Pull to refresh
142
0
Николай Ершов @nickme

User

Send message

Компьютер из 10000 костей домино

Reading time 1 min
Views 41K
Мэтт Паркер, отметившийся в проектах Numberphile и Standup Maths, в компании с командой Domino Computer Builders построили, наверное, самый медленный компьютер в мире из костей домино.


Немного деталей под катом.
Читать дальше →
Total votes 101: ↑97 and ↓4 +93
Comments 45

Введение в разработку предметно-ориентированных языков (DSL) с помощью EMFText

Reading time 18 min
Views 14K

Это 5-я статья цикла по разработке, управляемой моделями. В предыдущих статьях мы уже разобрались с метамоделями, валидацией моделей, некоторыми нотациями для моделей (диаграммы и таблицы). Всё это было в рамках пространства моделирования MOF. Сегодня мы построим мост в пространство моделирования EBNF – познакомимся с текстовой нотацией для MOF-моделей.
Читать дальше →
Total votes 12: ↑11 and ↓1 +10
Comments 25

Библиотека машинного обучения Google TensorFlow – первые впечатления и сравнение с собственной реализацией

Reading time 10 min
Views 30K
Coвсем недавно Google сделал доступной для всех свою библиотеку для машинного обучения, под названием TensorFlow. Для нас это оказалось интересно еще и тем, что в состав входят самые современные нейросетевые модели для обработки текста, в частности, обучения типа “последовательность-в-последовательность” (sequence-to-sequence learning). Поскольку у нас есть несколько проектов, связанных с этой технологией, то мы решили, что это отличная возможность перестать изобретать велосипед (наверное пора уже) и быстро улучшить результаты. Представив себе довольные лица клиентов, мы приступили к работе. И вот что из этого получилось…
Читать дальше →
Total votes 24: ↑22 and ↓2 +20
Comments 11

10 приложений для изучения Python на Android-устройствах

Reading time 5 min
Views 184K
В процессе изучения языка мы обычно пользуемся ПК для работы с соответствующими приложениями, средами, программами, читаем книги, используем массовые онлайн курсы. Сейчас, когда смартфоны с нами всегда и везде, грех не воспользоваться их возможностями для усвоения знаний по программированию или их усовершенствования.
image
В процессе изучения языка программирования, в частности Python, я считаю, что нужна погружаться в него полностью. Лозунг: «Ни дня без кода!» я дополняю, ну если ни кодить, то хотя бы почитать об этом. Для того чтобы не выходить из ритма в условиях, когда нужно в жизни сделать многое, но некогда, а хотелось бы учить Python, мобильный приложения помогут не тратить зря время в транспорте, во время ожиданий и т.д.Предлагаю список приложений из Google Play для изучения Python на Android-устройствах, которые помогут не только получить знания, но и проверить свой уровень по Python.Три из ниже перечисленных приложений я обязательно советую студентам при изучении Python: Learn Python, Quiz&Learn Python и Python Challenge. Ну теперь подробнее.
Читать дальше →
Total votes 19: ↑15 and ↓4 +11
Comments 6

Топ-10 data mining-алгоритмов простым языком

Reading time 24 min
Views 127K


Примечание переводчика: Мы довольно часто пишем об алгоритмической торговле (вот, например, список литературы по этой теме и соответствующие аналитические материалы) и API для создания торговых роботов, сегодня же речь пойдет непосредственно об алгоритмах, которые можно использовать для анализа различных данных (в том числе на финансовом рынке). Материал является адаптированным переводом статьи американского раработчика и аналитика Рэя Ли.

Сегодня я постараюсь объяснить простыми словами принципы работы 10 самых эффективных data mining-алгоритмов, которые описаны в этом докладе.

Когда вы узнаете, что они собой представляют, как работают, что делают и где применяются, я надеюсь, что вы используете эту статью в качестве отправной точки для дальнейшего изучения принципов data mining.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑49 and ↓6 +43
Comments 6

Fault detection на примере определения поверхности автономной машинкой

Reading time 8 min
Views 16K
Всем привет!

В этой статье я расскажу про то, как мы делали автономную машинку на базе нашей ОС Embox, которая детектирует изменение типа поверхности, по которой едет.

Так случилось, что в Новый Год у меня в руках оказалась китайская машинка на радиоуправлении. К сожалению, она не ездила. Чека из магазина у меня не было (машинка была подарком), да и, честно говоря, хотелось её разобрать и посмотреть на элементы схемы. Обычным способом схему было не достать, нужно было выпаивать. Пожалуй, в тот самый момент, когда я взялся за паяльник, я и понял, что вернуть машинку в магазин уже точно не получится. Короче говоря, всю зиму на моём подоконнике так и пылились запчасти, пока однажды мне на глаза не попалась статья от NASA про обнаружение разладки в марсоходе.

Только представьте на минуту: где-то далеко на красной планете едет марсоход, обвешанный датчиками, по поверхности, которую едва ли можно назвать дружелюбной. Поэтому нужно следить за тем, чтобы он не перевернулся, не застрял в песках, не скатился с горки, или наоборот на нее не заехал. Как это сделать? Вот на такой непростой вопрос мне и хотелось ответить.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑32 and ↓0 +32
Comments 9

Пятничный формат: Как писать код, который никто не сможет сопровождать

Reading time 16 min
Views 95K


Благодаря советам экспертов в области Java вы научитесь писать код, который будет настолько сложно сопровождать, что любому, кто будет с ним работать после вас, потребуются годы, чтобы внести даже малейшие правки. Более того, если будете неизменно следовать этим правилам, вы сможете гарантировать себе пожизненное рабочее место, так как никто кроме вас не сможет разобраться в вашем коде.
Читать дальше →
Total votes 89: ↑74 and ↓15 +59
Comments 119

Интересные примеры клеточных автоматов

Reading time 4 min
Views 29K
Интересные примеры клеточных автоматов.

На хабре много статей по клеточным автоматам (http://habrahabr.ru/post/168291/, http://habrahabr.ru/post/227003/), особенно по игре “Жизнь” (http://habrahabr.ru/post/67790/, http://habrahabr.ru/post/154509/, http://habrahabr.ru/post/237629/). Я хочу рассказать что-то новенькое — про другие клеточные автоматы, привести неожиданные и интересные, по моему мнению, примеры. Мы посмотрим на структуру, которая постепенно копирует свою исходную конфигурацию; и на структуру, которая рисует круг.

Осторожно, большие gif-ки
Читать дальше →
Total votes 53: ↑52 and ↓1 +51
Comments 3

Гибридная реализация алгоритма MST с использованием CPU и GPU

Reading time 18 min
Views 15K

Введение


Решение задачи поиска минимальных остовных деревьев ( MST — minimum spanning tree) является распространенной задачей в различных областях исследований: распознавание различных объектов, компьютерное зрение, анализ и построение сетей (например, телефонных, электрических, компьютерных, дорожных и т.д.), химия и биология и многие другие. Существует по крайней мере три известных алгоритма, решающих данную задачу: Борувки, Крускала и Прима. Обработка больших графов (занимающих несколько ГБ) является достаточно трудоемкой задачей для центрального процессора (CPU) и является востребованной в данное время. Все более широкое распространение получают графические ускорители (GPU), способные показывать намного большую производительность, чем CPU. Но задача MST, как и многие задачи по обработке графов, плохо ложатся на архитектуру GPU. В данной статье будет рассмотрена реализация данного алгоритма на GPU. Также будет показано, как можно использовать CPU для построения гибридной реализации данного алгоритма на общей памяти одного узла (состоящего из GPU и нескольких CPU).
Если интересно, то жми сюда
Total votes 20: ↑20 and ↓0 +20
Comments 14

Алгоритм Particle Filter в компьютерном зрении: стереовидение

Reading time 6 min
Views 18K
Алгоритм Particle Filter замечателен своей простотой и интуитивной понятностью. Предлагаю собственный вариант его использования в задаче стереоскопического зрения для сопоставления «одной и той же точки» на двух изображениях — с левой и правой камеры. Для реализации (исключительно в целях развлечения) использован Python с библиотеками numpy (матричные вычисления) и pygame (графика и обработка событий мышки). Сам алгоритм Particle Filter без изменений взят из курса Programming a Robotic Car на Udacity. Меня извиняет лишь то, что я честно прослушал весь курс и сделал все домашние работы, включая и реализацию этого алгоритма.

В задаче стереоскопического зрения нужно сопоставлять малые области (например, 8х8 пикселей) на левом и правом кадре. При идеальном расположении камер строго горизонтально, зная разность координаты по оси Х одинаковой области между левым и правым кадром, можно вычислить расстояние до объекта, который изображен в этой области. Понимаю, что звучит запутанно, но на самом деле это легко выводится простейшими геометрическими построениями по правилу подобных треугольников. Например, на видео с недостроенной колокольней, мы видим уходящий вдаль забор с одинаковыми ромбами. Ближний к нам ромб наиболее сильно смещен на правом кадре относительно левого, следующий — чуть меньше и т.д.

Стандартная схема решения такой задачи довольно тяжелая в вычислительном плане. Нужно откалибровать погрешности взаимного расположения камер так, чтобы гарантировать, что горизонтальная линия с координатой Y на левом кадре точно соответствует горизонтали с той же координатой на правом кадре. Затем сопоставить каждой точке (или области ) вдоль горизонтальной линии на левом кадре наилучшую точку на правом кадре (это решается, например, методом динамического программирования, имеющем квадратическую сложность). Тогда у нас будут вычислены смещения по Ох для каждой точки вдоль рассматриваемой горизонтали. И повторить процедуру для каждой горизонтальной линии. Немного сложновато, и уж совсем не похоже на то, как это работает в мозге (мы ведь знаем это, правда?)



Посмотрите, как алгорим Particle Filter решает эту же задачу. На мой взгляд, это очень похоже на биологическую модель, по крайней мере имитируются микро-движения глаза для фокусировки внимания на отдельных фрагментах изображения, и учитывается «предыстория» таких микро-движений.

Читать дальше →
Total votes 32: ↑30 and ↓2 +28
Comments 24

Недвоичная логика

Reading time 10 min
Views 102K
В начале Второй мировой войны перед армией США остро встала проблема нехватки баллистических таблиц стрельбы, жизненно необходимых для работы артиллерии. Типичная баллистическая таблица представляет собой набор числовых данных траекторий полета снаряда, предварительно расчитанных для определенных условий стрельбы, ствола, снаряда, погодных условий и температуры воздуха. Ручной расчет лишь одной траектории занимал несколько дней, и каждая таблица обходилась в огромные количества человеко-часов.

В то время этими расчетами занимались лишь несколько высококвалифицированных специалистов, и даже увеличение штата лаборатории в 1942 году помогло незначительно. В июне этого же года был заключен контракт с Школой электротехники Мура Пенсильванского университета, которая располагала диффереренциальным анализатором конструкции Вэнивара Буша — механическим вычислителем той эпохи. Работой руководил лейтенант, а позже капитан Герман Голдстайн, получивший степень доктора математики в Чикагском университете. Именно он с профессором Брайнердом в 1943 году представил идею «электронного дифференциального анализатора» авторства Джона Мокли.

Новая машина, проект которой годом ранее был отвергнут за излишнюю новизну, начала выполнять реальную работу лишь осенью 1945 года. Мокли, ранее работавший с погодными и физическими данными, предугадал будущую острую нужду в быстродействующем вычислителе, и хотя к моменту окончания постройки необходимости в изготовлении баллистических таблиц не было, компьютер был востребован и использовался в проекте ядерной и термоядерной бомбы, расчетах погоды и выпадения радиоактивных осадков, решении задачи сверхзвукового самолетостроения и в расчетах математических постоянных.

При общей своей примитивности (для задания программы необходимо было вручную перемещать узлы и коммутаторы) и технических трудностях эксплуатации, связанных с ненадежностью вакуумных ламп, ЭНИАК поражал своими возможностями и скоростью работы, которая не была ограничена наличием движущихся частей. В отличие от других электромеханических машин той эпохи, работавших на электрических реле, и своего преемника ЭДВАК, первый электронный цифровой компьютер общего назначения был не двоичным, а десятичным.
Читать дальше →
Total votes 109: ↑105 and ↓4 +101
Comments 39

История операционных систем Apple. Часть 2. Взлет Macintosh

Reading time 11 min
Views 135K
Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696

Приход графики


image
Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696. Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple — акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.

Lisa OS

Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.
Читать дальше →
Total votes 152: ↑141 and ↓11 +130
Comments 27

В опасном мире символов…

Reading time 5 min
Views 96K
image

Сейчас, когда компьютерная графика достигает всё новых высот, модели в играх становятся близкими к фотореализму, а порог вхождения в игры становится всё ниже, сложно представить себе, что до сих пор развиваются игры, в которых на первое место выходит интересный геймплей и огромные возможности, а графики… нет. Имя этому жанру — Roguelike.

Цитата с Wikipedia:
Roguelike (читается как ро́углайк; сленг «рогалик») — поджанр компьютерных ролевых игр. Характерными особенностями roguelike являются генерируемые случайным образом уровни и необратимость смерти персонажа — в случае его гибели игроку предлагается начать игру заново. Большинство игр этого жанра было разработано на некоммерческой основе и использует двумерный текстовый интерфейс и управление клавиатурой.

Читать дальше →
Total votes 118: ↑104 and ↓14 +90
Comments 104

«Ремингтон» – первая пишущая машинка

Reading time 4 min
Views 27K
image

История изобретения пишущей машинки «Ремингтон» известная – что называется на слуху, – поэтому изложение будет коротким. Зато, по обыкновению, иллюстрированным.

Итак, пишущая машинка «Ремингтон»: не самая ранняя из аналогичных механизмов, но первая, чье промышленное производство было налажено и поставлено на широкую ногу. В связи с чем прямолинейные, как гвоздь, американцы считают ее изобретателя Кристофера Шоулза родоначальником всех пишущих машинок вообще.
Читать дальше →
Total votes 25: ↑23 and ↓2 +21
Comments 8

История операционных систем Apple. Часть 1. Дографическая эпоха

Reading time 8 min
Views 172K
Начинаю перевод весьма основательного труда Амита Сингха по истории операционных систем Apple. Часть картинок добавлена при переводе для наглядности. Планирую 3 или 4 части, смотря как будет получаться по объему. В этой части посмотрим, что было до Macintosh и Apple Lisa.

Первые байты кода


В конце 1975 года Стив Возняк завершил прототип компьютера, который вскоре станет известен как Apple I. Возняк в то время работал в НР. Но этот проект был им неинтересен, так что он попросил дать им вольную. 1 апреля 1976 года Стив Джобс, Стив Возняк и инженер из Atari Рональд Уэйн основали Apple. Первым продуктом под этим именем был компьютер Возняка.

Apple I

Apple I был основан на 8-битном процессоре MOS Technology 6502, с частотой меньше 1 МГц. Это был упрощенный вариант более дорогого чипа Motorola 6800. Примерно аналогичным по параметрам был и Intel 8080, но он при этом был дороже. У компьютера был встроенный выход на телевизор, разъемы для 8 Кб памяти, интерфейсы клавиатуры и кассетного магнитофона. Корпус, БП, клавиатура и телевизор в комплект не входили, покупатель должен был раздобыть их самостоятельно.
image
Читать дальше →
Total votes 109: ↑103 and ↓6 +97
Comments 26

Прославленный русский бухгалтер. Еще он усовершенствовал счёты

Reading time 18 min
Views 86K
image

Если человека, понимающего толк в бухгалтерии, спросить, кто является самым известным русским бухгалтером, ответ последует незамедлительно: Федор Венедиктович Езерский. И это правда – в силу причин, которые будут названы ниже.

Несмотря на то, что биографических материалов в Сети по Езерскому много, выкладываю на Хабре его иллюстрированную биографию. Пусть широкие массы хабравчан, из числа далеких от бухгалтерии, узнают о судьбе незаурядного и противоречивого человека, который:
  • создал новую information technology под названием тройная русская бухгалтерия;
  • является изобретателем вычислительного прибора – счётов оригинальной конструкции.

Читать дальше →
Total votes 109: ↑96 and ↓13 +83
Comments 32

Интервью с Элоном Маском. Часть 1 — о том, как он хотел стать физиком, но стал предпринимателем

Reading time 4 min
Views 122K
imageЭлон Маск, основатель и сооснователь таких компаний как PayPal, SpaceX, Tesla Motors, изучал физику в Пенсильванском университете. В первой части интервью, которое Маск дал Элене Левин, колумнистке издания Американского физического общества APT News, он рассказывает о том, как он использует мышление, основанное на принципах, какие преимущества ему дало изучение физики, и о том, почему он с гордостью называет себя нердом.

Левин: Недавно в одном интервью вы посоветовали людям, которые хотят заниматься инновационным бизнесом, «изучать физику и учиться думать, руководствуясь принципами, а не аналогиями». Можете подробнее рассказать, что вы имели в виду?

Маск: Физики были вынуждены разработать способ мышления, который позволяет понимать контринтуитивные элементы реальности. Вещи вроде квантовой физики не слишком интуитивны, и чтобы продвигаться в их изучении физики создали методику мышления, которая позволяет получать правильные ответы, даже если они совершенно неочевидны. А это требует огромного умственного напряжения. В повседневной жизни нельзя всё время руководствоваться принципами, это потребует слишком большого расхода умственной энергии. Так что большую часть жизни приходится действовать по аналогии, попросту копируя поведение других людей с минимальными вариациями. Но если вы пытаетесь стать первооткрывателем, изобрести что-то действительно новое, то вам придется перейти к мышлению, основанному на принципах, выявить самые фундаментальные истины в вашей отрасли, и выводить свою мысль из них. Это требует напрячь голову, и я могу привести пару примеров того, как это помогает в ракетостроении.
Читать дальше →
Total votes 102: ↑97 and ↓5 +92
Comments 17

Создан язык программирования клеток с помощью молекул ДНК

Reading time 2 min
Views 53K


Инженеры из университета Вашингтона разработали структурированный набор инструкций для программирования химических реакций в лабораторной среде или живой клетке с помощью молекул ДНК. Наличие такого языка должно помочь в проектировании сложных молекулярных структур с нужными свойствами.
Читать дальше →
Total votes 45: ↑40 and ↓5 +35
Comments 21

Самосборные конструкции из движущихся кубиков

Reading time 2 min
Views 105K


Джон Романишин (John Romanishin) с коллегами из Массачусетского технологического института сказали новое слово в модульной робототехнике.

Роботы M-Block представляют собой кубики с маховиками внутри (на 20000 оборотов в минуту) и цилиндрическими магнитами на рёбрах. Маховик развивает такой кинетический момент, что после его торможения кубики способы не то что перекатываться по полу навстречу друг другу, но даже вертеться на месте и запрыгивать на «третий этаж». Например, на фото вверху белый кубик запрыгнул к чёрному. То есть это первые в мире мобильные самосборные роботы без движущихся частей снаружи корпуса.
Читать дальше →
Total votes 105: ↑103 and ↓2 +101
Comments 51

Information

Rating
Does not participate
Location
Дубна, Москва и Московская обл., Россия
Registered
Activity