Pull to refresh

Comments 20

Мне кажется, что скоро и CMMI умрёт а будет сплошной Agile.
После того как Agile начнёт заходиться, останется Lean Startups, c обычным циклом:
… Build -> Learn -> Measure -> Build -> Learn…
До здравствует Programmer Anarchy! :)
Про связку Agile и CMMI много уже написано. Даже на сайте CMMI есть интересный отчет на эту тему.

Вот Lean и CMMI — более прикольная тема, свежая скажем так:)
Суть Lean — в оптимизации процессов. Т.е. чтобы примерть Lean, нужно иметь какие-то процессы (которые потом и будем улучшать).
А CMMI — работает «с нуля». Пришел, и начал строить процессы по управлению требованиями, внедрять практики проектного управления и тд.
И таки после внедрения чего-либо из CMMI — уже можно использовать Lean.
Позволю себе провести такую аналогию — Lean относится и помогает CMMI также как GTD — к управлению проектами.
Ни разу не видел, прямого, категоричного следования данному стандарту. В ISO 9001 описаны лишь требования о наличии средств мониторинга и контроля, и каждая компания адаптирует данные стандарты исходя из своей специфики. Основное требование это мониторинг, и каждый его реализует по-своему.
Возможно я не имел дело с лицензированием на соответствие данным стандартам, но, я не вижу проблемы. В IT-сфере есть услуги, а на выходе есть информационный продукт, который нужно отслеживать, сравнивать с тем, что запланировано и с тем, чего требует потребитель, все как везде. Прочитав статью, и затем проглядев еще раз так и не увидел проблему, много чего выделенно, но о чем именно речь, в чем проблема?
Конечно, мониторинг занимает важное место в ISO 9001, но далеко не основное.
Требований в стандарте много, и по большому счету, все они «основные». Менеджмент ресурсов, проектирование и разработка, постоянное улучшение — все это требования, и тоже важные.

По поводу проблемы. В ИТ продукт присутствует, как и на швейной фабрике. Но подходы к производству — совершенно разные. Особенно в области ресурсов. Не нужно для ИТ делать закупки. А для швейной фабрики — это жизненно важный процесс. Стандарт же «тупо» требует, чтобы был организован «Процесс закупки», с верификацией, со списками саплайеров. Чтобы грамотно заимплементить (просто говоря — обойти) эти требования в ИТ — нужно иметь правильный опыт.
А чего стоит требование о «калибровке» (7.6) — «измерительное оборудование должно быть откалибровано». Помнится, лет 7 назад, во время аудита, ядреные тети-аудиторы из национального института по стандартизации недоуменно слушали мои речи, что в ИТ нет калибровки. Пришлось придумывать для них некие абстрактные тесты по проверке правильности запуска (типа калибровка) сервера TestDirector, JIRA и еще чего то.
Теперь проблемы видны?:)
Ну, если честно, все эти проблемы можно обойти. Но только имея соответствующий опыт.

Кажется, этот принцип универсальный. Любую проблему можно решить, вопрос опыта:)
Одногруппник несколько лет занимался сертификацией компаний структуры РОСАТОМА по ISO 9001.
В большинстве случаев для того чтобы получить сертификат нужно гору правильно оформленной макулатуры, повествующей о том что когда и в каких случаях надо делать и пр. Реальное соответствие СМК тому что обозначено в документах никто не проверяет. Плюс слышал от него фразу «ИСО 9001 содержит рекомендации к построению СМК» (не требования) и к реальному качеству конечной продукции может не иметь отношения.

В IT же тематике когда изучал этот вопрос нашел, что большинство крупных компаний разрабатывают для себя свой стандарт комплексный, беря за основу различные стандарты. Единственные кто повально сертифицируются по 9001 — индусы, ибо так больше шансов на международный заказ.
Есть такая фраза — «кормить бумажного тигра»:)
Любой, самый классный стандарт\методологию можно убить формализмом, деланием бумажек вместо самого дела. ISO 9001 — наиболее часто попадает под раздачу, наверное за счет широкой распространенности.
CMMI тоже можно испоганить. Рассказывали историю про индусскую компанию 5-го уровня CMMI. Так они производили всю необходимую документацию по проекту — статусы, метрики и тд. А когда пришел срок сдачи — оказалось ничего не сделано:-\

По поводу «ИСО 9001 содержит рекомендации к построению СМК» — оно содержит рекомендательные требования:) Стандарт дает свободу в применении требований, но все требования должны быть внедрены.

Абсолютно согласен по поводу крупных компаний. Им не выгодно выворачивать свои процессы под любые стандарты. Удобней взять бест практики из разных мест.
по поводу влияния на требования заказчика, откопал классную фразу:
”If I’d only listened to my customers, I’d just be building better horses.”
— Henry Ford

«если б я все время слушал моих заказчиков, то все, что я производил бы, сводилось к построению улучшенных лошадей» :) (сорри за упрощенный перевод)
Эффективность внедрения СМК зависит от трех факторов.

Первый — поддержка руководства
Второй — опыт и адекватность внедренца
Третий — поддержка коллектива и готовность внедрять СМК в процессы

Так вот, ни один из этих факторов не зависит от того, какую именно СМК мы внедряем.
Более того, в разных компаниях должны получиться заведомо разные процедуры и процессы.
И ISO 9001 был специально написан так, как он написан, чтобы обеспечить возможность внедрения в любых организациях — и IT, и производственных и т.д. И именно этим данный стандарт и хорош и именно поэтому я уверен, что он будет и должен внедряться в том числе в IT компаниях.

ISO 9001 позволяет исключить любые процессы из 7 раздела, если они не используются. В т.ч. закупки, планирование и т.д.

Если что, я работал в обеспечении качества в Новартис и ДХЛ.
«ISO 9001 позволяет исключить любые процессы из 7 раздела, если они не используются. В т.ч. закупки, планирование и т.д.»

это как, поподробней можно?
1.2 Применение
Все требования настоящего международного стандарта
имеют универсальный характер и рассчитаны на приме-
нение в любых организациях, независимо от их типа, раз-
мера и производимой продукции.
В тех случаях, когда отдельные требования настоящего
международного стандарта не могут быть применены
вследствие характера деятельности организации и её
продукции, допускаются исключения
Соответствие требованиям настоящего международного
стандарта признается лишь в том случае, если исключе-
ния не выходят за пределы требований, изложенных в
разделе 7, и не влияют на возможности и обязательства
организации по выпуску продукции, удовлетворяющей как
требованиям потребителя, так и применимым норматив-
ным требованиям.

1.2 Application
All requirements of this International Standard are generic
and are intended to be applicable to all organizations, regardless
of type, size and product provided.
Where any requirement(s) of this International Standard
cannot be applied due to the nature of an organization and
its product, this can be considered for exclusion.
Where exclusions are made, claims of conformity to this
International Standard are not acceptable unless these
exclusions are limited to requirements within clause 7, and
such exclusions do not affect the organization's ability, or
responsibility, to provide product that meets customer and
applicable regulatory requirements.
это да,
но вам нужно будет убедить аудиторов, что произведенные вами исключения «не влияют на возможности и обязательства организации по выпуску продукции, удовлетворяющей как требованиям потребителя, так и применимым нормативным требованиям.»

не всегда это просто.
еще, для меня стоит вопрос — зачем тратить энергию доказывание очевидных для ИТ вещей.
На моей практике проблем таких не было. Просто говорите, «проектирование не производится». Все. Только нужно написать в Руководстве по Качеству «разделы лалала были исключены согласно пункту 1.2 стандарта т.к. в организации нет такого-то процесса»
стандарт хорош, спору нет.
и для ИТ — тоже годится. но только смысл использовать что-то из разряда «ну сойдет», если существуют уже лучшие решения, специализированные.
единственная причина — внешние требования (заказчик требует для галочки), но не внутренние (реальная нужда в таком способе улучшения процессов).

Все равно никакие, даже специализированные стандарты, не будут лучше соответствующих требованиям ИСО, но любовно написанных под СВОИ процессы СОПов.
ну, вы можете также «любовно» внедрить методологию CMMI, учитывая специфику своих процессов, кто мешает?:)
Мешает то, что довольно часто внедряют СМК для участия в т.ч. в гос. тендерах. В таком случае «шотакое CMMI» никого интересовать не будет, а важна будет галочка «ISO 9001 — есть/нет».
Вкратце — CMMI vs ISO 9001 = Gentoo VS Windows. Вроде и лучше, а 1С (не к пятнице 13 будет помянута) все равно работает только под виндой, ну не считая Wine =)
Т.е. вашему заказчику — организации, требующей сертификат ISO 9001 будет абсолютно плевать на объяснение, что CMMI лучше. Вас просто прокатят с тендером и досвидос.
то, о чем вы говорите — это текущий майндсет у людей (у заказчиков и у исполнителей)

в топике я попытался предсказать смерть такому майндсету, и предложил альтернативный — влиять на заказчика. на госконтору особо не повлияешь. но на американского заказчика — запросто.

можно и дальше прогибаться под любой ветер, а можно думать на пару шагов вперед и пытаться изменить. см выше фразу от Форда, про производство лучших коней:)
Sign up to leave a comment.

Articles