Легенды и мифы о Customer Development
Внимание: это “колючая” статья и кому-то не понравится. Не растекаясь мыслью, удаляет лапшу, которую многочисленные эксперты, появившиеся в последнее время, развешивают на уши. Сразу скажу, будем рыться в деталях и тонких материях, если нет времени и настроения вникать, смело пролистывайте. Всем остальным обещаю профит в виде инсайта и конкретные практические советы с примерами.
К написанию этой статьи меня подтолкнул мой хороший друг и продуктолог Алексей Моров, с которым мы обсуждали его недавнее интервью с венчурным капиталистом Игорем Шойфотом на тему бесплатного бизнес-образования для стартапов. Выяснилось, что большинство основателей стартапов ранних стадий интересуется методологией Customer Development, ну и я сначала начал гуглить, что там новенького в этой теме, потом пришел в ужас, а затем понял, что придется самому жечь глаголом всю эту ересь и сердца фаундеров. Не буду указывать источники этой чуши, все они в топ-10 поисковой выдачи Яндекса по запросу: “custdev что такое”. Сразу оговорюсь, есть и достойные материалы, но их меньшинство.