Pull to refresh

Comments 28

С точки зрения робототехники, наверное, это интересно, но с точки зрения практического применения — бессмысленно.

Гипотетическая ситуация: пилоты отравились, а впереди — экстренная посадка. В салоне — ни одного пилота. Достали из шкафчика этот робот, посадили в кресло, и где-то с земли опытный ас сажает самолет. Пассажиры аплодируют.
Тогда уж проще сразу подключить управление самолетом к симулятору на земле. Кстати, пилотам нельзя есть одинаковую еду ;)
Кстати, пилотам нельзя есть одинаковую еду ;)
Так один отравился мидиями, а другой — печеньками с темной стороны.
Вот еще гипотетическая ситуация: робот-автопилот отравил пилотов разной едой и захватил управление самолётом.
Тогда из шкафчика нужно доставать зенитный ракетный комплекс.
Гипотетическая ситуация: они отправились разной едой. Шанс маловероятен, но все-таки есть. Или отравились даже не едой, а каким-то газом на подходе к самолету.

С одной стороны, проще подключить к симулятору, но с другой — лучше придержать эту возможность для экстренного случая. Допустим, этих пилотов, способных максимально эффективно управлять дистанционно роботом, будет не так много, и одновременно все будут заняты. А так — их нужно меньше, и привлекаться они будут только в экстренных ситуациях.
Да какая разница по какой причине пилоты не могут принять управление самолетом. Смысл в другом, зачем плодить сущности. Зачем выводить состояние самолета на физические приборы, которые будут сниматься камерой, потом сложными алгоритмами распознаваться. Можно напрямую посылать данные в мозг роботу, больше быстродействие меньше вероятность ошибки. Зачем строить сложный манипулятор с множеством степеней свободы, который будет попадать по тумблерам на понели приборов. Пока робот этим манипулятором в условиях сильной тряски будет тянуться к одному переключателю, могли бы успеть сработать сотни реле. Зачем строить сложный манипулятор для управления штурвалом, когда гораздо эффективнее будет подключить электродвигатели напрямую к тягам рулей. Зачем ставить камеру на место пилота, когда можно поставить камеру в точке откуда будет оптимальный обзор. А лучше даже множество камер в разных местах.

В результате из смешного робота в шкафу мы получаем несколько дополнительных камер, дополнительные реле и электроприводы тяг и другой блок автопилота с более сложными алгоритмами. И это правильно. При разработке механический устройств не надо во всем пытаться перенять опыт живых существ. Можно конечно сделать шагающей автомобиль, но автомобиль на колесах проще и эффективнее. Можно сделать самолет который будет махать крыльями, но самолет с реактивным двигателем будет быстрее и надежнее.

Возможно такие разработки понадобятся когда мы захотим сделать универсального робота. Которые может сесть за руль и управлять автомобилем, приехать на нем на работу и сесть за штурвал самолета попутно заполнив множество бумажек, а после работы надеть смокинг и повести свою робожену в театр. Я не знаю зачем такой робот будет нужен, но для него совместимость с человеческими интерфейсами будет нужна. Для специализированных перешений, это только излишнее усложнение.
Когда-то такое будет нужно, возможно.

image
UFO just landed and posted this here
Перегон самолётов малой авиации между аэродромами?
Облёт после ремонта?
Сельхозавиация?

>>Перегон самолётов малой авиации между аэродромами?
Трейлером дешевле, имхо.

>>Облёт после ремонта?
Спорно. Например, известный инцидент с Ту-154 в Чкаловском — робот бы разбил борт (там из-за ошибки ремонтников управление стало инверсным), да и в целом — «человеческий фидбек» вдобавок к телеметрии будет сильно небесполезным.

>>Сельхозавиация?
Зависит от общего уровня организации работ. Хотя сама летная работа в с/х считается весьма нелегкой и неприятной.
Гипотетическая ситуация: пилоты отравились, а впереди — экстренная посадка. В салоне — ни одного пилота. Достали из шкафчика этот робот, посадили в кресло, и где-то с земли опытный ас сажает самолет. Пассажиры аплодируют.

Строить робота, чтобы он электричество переделывал в механические движения, которыми впоследствии он передает самолету электрические импульсы через механические кнопки. Ок.
А как собственно этот робот получает данные о высоте скорости и положении самолета в пространстве? Из экрана монитора?
IEEE Spectrum наверное что-то помпезное написал в оригинале, и топикстартер начал рассуждать далее. Этот проект ну точно чистый «just for fun» коих полным полно в робототехнике. Курсовой проект двух студентов, ну может быть дипломная работа. Я бы посмотрел на модельный самолётик с таким пилотом (что в видео обещают).

Очень странно, что в видео не упоминается, что робот собран на базе Robotis Bioloid, самого популярного южнокорейского любительского-боевого робота. Да даже видно, что это стопроцентно есть Bioloid к которому просто прицепили камеру. Ещё вместо встроенного микроконтроллера (там внутрях какая-то из атмег) управление явно идёт с внешнего компьютера, а железо робота лишь работает контроллером приводов.

Самое интересное в проекте это разве что как собственно оно образы распознает.
Имею отношение к проекту разработки автопилота для самолета старого образца.
Спешу сообщить, что в этом случае ситуация такая же, как описал iliar.

Добавляются датчики (в моем случае новый Inertial Measurement Unit), ав вместо тяг и гидравлики устанавливаются рулевые машинки с сервоприводами.
Все.
Дальше дело только за ПО, которое должно все входные данные обработать и выдать соответствующее управляющее воздействие.

То, что на видео — хобби.

Ну, или автор фанат одного известного фильма:
image
Такой робот получает смысл если автопилот требуется добавить в самолет быстро. Принести со склада робота и посадить в кресло — дело пары десятков минут.

Кстати возможна ситуация, когда вторгаться в конструкцию самолета попросту запрещено, а автопилот необходим.
Принести со склада робота и посадить в кресло — дело пары десятков минут.

Предполагаю, что когда мы достигнем уровня технологий позволяющих сделать робота, которого можно буде просто так посадить в кресло пилота — то прийти от склада самостоятельно ему не составит большого труда. Он еще и посмотрит презрительно на тех людишек, которые без него лететь не смогли)))
>>Кстати возможна ситуация, когда вторгаться в конструкцию самолета попросту запрещено, а автопилот необходим.

Вариант дешевой переделки в разведывательные/ударные БПЛА или мишени сотен устаревших самолетов, например. Там fly-by-wire нету, нужно именно к механике цепляться.
Мне кажется полезное умение для роботов, это же по сути софт, его загрузил в робота, он лежит никого не трогает, зато когда ты отправляешь своего робота курьера с важным договором на другой континент, он при случае может спасти много человеков и прославить своего хозяина.
Не так уж трудно представить себе будущее, в котором на месте пилотов из плоти и крови будут находиться роботы, которыми управляют с земли.

а на месте пассажиров — пассажиры из плоти и крови… их же больше чем пилотов, их не жалко, че там :)
Имеет смысл, если посмотреть несколько шире — универсальный автопилот для любого транспортного средства.
Программы управления разными тех. средствами — отдельными плагинами.
Как в матрице, загрузил программу управления вертолетом и вперед.
Но мы все понимаем объем работ до такого уровня.
Сначала нужны вообще хоть какие-то автопилоты.
А потом уже можно разделять распознавание, логику и управление по отдельным модулям.
И тогда можно будет заменить модуль управления с прямого подключения к бортовым системам на вот такой вот роботизированный интерфейс.
Главное чтобы под него Федору не собирали.
Ибо, ну его, с такими названиями.
Так под Raspberry Pi уже собрали, все, поздно.
Sign up to leave a comment.

Articles