Views20K
Понятие энтропии в середине XX века ввёл Клод Шеннон. Её можно интуитивно описать как «среднее количестве битов информации в одном значении случайной величины». Но её нельзя применить к индивидуальным объектам (скажем, к тексту романа или ДНК) — где нет ансамбля многих однородных объектов, нет и случайных величин.



В середине 1960-х годов разным людям (Колмогоров, Соломонов, Левин, Чейтин) стало понятно, что можно определять количество информации (сложность) индивидуального объекта как минимальную длину программы, которая этот объект порождает (при естественных ограничениях на язык программирования). Возникла алгоритмическая теория информации, которая оказалась связанной с разными областями: от философских вопросов оснований теории вероятностей (когда мы отвергаем статистические гипотезы?) до комбинаторики (неравенства, связывающие размеры множеств и их проекций) и теории вычислимости.

Лекцию, которую мы выбрали для вас сегодня, читал на факультете компьютерных наук Вышки известный математик Александр Шень. Когда-то он под руководством Владимира Успенского, ученика Колмогорова, защитил диссертацию «Алгоритмические варианты понятия энтропии».
Читать дальше →
Total votes 36: ↑35 and ↓1+34
Comments5

Еженедельные новости Tor — 22 июля, 2015 г

Reading time3 min
Views25K
Предлагаю вашему вниманию еженедельные новости Tor сообщества.
Начал с последней на текущий момент записи, если будут пожелания перевести другие записи, пишите в коментариях.
image
Читать дальше →
Total votes 54: ↑47 and ↓7+40
Comments14

Простыми словами о преобразовании Фурье

Level of difficultyMedium
Reading time14 min
Views1M
Я полагаю что все в общих чертах знают о существовании такого замечательного математического инструмента как преобразование Фурье. Однако в ВУЗах его почему-то преподают настолько плохо, что понимают как это преобразование работает и как им правильно следует пользоваться сравнительно немного людей. Между тем математика данного преобразования на удивление красива, проста и изящна. Я предлагаю всем желающим узнать немного больше о преобразовании Фурье и близкой ему теме того как аналоговые сигналы удается эффективно превращать для вычислительной обработки в цифровые.

image (с) xkcd

Без использования сложных формул и матлаба я постараюсь ответить на следующие вопросы:
  • FT, DTF, DTFT — в чем отличия и как совершенно разные казалось бы формулы дают столь концептуально похожие результаты?
  • Как правильно интерпретировать результаты быстрого преобразования Фурье (FFT)
  • Что делать если дан сигнал из 179 сэмплов а БПФ требует на вход последовательность по длине равную степени двойки
  • Почему при попытке получить с помощью Фурье спектр синусоиды вместо ожидаемой одиночной “палки” на графике вылезает странная загогулина и что с этим можно сделать
  • Зачем перед АЦП и после ЦАП ставят аналоговые фильтры
  • Можно ли оцифровать АЦП сигнал с частотой выше половины частоты дискретизации (школьный ответ неверен, правильный ответ — можно)
  • Как по цифровой последовательности восстанавливают исходный сигнал


Я буду исходить из предположения что читатель понимает что такое интеграл, комплексное число (а так же его модуль и аргумент), свертка функций, плюс хотя бы “на пальцах” представляет себе что такое дельта-функция Дирака. Не знаете — не беда, прочитайте вышеприведенные ссылки. Под “произведением функций” в данном тексте я везде буду понимать “поточечное умножение”

Итак, приступим?
Total votes 203: ↑192 and ↓11+181
Comments188

Entity Framework 6 (7) vs NHibernate 4: взгляд со стороны DDD

Reading time9 min
Views40K
В сети уже есть довольно немало сравнений Entity Framework и NHibernate, но все они по большей части фокусируются на технической стороне вопроса. В этой статье я бы хотел сравнить эти две технологии с точки зрения Domain Driven Design (DDD). Мы рассмотрим несколько примеров кода и увидим как эти две ORM позволяют нам справляться со сложностями.

Читать дальше →
Total votes 32: ↑25 and ↓7+18
Comments88

Information

Rating
Does not participate
Location
Россия
Registered
Activity