Pull to refresh
4
0
Юрий Котов @demoth

User

Send message

Программирование и ИТ во мгле, но это не точно

Level of difficultyEasy
Reading time14 min
Views31K

Приветствую хабравчане!

В данной статье хочу поделиться проблемами в ИТ. Высказать об этом своё мнение. Обсудить в комментариях, всё ли так плохо на самом деле и каков выход из данной ситуации. Меня не покидает ощущение, что мы как программисты, что то потеряли при очередном витке ИТ прогресса. Обсудим?

Давай, чё там у тебя
Total votes 140: ↑111 and ↓29+104
Comments305

Как без усталости кодить по восемь с лишним часов

Reading time6 min
Views86K


Всю свою жизнь я писал код неправильно.

Я думал, что достаточно просто сесть за стол, открыть ноутбук, выбрать задачу из моего списка to-do и кодить, пока не устану.

Но на самом деле такой стиль работы убивал мой уровень продуктивности спустя 2–4 часа написания кода. Я ощущал себя таким уставшим, что мне не хотелось ничего, кроме как других задач, требующих низких затрат энергии (например, code review).

Сейчас я могу писать код по восемь с лишним часов, не чувствуя себя после этого развалиной.

Что же изменилось?

Мой подход к работе.

После 62 книг по саморазвитию, десятков статей и исследований продуктивности, собственных проб и ошибок я создал систему продуктивности, помогающую мне кодить, писать, создавать и жить по максимуму без прокрастинации, усталости и тумана в голове.

В статье я расскажу, как этого достиг.
Читать дальше →
Total votes 92: ↑64 and ↓28+51
Comments150

«Скользкие» места C++17

Reading time9 min
Views34K
image

В последние годы C++ шагает вперед семимильными шагами, и угнаться за всеми тонкостями и хитросплетениями языка бывает весьма и весьма непросто. Уже не за горами новый стандарт, однако внедрение свежих веяний — процесс не самый быстрый и простой, поэтому, пока есть немного времени перед C++20, предлагаю освежить в памяти или открыть для себя некоторые особо «скользкие» места актуального на данный момент стандарта языка. 

Сегодня я расскажу: почему if constexpr не является заменой макросов, каковы «внутренности» работы структурного связывания (structured binding) и его «подводные» камни и правда ли, что теперь всегда работает copy elision и можно не задумываясь писать любой return. 

Если не боишься немного «испачкать» руки, копаясь во «внутренностях» языка, добро пожаловать под кат.
Читать дальше →
Total votes 95: ↑94 and ↓1+93
Comments112

Проклятые Земли — Улучшаем бег и опыт с напарниками

Reading time5 min
Views28K

Многие играли в эту замечательную игру. Интересный сюжет, хорошая музыка, неплохой геймплей. Только есть пара моментов, которые мне не нравятся. Бег персонажей очень ограниченный, буквально несколько секунд, а запас сил восстанавливается долго. Система начисления опыта не стимулирует брать напарников, потому что опыт распределяется на всех поровну, и лучше бегать одному, чтобы забирать весь опыт себе. Возьмем отладчик и попробуем это исправить.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑54 and ↓1+53
Comments15

«Камень я не дам» или как устроены ресурсы игры «Проклятые Земли»

Reading time27 min
Views60K


Много ли вы вспомните российских игр? Качественных? Запоминающихся? Да, такие были. Если вам больше 35 или вы фанат российского игропрома, то с "Проклятыми Землями" вы наверняка знакомы.


История начиналась весьма прозаично: лето, жара. Делать особо нечего, а при ленивом просмотре содержимого жёсткого диска ноутбука взгляд зацепился за папку со знакомой иконкой-дракончиком, лежащую без дела уже пару лет.


Какому фанату игры не будет интересно узнать, что же там внутри?

Рычаг я дам
Total votes 52: ↑52 and ↓0+52
Comments32

Анализ исходного кода Another World

Reading time7 min
Views21K
image

Я потратил две недели на чтение и реверс-инжиниринг исходного кода Another World (в Северной Америке игра вышла под названием Out Of This World). Моя работа основана на обратной разработке Грегори Монтуа (Gregory Montoir) оригинального исполняемого файла для DOS из двоичного кода в C++.

Я был потрясён, обнаружив элегантную систему, состоящую из виртуальной машины, интерпретирующей байт-код в реальном времени и генерирующей полноэкранное векторное движение. Результатом этой работы стала одна из лучших игр всех времён…

Всё это умещалось на гибкий диск ёмкостью 1,44 МБ и работало на 600 КБ ОЗУ. Совсем неплохо для 1991 года! Как обычно, я привёл свои заметки в порядок — это поможет кому-нибудь сэкономить несколько часов работы.
Total votes 74: ↑74 and ↓0+74
Comments20

Там добавим const, отсюда удалим const…

Reading time9 min
Views18K
Я только что закончил серию изменений в коде браузера Chrome, которая уменьшила размер его бинарника под Windows примерно на 1 мегабайт, перенесла около 500 КB из read/write сегмента в read-only, а также уменьшила потребление оперативной памяти в общем примерно на 200 KB на каждый процесс Chrome. Удивительное заключается в том, что конкретно данная серия изменений состояла исключительно из удаления и добавления ключевого слова const в некоторых местах кода. Да, компиляторы — странные.

Эта задача возникла, когда я писал документацию для некоторых утилит, которые я использую для исследования регрессий кода, связанных с увеличением размера скомпилированных бинарников под Windows. Я запустил утилиту, скопировал в документацию её вывод и начал его описывать, когда заметил нечто странное: несколько больших глобальных объектов, которые согласно архитектуре должны были быть константными, почему-то находились в сегменте read/write данных. Сокращённая версия того вывода утилиты показана ниже:

image

Большинство исполняемых форматов имеют как минимум два сегмента данных — один для read/write объектов и ещё один для read-only. Если у вас есть константные данные, такие, например, как kBrotliDictionary, то их будет логично поместить в read-only сегмент, который является сегментом «2» в бинарнике Chrome под Windows. Однако некоторые константные данные, такие как unigram_table, device::UsbIds::vendors_ и blink::serializedCharacterData были в секции «3», то есть в read/write сегменте.

image
Читать дальше →
Total votes 55: ↑54 and ↓1+53
Comments24

Подводные камни Bash

Reading time32 min
Views95K


В этой статье мы поговорим об ошибках, совершаемых программистами на Bash. Во всех приведённых примерах есть какие-то изъяны. Вам удастся избежать многих из нижеописанных ошибок, если вы всегда будете использовать кавычки и никогда не будете использовать разбиение на слова (wordsplitting)! Разбиение на слова — это ущербная легаси-практика, унаследованная из оболочки Bourne. Она применяется по умолчанию, если вы не заключаете подстановки (expansions) в кавычки. В общем, подавляющее большинство подводных камней так или иначе связаны с подстановкой без кавычек, что приводит к разбиению на слова и глоббингу (globbing) получившегося результата.


Читать дальше →
Total votes 143: ↑141 and ↓2+139
Comments63

Создание прокси-dll для запуска DirectDraw игр в окне

Reading time5 min
Views19K
В продолжение темы расширения функциональности готовых программ хотелось бы рассказать об ещё одном способе изменения логики работы уже скомпилированной программы, который не требует делать изменений в самом исполняемом файле. Это может пригодиться при распространении вашей модификации в США, где прямое вмешательство в исполняемый файл строго осуждается. Речь пойдёт о создании крошечной прокси-dll (всего ≈4 килобайта) для подмены используемой приложением библиотеки на примере ddraw.dll.
Читать дальше →
Total votes 71: ↑68 and ↓3+65
Comments32

Процедурная генерация случайных игровых подземелий

Reading time6 min
Views64K
image

В посте подробно рассматривается техника генерации случайных подземелий. Основной алгоритм генерации, пример работы которого можно посмотреть здесь, используется разработчиками игры TinyKeep. Оригинальный пост от разработчика был размещён на reddit.

Оригинальное описание алгоритма


1. Сначала я задаю нужное количество комнат – к примеру, 150. Естественно, цифра произвольная, и чем она больше, тем сложнее будет подземелье.

2. Для каждой комнаты я создаю прямоугольник со случайными шириной и высотой, находящимися в пределах заданного радиуса. Радиус не имеет большого значения, хотя разумно предположить, что он должен быть пропорционален количеству комнат.

Вместо равномерно распределённых случайных чисел (какие выдаёт генератор Math.random в большинстве языков), я использую нормальное распределение Парка-Миллера. В результате вероятность появления маленьких комнат превышает вероятность появления больших. Зачем это надо, объясню позже.

Кроме того я проверяю, что соотношение длины и ширины комнаты не слишком велико. Нам не нужны как идеально квадратные комнаты, так и сильно вытянутые.

3. И вот у нас есть 150 случайных комнат, расположенных на небольшом пространстве. Большинство из них наезжают друг на друга. Теперь мы осуществляем их разделение по технологии separation steering, чтобы разделить прямоугольники так, чтоб они не пересекались. В результате они не пересекаются, но находятся достаточно близко друг от друга.

4. Заполняем промежутки клетками размером 1х1. В результате у нас получается квадратная решётка из комнат различного размера.

5. И тут начинается основное веселье. Определяем, какие из клеток решётки являются комнатами – это будут любые клетки с шириной и высотой, превышающими заданные. Из-за распределения Парка-Миллера мы получим сравнительно небольшое количество комнат, между которыми есть довольно много свободного пространства. Но оставшиеся клетки нам также пригодятся.

6. Следующий шаг – связывание комнат вместе. Для этого мы строим граф, содержащий центры всех комнат при помощи триангуляции Делоне. Теперь все комнаты связаны меж собой непересекающимися линиями.

7. Поскольку нам не нужно, чтобы все комнаты были связаны со всеми, мы строим минимальное остовное дерево. В результате получается граф, в котором гарантированно можно достичь любой комнаты.

8. Дерево получается аккуратным, но скучным – никаких вам замкнутых ходов. Поэтому мы случайным образом добавляем обратно примерно 15% ранее исключённых рёбер графа. В результате получится граф, где все комнаты гарантированно достижимы, с несколькими замкнутыми ходами.

9. Чтобы превратить его в коридоры, для каждого ребра строится серия прямых линий (в форме Г), идущих по рёбрам графа, соединяющим комнаты. Тут нам пригождаются те клетки, которые остались неиспользованными (те, что не превратились в комнаты). Все клетки, накладывающиеся на Г-образные линии, становятся коридорами. А из-за разнообразия размеров клеток стены коридоров будут неровными, что как раз хорошо для подземелья.

И вот пример результата!

Осторожно — под катом много монстров анимированных гифок!
Читать дальше →
Total votes 53: ↑49 and ↓4+45
Comments16

Подборка бесплатных инструментов для разработчиков

Reading time28 min
Views186K
Сегодня мы представляем вашему вниманию адаптированную подборку инструментов (в том числе облачных) для разработчиков, которые позволяют создавать по-настоящему качественные проекты. Здесь представлены исключительно SaaS, PaaS и IaaS сервисы, предоставляющие бесплатные пакеты для разработчиков инфраструктурного ПО.

Читать дальше →
Total votes 96: ↑89 and ↓7+82
Comments38

Почему Go — это плохо продуманный язык программирования

Reading time9 min
Views88K
Это перевод статьи юзернейма tucnak с Medium, которая получила обширное обсуждение на reddit.com/r/programming.

image
Окей, заголовок действительно несколько громкий, признаю. Cкажу больше: я прусь от громких заголовков, все из-за внимания. В этой блогозаписи я постараюсь доказать тот факт, что Go это ужасно продуманный язык (спойлер: это так). Я уже играюсь с Go уже на протяжении нескольких месяцев, первый helloworld собрал, кажется, в июне. Математик из меня никакой, но с тех пор прошло уже что-то около 4 месяцев и я даже успел залить на Github несколько репозиториев и собрать немного звезд! Стоит также упомянуть, что у меня совершенно нет опыта применения Go в продакшне, так что любые мои слова о «поддержке кода» или «деплое» не стоит принимать за единственноверную истину.

Я люблю Go, я полюбил его как только впервые попробовал его. Я потратил несколько дней на то, чтобы принять идиоматику, смириться с отсутствием дженериков, разобраться с откровенно странным способом обработки ошибок и вы знаете, всеми этими классическими проблемами, так или иначе связанными с Go. Я прочел Effective Go, много статеек из блога Dave Cheney, следил за всеми новостями из мира Go. Я даже могу сказать, что я достаточно активный участник сообщетсва! Я люблю Go и ничего не могу с этим поделать — Go просто замечательный. Тем не менее, я считаю, что Go это ужасный плохо продуманный язык, который делает совершенно не то, что «продает».
Читать дальше →
Total votes 140: ↑114 and ↓26+88
Comments289

Сражаясь с анонимностью

Reading time7 min
Views152K
Тема анонимности в Интернете является сейчас достаточно модной и интересной, и особенно теперь, когда новостные порталы пугают наc всякими там PRISM, правительственными инициативами и прочим. Большинство людей озабочены тем, как сохранить тайну своей личности в сети и поэтому все темы так или иначе посвящены ЗАЩИТЕ. Но иногда, раскрытие анонимности это не такое уж и плохое дело. Да-да, эта заметка — мой опыт борьбы с анонимностью своими силами, без помощи спец-служб…

image

Читать дальше →
Total votes 253: ↑238 and ↓15+223
Comments61

Microsoft добавил средство сбора телеметрии в Windows 7/8/8.1

Reading time1 min
Views300K
Сегодня на MS Windows 7 и 8.1 прилетели обновления KB3080149 и KB3075249. Телеметрическая информация передаётся на следующие сервера:
vortex-win.data.microsoft.com
settings-win.data.microsoft.com

Передача осуществляется через TCP по порту 443 с использованием SSL.
Для параноиков людей, беспокоящихся о несанкционированной передаче информации Microsoft (далее возможно и третьим лицам), предлагаю добавить сервера в список исключений маршрутизатора, а следующие строчки в файл hosts (%windir%\System32\drivers\etc\hosts):
127.0.0.1 vortex-win.data.microsoft.com
127.0.0.1 settings-win.data.microsoft.com
Total votes 86: ↑76 and ↓10+66
Comments279

Открытка-лабиринт. Подарок, который невозможно открыть, не разгадав головоломку

Reading time4 min
Views62K
Однажды я принёс другу на день рождения подарок, завёрнутый в бумагу с узором лабиринта. Друг пошутил, что было бы здорово, если бы надо было по-настоящему найти путь, чтобы открыть подарок. Мы принялись обсуждать, как можно построить механический лабиринт, причём без использования какой-либо электроники.
Так родилась идея к следующему празднику создать открытку-головоломку. В этой статье я расскажу, как её изготовить и какие тонкости нужно учесть.


Лабиринт в процессе прохождения.
Читать дальше →
Total votes 151: ↑151 and ↓0+151
Comments51

8 ресурсов для бесплатного образования на русском языке

Reading time3 min
Views62K
Как выглядит процесс обучения? Детсад, школа, университет и эпизодические курсы повышения квалификации, да и то не у всех. До конца жизни человек идет на том багаже знаний, который набрал в начале. Сейчас есть запрос на то, чтобы процесс обучения стал постоянным. Нужно поменять специализацию – пожалуйста. Нужно усилиться – пожалуйста. Делать это виртуально может быть проще и удобнее, ведь нет никаких барьеров. При этом качественные знания можно получить бесплатно. Представляю 8 платформ, на которых можно учиться на русском языке без бюджета.
Читать дальше →
Total votes 27: ↑24 and ↓3+21
Comments15

Тест бесплатных программ для восстановления данных

Reading time5 min
Views545K
Приветствую всех Хабровчан!

Представьте ситуацию, что в один прекрасный момент ваш жесткий диск/флешка/карта памяти перестает нормально работать, и доступ к данным привычным образом уже не получить. Для тех, кто не делает бэкапы, наступает непростое нервное время. В панике народ начинает искать программы для восстановления данных и находит их. Большинство из них бесплатны, что не может не радовать человека в наше непростое время. Но все ли бесплатные программы так эффективно восстанавливают данные? Мы провели пару тестов нескольких популярных программ, и вот что у нас получилось.

image

Внимание! Много скриншотов.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑43 and ↓1+42
Comments51

Читаем электронные книги на английском без словарей и переводчиков

Reading time3 min
Views98K
1. Интро. Личное



Я готовлюсь к языковому экзамену IELTS (International English Language Testing System) — пожалуй, самому популярному
тесту на знание английского. Если хочется эмигрировать, найти работу в международной компании — диплом IELTS очень пригодится. Шкала оценок — от 0 (от испытуемого не удалось получить даже внятного мычания) до 9 (экcперт — испытуемый чертовски хорош и может устроиться даже редактором лондонской газеты).

Для учебы, например, в США, нужно не менее 6.5 баллов (бывает и 6, но не часто), для работы — 7 и выше. А для эмиграции, допустим, в Канаду — чем выше оценка, тем лучше. Мой прогнозируемый балл перед сдачей теста — 5.5. Значит, что я могу читать газеты, смотреть кино, вести беседы в знакомых ситуациях, писать ответы на письма. Но для работы в центральном офисе Гугла явно недостаточно.

Что же делать, чтобы подтянуть уровень языка? Конечно же, начать использовать его в своей жизни как можно чаще и больше. Например, читать книги на английском.
Далее
Total votes 90: ↑88 and ↓2+86
Comments109

Использование технологии Microsoft Active Accessibility для доступа к содержимому браузера

Reading time6 min
Views13K
Давайте придумаем решение вот такой-вот простенькой задачи.
Имеется: браузер (IE, Chrome или Firefox), уже запущенный пользователем.
Требуется: написать программу, которая получит URL, который в данный момент введён в адресной строке.

Давайте подумаем, каким образом эту простенькую задачу решить НЕ получится:

1. FindWindow + GetWindowText
Почему не получится
Первая идея — найти окно браузера, в нём дочернее окно адресной строки и взять URL оттуда. Практика показывает, что отдельное дочернее окно для адресной строки имеет только IE. FF и Chrome кросплатформенны, поэтому предпочитают весь свой контент отрисовывать самостоятельно.

2. Браузерное расширение, которое отдаст URL нашей программе (например, через запрос к localhost)
Почему не получится
Можно. Но во-первых, для трёх браузеров нужно будет написать 3 разных расширения, а во-вторых, для FF и Chrome мы будем вынуждены распространять его только через их магазины расширений. Писать программу, работоспособность которой зависит от того, зачешется ли сегодня левая пятка модератора — нет уж, увольте.

3. Давайте напишем сниффер и посмотрим что там пользователь открывал
Почему не получится
А давайте! Но что дальше? Даже если из потока трафика мы выделим данные, полученные именно браузером и расшифруем HTTP-протокол, мы всё-равно не узнаем именно текущий URL (ссылок в потоке будет много). Кроме того, сразу идут в сад HTTPS-соединения, HTTP/2, ссылки на локально открытые файлы, ссылки на внутренние страницы (типа chrome://settings) и т.д.

4. Давайте воспользуемся Remote Debugging Protocol ну или каким-нибудь Selenium-ом
Почему не получится
Не подходит из-за ограничения условий исходной задачи: браузер уже запущен, мы не можем запустить новый подконтрольный экземпляр, нам нужно взаимодействовать с уже имеющимся.

5. Может быть, хуки?
Почему не получится
Ну, внедриться-то мы в браузер сможем. А на что вешать хуки? Для IE всё ясно — SetWindowText для окна адресной строки (но с ним и более простой способ №1 проходил). А в FF и Chrome у нас нет каких-то чётко определённых объектов и интерфейсов, на которые мы можем завязаться. Можно что-то сделать с конкретной версией браузера, но универсального решения не получится.

6. Скриншот окна браузера, определение положения адресной строки, распознавание текста с картинки!
Почему не получится
Уже как-то начинает смахивать на отчаяние, правда? Прикинем все варианты цветовых схем ОС, разрешений, масштабов, учтём наличие в браузере плагинов, цветовых схем, нестандартного расположения элементов, right-to-left языковых локалей ну и закончим случаем, когда окно адресной строки слишком узкое, чтобы вместить URL полностью.

7. Ваш вариант
А напишите в комментариях, какие ещё решения вам приходят в голову и мы подумаем, получится или нет.

А теперь один из правильных ответов: мы воспользуемся уже старенькой, но весьма стабильной и поддерживаемой всеми браузерами во всех ОС с Win95 до Win10 технологией Microsoft Active Accessibility, которая даст нам возможность не только получить текущий URL (при чём одинаковым образом для всех браузеров), но и вообще дать доступ ко всему контенту браузера — от самого родительского окна с его заголовком, меню, тулбаром, вкладками и до содержимого открытой веб-страницы вплоть до самого последнего её элемента.
Читать дальше →
Total votes 22: ↑18 and ↓4+14
Comments20

Information

Rating
Does not participate
Registered
Activity