Pull to refresh

Comments 89

Интересная точка зрения, её можно расширить, если упомянуть что универ учит крутиться, кооперироваться ради достижения общих целей, «договариваться» с преподавателями, прям как армия — школа жизни :-)

Только вот мне, такие рассуждения больше напоминают попытку утешить осознание потерянного времени и сил, тем что это имело какой-то важный смысл.

Правда в том, что люди стареют, и мозги у них стареют гораздо быстрее чем всё тело, и нужно стараться схватить по больше, реально актуальных знаний, в тот период жизни, когда вы ещё способны тащиться от самого процесса изучения чего-либо.

PS. А вот интересное наблюдение, у меня друзья преподают в консерватории, я как то был у них на занятиях, и там студенты действительно прутся, им реально интересно! Так может быть дело, не в системе образования, а в компетентности преподавателей? С музыкой то как-то проще, сядь за рояль, и всё с тобой понятно. И компетентность преподавателей, тут редко вызывает сомнения.
Музыка – это классика, как и история, философия, религия и т.п. Я же высказал мое мнение именно о техническом высшем образовании. Так же естественно, что компетентность каждого из преподавателей будет повышать общий КПД конкретного ВУЗа.
А в чём разница?
Ведь зачастую учёная степень означает лишь то, что человек научился «с волками жить, по волчи выть».
А техническому специалисту, как дембелю, все дороги открыты.
Пришел парниша кабельщиком, познакомился с сетевым оборудованием, потом что-то начал в нём понимать и конфигурить, это не сложно если ты оказываешься в среде компетентных товарищей. Опять же в бригадах, у тех, у кого есть «от рождения» проявляется управленческая жилка.
Я много раз такое наблюдал, делая не ординарные проекты, часто проще обучить персонал с нуля.
Но парни пришедшие после школы или из армии, учатся быстрее, дяденек после вузов, это факт.
Вот и получается, что кто-то только отучился, что бы придти на начальные позиции, а кто то уже сделал карьеру, и ищет что ему интересней в жизни. Ведь счастье оно не в деньгах, и даже не в их количестве.

Мне очень понравились байки, которые Стив Джобс рассказывал выпускникам Сенфорда. Под каждым словом готов подписаться. Вот, как раз по теме, всем рекомендую рассказ этого Человека.
А вот скажите, куда пойти выпускнику школы, если он хочет заниматься не сетевым оборудованием, а математикой, системный анализом и операционными исследованиями?
Рад за таких школьников :) Большинство, к сожалению, плохо представляют чего хотят.

В предложенном варианте: МатМех/МехМат + самообразование
Вы поняли мысль. На работу по данным (к примеру) направлениям его никто не возьмет и азам учить не будет. Без ВУЗа — практически никак.
Насчет музыки: не совсем так. Просто чтобы дойти до консерватории, нужно быть действительно фанатом. Сначала обязательно проходится музыкальная школа (7 лет), затем среднее учебное заведение (4 года), и только потом консерватория. К этому времени «остаются в живых» только действительно, те, кто реально прется :) так как все 11 лет до этого нужно каждый день (!) заниматься на инструменте не менее 2-х часов. Те, для кого это не стало смыслом жизни, в консерваторию просто не попадают.
Так нет же, суть как раз не приобретении умений давать взятки и выкручиваться, а именно в формировании способности отделять «зерна от плевел», концентрируясь на интересном и углубляясь в его изучение, но при этом справляясь с нагрузкой других предметов, которые нельзя просто взять да и забросить.
IMHO: Задача ВУЗов — научить учиться, попутно дав базовые знания.
К сожалению, в реальной жизни ты либо

— уже умеешься учиться, прийдя в институт;

— думаешь, что всю жизнь тебе как в школе будут всё в разжеванном виде в рот ложить, и зубришь всё что тебе рассказывают (типикал ботаник);

— вообще не хочешь ничего делать и пинаешь балду пять лет, уходя оттуда с дипломом и атрофией мозга.

По крайней мере, мне чаще всего такие типажи попадаются.
Вообще, учёба в институте (ну, мы ведь говорим об этой стране, да?) учит тому, как надо учиться в институте.

Проблема в том, что у нас для многих и дальнейшая взрослая жизнь строится как в институте — есть великий и ужасный преподаватель (начальник) со смешным прозвищем, про которого все шутят в курилке, которого надо обвести вокруг пальца, чтобы поменьше поработать сегодня. А если ты с ним наладишь отношения, то вообще почти ничего делать не надо.

И мне противно, что только на этих навыках можно хорошо устроиться в этой жизни.
Не соглашусь. Часто дают именно нужные знания и умения. Актуальные именно в данный момент.
И проблема студента в том, что ему это просто не нужно.
К сожалению, на своём опыте говорю.
В нашем провинциальном вузе нас учили работать в консоли линукс. Рассказывали всё, что я знаю сейчас очень подробно. Но тогда я делал это для того, чтобы получить зачёт. А потом, через несколько месяцев после окончания стало интересно, начали читать, разбираться. Но столько времени потратил зря.

Или другой пример: изучали сетевые технологии. Без практики правда, но в теории рассказывали всё, с примерами из жизни. Про OSI, про типы кабелей, разъёмов, как проверить оптику, IP-адресацию. Но из ВУЗа вынес 10% знаний. А через полгода понадобилось и пришлось разбираться. Разбираться от и до. Но самому. И наступать пришлось на грабли, о которых я мог узнать из занятий в ВУЗе. Просто надо не было.

Так что чаще всего проблема в голове.
ИМХО те вещи, что ты познаешь собственными стараниями, пусть медленно, имеют гораздо больший вес, нежели внимательно законспектированные на паре. Каждый самостоятельно изученный предмет ускоряет изучение новых предметов в будущем.

К тому же, предмет преподаётся минимум один семестр — 4\5 месяцев. А когда ты сам разбираешься в нужной тебе области, равный объём знаний ты получишь в разы быстрее. Более того, ты скорее всего познаешь фундаментальные основы вопроса, потому что без них не понять всего остального. При работе с преподавателем же, как правило, получаешь black-box знания, работающую коробку с магией внутри. А это чревато. Вон, многие C++ программисты говорят, что прежде чем пользоваться STL, надо хоть раз написать её реализацию самому, иначе на твой код без слёз смотреть нельзя будет.

Конечно, есть преподаватели, которые имеют достаточно знаний и желания, чтобы одновременно научить тебя познавать предмет самостоятельно, и в то же время помочь обойти трудные места. Но их пугающе мало.
Бесспорно, то, что изучаешь сам, оказывается гораздо глубже.
Но по сути, что мешало мне самому изучать это в ВУЗе? :) Сидеть, как сейчас, углубившись в IP или OSPF? Ведь масса вопросов возникает. И эти вопросы в ВУЗе я мог задать преподавателю — человеку, который собаку на этом деле съел. Я бы сэкономил массу времени тогда и после универа на реальной сети я бы сразу разбирался с MPLS, к примеру. Извините, что на своём примере телекома)
В любом случае придётся рано или поздно изучать это самому гораздо глубже. Даже вашим горе-программистом придётся. Только они шишок больше набьют, либо останутся на задворках.
Я вам завидую — вам, видимо, попались компетентные преподаватели.
Если бы таких было большинство, подобных постов не было — все бы сходились во мнении, что ВО необходимо. А мне вот как-то попадались либо некомпетентные, не скрывавшие этого, либо некомпетентные, но делавшие вид, что они знают в тыщу раз больше тебя, и тебе никогда до их уровня не подняться (терпеть таких людей никогда не мог. Даже если ты реально такой крутой специалист, саомвозвышение и презрение к низкоуровненвым сводит на нет все твои достижения, а уж если дуб дубом так вообще молчал бы), либо такие которые за такую зарплату устали выкладываться на полную катушку (и я их полностью понимаю).
Ну я то говорю о конкретном направлении.
А во многих других в общем-то ситуация, как везде. Есть и очень сильные преподаватели, а есть и пустышки, скрывающиеся от армии. Благо их различать учиться особо не надо.
IT довольно специфическая область. Просто потому что IT в мое время не учили вообще — ну небыло компетентных людей что бы учить, а еще было мнение (к сожалению и у моих родителей) что ИТ это шлак, таких спецов надо но каждый завод по 2 штуки что бы бездельничали — вот если со слесаря до начальника лаборатории — вот это карьера — а компьютеры это для бездельников.

В результате все кто в то время выучились на IT — выучились сами и вопреки ситуации, приложив массу усилий и энутзиазма. И если такой человек вас будет учить он сможет рассказать массу полезных вещей — хотя он может оказаться плохим преподавателем, но хорошим спецом.

На большистве же предметов преподаватели выучены именно на преподавателей, они не имеют понятия как применять занания, которые они дают.

В этом плане я жалею что поздно открыл для себя существование такого вуза как НГУ — где учат именно спецы которым по фану — преподавательские навыки у многих очень хреновые, но результат просто сказка — жаль что мне поздно там учиться. Может попробую туда преподом податься.
Про ноу согласен полностью. Закончил ВУЗ, выбрал специальность. Понял, что за плечами только узелок с краюшкой знаний и вперед своими силами. И только потом узнал про НГУ. Теперь живу в этом городе, но уже поздно :)
Что касается ИТ, то полмили тоже были настроены против. Они видели меня аспирантом/ученым, но никак не «мальчиком на побегушках».
А теперь, когда работаю в международной компании, отношение поменялось. :)
>еще было мнение (к сожалению и у моих родителей) что ИТ это шлак, таких спецов надо но каждый завод по 2 штуки что бы бездельничали — вот если со слесаря до начальника лаборатории — вот это карьера — а компьютеры это для бездельников.
«Когда программисты придут к власти — каждое министерство заменят на небольшой скрипт» (с) ;) Так что кто бездельник — жизнь сама покажет…
Просто дипломное задание надо давать не на пятом курсе, а на первой же лекции первого курса. Вот тебе задание, сиди, охеревай и у тебя есть пять лет на его качественное решение. Ну, а лекции и консультации с преподавателем тебе в помощь.

Вот и начнется конкретное предметное изучение всех дисциплин. И каждую крупицу инфы, что даст препод студент уже будет примерять к своему заданию и думать как туда ее можно приспособить.
Десятью руками за!
Когда подходят студенты с конкретной задачей, которую они ХОТЯТ решить или им её НАДО решить, они за очень короткое время всему обучаются =) И добиваются конкретных результатов, правда таких студентов весьма мало.

Тут еще дело в другом, что делать с теми кто свой диплом еще на первом курсе сделает?
Всегда можно улучшить. НА первом курсе не будет идеального решения. Будет 5 лет доводить его до идеала. А там по выпуску глядишь будет на руках проект уже готового к выпуску коммерческого продукта.
Да всё очень просто. Сделал на первом курсе — значит освоил в должной мере всё, что должен был освоить, иначе ты бы его не осилил. Более того, ты ведь сделал это в рекордные сроки, разве это не доказательство того, что ты заслужил право зваться сертифицированным специалистом? Можно же сдать экстерном экзамены в институте и в школе, это то же самое. Вот тебе теперь следующий этап — пиши кандидатскую или иди работать.

Это была бы восхитительная система, никто бы не жаловался на пустую трату времени — вот тебе реальная практическая задача, и то, как быстро ты её решишь, зависит только от твоих усилий, а не от усредниловочной учебной программы. Конечно, утопий не бывает, будут и те, кто купит готовый дипломный проект, и те, кто сделает её через пень-колоду, лишь бы только сдать… Но идея прекрасная.

… а ещё можно было бы разрешить студенту выбирать, на какие лекции ходить, в зависимости от направления его диплома.
Интересная мысль, но с оговорками. У нас, например, можно в процессе выбрать себе руководителя, направление дипломной работы. Если выдать тему насильно на первом курсе, тема может оказаться неинтересной студенту… А сделать осмысленный выбор на первом курсе нельзя. Кроме того, боюсь наши студенты всё равно всё в последний месяц делать будут :)
Тема сильно зависит от специальности. У нас, например, были сплошные привода и можнь было только выбрать установку и способ ее работы. Принципиальной разницы между прокатным станом или фрезерным станком я по степени интересности не вижу. Хотя задачи на самом деле интересные и везде свои заковыки.

Дипломный руководитель тут возможно и не потребуется вовсе. Как замена — полтора десятка консультантов широкого профиля, которые могут бегло оценить текущее состояние работы студента, понять где у него хреновато и послать на догонку и подтяжку темы к более узкому к специалисту. Этакий терапевт от науки.

В последний месяц не выйдет. Все равно должны быть графики какие то. Концепт, макет, идея, и детали реализации более углубленно в детали.
А вот другой пример: Математический факультет абстрактного провинциального ВУЗа.
Около к кафедр и 8 специальностей, в числе которых численные методы, дифференциальные уравнения, гидродинамика, построение сайтов и прочее.
И вот скажите мне, как на 1-м курсе выбрать? Я даже на 3-м курсе сделал неправильный выбор.
Всё очень индивидуально.
А в чем заключалось неправильность выбора? В том что выбрали какую то скучную мутотень делать которую совершенно не хотелось?
Не было понимания чего я сам хочу. Поэтому выбрал самую крутую кафедру, и самый крутой научник выбрал меня. И поскольку сам я не знал, чего хочу, так вышло, что я стал заниматься самым популярным направлением кафедры: гидродинамикой. Бесспорно это интересно: с
мат.методы, программирование, красивая и физичная картинка в результате, конференции
Ну так это проблема не системы образования, а вашей мотивации. Вполне возможно, что вы вообще специальностью ошиблись.

Тогда как зная, что вам предстоит решить определенности было бы больше.

Потому как глобальное пятилетнее задание надо рассматривать не как типовой дипломный проект, у спеца вызывающий только facepalm, а ближе к сверхзадаче, причем описанной изначально как общая проблема.

Пример:

Специальность какая-нибудь математика. Тема задания, например, распознавание образов.

Тема интересная, нераскрытая на 100%, но решаемая, т.к. подвижки и наработки, показывающие возможность решения уже есть. На первом курсе общей концепции будет достаточно, чтобы оценить интересность, перспективы и общие методы.

В течении первого курса, под направлением руководителей, общая тема обрастает конкретными подзадачами, направлениями в которых надо рыть и какой пласт теории надо освоить и применить.

Затем, на следующих курсах, под задачу, начинает выдаваться математический аппарат, но в отличии от сухой теории, которой пичкают и которая тут же забывается после зачета, она сразу же начинает прикладываться к практике и запоминается железно. Более того, студент будет бегать за преподом и требовать еще.

Учиться надо не потому, что «Ты должен иметь вышку, а иначе будешь никому не нужен в этом мире», а потому что прет и интересно. А как понять, что прет и что интересно, не видя цели, не видя задач которые будут решаться?
Хм примерно по такой схеме и работает аспирантура…
Вот только в аспирантуру идет хорошо если один два человека из потока.
Концепция такая называется PBL (Problem based learning), но строится не совсем так. Проекты даются с самого первого курса, но начинаются с маленьких проектов, заканчивая большими. И делаются эти проекты не индивидуально а в группах, тем самым покрываются общие компетенции (типа работы в группе, социальные навыки, ...). И соответственно предметы подбираются под проекты (или наоборот), так чтобы даваемые знания сразу применялись на практике.
Хотя трактуют эту концепцию по разному, да и минусов у нее тоже не мало.
Большие у меня сомнения, что типичный преподаватель — человек, который собаку на этом деле съел — прочитал фактически по тем же учебникам, что и студент, только посвятил разбору вопроса больше времени.
В моем случае именно этих предметов преподы были действительно прошарены.
Один из них имел два сертификата циско. Правда потом в Москву укатил.
Другие поднимали кластер для параллельных вычислений.
Не думайте, что только вы стремитесь больше знать и уметь — таких много. И часть из них таки работает преподавателями, иногда по совместительству. Важно только их вовремя найти :) Ну и попасть на их свободное время…
Да, в принципе любые знания, даже те которые сейчас кажутся полностью бесполезными, в один прекрасный момент могут понадобится.
Как мне кажется проблемы основные две:
1. Человека 10 лет в школе пичкают и заставляют знать на зубок просто тонны различной информации. Потом школа заканчиваются и к институту как раз проявляются 3 основных группы:
а. Им уже надоело учить по указке и они просто забивают на это, учат минимум для зачёта — а остальное самообразование
б. Полностью привыкают, как телёнок сосать титьку, беспрекословно выполнять команды. Могут учить/зубрить/выполнять тонны нудной работы, просто потому что им сказал преподаватель (а в последствии преподаватель сменится на начальника). Инициативы 0, попыток рационализации или введения инноваций 0.
в. тем кому уже просто пофиг на всё…

2. В институте большая часть информации — голая теория. Очень сложно записывать в мозг информацию просто прослушав/прочитав. Нужна практика, нужно сразу же прикладывать знания тогда и информация отложится на основе сделанного и опыт уже какой никакой.

Если первую проблему в вузе решить сложно, тут нужна полная реформа образования, то вторую — легко посильно силами самого вуза. Неужели нельзя в рамках вуза разрабатывать проекты? Да для самого же вуза! Проложить сеть — можно привлечь студентов, а им в начальство поставить пару опытных сотрудников. нужна какая-то автоматизация? — Вот и комплексная курсовая/диплом.
Просто это опять таки никому не надо, тут напрягаться надо, работать, думать. А зачем? Стал каким-нибудь доцентом, с основным материалом разобрался и через пару лет все лекции/материалы/задания, как под копирку.
Вообще-то, задача ВУЗов — подготовить специалистов, которые смогут эффективно трудиться на благо экономики государства. А то, что при этом студент приобретает навыки эффективной коммуникации, способность быстро обучаться новому и т.п. — так это же не цель, а следствие.
UFO just landed and posted this here
Кто определяет результат ВУЗовского образования? Думаю, что не мы с вами, а все же государство. Вернее, те, кто определяет курс государства. И что значит «в идеале»? Идеалы у Вас одни, у государства другие. И часто они прямо противоположны.
Думаю, что для большинства специальностей идеалом государства (и бизнеса, кстати) как раз окажутся «винтики», которые а) легко заменить, б) аполитичны, в) легковнушаемы.
Почитайте хотя бы замечательный труд «Манипуляция сознанием» Сергея Кара-Мурзы. Замечательная, фундаментальная вещь.
Кстати, будет ошибкой считать, что такие «винтики» плохо справляются со своими обязанностями. Узкая специализация — это всего лишь соответствие инструмента и задачи.
Давайте я уж скажу прямо: программисту совершенно необязательно (а даже вредно) знать о политтехнологиях. Это не мое мнение, это мнение большинства политиков.
Вы поймите, спор вышел просто из-за вопроса «какая задача стоит перед ВУЗами». Я Вам отвечаю на вопрос — по факту мы имеем, что задачу ВУЗам ставят политики и бизнес. А Вы говорите о задаче в идеале, в теории. Я может быть и поддерживаю Ваши идеалы в этом плане, но на деле ведь курс ВУЗов определяем не мы с Вами…
Государство — заказчик и инвестор, мы с вами — потребители, ВУЗы — исполнители. Каждая сторона преследует свои интересы.
При постановке вопроса как «универ это тестирование под нагрузкой», не совсем понятно почему бы эти же 4-6 лет не потратить на «работу как тестирование под нагрузкой».
При чем работодатель (в отличии от универа) будет заинтересован, что бы чему-то Вас обучить, что в целом подразумевает более высокую эффективность обучения, это с одной стороны. А с другой стороны самостоятельности на работе намного больше, поэтому это в целом даст более высокую эффективность в плане самодеятельности.
Согласен. Где-то услышал замечательную фразу в тему: университет — ещё пять лет детства.

Тот, кто начнёт самостоятельную работу в 19 лет, к моменту окончания его сверстниками института будет востребованным опытным специалистом, а они — желторотыми, несамостоятельными птенцами. Всё, что нужно для работы, человек в состоянии изучить самостоятельно, будь это ядерная физика или высшая математика, если у него достаточно воли для этого. И на всестороннее развитие время останется. А если нет — институт не спасёт.
К сожалению всегда будет существовать часть людей, которые стареют быстрее чем взрослеют. Такие люди и после универа будут оставаться детьми. Еще есть и будет существовать часть людей которые готовы учиться работая, а так же часть которым нужно еще 2-3 года вышки как тайм аут перед стартом.
Да-да, полностью с вами согласен. Тут, наверное, нужны разные типы обучения для каждого психотипа. Собственно, со школы ещё нужно разделение людей разных складов и помощь в развитии сильных сторон, но увы, такое обучение у нас могут себе позволить лишь единицы.
Вот пара ссылок, которые могут вас заинтересовать. Речь идет как раз о раскрытии талантов людей, персонализации образования, так сказать.
www.ted.com/speakers/sir_ken_robinson.html (тут 3 видео справа)
И еще одно, тоже с конференции TED.com www.ted.com/talks/lang/ru/geoff_mulgan_a_short_intro_to_the_studio_school.html
Ну-ну, удачи вам в самостоятельном изучении современной физики, или топологии. Дай бог лет за 15 добредете курсу к 5му.
Соглашусь, я погорячился относительно того, что прямо ВСЁ можно изучить самостоятельно быстрее, чем с преподавателем, и про ядерную физику я скорее для красного словца сказал, но согласитесь и вы — далеко не каждый человек когда-либо в своей карьере даже мимо таких областей проходит. Весь разговор в этом треде, имхо был скорее о более прикладных профессиях.

А вообще вы меня сподвигли почитать учебник по топологии (в жизни с ней не встречался, интересно стало). Кажется, я знаю, что буду читать на новогодние каникулы.
Безусловно вы правы, «работа как тестирование под нагрузкой» это тоже отличный вариант который имеет право на существование. Только, к сожалению, не все работодатели готовы взять выпускника школы и учить его и не все работодатели имеют возможность обучать персонал. Да и сами выпускники не всегда готовы сразу к рабочему процессу. Частично, этот вариант можно наблюдать когда успешные (в плане работы) студенты бросают универы на 2-3 курсе, и делают успешную карьеру. Хотя попытка «взлететь» сразу после школы, конкретно в их случае, была бы обречена на провал.
Увы и ах, даже полчища выпускников, не способных к работе в своей отрасли, не могут изменить мнение работодателей относительно веса институтского диплома и способных парней, только вышедших из школы. Если ты учишься в институте — ты вроде как умный и перспективный, ага, на тебя уже можно посмотреть.

Безусловно, высшее образование очень важная и хорошая вещь. Но в текущем варианте она работает вовсе не так, как должна была бы.

Что-то надо делать с нашим образованием. Приближать его как-то к рабочим реалиям. Чтобы, получив бакалавра, парень\девушка уже имели за спиной реальный опыт, и знания, добытые своим трудом, с помощью преподавателей. Тогда и проблем с трудоустройством будет меньше, а разве не для этого поступают в институт — чтобы получить хорошую работу?
Можно активнее вводить систему Физтеха, но это сложно.
Суть в том, что в ходе учёбы студенты обучаются также на так называемых базовых организациях, где и получают реальный опыт работы + учатся у людей, реально разбирающихся в этой области.
У нас был один профессор классный, инженер по информатике, так он нам хорошие задачи давал так что мозги хорошо прочищались, всё остальное было информационным шумом.
до поступления в университет мне казалось, что университет дать возможность изучать углубленно то, что интересует — программирование… к сожалению все совсем иначе чем я думал. Специальность информатика, а приходится изучать «численные методы линейной алгебры», «диф. Р-ние», «матан». нет, я не говорю что это все плохо, но с програмувння на втором курсе учить целый семестр stl или как семестр учат «веб программирование» (действительно учат бидлокодингу и студенты не знают чем отличается php от js или думают, что jquery — разновидность js) и это вовсе не какое-то пту, а ведущее учреждение целого региона…

говорите университет даст базу знаний и научит учиться? ничего подобного, люди хотят, чтобы им разжевывали все и некоторые преподаватели даже так делают. И в результате в скайпе появляются вопросы рода «а этот код будет работать у меня <код>» или «а как в js работать с string», а ответом является первый линк в гугле… но люди не знают где / что / как, а stackowerflow заставляет их глаза делаться квдратнимы. И как тут поможет углубленное изучение высшей математики?

возможно через 3-5 лет этот комментарий покажется мне смешным, но точно не абсурдным.
А теперь сравните зарплату посредственного (!) web программиста (от 50к) и зарплату преподавателя. Какие здесь могут быть вопросы?
А вот ту пинок в сторону вузов. Мне мой препод-программист рассказывал, что для того, чтобы фирме-разработчику прийти в вуз и отдать своих спецов — энтузиастов читать курс, скажем, по архитектуре нагруженных приложений с нормальными лабами, то их так замучают, загоняют по бюрократическим лестницам, что уже ни кто не захочет ни чего читать и даже связываться. А должно быть так:
хотите читать лекции… так, у нас свободные аудиторию в пятницу и среду. Набирайте группу и читайте сколько угодно.
Ну вы тоже не загибайте, у посредственного web программиста зп от 50k разве что в ДефолтСити, так там и у школьных учителей 30-35к вполне бывает.

В целом по стране от 50к получает хотя бы программист-хорошист, уровня «выше среднего», не меньше. Бывают конечно исключения, но обычно это означает что сотрудник переоценен и долго ситуация не продлится.
Численные методы линейной алгебры, матан и все остальное, что Вам сейчас кажется не нужным на самом деле используется практически ВЕЗДЕ, начиная от корпоративных систем, заканчивая компьютерными играми.

А вообще, все зависит от человека. Как можно научить человека не быдлокодингу, если он сам не может залезть в википедию и прочитать что такое PHP, JS и JQuery?
я же как раз не говорил, что этого не надо. я говорил о пропорции между изучением предметов, точнее групп предметов

жизнь может завести куда угодно и к разработке игр, но таких вакансий не очень то много и туда пойдет только тот человек который этим интересуется (интересуется графикой — интересуется математикой, то есть должен), у меня много работающих знакомых и я подрабатываю и не слышал чтобы что-то было сильно нужно.

а на счет, что все зависит от человека то не совсем… если преподаватель говорит сделать сайт как нибудь с всякими карусельки / галереями на jquery даже близко не задев те же основы и не дав направлении обрекает человека на не зовим хорошее писание кода.
Те единицы, кто плотно занимается этими «ненужными» вещами, потом работают в очень хороших местах за зарплаты в РАЗЫ больше, чем ваши знакомые.

Вопрос даже не всегда в специальных знаниях, а в том, что матан — самый простой и быстрый способ раскачать «мозговую мышцу» и да, научиться быстро ориентироваться в любом потоке информации и быстро находить решения для нестандартных задач.

Конкретной веб-разработке, например, всерьез учить вас не имеет смысла, через 5 лет все будет совсем по другому. Поэтому учат так, чтобы через 5 лет вы были в состоянии САМОСТОЯТЕЛЬНО ориентироваться в профессиональных знаниях.
Хороша ложка к обеду. Смысл давать в полном обьеме то, что прям сейчас не найдет применения и на 90% будет забыто?
Университет, кроме всего прочего (обучения, знаний, навыков), — это великолепный шанс встретить единомышленников, т.е. ребят примерно твоего возраста, думающих «в том же направлении», что и ты.

В моём случае именно это оказалось самым полезным за все 5 лет обучения.

Немало компаний, в том числе IT-шных, было создано как раз такими ребятами (Google, Apple, Yahoo!, Microsoft — да вы ещё с десяток сами назовёте).

Если вы — студент, и к окончанию обучения в ВУЗе поняли, что всё это вам совсем не интересно — НЕ расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Через пару лет вы скажете судьбе спасибо за то, что она свела вас в университете с правильными людьми, с которыми вы запустили что-то своё.

>главный закон получения высшего образования, который состоит в том, чтобы ты сам смог выбирать, где тебе достаточно знать этот минимум, а что интересует тебя глубже и больше.

— Я бы ещё добавил — углубляйтесь не в то, во что призывает вас углубиться тот или иной преподаватель, а в то, что действительно вам интересно, ради чего вы были бы готовы с радостью просыпаться каждое утро и заниматься таким делом с увлечением, энтузиазмом. Вот тогда точно ничего не уйдёт впустую в годы обучения, а мозг автоматически научится фильтровать то, что вам нужно.
Сегодня день странной пунктуации в темах из песочницы. Разве нужна в заголовке запятая после слова «или»?
Автор явно неадекватен:)
Возможно НЛО снова пытается оживить хабр.
Давайте сразу оговоримся о высшем образовании какого ВУЗа идёт речь
Не вижу смысла получения вышки в универе города Урюпинск
А вот к примеру некоторые московские ВУЗы действительно могут дать полезные знания, на получение которых не жалко потратить 5 лет
Проблема многих вузов, это отставание от реалей. Нет материалов, нет инструмента. От того что в вузе сделали ремнот, не говорит об исправлении голов. Да и чего греха тоить, студенты многие не хотят учиться, а некоторым нет смысла. Кто-то пошёл по зову родителей, это жизнь. У меня много друзей бросили универ, живут в достатке. Универ тебе даст бумажку и возможность выкрутиться.

Ну и на последок, когда я был студентом то на обучение зарабатывал сам, мне не до учёбы было. Но работал близко к специальности. И многие вещи знал лучше преподавателей. И на лекциях могли возникать споры, я забирал свою тройку, но студенты понимали, что я с этими моментами работал и слушали меня. Преподаватели были просто в бешенстве. А с некоторыми наоборот сдружились и процесс обучения проходил быстро.

В универе сейчас нудно научиться:
— Не знал, но вспомнил.
— Быстро выделять главное из текста.
— Научиться готовить кушать и беречь здоровье.
НАЙТИ ДЕВУШКУ (ПАРНЯ)
— Поставить себе цель и добиваться. Нет смысла торабанить 4 года в вузе на программиста, чтоб потом пойти консультантом в магазин.
— Грамотно планировать время.
— Если есть чему научиться у преподавателя, надавить на этот предмет и посоветоваться с доп материалами.
— Научиться РАЗГОВАРИВАТЬ С людьми. «Задавайте правильные вопросы, будите получать правильные ответы»
Посоветуйте лучше, как выходить из ситуации:
Есть неоконченная вышка (бауманка), 3.5 года, можно доучиться до бакалавра полгода на очном.
Только вот специальность кардинально далека от IT (системы вентиляции и кондиционирования), причем от нее уже реально тошнит. Плюс пока «учился» никаких знаний толком не осталось за предыдущие годы, и перерыв в обучении уже года 4. Сейчас встал вопрос о получении таки корочки.
Сам реализовываюсь уже несколько лет в веб программировании и веб маркетинге.

И хер знает что с этим всем делать… Что бы вы сделали на моем месте?
Если меня укачивает езда в автобусе, то я покупаю билет на поезд :)

Представьте что у вас уже есть диплом и есть шанс получить работу по специальности с нормальной ЗП. У вас будут знания чтобы воспользоваться шансом? Будет желание получить недостающие знания, учиться и развиваться в это сфере? Вы готовы посвятить оставшуюся жизнь для того чтобы сделать карьеру в этом направлении?

И конечно же нужно честно ответить себе, какова вероятность выпадания этого шанса и как долго вы готовы его ждать, ведь его может и не быть.

Хотя в другом плане пол года это не так много, возможно я бы таки дожал, чтобы потом не мучали вопросы о правильном выборе.
UFO just landed and posted this here
>>И я считаю в этом прелесть вуза — можно выбирать. Можно в ходе 4 (или даже 6) лет обучения менять выбор.

Совершенно согласен, есть время подумать и разобраться в себе, поработать в разных направлениях и выбрать что больше по душе.
>голова ведь не резиновая (как заметил сэр Конан Дойл).
Сэр Конан Дойл был в корне неправ на пару со своим героем. Мне сейчас по воле случая удалось попасть на курс бесплатных лекций по строению нервной системы для небиологов(курс читает по собственной инициативе аспирантка биофака МГУ). Так вот: при рождении у человека огромное количество нейронов и с течением жизни они массово отмирают, причём то, какие нейроны будут уничтожены зависит от их востребованности, работающие области нервной системы и головного мозга не уничтожаются. Иными словами, чем более разнообразную деятельность вы ведете, чем больше принимаете разнообразных решений, чем шире ваш кругозор — тем больше нейронов останется жить и тем выше будет ваш интеллект для ЛЮБОЙ задачи в конечном счете и тем больше ваш разум будет способен «растянуться» :). Лично я ощущаю правдивость этого тезиса на себе.
Другой вопрос, что разнообразие деятельности не должно идти в ущерб выделению одного преимущественного направления в смысле времени. Даже если у вас есть принципиальная возможность усвоить огромное количество информации — есть ещё и ресурс под названием «время», его тоже нельзя сбрасывать со счетов.
UFO just landed and posted this here
Ну, я и не утверждал, что «нервные клетки не восстанавливаются». Просто процессы вполне могут быть неравновесными, с преобладанием отмирания. К сожалению, не смог быстро найти оценки количества нейронов у людей различных возрастов, но если интересно — могу накопать(или просто спросить у специалиста).
UFO just landed and posted this here
ИМХО, самый правильный подход.
К концу обучения вы станете не только более хорошим специалистом чем ваши одногрупники (тем более «ботаны»), но и с социализацией все будет хорошо (диплом, связи итп итд).

Могу порекомендовать еще подойти на родную кафедру и попросить какую-нибудь внеучебную работу (а ее на хороших кафедрах всегда много), так можно получить очень специфический опыт решения нестандартных задач, и опять же множество интересных знакомств и связей, через руководителя.
UFO just landed and posted this here
Да, примерно это я и имел в виду.

То что оплаты нет — на данный момент не страшно. Зато когда вы получите диплом — вы сразу сможете легко устроиться на работу с хорошей зарплатой, а то и на руководящую позицию, пока ваши ровесники будут искать работу куда возьмут «без опыта работы и практических знаний».
>> На самом деле, если перестать себя обманывать и чистосердечно себе признаться, то реальное обучение тому, что позволяет без проблем сдать сессию, занимает не так много времени, как мы себе представляем. И в действительности времени на саморазвитие больше чем достаточно.

не согласен.
спбгпу. фтк. рвкс.
времени нет! вообще нет! если не рассматривать вариант сдавать все как-попало не думая списывая, срисовывая и не осознавая вообще что происходит.
вообще на самом деле я успеваю программировать более или менее серьезно только на каникулах)
Слишком идеалистично)
Про обучение
Не раз нам, как студентом объясняли что «институт должен учить самообразованию». Ок. без вопросов, т.е. с одним. А на то, что бы научиться «самообразовываться» реально нужно 5-6 лет?
Я конечно верю, что с институтом не повезло только мне… и в других учат хоть каким-то основам разработки программных продуктов. За первые 2.5 курса, единственный более менее близкий предмет к профессии — «программирование на языках высокого уровня», где учили синтаксису C++. В результате половина группы мнит себя «тру-программистами», при том не зная ни что такое singleton, ни что такое экстремальное программирование, ни зачем нужны системы контроля версий… Зато они могут написать программу на С на уровне 1-го курса. И какое разочарование их ждет после 5го курса?

Про время
Ха-ха… очень смешно…
Я конечно опять же верю что мне опять не повезло с институтом.
Во время учебы работаю удаленно, где-то по 2-3 часа в день получается. Как итог время свободное от учебы и работы есть только в выходные, при сне в 4-6 часов.
Во время каникул я почему-то умудрялся работать по 8 часов в офисе, учиться не институтской программе, высыпаться по 6-8 часов в день гулять и отдыхать… Наверное летом просто какая-то временная аномалия была…

Когда в институтах от программистов/связистов/математиков перестанут требовать переписывать многотомники по экологии/социологии/политологии(не отменят эти предметы, а просто снизят нагрузку...) тогда возможно хотя бы половина из подопытных «обучаемых» сможет стать профессионалами.

Я уже не буду говорить про компетентность преподавателей некоторых профильных предметов.
>> Если эту статью читают студенты, то я хотел бы подчеркнуть: если сейчас обучение тому университетскому минимуму отнимает у вас много сил и энергии, если под этой, нагрузкой вы не способны заниматься саморазвитием и самообучением тому, что действительно хотите делать в этой жизни, то скажите, пожалуйста, как вы будете успевать делать это, устроившись на работу?

Устроился на третьем курсе на работу, на четвертом еще на одну. За первый месяц работы получил знаний больше чем в универе за 3 годы.
Вся система высшего образования превратилась в аттракцион «Получи бумажку и отсрочку/отмазку от армии», если вы не успели заметить.
Я конечно понимаю, что не имея возможности отучиться в каждом(!) ВУЗе по 5 лет, мне все же трудно понять каждого студента, но все же. Как во время обучения, так и сейчас, я всегда наблюдал толпы студентов в ночных клубах, кафешках, кинотеатрах, парках, да и просто шатающихся по улицам. А еще все эти мастера контры, доты, варкрафта, линейки, и прочего… Откуда у них столько времени?

До конца второго курса, я честно перебивался подработками, посещая все занятия без понимания зачем мне это нужно. Я получал жизненный опыт, работая в самых разных областях, присматриваясь, че и как делают другие. Мне довелось работать на автомойке, оформлять воздушными шариками свадьбы и вечеринки, стройка, это наверное самое распространенное занятие студентов (если говорить об олд скул), я тоже его прошел. Также мне пришлось иметь дело с растениями, которые используют в ландшафтном дизайне. Мне повезло увидеть, как создают и запускают бар-ресторан, начиная от ремонта и подготовки помещения, и заканчивая набором персонала. Я работал там с первого дня его запуска, наблюдая, как начинают расти обороты, появляются первые постоянные клиенты, как оперативно решаются возникнувшие ЧП и т.п. Еще у меня есть опыт работы промоутером. Да, это те что на улицах предлагают вам купить симки разных операторов, рассказывая об акциях и спец предложениях. Благодаря этому я убил в себе комплекс, мешающий начать разговор с незнакомым человеком. Те, кто в теме, знают то чувство игры и куража, включив которое ты с улыбкой на лице и кайфом внутри, просто и уверенно говоришь с первым встречным. Позже я работал в рекламном агентстве, оттачивая мастерство холодного звонка. Изначально, я хотел устроиться туда помощником дизайнера, чтобы иметь возможность учиться на практике, но мне сказали, что штатный справляется и я подумал, что менеджер по рекламе это тоже будет для меня полезно. Через пол года меня повысили до дизайнера, это было лучше чем меня сразу бы взяли помощником, так как работая «на телефоне» я так же получил уникальный и интересный опыт.

Если не ошибаюсь, к тому времени я уже учился на третьем курсе. Это потом узнал что такое фриланс и удаленная работа. После того дня, когда я заработал там первый доллар, я понял чем хочу заниматься. Дальше вопрос состоял в том, чтобы правильно распределять время. Да, я пропускал пары и читал на лекциях интересные книжки, усаживаясь на последних партах. Я расставлял приоритеты, выделяя только самое-самое важное. Я никогда не вел конспектов, и не посещал лекций где «не отмечают», так как времени, чтобы выучить материал необходимый для сдачи сессии, или лабораторных, реально нужно раза в 3 меньше. Ведь я быстрее прочту 2 раза в книжке, чем прослушаю монотонную лекцию старого преподавателя, еще успевая конспектировать. Нас тоже приучали к ведению конспектов, и мне снимали дополнительные баллы за то что у меня их небыло. Да, в исключительных случаях приходилось переписывать конспекты у одногрупников, но очень и очень редко.

При этом всем, я учился на специальности «физическая и биомедицинская электроника» (ЛНУ). Нас учили физике(в том числе был курс теорки), высшей математике, программированию на делфи, матлабу, архикаду, радиоэлектронике, и куче других скучных вещей. По большинству предметов нужно было делать лабораторные. У меня была стипендия и неплохие оценки. У наших отличников не было времени, они учили все подряд, нужное и не нужное, а у меня получалось работать по 3-10 часов ежедневно.

Курсовые и диплом я принципиально делал сам. Если к этим строкам вы успели причислить меня к «халявщикам», то я вас разочарую. Тематика этого всего была примерно следующая: «Датчики температуры на основе полупроводников». А позже – влияние магнитного поля и рентгеновского излучения на стабильность характеристик этих самых датчиков. В дипломе у меня было свыше 50 разнообразных графиков (и это только ключевые) и куча расчетов. Если будет время, я напишу (в соответвующем разделе) об этом отдельный пост с фотками, схемами и выводами.

Ах, да, чему я это все написал? Ну я просто хотел сказать – ребята, не нужно убеждать меня в том что у вас нет времени, его всегда не будет хватать. :)

Сейчас экстерном изучаю курс высшей алгебры и с сожалением отмечаю, что мне было намного проще понимать предметы, когда я ходил на лекции и семинары, нежели когда все приходится изучать самому. Все-таки есть огромное отличие между тем, чтобы хотя бы иногда ходить на семинары и лекции и потом сдавать экзамен, и когда просто открываешь книжку по совершенно незнакомой дисциплине и пытаешься сделать то же самое. Усилий требует намного больше, ИМХО.
А зачем вам высшая алгебра? Только чтобы сдать экзамен или нужна в практике?
В институтах учат не учиться, а сдавать и крутиться. Никаких там «базовых знаний» нет и в помине. Тупые лекции, ни о чем вообще, преподы которые давно уже не в теме. Даже просто банально без опыта реальной работы процентов 80. Чему они научить-то могут кроме как бумажки перекладывать?
Я про айти сейчас, на конструкторских специальностях вроде бы все на порядок лучше.
  До 11-го класса я думал, что универ — это бесполезная трата времени. В 11-м я внезапно осознал что мое самомнение намного больше моих знаний, а сами знания при этом ничтожны и малы. И тогда я решил, что мне все-таки нужно поступить в университет, получить набор базовых знаний. Я представлял университет именно как место для получения знаний. Профильных знаний. Сейчас я встретился с тем, что куча предметов — не профильные, а те которые профильные — либо не связаны с реальной жизнью, либо объясняются отвратно, либо программирование (хотя многие жалуются, что его таки плохо объясняют)

В первом семестре у нас фактически 9 предметов:
    0. Физкультура — ну ладно, пускай будет
    1. БП&КМ (гуманитарный) — ересь в виде изучения болонского процесса, его истории и системы оценивания ECTS
    2. История украинской культуры (гуманитарный). Ну очень уж профильный предмет
    3. Украинский язык (гуманитарный, официально «за фаховим спрямуванням»). Очень мило, но моим «родным» является русский язык. Нужен ли мне украинский — очень спорный вопрос.
    4. Английский язык (гуманитарный, но профильный). Особых претензий не имею, предмет нужный
    5. Математический анализ (полупрофильный). Основная претензия — несмотря на то, что предмет нужен в некоторых областях, и не смотря на мою легкую любовь к математическим задачам, его объясняют настолько отвратно и переформализировано, что я теоретическую основу фактически не имею, хотя как обезьянка умею считать производные и интегралы.
    6. Линейная алгебра и аналитическая геометрия (полупрофильный) — те же замечания, что и к матану
    7. Компьютерная дискретная математика (профильный) — те же замечания, что и к матану + практически полная оторванность от реального мира. Ненавижу то, что нас заставляют работать с новой системой обозначений, не дав к ней привыкнуть.
    8. Основы программирования (профильный) — внезапно оказывается, что на первом курсе все-таки изучают само программирование. Нет, он конечно занимает в расписании больше всего времени, но в общем-то его мало. Забавно, но на ОПР мы изучаем то, что описывается во второй половине учебника по КДМу.

  Как вы думаете, оценка по каких предметах влияет на стипендию? Ответ: ОПР, КДМ, МатАн, культурология, украинский. Нет, я конечно понимаю, бюджет, то, сё, но…

  Да, я занимаюсь самообразованием. Но занимаюсь я не только потому что мне нравится этим заниматься, но еще и потому, что иначе я выйду из университета бездарем. Да, университет учит получать знания. Да, заслуга университета. Заслуга в том, что я образование получаю вопреки системе?

  Ну а вообще, студенчество — интересная пора жизни. А система образования немного сгнила.
Берите для сравнения не ВУЗы стран СНГ, которые работают по советской системе, а Европейские, например. Система подготовки специалистов хорошо работает. Выпускник магистратуры вполне способен пойти на работу и не потеряться в реальном мире. Широкий выбор предметов — это уже почти саморазвитие, потому что изучаешь то что выбрал сам, а немалое количество практических занятий в этом только помогает. Плюс еще возможный выбор теоретических курсов, объясняющих как это вот все вокруг в мире вообще работает и связано друг с другом.
Sign up to leave a comment.

Articles