Pull to refresh
1851
-2.5
Сергей Абдульманов @Milfgard

Путешествия и здравый смысл

Send message

Привет, люди с аутистическими нарушениями

Reading time16 min
Views76K


В смысле, привет, Хабр! Если вы можете сказать про себя слово «интроверт» (как и я) то вас, скорее всего, можно заносить в эту категорию. Другое дело, что категория, мягко говоря, размыта. И в неё от души навалено сразу несколько синдромов.

Но сначала главное. Итак, есть версия, что мозг приматов развился до невероятных высот рода Homo из-за социальных взаимодействий. Это когда надо думать за себя, потом как вон та обезьяна-вожак, потом его ближайшее окружение, потом как все омеги (можно посчитать их за одного, ладно), нужно продумать действия, понять, что они сделают в ответ, учесть, что они могут предсказать такой ход наших мыслей. В общем, кончается это рекурсией и высокой вычислительной сложностью. Механизмы, позволяющие прогнозировать реакции других — начиная от зеркальных нейронов — так плотно в нас вшиты, что если мы посмотрим видео про зубного и его пациента, то почувствуем сами отголосок его реакции.

Плюс отклонений аутистического спектра — это когда вся вот эта мощность, направленная на выявление тысяч закономерностей в социальной жизни, была переброшена на что-то другое. Например, на анализ сложных систем в математике или разработке. Или на теоретическую физику. Или на музыку. Или на искусство. Гипотеза, разумеется, пока не так чтобы очень доказуемая, и не факт, что эта «мощность» была вообще. Но, тем не менее, этой моделью легко пользоваться, рассуждая про лёгких аутистов.

А теперь давайте разбираться в деталях.
Читать дальше →
Total votes 198: ↑182 and ↓16+166
Comments425

Как устроена защита детей от информации — и феерическая история про то, откуда она сначала взялась (18+)

Reading time10 min
Views84K


Всё началось с американских комиксов после Второй Мировой. Дело в том, что до войны ввели запрет на продажу порнографии, а порнографией нередко занимались бывшие бутлегеры. И вот у них встали печатные станки, и надо было что-то срочно придумывать. Придумались комиксы, поскольку с накалом обстановки из-за войны начала расти потребность в простых штуках (а комиксы тогда делали так, что читать уметь далеко не обязательно) и простых же супергероях, дарящих утешение.

Появились Супермен и его братва. Чуть позже, примерно с появлением Чудо-женщины, всё это эволюционировало обратно к мягкой порнографии (оценочное суждение). Забегая вперёд — доктор психиатрических наук обвинял эту серию в развитии множества половых извращений у малолетних американцев. Почему? Да потому что для аудитории самый естественный сюжет с дамой в трусах поверх остальной не очень богатой одежды — быть в беде. Сексуально. Ну, насколько тогда было возможно.
Читать дальше →
Total votes 177: ↑175 and ↓2+173
Comments829

Японские интерфейсы в реальном мире

Reading time4 min
Views81K
Привет! Хочу рассказать про то, чем японское видение разных интерфейсов в реале отличается от нашего. Как всегда, эти мелочи могут сказать о культурной среде очень многое.

Вот, например, гуляете вы около небоскрёба в центре города. А потом поднимаете голову и понимаете, что ресторан с первого этажа небоскрёба выращивает себе травы в небольшом парке рядом:



А вот термометр. Они здесь часто круглые, и при этом есть цветовая индикация.



Обратите внимание, в этой гостинице уставка 20 градусов, и это создаёт большую часть времени удобное положение стрелки для перфекциониста.

Читать дальше →
Total votes 202: ↑195 and ↓7+188
Comments379

Ломаем игру на память: целый детектив

Reading time13 min
Views22K


Эта игра не давала нам покоя несколько месяцев. Правила очень простые: надо выкладывать карточки с картинками и придумывать сказку. Потом вспомнить её.

Простая штука на запоминание, подумали мы. Сто раз в такое играли, и всё наше образование просто вопит, что сейчас будет просто.

Три месяца. Три долбанных месяца прошло, прежде чем мы почти научились выигрывать. По пути нам пришлось поднять переводы «Войны и мира» и вообще узнать много нового о длине слов в разных языках. Заодно дошли до психолингвистов. И решили для себя давний вопрос про длину сообщения в русском и английском.

Спойлер: русский язык в среднем (на длинных фразах) не длиннее английского. И вообще все языки примерно одинаковы по скорости передачи информации — по крайней мере, так нам сказали в РАН. Но сразу сказали, что цитировать их нельзя, потому что исследования нет, и где-то рядом ходит РЕН-ТВ. Тут очень кстати пришёлся релиз английской версии Хабра с переводами — так мы быстро нашли базу эквивалентов.

Но давайте с самого начала.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑52 and ↓2+50
Comments40

Про антилопу в противогазе и розовые солёные озёра

Reading time9 min
Views29K


Это сага, то есть солёное озеро. Розовый цвет у него из-за маленьких ракообразных Artemia salina. Это те самые черти, которых едят фламинго, и от этого розовеют. А здесь порозовела вся сага. Потому что в такой дикой концентрации соли не выживает никто кроме бактерий и, собственно, артемий.

Этим пользуются сайгаки. Им и так по жизни не хватает соли в организме, поэтому они приходят на солончаки её лизать. А потом понимают, что над этими озёрами нет насекомых, и остаются спать. Потому что по жаре +41 там прохладно, да ещё и никто не кусает.



Собственно, я хочу рассказать вам про сайгаков и то, где эти забавные зверьки обитают. Но начнём мы с матмодели парадокса о том, почему сайгаков становится меньше, если начать уничтожать их естественных врагов — волков.
Total votes 133: ↑130 and ↓3+127
Comments39

Как устроена изнутри ролевая игра в реальном мире для гостей Армении с поездками по половине страны

Reading time14 min
Views20K


Представьте, что вы приехали не просто так, а с очень важной миссией. В смысле, вы знаете, что всё дальше будет для вас специально поставленным театральным представлением, но по ходу него вы объедете полстраны.

Игромеханически это выглядит так:

  1. Есть 10 точек: достопримечательности и места ночёвок.
  2. На каждой точке добавляется театрально-игровой блок: условно, место подготовлено для мини-представления, актёры что-то вам показывают, вы делаете пару выборов действиями или бездействием.
  3. Потом вам достаётся головоломка квестового типа, для решения которой надо побегать, например, пособирать куски плитки по лабиринту пещер или расшифровать координаты и доехать (лучше на лошади) до точки.
  4. На выходе вас ждёт второй сюжетный блок, чаще всего — встреча с актёром, который даёт новую информацию, видеопослание или что-то ещё.
  5. Плюс «случайные встречи» по дороге, как в классике RPG.

Чтобы превратить целую поездку в спектакль — чуваки сделали очень крутую работу. Особенно офигенные моменты старта следующего переезда, когда звучит что-то вроде: «мы знаем, где они — это пещерный город!» — и вы садитесь в машины, чтобы поехать атаковать чужую базу через 200 километров.

Сейчас расскажу, как это было у нас, и как это бывает у адекватных людей. Плюс добавлю игромеханический анализ. Забегая вперёд: это очень хорошая обёртка вокруг классического туризма, и это повторяемо в любом регионе. В теории.
Читать дальше →
Total votes 94: ↑89 and ↓5+84
Comments29

Стратегия маскировки: разбор игры про закрытую информацию

Reading time7 min
Views11K
Давайте расскажу, как мы разбираем механики игр.

Есть вот такая карточка:



2-6 игроков знают, какое слово с неё загадано, а один не знает. Нужно назвать по одной ассоциации так, чтобы все остальные поняли, что вы среди тех, кто знает слово. Потом, когда каждый назовёт по слову, будет обсуждение. Задача — найти того, кто не знает, что это было за слово. То есть зайца.

Безопасная стратегия игрока, который знает слово — подобрать некий исключающий признак, который поможет чётко отсечь только одно слово в этой группе. Например, слово «Докторская» в этой ситуации вполне успешно заканчивает игру. Потому что вряд ли сюда подходят слова мужского и среднего рода — то есть остаётся только докторская пицца, докторская колбаса, докторская рыба и докторская курица.

К сожалению, 100% безопасная стратегия — это тоже путь к проигрышу.
Читать дальше →
Total votes 31: ↑26 and ↓5+21
Comments24

Ответы на ваши вопросы про то, зачем нужно издательство для выпуска книги

Reading time16 min
Views37K


Привет! У нас вышла третья книга, и в комментариях к посту вы спрашивали, зачем, собственно, нужно издательство. В нашем случае вдвойне, потому что мы работаем с бумагой, и у нас есть сеть дистрибуции — так зачем тогда издатель?

Ответы там довольно очевидные на первом слое — ну, это не наш бизнес. Но если копать дальше, можно узнать много дивного. Я покопал, нашухерив половину МИФа. Оказалось, что они вполне спокойно делятся данными и рассказами про, что и как делают с книгами. Оказалось, что у нас примерно похожие процессы запуска (только у них книги, а у нас игры), но есть нюансы.

Поэтому добро пожаловать в пост «что вы не знали про российский книжный рынок». И да, там есть пара странных вещей.
Читать дальше →
Total votes 113: ↑112 and ↓1+111
Comments79

N+7 полезных книг

Reading time6 min
Views66K
Привет! Это очередной традиционый список книг, оказавшихся полезными за год. Сугубо субъективный, конечно. Но я серьёзно рассчитываю, что вы подскажете ещё классных штук почитать.



Думай медленно, решай быстро — Даниэль Канеман
Это самое волшебное, что случалось за последние годы в плане гиковой литературы. Эта штука последовательно открывает когнитивные искажения и учит настраивать мышление. При этом увлекательно. Вообще, подход к тому, что мышление — это набор техник, которые можно тренировать и оттачивать, он, наверное, правильнее подхода «это шаманство». Канеман в отличие от следующей в списке книги, показывающей особенности реверсивного мышления, не даёт новых техник — но показывает, где и какие ошибки мы совершаем при обычных процессах. Такой серьёзный дебаг мозга.
Читать дальше →
Total votes 73: ↑71 and ↓2+69
Comments80

Акихабара: место гнездования отаку

Reading time9 min
Views49K
В Токио есть своя «Горбушка», только называется она «долина осенних листьев». Район Канда, станция Акихабара, а так — Акиба. Название район получил от специального противопожарного храма, который теперь считается святилищем аниме. И я сейчас на полном серьёзе.


Храм аниме. На нормальных табличках пишут желания вроде «здоровья родным». Тут желания другие. Совсем другие.

Сам подрайон от реки до 6 квартала ещё называется «Электрогородок», потому что там раньше торговали электроникой. «Радиовышка» или высотка Radio Kaikan 62-го года постройки — это зародыш электрогородка, откуда всё пошло, первое высокое здание в районе. Ну, это тогда оно было высоким, а сейчас просто одно из многих, и не такое уж и большое. Там были магазины, а внизу развалы с подержанной электроникой. В 2011 году, правда, высотку развалило землетрясением (была признана аварийной), но её быстро перестроили к 2014 году. И теперь внутри торговый центр кольцевого типа, где всякая куча товаров для отаку. В целом, можно бродить просто по ней и соседнему зданию, и это получится мини-Акиба.

В общем, я прогулялся по району сам, а потом нашёл местных фиксеров, которые показали его с двух разных сторон и провели на пару секретных уровней. Сразу скажу, гулять по Акибе без местного или без детального путеводителя — идея так себе.
Читать дальше →
Total votes 190: ↑184 and ↓6+178
Comments87

Разбираем бизнес-модель викингов

Reading time11 min
Views23K


Привет! Мы тут сейчас делаем игру про викингов, и пока я узнавал про них, вскрылась пара неочевидных деталей. Но пока важное:

  • Они дошли до Африки с набегами и поздними поселениями.
  • Есть норманская теория основания Руси — мол, это наши предки. Она спорная, куда больше свидетельств о постоянном сотрудничестве народов (читай: почти все варяги = викинги, а Тор и Перун на самом деле почти тот же мужик).
  • Эти парни делали самые крутые корабли и самую крутую навигацию седьмого-десятого веков, и уже знали явление поляризации света (вернее, не знали, но использовали).
  • Они же ввели прямую демократию, которая потом стала альтингом (и до сих пор работает в Исландии).
  • Очень много вещей в быту совпадает или похоже на то, что делали наши славянские предки.

То есть, можно ещё раз упростить, сказав, что викинги были тяжеловооружёнными технологичными пиратами. Такой пиратский спецназ. И они запустили кучу исторических процессов. И ещё у них огромный культурный слой саг, который вам до сих пор аукается в кинотеатрах.

Отправной точкой поисков было другое: парень из Новой Зеландии, упоровшийся по викингам, сделал крутую игру. Так вот, правильно ли он смог передать сеттинг?
Читать дальше →
Total votes 76: ↑71 and ↓5+66
Comments37

Япония: страна настолько здравого смысла, что он для нас местами иррационален

Reading time11 min
Views197K


С того момента, когда у вас появляется подруга-анимешница, вы только и слышите, что о Японии. Какие там все странные. Как там круто. Как вас зарежут за невежливое слово. И так далее. Для меня это всегда были ниндзя, самураи, якудза, аниме, богиня Кэнон для фотоаппарата, электроника, суши и щупальца. Думаю, вы можете продолжить список.

На месте оказалось, что всё это есть, но это не главное. Это просто мелочи. Главное то, что если мы будем когда-нибудь строить космические города, я знаю, кто лучше всех справится. Потому что Япония сейчас — это очень технологичная и при этом очень зелёная страна. Они умудрились в одном из самых технологичных городов мира вписать красоту в каждую мелочь и сохранить ощущение, что ты на природе. И максимально эффективно распорядиться ресурсами, включая мусор. И при этом их не беспокоит недоделанность и несовершенство мира вокруг — у нас красота бывает только в оконченном состоянии, а у них ещё и в процессе. То есть всё время.

И вся вот эта лютая хрень, которую вы слышали про страну, на самом деле логично следует из предпосылок, которые есть в базовом культурном коде. Сейчас расскажу.
Читать дальше →
Total votes 377: ↑365 and ↓12+353
Comments481

Бизнес на свои: книга с тактикой прохождения этой игры

Reading time10 min
Views34K


Привет! Я хотел сказать, что вчера вышла третья наша книга, и тоже очень помогли посты с Хабра (а частично и вошли). История такая: на протяжении примерно 5 лет к нам подходили люди, которые не умели в проектное мышление, не понимали разные вопросы бизнеса и задавали одни и те же вопросы.

Мы слали их лесом. В смысле, вежливо отказывали, потому что не считали себя вправе давать советы.

Потому что сами ещё не разбирались. Потом мы перешагнули черту малого бизнеса и пришли к среднему, переделывая методологию затыкания дыр в нормальные процессы, хапнули всякого дерьма вроде воровства своих же сотрудников, зашкаливающей бюрократии и прочих радостей крупной компании, потом посидели с теорией игр и пришли к очень логичному и неожиданному решению с крупным партнёрством.

Тогда начали отвечать на вопросы. Что характерно, это были одни и те же вопросы и требовали одних и тех же ответов. Два года назад появилось моральное право рассказать про то, что мы уже повидали на этом пути. Полгода назад книга была дописана. Вчера она наконец-то вышла.

Когда ты пишешь третью книгу, то уже начинаешь разбираться, что и как. Ниже истории про то, что стоит знать вам, когда вы будете писать свою. Разумеется, это моё личное мнение, а не готовая методология.
Читать дальше →
Total votes 162: ↑159 and ↓3+156
Comments171

Разбираем змею

Reading time6 min
Views87K

Принципиальная схема змеи, рисовала прекрасная Ш.А.Г. с моих слов

У меня подруга на двадцать пятом году жизни взяла змею на руки и удивилась, что она милая и тёплая. Так вот, я до сих пор дико боюсь змей, но не могу не признать, что они красивые. Не всегда в смысле эстетики, но в смысле инженерного дизайна — точно.

Ну и вокруг них много недопонимания.

Начнём с того, что змеи приятные на ощупь. Они никакие не слизкие, а сухие и чаще всего тёплые (в большинстве мест, где вы их можете найти в природе, потому что они вообще-то не теплокровные). Но пока мы не зашли дальше, давайте сразу договоримся, что после прочтения поста вы не кинетесь обниматься со всеми встречными змеями. Среди них много ядовитых, а среди ядовитых много таких, которые убивают человека за раз. И многие движутся при этом быстрее вашей реакции.

Есть змеи, которые умеют плеваться ядом вам в глаза. Есть змеи, которые офигенно плавают. Есть змеи, которые могут двигаться под песком как маленькие версии червя из Дюны.

Но начнём с разбора змеи. С корпуса.
Читать дальше →
Total votes 302: ↑296 and ↓6+290
Comments282

Кипр — минутка мягкого психодела

Reading time10 min
Views46K

Фламинго в Ларнаке на Кипре. Поселение, кстати, по-нашему будет «Гробово», потому что «ларнака» — это саркофаг, а их тут в окрестностях нашли немало. Так город и назвали.

Первое впечатление от Кипра или «острова айтишников» — остров невероятно добрых раздолбаев. Здесь тепло, приятно, рядом море, вокруг солнце, небо — ну как в таких обстоятельствах можно делать что-то серьёзное? Вот, например, для владельца кафе нормально увидеть большой поток клиентов, решить, что это слишком утомительно, закрыть заведение, сказать всем «Расслабьтесь!» и пойти через дорогу пить кофе. Чтобы отдохнуть. Что характерно, все расслабятся и уйдут по своим делам.

С другой стороны, модерация от государства тоже почти не чувствуется. Везде граффити (и очень удачно вписанные в городскую среду), паспортный контроль я в обе стороны прошёл за 15 секунд (быстрее нельзя, это время поиска свободного места под штемпель в паспорте), в музеях нет смотрителей (и всё целое), а на дорогах можно ехать слегка под градусом, все превышают и перестраиваются через сплошную даже перед полицией.
— Тут все нарушают, смотри! — сообщил мне водитель по дороге из аэропорта.
— Эээ… А вас не смущает, что мы сейчас превышаем на 40 километров в час?

В общем, чудо-остров. И при этом интересный с точки зрения инфраструктуры. И с фламинго.
Читать дальше →
Total votes 132: ↑132 and ↓0+132
Comments122

Художественные детские книги про социнжиниринг

Reading time3 min
Views32K


Привет! Я три года назад читал в детском лагере лекцию про социнжиниринг, троллил детей и немного бесил вожатых. В итоге испытуемые спросили, что почитать. Мой дежурный ответ про две книги Митника и две книги Чалдини, вроде, убедителен, но только для примерно восьмиклассника и старше. Если младше — то надо сильно чесать голову.

В общем, ниже — очень короткий список самых обычных художественных произведений. Лёгких, простых, детских. Но про социальную инженерию. Потому что в каждой культуре есть персонаж-джокер, который немного психопат, немного шут и немного эффективный специалист. Список неполный, и я хочу попросить вас его продолжить.
Читать дальше →
Total votes 83: ↑82 and ↓1+81
Comments140

Разбор выкладки (интерфейс расстановки товаров в магазине)

Reading time7 min
Views22K


Привет! Я довольно давно обещал рассказать про особенности выкладки не на уровне ликбеза, а прямо с парой примеров по нашим точкам. Сразу две важных вещи:

  1. Мы умеем выкладывать только настольные игры, и не факт, что наши принципы подойдут кому-то ещё.
  2. Выкладка — далеко не то, с чего нужно начинать работу с магазином, она обычно даёт 1-5% увеличения выручек. Зато это быстро, почти бесплатно и приятно.

Но давайте разберём косяки и попробуем вывести принципы. Мы примерно так индуктивно модель и дотачивали.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑66 and ↓1+65
Comments107

А в вашей жизни были приключения интереснее, чем в компьютерных играх?

Reading time6 min
Views57K
Наш ветвер на низком уровне не отличает собственный живой опыт от выдумки. То есть того, что мы видим в играх, фильмах и книгах. Мозгу всё равно. Что случилось в последней игре — так же легло в копилку опыта, как и то, что случилось вчера в офисе. Благодаря развитию IT и своему воображению, мы можем от первого лица переживать опыт, который никогда нельзя испытать в реальности.

Проиллюстрирую рядом воспоминаний. Вспомните траву под ветром в Сталкере и пробежку до 4-го энергоблока под переговоры военных; финальные диалоги с Элизбет из Биошока; многоэтажный остров Хэнша из Deus Ex; практически все первые впечатления от колоний Mass Effect; перестройку сознания в «Трассе-60»; концовку первой книги «Ведьмака». И так далее.



Возможно, почти каждый из нас был в сотнях миров Гипериона, наблюдал за дисфункцией реальности и шел к Нижнему Краю на «Внеполосном». Мы вместе ходили с Морриган в самоубийственную атаку на дракона; вместе спасали друзей в Far Cry; вылетали на террор сектоидов в Лиме и ехали вместе с Каином в такси в V:tM.

Это и многое другое рождает парадокс suspension of disbelief — приостановку неверия.
Читать дальше →
Total votes 154: ↑148 and ↓6+142
Comments435

Пытаемся сломать игру «7 на 9»

Reading time3 min
Views21K
Сегодня будет маленький этюд просто понять, интересно ли вам такое. В общем, есть такой дядька Алексей Савватеев, который читает потрясающий курс по теории игр. Он же написал книгу «Математика для гуманитариев», где очень тонко постебался над всеми гуманитариями. Просто это как раз та математика, где числа из формул стремительно пропадают. И вот в один прекрасный момент я притащил ему игру «7 на 9» и попросил её сломать.

Принцип игры простой: в середину стола бросаются карты. На каждой карте число и разница. Например, 6 плюс-минус 2 — сверху можно бросить 8 или 4. Задача — как можно быстрее скинуть все свои карты в центр. Очерёдности ходов нет, ничего нет, просто кто успел — тот и бросил карту. Карты по одной из своей колоды вынимаются на руку, можно брать любое количество. Хоть все. Главное, чтобы пальцев хватило.

Вот что получилось, видео (ниже). Теперь расскажу словами, что это было (можно не читать, если вы смотрели видео).
Total votes 47: ↑46 and ↓1+45
Comments25

Плотность сюжета в рознице

Reading time6 min
Views29K


Я тут в декабре успел пообещать пост про то, как мы выжили в новый год. Ну как, выжили и всё. Но произошли случаи. Такие истории бывают и в обычное время, но на новый год совпадений куда больше из-за большей плотности сюжета.

Самый фееричный случай был на Меге Белой даче. Мы там заказывали дополнительный банковский терминал. А надо сказать, что в прошлый раз инженер банка оставил нам служебную флешку. На этот раз терминал оказался смонтирован в другой магазин, «Республику игр». Это парни, которые торговали дисками, а теперь торгуют вообще всякими развлечениями.

Мастер пришёл, спросил, они ли настолками торгуют (а они торгуют, причём нашими), поставил терминал. Потом позвонил региональному координатору, сказал, что всё ок. Два дня терминал работал у республиканцев. Потом они заметили, что выручка к ним не попадает. А наши продавцы уже спросили опять, когда уже будет терминал-то. Итог: все те, кто расплачивались у них, переводили деньги к нам. Мы, конечно, потом дорогим партнёрам это всё отдали. На всякий случай переспросив пару раз, на какое юрлицо. Тяжелее всего было сохранять серьёзное выражение лица при этом. Что они сказали банку — мне особенно интересно.
Читать дальше →
Total votes 161: ↑160 and ↓1+159
Comments155

Information

Rating
Does not participate
Location
Россия
Works in
Registered
Activity