Comments 49
Подключениям к онлайн-банкам не доверяю (например, для Сбербанка просят пароль от интернет-банка, уверяют что всё норм). Задалбывали пуши.
Сейчас веб-версия действительно не развивается, основной упор на мобильные приложения.
Есть фича фоткать QR с чека.
Кстати, в период самоизоляции элементарно можно посмотреть на что уходят деньги и как быстро. Коллеги на работе даже копить начали, т.к. трат нет практически.
образ бухгалтера Корейко из «Золотого теленка»
Корейко работал счетоводом второго разряда. Бухгалтером был Берлага
Все не найду время написать о своем творении — больше 2х лет пользовался FinPix и мне очень нравилась концепция детального учёта расходов — максимально детализировать траты по категориям, без ограничения оных. Но однажды случился баг в ФНС, апи изменили или просто что-то отвалилось, уже не помню, но FinPix, завязанный на них перестал из-за этого работать.
И тогда уже у меня назревала мысль решить проблему по своему, и спустя какое-то время появилось приложение Quich — и на Android и на IOS.
Большая глубина вложений у категорий — пришел к тому, что не нужна. Двух уровней вполне хватает под практический анализ.
В своё время я для себя решил, что вместо разбивания своих расходов по категориям, можно просто высчитывать общую сумму потраченную за день, за неделю, за месяц, за год, суммируя все цифры со всех чеков. При этом замечаются закономерности, что в среднем за день или за неделю тратится примерно одинаковая и вполне предсказуемая сумма, за исключением может быть крупных покупок или обязательных ежемесячных регулярных платежей. И заметив эти закономерности можно постепенно стремиться к снижению этой средней суммы за период, отслеживая динамику и анализируя причины резких всплесков или провалов.
К сожалению я не нашёл для себя приложения которое бы только суммировало введённые значения за выбранные мной периоды времени и не навязывало бы ненужный мне функционал, такой как перехват смсок, слив финансовой информации в сеть или категоризацию трат, но не оставляю надежду написать такое приложение сам когда нибудь.
Многие знакомые 1сники считали прям в 1с. Иногда даже в самописной конфигурации
Finance PM на телефоне. Синхронизация есть.
1. Собственные средства
1.1. Недвижимость и автомобиль
1.2. Инвестиции
1.3. Неликвидные депозиты
1.4. Деньги
1.4.1. Наличные
1.4.2. Деньги на счетах (без дальнейшей детализации)
1.4.3. Ликвидные депозиты (снятие/пополнение которых не ограничивается)
2. Обязательства
2.1. Долгосрочные обязательства
2.2. Краткосрочные обязательства
2.3. Кредитная карта
На основании этого я разбиваю месяц на 4 контрольные точки:
1. закрытие периода трат по кредитной карте (7 число каждого месяца), траты после этой даты по кредитке пойдут уже на следующий месяц, а в этом месяце я узнаю точно, сколько мне надо закрыть;
2. получение зарплаты (15 число каждого месяца), момент в который я могу решить, что делать с образовавшимися деньгами — направить в ликвидный депозит, или открыть долгосрочный с бОльшей доходностью;
3. закрытие долга по карте (~23 число каждого месяца), проверка на достаточность средств для закрытия долга по кредитной карте, который собственно и позволяет понять, как лучше распорядиться деньгами, которые я получу перед этим
4. получение аванса (30 число каждого месяца), по совместительству контрольная точка для сверки всех доходов и расходов месяца с заранее зафиксированным ожидаемым значением.
Дальше — остается только создать удобную для себя модель доходов и расходов по среднемесячным значениям, отразить планируемые крупные траты и обновлять только значения в строках состояния на момент достижения контрольных точек, скрывая столбцы завершившихся периодов. Ну и периодически актуализировать свои будущие доходы/расходы (например, решил открыть депозит — отразил когда он вернётся с процентами и проверил не возникает ли ситуации с нехваткой денег на закрытие долга по карте в одном из промежуточных периодов), а также учитывать их непериодичность (например, купил 3 блока сигарет — удалил на следующий месяц траты на них).
По поводу достаточности зачатков дисциплины — не соглашусь. Не один раз бывали ситуации, когда много мелких отклонений от средних значений месячных трат по каким то категориям (по иронии судьбы в большую сторону) приводят к синергетическому эффекту в виде резкого увеличения общей суммы расходов за период. Такую ситуацию на ощущении дисциплины не распознаешь, нужно измерять точно. По простому говоря, вроде все как обычно, тут чуть-чуть побольше ушло, тут чуть-чуть, а в итоге бюджет на месяц сильно дефицитный оказался.
По поводу планирования — я его использую. Уже писал, что у меня обязательные категории относительно слабо меняются из месяца в месяц. Больше всего «гуляет» и то что сложно загнать в рамки планирования это категория «прочее», куда попадают все незапланированные платежи.
Ключевое всё таки в ней — это модель, сводящая всё к изменению состояния, которую нужно свести к удобному для себя применению. Изначально, кстати, она была разделена на 2 контрольные точки -дату закрытия кредитного периода и дату закрытия долга по кредитке. Уточнения делались при желании хоть каждый день — меняешь дату вверху (происходит перерасчёт доходов и расходов по модели), уточняешь состояние, немного актуализируешь и вуаля — очень хорошо видно, что будет с состоянием через месяц и примерно до конца года.
>> Такую ситуацию на ощущении дисциплины не распознаешь, нужно измерять точно.
Для этого фиксируется ожидаемое состояние на конец месяца, а дальше нужно лишь позволить мозгу быстро её проанализировать:
1. Отклонений нет, всё хорошо, всё же что планировалось потратилось? Нет, ну значит переожим на следующий период эти траты, ага, отклонение появилось, интересно в чем же дело?
2.1. Отклонение небольшое, осмотрим холодильник — ага, я же вчера закупился продуктами на неделю (легкое сокращение расходов на продукты), машину чуть раньше переобул чем хотел (удалил ожидаемый расход) и отклонение исчезло
2.2. Отклонение достаточно большое — на что же я так сильно потратился? Ах да, телефон же пришлось новый купить, старый совсем устарел, а я этого не учитывал, ну, денег вроде дальше хватает, достаточно только обновить ожидаемые состояния в будущем.
Если же ситуация выбивается за пределы этого сценария, то можно и проанализировать траты за прошедший период банальной записью в столбик. Отсутствие в моей системе листа для подобного анализа говорит о том, что все проблемы с отклонениями решались банальным мозговым штурмом.
>> Больше всего «гуляет» и то что сложно загнать в рамки планирования это категория «прочее», куда попадают все незапланированные платежи.
Ради этого, на самом деле, и делается планирование, чтобы при возникновении таких трат уметь безболезненно на них реагировать. У меня в этом месяце начался ремонт, а также резко возникли серьезные траты. Посмотрев на развитие событий в дальнейшем, стало ясно, что пытаться переносить сроки ремонта и сокращать свои расходы бессмысленно, так как дефицит будет перенесен в другой период, а брать кредит — потому что расходы на него будут выше, чем потери от закрытия одного из неликвидных депозитов.
А для того, чтобы эти прочие расходы (которые я разбил на прочие и здоровье, т.к. зачастую резкой тратой становится именно оно) не сильно влияли на планирование — просто закладываются достаточно большие суммы расходов на месяц по ним. Таким образом, если трат по ним не было — возникла прибыль, которую нужно направить на получение процентов. И вот, как показала практика — это правильно, т.к. неликвидные депозиты получаются разбитыми на небольшие суммы и закрывать их можно исходя из необходимой суммы, не теряя лишнего процентного дохода.
Как собственно моделька выглядит
Интересно… интересно… Так с картинки и текста конечно сложно понять. У меня один из отчетов тоже про состояние. Один про счета. Один по движению и один балансовый.
А это все на какой то теории базируется? (там активы ликвидные — неликвидные) Я, честно, этого не знаю, а пригодилось бы наверное…
Отклонение достаточно большое — на что же я так сильно потратился? Ах да, телефон же пришлось новый купить, старый совсем устарел, а я этого не учитывал, ну, денег вроде дальше хватает, достаточно только обновить ожидаемые состояния в будущем.
У меня каждый месяц такое. И там не одна трата точно. Может быть десять. Так по памяти ни за что не вспомнишь.
Ну здесь как удобно считать. Можно взять все операции, составить модель и на её основании получить отчеты по результатам (назовём это снизу вверх), что в принципе дает очень высокую точность, т.к. достаточно сравнить результирующие показатели по отчетам с фактическим состоянием, чтобы найти наличие ошибок. С другой стороны, можно именно от результатов и считать (сверху вниз) и на основании отклонения от планируемых значений уточнять свою модель будущих расходов, повышая качество прогнозирования.
Я очень много написал про это сравнение факта с планом, а сейчас глянул вновь на свою табличку и понял, что постепенно даже оно становится неважным, а всё внимание обращено на то, возникают ли дефициты или излишние запасы денег (нал+безнал) в будущих периодах.
>> А это все на какой то теории базируется? (там активы ликвидные — неликвидные)
Ликвидные — то, чем можно расплатиться в течение одного дня. Неликвидные — чем нельзя, либо потребует расходов (в т.ч. недополученной выгоды), чтобы рассчитаться. Например, открытый на полгода депозит без возможности снятия хоть и является краткосрочным (что в теории как раз считается ликвидным), но его закрытие через 3 месяца приведёт к тому, что проценты по нему за этот период начислены не будут.
Упомянутые выше дефициты/избытки денег собственно позволяют определить, какими средствами их перекрывать/куда их вкладывать, например:
1. Возник дефицит, но есть ликвидный депозит в этот момент — фиксируем покрытие дефицита снятием части средств с этого ликвидного депозита;
2. Есть избыток, превышающий Х на протяжении длительного периода — фиксируем возможность открытия депозита на этот длительный период.
3. Избыток краткосрочный — кладем на низкий процент, но зато ликвидный.
Главное определить для себя неснижаемый остаток и…
>> У меня каждый месяц такое. И там не одна трата точно. Может быть десять. Так по памяти ни за что не вспомнишь.
… просто побольше закладывать в эту самую статью прочее. Если каждый месяц — значит есть какая то закономерность) от того, что по итогу месяца у Вас останется больше денег на душе будет приятнее, чем от постоянного давления «куда же уходят деньги».
Интересная система. Хотя, для меня, немного усложненная. Применительно ко мне потенциал для упрощения:
- машина — это не актив, это пассив, то есть одни расходы. Я бы не учитывал ее как собственные средства
- отказаться от кредитной карты. Для себя не вижу в ней никакого смысла.
Как только появляются определенные зачатки этой самой дисциплины, контролировать каждую копейку потраченную раньше становится бессмысленным
К этому выводу я тоже пришел через какое-то время после детального учета раходов
Если не быть к ней привязанным, то у неё есть цена, за которую её можно в любой момент продать. У меня она из этого посыла учитывается.
>> отказаться от кредитной карты. Для себя не вижу в ней никакого смысла.
«Кэшбэк» + упрощает сведение остатков к одной дате в месяц. Плюс небольшой процент от накопительного счета. Ну и некоторые «плюшки» без привязки к выполнению каких либо условий. Но вообще, если ещё и наличку убрать, то таблицу можно очень сильно упростить — не нужны будут 50-60% строк.
>> К этому выводу я тоже пришел через какое-то время после детального учета расходов
Это в любом случае полезный навык. Периодически проводить ревизию своих трат полезно, а зная как это собирать, за час в экселе можно всё прикинуть.
На дебетовых картах тоже кэшбэк есть. И выбор сейчас есть. Да, порою по кредиткам в отдельных категориях кэшбек может быть повыше, но зачастую зато есть плата за обслуживание + "эмоциональные" затраты на "управление". Для себя решил, что с учетом моей структуры расходов потенциальный выигрыш не стоит того
Раньше использовал разные программа под Windows и даже свою писал на Lazarus лет 10 назад.
Процесс внесения данных выработался такой: откладываю все чеки в кармашек, периодически вношу данные с них вручную и чеки выкидываю. Что жена тратит — присылает в мессенджере, и, опять же, ввожу вручную. Есть проблемка с тем, что чеков порой копится порядочная кучка, но это не так страшно.
Размышлял, как это можно оптимизировать. Единственное, что пришло в голову — сканирование QR-кода на чеке и получение данных через ОФД. Но в моём случае это не дало бы выигрыша времени, поскольку у меня обычно получается в одном чеке одна категория, и ввести одно число с чека недолго.
откладываю все чеки в кармашекзнакомо) Я отказался от этой практики. Плюс чеки не всегда есть.
Заметьте, что в варианте с получением выписок из банка такие покупки с рук тоже не отражаются. Плюс не отражается то, что куплено с чеком, но за наличку. Плюс надо проверить, что банковская выписка вообще пришла и что правильно обработалась. И ещё любопытно, как оно у вас умудряется автоматом по категориям трат раскидывать (в банковской выписке же только «итого» будет, а вы, например, в супермаркете купили хлеб и стиральный порошок).
В общем, мне видится слишком много ветвлений, усложняющих процесс. Вроде бы и автоматически, но всё равно возни много.
А у вас вдобавок онлайн-вариант используется, так что тут ещё и backup будет непросто прикрутить…
Заметьте, что в варианте с получением выписок из банка такие покупки с рук тоже не отражаются. Плюс не отражается то, что куплено с чеком, но за наличку.
Таких трат минимум. Все перевел на карты. Последние 3 недели ходил с тысячей в кошельке. Не требовалась.
Плюс надо проверить, что банковская выписка вообще пришла и что правильно обработалась.
Когда выписка приходит — в программе это называется синхонизация, если вдруг что то не совпало, то надо как то корректировать текущее значение остатка по счету. Эти корректировки так и проходят под названием корректировки. Т.е. если они вдруг появились, значит пошел сбой. А если их нет — то все ОК. Про один из таких сбоев описал в статье.
как оно у вас умудряется автоматом по категориям трат раскидывать (в банковской выписке же только «итого» будет, а вы, например, в супермаркете купили хлеб и стиральный порошок).
Раскидывает нормально. Иногда действительно не туда определяет, но это легко исправляется. Интерфейс достаточно удобный. Потом когда идет анализ за месяц, то видно, если какая то категория сильно выбилась от средних значений. Подробный просмотр ее позволяет найти ошибочно отнесенную запись.
В общем, мне видится слишком много ветвлений, усложняющих процесс. Вроде бы и автоматически, но всё равно возни много.
Возни нет вообще. Моя система выглядит следующим образом. Периодически (1-2) раза в неделю нажимаю кнопку синхронизировать счета. Потом просматриваю все пришедшие траты на адекватность и правлю категории если неправильно определились. Траты произведенные за наличные запоминаю и вношу вручную. Их мало — 1-2 в неделю.
В конце месяца (или по потребности) строю отчет по категориям и смотрю на результат. В такой системе практически отсутствует ежедневный ввод трат вручную. Риск что то забыть сведен к минимуму.
А у вас вдобавок онлайн-вариант используется, так что тут ещё и backup будет непросто прикрутить…
Я на бекап не особо завязан. Вся цель такого учета — свести баланс в конце месяца: сколько получил, сколько потратил, сколько осталось, есть ли корректировка. Эту информацию фиксирую отдельно от программы. Собственно она самая ценная. Это то чем оперируешь. А остальное это уже довесок, анализ там и прочее.
- Вносить траты вручную в приложение после каждой покупки. Жутко неудобно и неэффективно. Хватило меня на пару месяцев.
- Подключить банк к приложению. Во-первых, было стремно давать доступ к своему банку некоему приложению от компании Рога и Копыта. Во-вторых, так как половина трат все равно делалась наличкой, это не решало базовую проблему неудобства вносимых расходов.
- Я нашел умный способ считать расходы. После каждой покупки я клал выданный чек в карман, а дома бросал этот чек в специальную коробку. В конце месяца я садился и вносил все расходы по чекам в свою эксель-табличку. Были определенные проблемы с тем, что на онлайн-платежи и на некоторые виды трат не было чеков и приходилось записывать их отдельно. Хватило меня на год.
- Я достиг просветления и решил не страдать фигней. Собирание чеков и трата времени на занесение расходов в табличку создает ненужный стресс и занимает время. Я понял, что смысла считать, сколько я потратил за месяц на бензин или еду, никакого нет. Я поступил гораздо проще. Я настроил в банке автоматический перевод части зарплаты в начале месяца на отдельный счет. Остальную часть зарплаты я могу тратить без тревоги. А раз в месяц я заношу текущее кол-во денег на всех счетах в эксель-табличку. Никакого стресса и 5 минут в месяц на учет.
Вообщем, я осознал, что ежемесячное ведение учета бессмысленно. Ну потратили вы в прошлом месяце на еду на 5% больше чем в этом, и что с того? Может месяц длиннее или запасы истощились. Это знание ничего не дает. Да, если у вас есть проблемы с бюджетом и вы не понимаете куда утекают деньги, то вы можете
Подключить банк к приложению. Во-первых, было стремно давать доступ к своему банку некоему приложению от компании Рога и Копыта. Во-вторых, так как половина трат все равно делалась наличкой, это не решало базовую проблему неудобства вносимых расходов.Практически все платежи провожу картами. Сейчас даже в магазине «Снедь» из 90-х за хлеб их принимают.
Я нашел умный способ считать расходы. После каждой покупки я клал выданный чек в карман, а дома бросал этот чек в специальную коробку. В конце месяца я садился и вносил все расходы по чекам в свою эксель-табличку. Были определенные проблемы с тем, что на онлайн-платежи и на некоторые виды трат не было чеков и приходилось записывать их отдельно. Хватило меня на год.
Лихо Вы. После автоматизированного учета перешли на сбор чеков.
Я по вашей системе где то между 2 и 3 этапом)
Вообщем, я осознал, что ежемесячное ведение учета бессмысленно. Ну потратили вы в прошлом месяце на еду на 5% больше чем в этом, и что с того? Может месяц длиннее или запасы истощились. Это знание ничего не дает. Да, если у вас есть проблемы с бюджетом и вы не понимаете куда утекают деньги, то вы можете отобрать карточку у жены в один месяц провести аудит всех расходов. Но делать это на постоянной основе смысла не имеет.
Очень хороший комментарий. Действительно все это по большому счету не нужно. В смысле если денег хватает или не хочешь на что то накопить, то вести учет не нужно. Я же занимаюсь этим не от хорошей жизни. Чтобы у меня хватало и я ни о чем не думал, мне нужен уровень дохода минимум в 2 раза выше, лучше 3 (при том, что я бы не сказал что он у меня низкий). По определенным причинам сейчас я его не достиг. Поэтому учет — большое подспорье в деле наведения порядка в финансах. За последние полгода у меня два раза была ситуация дефицитного бюджета, при том что ничего особо не предвещало беду. Траты были почти как обычно, но тут немного больше, там, тут внезапное и вот результат…
А так конечно точка приложения сил должна быть на увеличение дохода при разумных расходах.
Последняя версия приложения датирована 2016 годом…
В конце месяца чек может уже и не читаться, выцветают даже если лежат в условной темной коробке и никто их не трогает.
Еще вот есть программа ЧекСкан. Сканируют чеки, ведут учет и даже кэшбек обещают по 1р с чека, но правила вывода странные, заведи кредитку по нашей ссылке, купи по рефералке у наших партнеров тогда и с чеков выведешь тоже.
НО, для фиксирования чеков — программа подходит.
А на компе давно Cashfly используется. Сначала делил затраты вплоть до батон/колбаса/сметана. Потом стал делать лишь продукты/бензин/коммуналка.
Раз в неделю занести с фото чеков, перепроверив по банкам — дело привычки.
Сначала делил затраты вплоть до батон/колбаса/сметана
Есть какой то анализ, какие выводы сделали? Тоже думал попробовать, но как представлю на сколько усложнится процесс…
Учет денег