Pull to refresh

Comments 79

«Вы, кстати, не задумывались, почему так получилось — на Земле по бездорожью часто ездит гусеничная техника, колесная обычно имеет худшую проходимость и привязана к дорогам, но вот луноходы и марсоходы ездят не на гусеницах, а на колесах?»

Распутица, остановившая не одно нашествие, требует наличия жидкой воды. А для движения по сухой пустыне колёса предпочтительнее гусениц. Но будь слой реголита на Луне толще, как предполагалось исходно — может и ротопеду выпал бы шанс по нему прокатиться.

Ротопед

Распутица, остановившая не одно нашествие, требует наличия жидкой воды. А для движения по сухой пустыне колёса предпочтительнее гусениц

Гусеницы для Титана? А как быть с тем что из-за смёрзшейся за ночь грязи гусеницы может заклинить?

Гусеницы на Земле легко чистятся и обслуживаются силами экипажа с ломиком, а на других планетах чистить и обслуживать гусеницы просто некому.

Не останавливаться вплоть до нахождения аборигенов — раз есть атмосфера, значит это кому-нибудь нужно ;). Ну или греть гусеницы токами высокой частоты, без атомного реактора всё равно не обойтись.

у гусениц и без того масса проблем : множество трущихся открытых грунту , пыли и грязи и камням деталей - из-за чего ничтожный КПД и низкие надёжность и ресурс и высокие износ и расход энергии

Плюс больший вес и если заклинит гусеница, то всё приехали. С заклинившим колесом можно ездить, сам проверял когда колодки примерзали.

А Вы интересную идею подали - "обслуживать гусеницы просто некому". На руке манипуляторе можно ведь добавить набор инструментов, отвертка, щипци, и т.д. для саморемонта колёс гусениц и всего прочьего. Такой себе швейцарский нож. Ясно чо это дополнительный вес, но это может спасти целую мисию.

Может оказаться, что вместо научного оборудования полетит только "манипулятор" :)

Смысл научных миссий не пробежать на 30 км дальше, а получить данные. Даже если это 100 метров, вместо планировавшихся 10 км.

Смысл научных миссий не пробежать на 30 км дальше, а получить данные. Даже если это 100 метров, вместо планировавшихся 10 км.

Роверы на Марсе уже давно наездили 100 метров. По этой логике можно и не посылать новых. Какие-то научные данные уже получены. Люди снова и снова посылают туда роботов, как раз чтобы получить побольше данных.

А если не доехали 10 метров до камня который содержит в себе как раз тот самый заветный ответ - те самые данные, на добычу которых потратили миллиарды, потому что банально камушек застрял в механизме?

Вспоминается байка про робота, который с матерными комментариями выпрямил кривую шпильку ударами молотка

Но по какой-то причине марсоходы на солнечных батарейках ни разу пока что не оснастили манипуляторами для их очистки от пыли, хотя это действие намного проще по сравнению с выше названным.

На Марсе/Луне нет таких же условий как на Земле и пыль очень «злая». Махнул пару раз дворниками и половину дорожек перерезало.

На титане-то можно и летать, и плавать, главное неудобство - далеко, почти 10 лет в один конец путь получается.

Не упомянут квадрокоптер на ядерной батарейке dragonfly на Титан, при том что этому проекту дали зеленый свет.

Единственный еще не стартовавший аппарат из всего списка - ровер Rosalind Franklin. Ну и то, что дали зеленый свет - хорошо, но за пять лет еще много чего может случиться, как минимум сдвиг даты еще дальше вправо.

Сдвиг вправо возможен, но будет очень значительным, так как планируются многократные пролеты мимо венеры и земли, в каждый год не получится. К 2050 году его наврядли нужно будет запускать.

Пролеты мимо Земли и Венеры как раз можно делать регулярно. Но вот чтобы это сочеталось с Сатурном в нужном положении - навскидку не скажешь, насколько часто встречается.

Есть ещё японские роверы от Тойоты, пра которых должн появиться на Луне в 2028 году, в герметичном салоне коорых смогут разместитьсяот двух до четырёх астронавтов, и которые должны под управлением с Земли приезжать на следующую точку посадки.
А вот европейские инженеры слишком амбициозны, чтобы повторять, пусть и хорошо работающую, подвеску. На марсоходе “Розалинд Франклин”, единственном герое нашего рассказа, который еще не стартовал, установлена оригинальная система движения из трех независимых тележек. Приглядитесь к изображению выше, хорошо видны три тележки: правая, левая и задняя, каждая с двумя колесами. Особенностью подвески являются также моторы на колесных колоннах, которые используются и при раскрытии подвески и позволяют уникальный, шагающий, способ движения.

выглядит слишком сложно для того, чтобы оказаться достаточно надёжным.

Известны ведь образивные свойства реголита, так почему на Луне не используют, например, гексаподы? Можно всю ногу с подвижными узлами закрыть чем-нибудь эластичным и пыленепроницаемым.

В плане роверов и спускаемых исследовательских аппаратов Луна вообще не слишком интересна - все самое интересное уже собрали полвека назад американцы.

А китайцы не особенно умные ребята?

Китайцы во-первых сели на обратную сторону луны, во-вторых собрали немного грунта по хитрой системе, напоминающей апполоновскую, что не особо продуктивно научно, но вполне технически и идеологически, в третьих кроме планов пилотируемой тайконавтики луна для них - площадка для отработки технологий для марсохода. Их марсоход с первого раза сел и поехал, американцы от викингов до MERов потратили на подобное почти 30 лет, а у советов не вышло вовсе.

Китайцы в свойственной им манере повторяют и нагоняют копируя адаптируя то что другие уже делали, но по сути учатся и конечные цели явно амбициознее.

IMHO Китай и весь остальной мир находятся немного в напряженных отношениях по поводу техники. Поэтому Китай хочет иметь и свою техническую базу с нуля, чтобы иметь полную независимость. Как это уже видно по хуавею, это имеет под собой невыдуманные проблемы.

Предположу, что слишком много энергии надо, а ее там дефицит. Потому компромисс - колеса со странной подвеской или вот колесно-шагающие аппараты

MASCOT массой 10 кг приземлился на ровер 3 октября 2018 вверх ногами

Наверное не на ровер а на Рюгу?

Про готовый, но не полетевший из-за отсутствия свободного «Протона» — «Луноход-3» ничего не упомянули.

Вот если бы он полетел, можно было бы порассуждать об эффективности принятых мер по улучшению осведомленности экипажа о происходящем вокруг.

Экипаж луноходов был один, состоящий из двух смен в горячем резерве. Самое интересное в колесе - материал механизмов ступиц колеса, о котором никто не пишет т.к. не знает - его нельзя было делать из металла, поэтому это запеченная смесь порошков металла и стекла.

а почему металл нельзя?

металл в вакууме подвержен самопроизвольной сварке. В отсутствие кислорода, создающего на поверхности слой окисла, слишком чистые поверхности металла диффузионно свариваются. Борьбе с этим уделяется много внимания и на спутниках.

>металл в вакууме подвержен самопроизвольной сварке.

Но не всегда. Стыковщики сталкивались с разными явлениями в вакууме, в т.ч. было уменьшение трения между деталями.

Уменьшение трения — в динамике, работающих деталях. Сварка — после простоя.
В любом случае это нежелательные эффекты.
уменьшение трения

интересно, а каков механизм?

Подробностей Сыромятников ("100 рассказов о стыковке") не писал. Сказал только, что в при испытании механизмов были случаи, когда трение уменьшалось, хотя они думали, что должно увеличиться.

На Земле гелий в аэеростатах используют из соображений пажаробезопасности. А почему на Венере не использовался более дешевый, легкий и с меньшей скоростью утечки водород?

Скорее всего дело было в использовании того, что более освоено. Для гелия, скорее всего, была инфраструктура, он используется в наддуве баков различной техники. Плюс, баллоны с водородом могли бы потребовать повышенных мер безопасности при подготовке к старту.

при средней температуре атмосферы Венеры в 467 градусов Цельсия? и правда, почему?...

При чем здесь температура? Вы думаете, что чистый водород загорится в атмосфере Венеры?

Интересно, а шнекоходы не рассматривались?

Рассматривались, конечно. Даже для вездеходов поисково-спасательных служб, которые "Синяя птица". Но и для них обошлись колесами.

а зачем - даже для воды это громадное (ну или просто большое) трение, единственно возможное применение это для болот, да и то есть лучшие варианты

но для реголита, вреднейшего из абразивов это даже хуже, чем гусеницы

Можно было упомянуть, что Луноход был получен переделкой исходного проекта «ровера» для космонавтов. Был такой, среди прочих, необычайно рискованный вариант, когда подъёмный модуль садится отдельно от посадочного, и космонавты верхом на луноходе должны были переехать к месту взлёта. Ну не хватало грузоподъёмности нашим РН, чтобы всё выполнить одним пуском.

Вариант, кстати, интересный. Отправляем вначале модули базы, обеспечения, взлетный модуль и т.д., делая сколько угодно запусков. Садим, убеждаемся, что все прошло удачно, все цело, все работает. И только затем отправляем космонавтов на отденльном модуле. Это называется "носить яйца в разных корзинах". Вроде как даже надежнее? Нечто подобное было в "Марсианине".

Конечно, если планируется некое подобие базы, то придеся аккуратно все это посадить примерно в одной точке, что нелегко.

так-то оно так, но в то время ни о какой там базе речи идти не могло. И гарантировать посадку посадочного модуля (сажаемого, конечно, вторым) достаточно близко к взлётному — непосильная, фактически, задача. Даже без учёта трудностей навигации на лунной поверхности, не забудем, что Армстронг довольно долго выбирал место посадки и всё же сел в отдалении от первоначальной точки.
И сама возможность проехать от точки А в точку Б была далеко не гарантирована.

Этот вариант рассматривался от безнадёги, отсутствия достаточной РН. Увы.

На всякий случай напомню, что "Аполлон-12" сел совсем недалеко от беспилотного Surveyor 3. Точные посадки возможны.

возможны. Но, если от этого зависит сама возможность вернуться, то нужна не возможность, а в высокой степени гарантия. И не только близости по прямой, а проходимости местности. То есть нужен тщательный выбор места с предварительной разведкой. Очень сильно сомневаюсь, что это было по силам нашей космонавтике в тогдашнем состоянии.
На Луне от близких посадок есть неочевидная проблема: поднятая посадочным двигателем пыль и мелкие камни набирают довольно значительную энергию и разлетаются на большое расстояние, и могут быть потенциально опасны ранее посаженным аппаратам.
Это не совсем так. «Синяя птица» — действительно, шестиколёсный вездеход, но в поисковом отряде один из этих вездеходов был и носителем шнекоболотохода.

image

image

Правда ваша, мне попалось фото, и я подумал, что ограничились испытаниями.

ЕМНИП был ещё вездеход для передвижения по болотистой местноти на основе замкнутого рукава, выворачивающегося по ходу движения.

Спасибо, что вставили ссылку на видео, это и правда было бы удобнее. Вот только вставили вы её в конец, и я нашел её, когда уже прочитал пост. Какой смысл вставлять её туда? :)

Спасибо, я подумаю

Ещё для "Марс-96" интересное шасси предлагалось. Про него (шасси) ещё фильм был.

По-моему вот это шасси:

Оно самое. Еще были конические колеса для лунного багги, но проиграли конкурс.

Один из экземпляров тележки для этого марсохода в 2000-е годы самолично видел в Институте космических исследований - забавный аппарат, весь сделан из титана, включая колеса. Вот его фото с испытаний в пустыне

Его продали французам, у которых он назывался CNES EVE rover, LAMA

Lama is a Marsokhod rover built by VNII Transmach in St Petersburg, Russia. It was bought by Alcatel Space Industries in 1995, and has been lent to LAAS in 1996. Most of our developments and demonstrations have been integrated within this rover (by the way, Lama stands for "Lavochkin Alcatel Model Autonomous").

Ныне выставлен в одном из французских музев (написание названия музея не удалось сейчас вспомнить). На википедии есть фото музея, где он виден.

P.S. в конце концов нагуглил - Musée des Arts et Métiers. Фото в википедии в категории LAMA

Судя по форме грунтозацепов, это разные аппараты. Очевидно, было несколько экземпляров с некоторыми различиями.

у LAMA шасси полностью совпадает с советским. У EVE шасси немного модифицировано за счет широкого обода. Видимо первый предназначен для более сыпучих грунтов.

сейчас направляется к интересному кубическому камню на горизонте.

Не вериться что повелись на оптическую иллюзию. Чем их не кубические камни не устраивают? :)

топливо для двигателей в очень большом дефиците, и чем больше притяжение на небесном теле, тем больше его будет расходоваться. Но сама концепция подпрыгивающих зондов является перспективной,

чтобы не расходовать топливо на телах с малым притяжением, можно прыгать отталкиваясь ка кузнечик. Электродвигателем, натягивать подпружиненные опоры и...

Так должен был прыгать спускаемый аппарат на Фобос. На Youtube попадалось видео с кадрами хроники испытаний.

А застрявший планетоход своей рукой не пробовал "вытолкаться" типа как барон?

Некому опытом поделиться — барон на Луну отправился, а Спирит на Марсе застрял. Ничего, Марсианин откопает ;).
Конечно целеустремлённость, с которой планетоходы выбираются из казалось бы безвыходных ситуаций, вызывает уважение.
типа Rocker-Bogie

Что-то мне кажется, что такое я видел на старинных танках.
Вот тут что-то подобное проглядывает например
image

Спасибо за ёмкий материал. Мне статья очень понравилась!

А вот если на венеру запустить самолёт, винтовой, естественно. Ведь ему проще менять высоту полёта, чем воздушному шару или дирижаблю. Над облаками он может заряжаться от солнечных панелей, которые можно совместить с крыльями, а на короткое время нырять в облака и под облака. Так он до 30 км над поверхностью вполне сможет опускаться иногда, где он ещё не перегреется, а с такой высоты уже можно разные детали рельефа разглядеть, и доступна будет большая часть поверхности, кроме полярных широт. Если такой аппарат протянет несколько венерианских дней, то сможет самые разные места в экваториальных и тропических широтах исследовать. Радиоизотопный генератор вряд ли подойдёт такому аппарату, ибо тот вряд ли возможно выключить, а на венере и без того жарко.

А зачем зонду менять высоту?

Чтоб иметь возможность как можно больше на короткое время приближаться к поверхности и исследовать более детально, но так, чтоб не перегреться при этом достаточно быстро выныривать.

Был проект запустить самолет в атмосферу Юпитера, для движения использовать ядерный прямоточный двигатель. Увы, дальше картинок дело не пошло.

А потом обитатели Юпитера, прилетят и навешают люлей, за то что им гадим на макушки радиоактивными осадками. См. «Сага Семи Солнц» Гидроги

кто вам сказал, что жителям юпитера не нравятся радиоактивные осадки?

Кстати, если серьёзно, то именно юпитер можно считать наверняка безжизненной планетой по причине очень обширных радиационных поясов, в то время как на достаточно многих небесных телах солнечной системы, полагаю, микробы существовать могут. Это я в том смысле, что на юпитере, действительно, и без того источники радиации будут.

Sign up to leave a comment.