Pull to refresh

Как монетизировать стартап

Reading time3 min
Views1.3K
image
Год назад мы загорелись идеей сделать стартап, посвященный вторичному рынку билетов GoritBilet.ru. Ниша была свободна, сервис нам был нужен самим, т. к. у нас есть туристический бизнес (как пишут ребята из 37signals, это очень важный фактор), да и западный опыт показывал весьма высокие результаты.

Сегодня мы сделали редизайн проекта; следуя моде, социализировались, но так и не смогли реализовать эффективную систему монетизации. Хотелось бы поделиться опытом и, возможно, услышать советы от уважаемой аудитории.


Вкратце напомню зачем же нужен ГоритБилет: ресурс рассчитан для перепродажи билетов, с целью выгоды, если билет редкий (например, билет в цирк Дю Солей), или чтобы не потерять потраченные деньги в случае отсутствия возможности воспользоваться им (например, в туризме с отказным туром).

Наши попытки внедрения монетизации


Первая

Западная схема монетизации (на примере таких сервисов как viagogo.com, seatwave.com, stubhub.com). Данная схема не прижилась после детального изучения этапов взаимодействия продавца и покупателя. Принцип ее работы такой: продавец находит мероприятие, на которое у него есть билет, выставляет его на продажу, затем покупатель, интересующийся этим мероприятием видит его предложение среди остальных, и, при желании, покупает его через сервис. Продавцу в это время приходит оповещение «Ваш билет куплен, отправьте его почтой по такому-то адресу и получите деньги за вычетом 10 % стоимости билета сразу после подтверждения покупателем получения билета». Очевидно, слабым звеном оказалась бы Почта России. В условиях, когда до мероприятия оставалось бы меньше недели, вероятность доставки билета вовремя стремилась бы к нулю.

Вторая

Схема, возможно, пригодится кому-нибудь для применения в подобных сервисах. Наше рабочее название — «Раскрути свой билет». Идея заключается в том, что при публикации продаваемого билета на сайте, продавцу предлагается раскрутить его посредством контекстной рекламы (заголовок билета становиться заголовком объявления Яндекс.Директа). Работает это автоматически, как на Блондинке.ру. Пользователю не нужно ничего настраивать: всё просто — заплатил 500 рублей, и твой билет в ТОПе. Камнем преткновения стало то, что средняя цена билета не превышает 2000 рублей и, очевидно, четверть цены билета за контекст будет жалко отдать, а контекстная реклама с бюджетом, меньшим чем полтысячи рублей, будет малоэфективна.

Третья

Самая актуальная на сегодня — аналог groupon.com В России таких сервисов стало так много, что уже необходим агрегатор, который пробует сделать уже не одна команда (например, kupongid.ru, rukupon.ru, kuponator.ru, kuponer.ru). В нашем случае мы хотели, применить данную модель на билетном рынке, но на сегодняшний день пока неудалось с кем-либо договориться о серьезных скидках, то мешают бухгалтерские ограничения контрагентов, то стандартизированный способ продажи через электронные серисы типа МДТЗК, но мы продолжаем работать в этом направлении.

Четвертая

«VIP-билет». Довольно банальная схема, но мы решили попробовать ее вместе с перезапуском проекта. Работает это так — продавцу билета предлагается за 98 рублей в несколько раз увеличить количество просмотров своего билета: т. к. бесплатные билеты выглядят довольно аскетично можно сделать яркую индивидуальную обложку; закрепить билет на первом месте на несколько дней и автоматически засветиться во всех наших социальных профилях. В принципе, эта схема монетизации уже дает первые плоды, но, в тоже время, понятно, что больших денег это не принесет, особенно если ориентироваться на показатели рынка вторичных билетов сегодня. В среднем, на всех известных досках объявлений, в статусах Вконтакте, в блогах и в Твиттере продают порядка 1000 билетов и, если даже все будут знать о нашем проекте, и 5% из них захотят сделать VIP-билет, это прибылью не назовешь. Но мы надеемся, что вторичный рынок в России находится на стадии зарождения, и ожидаем роста, особенно после хабры.)

Итог

Если ваш стартап не имеет понятной монетизации в самом начале, то стоит задуматься, нужно ли его начинать. Внедрить монетизацию в существующий проект почти так же сложно, как создать что-то новое. Для нас этот вопрос остается открытым.

P. S. Вместе с редизайном мы объявили конкурс: нужно снять видео о ГоритБилете и для чего он нужен. Победителем станет тот, чье видео соберет больше всего лайков у нас на пейдже. Главный приз конечно же  — iPad)
Tags:
Hubs:
Total votes 78: ↑56 and ↓22+34
Comments58

Articles