Pull to refresh
5
0

Программист-Патологоанатом

Send message

Высокоскоростной SPI to Ethernet конвертер, при чем здесь DMA?

Level of difficultyMedium
Reading time13 min
Views4.3K

Чисто техническое, но не очень глубокое описание реализованной задачи с самыми простыми расчетами. Надеюсь, будет полезно соответствующим техническим специалистам или для тех, кто хочет понимать что-то про объем знаний необходимых для использования DMA над некоторым устройством периферии, например SPI.

Относительно использования Ethernet, дальше нескольких упоминаний речь не идет. Как-то, к слову, не пришлось, еще пока. Не обессудьте.

Читать далее
Total votes 11: ↑11 and ↓0+11
Comments34

GPT-like модель «впервые сделала научное открытие»: что, как, и куда дальше?

Level of difficultyMedium
Reading time21 min
Views95K

14го декабря в одном из самых авторитетных общенаучных журналов Nature была опубликована статья с, кажется, сенсационным заголовком: «ИИ-модели Google DeepMind превосходят математиков в решении нерешённых проблем». А в блогпосте дочки гугла и вовсе не постеснялся указать, что это — первые находки Больших Языковых Моделей (LLM) в открытых математических проблемах. Неужели правда? Или кликбейт — и это в Nature? А может мы и вправду достигли техносингулярности, где машины двигают прогресс? Что ж, давайте во всём разбираться!

Ну давай разберёмся →
Total votes 182: ↑178 and ↓4+174
Comments271

Ещё один способ автоматического вызова unit-тестов на языке Си

Reading time11 min
Views13K
На Хабре уже есть несколько статей о том, как разрабатывать модульные тесты на языке Си. Я не собираюсь критиковать описанные подходы, а лишь предложу ещё один — тот, которым мы пользуемся в проекте Embox. Пару раз мы уже ссылались на него на Хабре.

Кому интересно, прошу подкат! Но предупреждаю: там много портянок из макросов и «линкерской» магии.
Читать дальше →
Total votes 33: ↑29 and ↓4+25
Comments3

Сразу три причины, из-за которых контроллер GD32F450 теряет UDP пакеты

Reading time13 min
Views15K
Периодически на Хабре проскакивают статьи, где проверяется двоичная совместимость контроллеров GD32 с их аналогом STM32. Так получилось, что нам довелось поймать пусть и не на двоичном уровне, а на уровне исходников, ситуацию, где одно и то же проявление проблемы (теряются сетевые пакеты) было вызвано не одной, не двумя, а сразу тремя причинами, из которых две оказались признаками несовместимости с STM32. Вот о том, как мы эти причины ловили, я и хочу сегодня рассказать. Будет детектив, аналогичный тому, какой я приводил в своей старенькой статье про поддельную «голубую пилюлю». Ну, и выводы, куда же без них. Они тоже будут.


Читать дальше →
Total votes 89: ↑88 and ↓1+87
Comments32

Диспетчер Задач для Микроконтроллера

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views10K

В программировании микроконтроллеров часто нужно написать простые тестировочные прошивки. При этом надо некоторые функции вызывать чаще, а некоторые реже. Для этого, конечно, можно запустить FreeRTOS, однако тогда этот код не будет переносим на другие RTOS например Zephyr RTOS или TI-RTOS. Поэтому надо держать наготове какой-нибудь простенький NoRTOS планировщик.

В этот тексте я представил основные идеи алгоритма такого кооперативного планировщика.

Читать далее
Total votes 26: ↑24 and ↓2+22
Comments26

Дизайн-система Gravity UI: как легко построить свой интерфейс

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views39K

Всем привет, я Алексей Сизиков, руководитель отдела User Experience в Yandex Cloud. В этой статье я хочу поделиться новостью: мы выпустили нашу дизайн-систему и библиотеку компонентов Gravity UI в опенсорс. 

Под катом — рассказ, зачем мы сделали Gravity UI, как его используем, в чём особенности и преимущества нашего подхода и как мы планируем развивать его дальше. А ещё — как настроить разные цветовые схемы в своих проектах и почему у нас четыре темы вместо двух стандартных.

Читать далее
Total votes 71: ↑69 and ↓2+67
Comments27

Что в голове у змейки? Обучение нейросети играть в «Snake» генетическим алгоритмом

Reading time14 min
Views11K

В 2020, когда случился локдаун, и к большому сожалению, появилось очень много свободного времени, мне захотелось познакомиться с Python. Начальный опыт c Pascal был еще со школы и универа, поэтому оставалось лишь придумать задачу и пойти её самоотверженно решать на питоне. Интересной задачей показалось смастерить игру змейку, прикрутить к ней мозги в виде перцептрона с парой скрытых слоёв, и путем кнута и яблока обучить цифровое животное выживать в жестоких реалиях двумерного мира :)                               

«У самурая нет цели, есть только путь»

Первый блин на производстве не отличается красотой, но опыт был получен. Наиболее привлекательным мне пришелся генетический алгоритм: отбор успешных змеек, скрещивание, частичная мутация генов и так тысячи раз до результата. Змейки, без указания им правил выживания, в тысячном поколении «понимали», что нужно стремиться съесть яблоко и никуда не врезаться, это вызывало ощущение прикосновения к чуду "It's Alive!!!"

Спустя пару лет, закончив курс по аналитике данных, появилось желание переписать проект, попрактиковаться в более серьезных разделах python и сделать тренажёр со сбором статистики.

Читать далее
Total votes 54: ↑54 and ↓0+54
Comments17

Освобождение робота-пылесоса, который стал моим другом

Level of difficultyEasy
Reading time8 min
Views26K
Немного доп. оборудования, несколько команд Linux и вуаля! Пылесос свободен! Фото Cath Virginia / The Verge

В целом роботы-пылесосы мне нравятся. Для меня это эдакий небольшой друг, который чистит за меня пол. Просто фантастика. Но, к сожалению, есть одна проблема — я им не доверяю. Эти девайсы постоянно отправляют отчёты на серверы, что может представлять угрозу для безопасности и тайны личной жизни. Мне такое не по духу, и я подумал, что кто-то уже должен был хакнуть эту схему. После недолгих поисков в интернете я понял, что прав. Мне попался проект Valetudo, нацеленный на освобождение роботов-пылесосов от связи с облаком.
Читать дальше →
Total votes 115: ↑114 and ↓1+113
Comments44

RESTinio-0.7.0: первый существенный релиз за три года

Reading time11 min
Views1.4K

В последний раз статья, целиком посвященная открытому проекту RESTinio, вышла на Хабре в декабре 2020-го года, без малого три года назад. Это был рассказ о релизе версии 0.6.13. По сути, это был последний релиз, в котором в RESTinio появилось что-то новое и важное. Потом были только небольшие корректирующие релизы, исправляющие ошибки или адаптирующие RESTinio к свежим версиям зависимостей.

И вот спустя три года нам удалось выпустить новое существенное обновление. А посему есть повод поговорить о том, что было удалено/добавлено/изменено в этой версии. Ну и о причинах паузы в развитии и перспективах проекта вообще.

Кому интересно, милости прошу под кат.

Для тех же, кто про данную разработку слышит в первый раз: это наша попытка сделать встраиваемый в C++ приложения HTTP(S)/WebSocket сервер, который бы обладал и большой гибкостью, и нормальной производительностью, освобождал бы пользователя от рутины, но не прятал бы абсолютно все детали "под капот", и удовлетворял бы нашим представлениям о том, как подобные вещи должны выглядеть...

Вроде бы получилось. Мне кажется, что раз уж RESTinio сумел набрать тысячу звезд на GitHub, результат понравился и пригодился не только нам. Впрочем, это уже совсем другая история. Давайте вернемся к рассказу об изменениях в версии 0.7.0 и к тому, почему этих изменений пришлось ждать так долго...

Читать далее
Total votes 12: ↑12 and ↓0+12
Comments2

Выделение регионов памяти в C++: советы и приёмы

Reading time12 min
Views7.8K

Эта статья обсуждалась на Hacker News.

В течение минувшего года я шлифовал мой подход к выделению регионов. Практика показывает, что это эффективный, простой и быстрый подход; обычно его используют в качестве средства для сборки мусора без издержек. В зависимости от того, что нам требуется, в аллокаторе может быть всего 7–25 строк кода — идеально для случаев, когда мы работаем без среды исполнения. Теперь, когда я окончательно сформулировал ключевые аспекты моего подхода, самое время их задокументировать и рассказать вам о том, что мне удалось выучить. Определённо, это не единственный возможный подход к выделению регионов. Я просто расскажу вам о приёмах, которые сам выработал для упрощения программ и искоренения ошибок.

Регион (арена) — это буфер памяти и смещение до этого буфера. Изначально это смещение равно нулю. Чтобы выделить объект, нужно взять указатель на него с заданным смещением, увеличить смещение на размер объекта, а затем вернуть указатель. Этим дело не ограничивается — например, нужно обеспечить выравнивание и доступность. До этого мы ещё дойдём. Объекты не высвобождаются каждый по отдельности. Напротив, сразу высвобождаются целые группы ранее выделенных объектов, и смещение откатывается к более раннему значению. Когда не предусмотрены собственные времена жизни для отдельных объектов, деструкторы писать также не требуется, а вашим программам не приходится прямо во время выполнения обходить структуры данных и убирать ненужные. Кроме того, больше можно не беспокоиться об утечках памяти.

Читать далее
Total votes 7: ↑7 and ↓0+7
Comments2

Разбираем HTTP/2 по байтам

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views26K

image


Откройте любую статью с обзором HTTP/1.1. Скорее всего, там найдётся хотя бы один пример запроса и ответа, допустим, такие:


GET / HTTP/1.1
Host: localhost

HTTP/1.1 200 OK
Date: Sat, 09 Oct 2010 14:28:02 GMT
Server: Apache
Content-Length: 38
Content-Type: text/html; charset=utf-8

<!DOCTYPE html>
<h1>Привет!</h1>

Теперь откройте статью с обзором HTTP/2 или HTTP/3. Вы узнаете о мультиплексировании запросов, о сжатии заголовков, о поддержке push-технологий, но вряд ли увидите хоть одно конкретное сообщение. Ясно, почему так: HTTP/1.1 — текстовый протокол, тогда как сиквелы к нему бинарные. Это очевидное изменение открывает дорогу ко множеству оптимизаций, но упраздняет возможность просто и доступно записать сообщения.


Поэтому в этой статье предлагаю покопаться в кишках у HTTP/2: разобрать алгоритмы установки соединения, формат кадров, примеры взаимодействия клиента с сервером.

Читать дальше →
Total votes 115: ↑115 and ↓0+115
Comments45

[sobjectizer] Несколько слов о релизе версии 5.8.0

Level of difficultyMedium
Reading time14 min
Views1.1K

SObjectizer — это относительно небольшой C++17 фреймворк, который позволяет использовать в С++ программах такие подходы, как Actor Model, Publish-Subscribe и Communicating Sequential Processes (CSP), что упрощает разработку сложных многопоточных приложений. Если читатель в первый раз слышит о SObjectizer-е, то составить впечатление о нем можно ознакомившись вот с этой статьей.

Недавно состоялся релиз очередной мажорной версии, 5.8.0. Это хороший повод еще раз напомнить о проекте и сказать несколько слов о наиболее важном в очередном релизе, в том числе и о (частичном) сломе совместимости с предыдущей веткой 5.7.

Кому интересно, милости прошу под кат.

Читать далее
Total votes 9: ↑9 and ↓0+9
Comments0

От стеков к деревьям — новая модель псевдонимов в Rust

Reading time15 min
Views5.8K

С прошлой осени Нивен проходит стажировку, разрабатывая новую модель псевдонимов для Rust: древовидные заимствования (tree borrows). Секундочку, уже слышу, как вы вопрошаете: а разве в Rust ещё нет своей псевдонимной модели? Разве вы, автор, не рассказываете повсюду о «стековых заимствованиях»? Действительно, так и есть, но стековые заимствования — всего лишь один из возможных вариантов реализации для модели псевдонимов, и с этим вариантом есть свои проблемы. Древовидные заимствования призваны учесть опыт, усвоенный при работе со стековыми заимствованиями, и построить новую модель, не такую проблемную. Также при её проектировании принимаются немного иные решения, с учётом некоторых нужных компромиссов и той тонкой настройки, которая, возможно, должна быть привнесена в эти модели, и только потом настанет время решать, какую же из этих моделей принять в Rust в качестве официальной.

У себя в блоге Нивен написал подробное введение в древовидные заимствования, и не помешает сначала прочитать этот ознакомительный материал. На прошедшей недавно конференции RFMIG он выступил с лекцией на эту тему, и его доклад вы также можете посмотреть, вот здесь. В этом посте я сосредоточусь на том, чем древовидные заимствования отличаются от стековых. Предполагаю, что вы уже ориентируетесь в стековых заимствованиях и хотите понять, что меняется с введением древовидных заимствований.

Для краткости я буду иногда называть стековые заимствования «СЗ», а древовидные заимствования — «ДЗ».

Читать далее
Total votes 21: ↑16 and ↓5+11
Comments8

Инженерный подход к разработке ПО

Reading time25 min
Views37K

Как проверить идеи, архитектуру и алгоритмы без написания кода? Как сформулировать и проверить их свойства? Что такое model-checkers и model-finders? Требования и спецификации — пережиток прошлого?


Привет. Меня зовут Васил Дядов, сейчас я работаю программистом в Яндексе, до этого работал в Intel, ещё раньше разрабатывал RTL-код (register transfer level) на Verilog/VHDL для ASIC/FPGA. Давно увлекаюсь темой надёжности софта и аппаратуры, математикой, инструментами и методами, применяемыми для разработки ПО и логики с гарантированными, заранее определёнными свойствами.


Это первая моя статья из цикла, призванного привлечь внимание разработчиков и менеджеров к инженерному подходу к разработке ПО. В последнее время он незаслуженно обойдён вниманием, несмотря на революционные изменения в подходе и инструментах поддержки.


Не буду лукавить: основная задача статьи — возбудить интерес. Так что в ней будет минимум пространных рассуждений и максимум конкретики.


Читать дальше →
Total votes 63: ↑61 and ↓2+59
Comments135

Thinkpad T480 — максимальное улучшение ноутбука, подробный гайд по замене/установке компонентов

Reading time5 min
Views35K

Thinkpad T480 - максимальное улучшение ноутбука, подробный гайд по замене/установке компонентов (ОЗУ, охлаждение, SSD, аккумуляторы и т. д.).

Читать далее
Total votes 39: ↑37 and ↓2+35
Comments101

Trie, или нагруженное дерево

Reading time4 min
Views97K
Здравствуй, Хабрахабр. Сегодня я хочу рассказать о такой замечательной структуре данных как словарь на нагруженном дереве, известной также как префиксное дерево, или trie.

Что это ?


Нагруженное дерево — структура данных реализующая интерфейс ассоциативного массива, то есть позволяющая хранить пары «ключ-значение». Сразу следует оговорится, что в большинстве случаев ключами выступают строки, однако в качестве ключей можно использовать любые типы данных, представимые как последовательность байт (то есть вообще любые).
Читать дальше →
Total votes 78: ↑73 and ↓5+68
Comments29

Шнековый дозатор малых порций. Часть вторая

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views4.1K

История о том как мы с моим другом разрабатывали дозатор для красителей, продолжение . В этой части расскажу о том как я разрабатывал и собирал электронику, всем кому все еще интересно, прошу под кат.

Читать далее
Total votes 23: ↑23 and ↓0+23
Comments12

Фантомный double в прошивках для ядер Cortex-M*

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views12K

В последнее время появилось много микроконтроллеров на ядрах ARM Cortex-M*, которые поддерживают аппаратную реализацию математики плавающей запятой (FPU). В основном FPU работают с одиночной точностью (float) и её вполне достаточно для работы с сигналами, полученными с АЦП. FPU позволяет забыть о проблемах дискретизации и проблемах переполнения целочисленных вычислений. FPU быстр - все математические операции с одиночными float, кроме деления и взятия корня, занимают на Cortex-M4F один такт. Поэтому после перехода на Cortex-M4F мы вздохнули свободно и стали писать математику на float. Как же мы удивились, найдя в скомпилированном коде математические операции над double с программной, очень медленной эмуляцией.

В статье рассказывается, как обнаружить и исправить присутствие double в прошивках, где ядро аппаратно поддерживает тип float, но не поддерживает double.

Работа ведётся в среде IAR Embedded Workbench на примере реального кода на языке Си.

Читать далее
Total votes 86: ↑84 and ↓2+82
Comments25

Реверс инжиниринг для самых маленьких на практике

Reading time11 min
Views32K

Скомпилированное приложение является «чёрным ящиком». Чтобы туда заглянуть, восстановить алгоритм работы применяется реверс‑инжиниринг. Это непростой навык с высоким порогом входа. В статье мы попробуем взять дизассемблер, несложную задачку и пойдём в бой. Материал будет полезен тем, кому хочется с чего-то начать и погрузиться в тему реверса.

В ходе нашего погружения разберем, какие инструменты использовать, с какой стороны подходить к решению подобных задач, разберём различные теоретические моменты. Для углублённого изучения будут ссылки на дополнительную литературу.

Читать далее
Total votes 47: ↑47 and ↓0+47
Comments19

Микроконтроллеры Megawin серии MG32F02 на базе ядра Cortex-M0

Reading time23 min
Views9.4K

Компания Megawin Technology Co., Ltd. была основана в Тайване в 1999 году.
С 2004 г. было запущено массовое производство 8-битных микроконтроллеров (МК).
На российском рынке компания известна прежде всего своими МК серий MG82 и MG84 на ядре 80C51.

Однако сегодня наш интерес привлекли 32-разрядные микроконтроллеры Megawin Technology серии MG32F02 на базе ядра Cortex-M0, которые компания с 2019 г. массово производит и поставляет в Россию. Отличное соотношение цены и качества, богатый набор встроенных периферийных модулей делают эти микроконтроллеры серьезным конкурентом в своем классе аналогичным чипам таких мировых брендов как Microchip, STM32, NXP и пр.

Этой статьей на хабре мы открываем цикл публикаций, в котором постараемся всесторонне рассмотреть все возможности микроконтроллеров Megawin серии MG32F02. Глубоких знаний по архитектуре ARM или большого опыта разработки на Cortex-M от читателя не потребуется. В то же время предлагаемый материал будет интересен разработчикам устройств на 8-разрядных ядрах 80C51 или AVR, планирующим переход на 32-разрядные системы, где любой МК на ядре Cortex-M0 — первый кандидат на замещение 8-разрядных МК.

Читать далее
Total votes 21: ↑21 and ↓0+21
Comments17
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Location
Москва, Москва и Московская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity