Pull to refresh
19
0.2
Сергей @rukhi7

software developer, радиоинженер

Send message

Поговорим об оптимизирующих компиляторах. Сказ первый: SSA-форма

Level of difficultyMedium
Reading time9 min
Views16K

Всем привет. Сегодня я хотел бы поговорить об устройстве современных оптимизирующих компиляторов. Я никогда не публиковался на Хабре ранее, но надеюсь, что мне удастся написать серию статей, которая просуммирует мой опыт в этой области.

Коротко обо мне. Меня зовут Макс, и так получилось, что я вот уже 10 лет, почти с самого начала своей карьеры, занимаюсь оптимизирующими компиляторами. Я начинал в Intel, потом перешёл в Azul Systems, год провёл в Cadence и вернулся обратно, всё это время занимаясь компиляторными оптимизациями для Java, C++ и нейросетевых моделей. На момент написания статьи у меня чуть за 900 патчей в LLVM, большинство из них посвящено цикловым оптимизациям.

За это время я провёл десятки собеседований на позиции как интернов, так и инженеров сеньорного уровня, и довольно часто люди, приходя на эти собеседования, многих вещей не знают или знают поверхностно. И я подумал: а мог бы я написать такой цикл статей, чтобы человек, прочитав их, узнал бы всю ту базу, которая, на мой собственный взгляд, необходимо начинающему компиляторному инженеру? Очень бы хотелось, чтобы новичку в этой области можно бы было дать один (относительно небольшой по объёму) набор текстов, чтобы он получил оттуда всё необходимое для старта. Это не перевод, текст оригинальный, поэтому в нём могут быть ошибки и неточности, которые я буду рад исправить, если вы мне их укажете.

Итак, поехали.

Погрузиться
Total votes 93: ↑91 and ↓2+117
Comments58

ARM-ы для самых маленьких

Reading time8 min
Views205K


Пару дней назад я опубликовал и потом внезапно убрал в черновики статью о плане написать про создание своей ОС для архитектуры ARM. Я сделал это, потому что получил много интересных отзывов как на Хабре, так и в G+.

Сегодня я попробую подойти к вопросу с другой стороны, я буду рассказывать о том, как программировать микроконтроллеры ARM на нарастающих по сложности примерах, пока мы не напишем свою ОС или пока мне не надоест. А может, мы перепрыгнем на ковыряние в Contiki, TinyOS, ChibiOS или FreeRTOS, кто знает, их там столько много разных и интересных (а у TinyOS еще и свой язык программирования!).

Итак, почему ARM? Возиться с 8-битными микроконтроллерами хотя и интересно, но скоро надоедает. Кроме того, средства разработки под ARM обкатаны долгим опытом и намного приятнее в работе. При этом, начать мигать светодиодами на каком-то «evaluation board» так же просто, как и на Arduino.

Читать дальше →
Total votes 129: ↑124 and ↓5+119
Comments66

Архитектура Хорошо Поддерживаемого драйвера для I2C/SPI/MDIO Чипа (или как писать код по понятиям)

Level of difficultyEasy
Reading time11 min
Views8.8K

В программировании микроконтроллеров часто приходится писать драйверы периферийных микросхем. Зачастую это 60% всего кода большинства проектов. В этом тексте я написал несколько общих нюансов разработки драйверов периферийных чипов.

Эти правила "написаны кровь".

Читать далее
Total votes 21: ↑14 and ↓7+11
Comments26

Контроллер CH579. Начинаем работу и избавляемся от закрытой сетевой библиотеки

Reading time14 min
Views14K


Сегодняшняя статья – не восклицание: «Смотрите, какой мне красивый проц попался». Это скорее просто упорядочивание накопленных сведений о конкретном процессоре CH579. Вдруг кому пригодится. Ну, и, если через годы мне потребуется, я сам буду восстанавливать знания по этой статье. Просто так получилось, что по проекту Заказчик велел освоить его… Это недорогой микроконтроллер на базе ядра Cortex M0. После освоения Заказчик же и сказал, что мы всё будем делать на китайском клоне STM32. Характеристики же самобытного CH579 он признал недостаточными.

Но с другой стороны… Сегодня эта микросхема стоит 120-150 рублей за штуку на Ali Express. А у неё имеется не только встроенный PHY для десятимегабитного Ethernet, но и всё для работы по BLE. По-моему, не самая плохая цена. Кажется, для Интернета вещей может пригодиться. Но это цены за микросхему. Макетки безобразно дороги.

Ещё на многих форумах народ возмущается, что сетевая библиотека для этого контроллера поставляется не в виде исходных кодов. Китайцы отвечают, что они не собираются ничего менять. Наш Заказчик тоже возмущался. Поэтому в статье я покажу, каким путём мы шли, чтобы сделать исходный код. Любой сможет повторить этот путь буквально за пару дней. Там скорее обидно, чем сложно.

В общем, сегодня мы пробежимся по работе с китайским контроллером CH579. Будет немного практических сведений и немного мемуаров, как пришлось вскрывать библиотеки.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑36 and ↓1+46
Comments29

Пингвин расставил сети: работа сети в Linux

Level of difficultyEasy
Reading time46 min
Views17K

Всем привет! С вами снова я, Аргентум! Сегодня я продолжу нашу серию статей об ядре Linux.

В этой статье мы будем изучать способ организации сети в мире серверов и то, как она эволюционировала от использования традиционного сетевого стека ядра Linux к виртуализации сети с использованием OVS и к обработке нагрузки телекоммуникационных компаний с использованием NFV и SR-IOV.

Читать далее
Total votes 12: ↑10 and ↓2+13
Comments5

DMA вообще и в частности

Reading time8 min
Views50K
Знал бы где упадешь, соломки подстелил бы

О существовании DMA (Direct Memory Access) — русскоязычное ПДП (Прямой Доступ к Памяти) многие разработчики встроенных устройств слышали, но вот применяют его гораздо реже, чем он (ПДП) этого заслуживает. Кстати, я буду упоминать именно эту аббревиатуру, но не потому, что я такой упрямый патриот и противник англоязычных заимствований, а всего лишь от того, что мне лень лишний раз переключать раскладку клавиатуры.

Основных причин недостаточного использования ПДП в программах для МК три: 1) относительная сложность данного устройства, которая вместе с 2) непониманием выгод его применения приводит к нежеланию данное устройство изучать и осваивать (как говорят в таких случаях, старшая сестра не велит — для тех, кто в танке — это про лень, котороая раньше нас родилась), отягощенному 3) отсутствием хороших и понятных примеров применения ПДП в поставляемых с МК руководствами. И если первые две причины носят явно субъективный характер, то третья несомненно объективна и внутри меня просыпается параноик и настойчиво утверждает, что это сделано специально с целью не допустить отечественных разработчиков МК на продвинутые уровни, где-то выше 60 (то, что при этом страдают и остальные разработчики по всему миру, параноиком игнорируется, поскольку либо 1) за пределами России распространяются правильные примеры, либо 2) ради великой цели не допустить вставания, сами понимаете кого, с колен буржуины готовы пойти на любые жертвы).

Тем не менее без шуток, действительно, в примерах в лучшем случае лежит модуль настройки отдельно взятого канала ПДП, а увязанную систему с ПДП драйвером Вы в примерах применений не найдете (даже в CMSIS не найдете, ну тут действительно есть объективная причина — напишу пост про него — упомяну). Почему так на самом деле — я не знаю, но разработчикам кристаллов виднее, единственное разумное обоснование, которое мне приходит в голову — это то, что ПДП довольно таки специфичны, поэтому «нельзя просто так взять и » перенести код из другого источника, а ввиду малой востребованности ПДП в реальных разработках отсутствие таких примеров не считается существенным недостатком. Восполнить указанный мной пробел в знаниях и предназначен настоящий пост (нескромное заявление, но если сам себя не похвалишь, весь день ходишь как оплеванный), поэтому те, кого я заинтриговал, могут нажать на кнопочку.
Читать дальше →
Total votes 28: ↑16 and ↓12+4
Comments26

Coroutines :: опыт практического применения

Reading time9 min
Views33K
В этой статье расскажу о том, как работают корутины и как их создать. Рассмотрим применение при последовательном, параллельном выполнении. Поговорим об обработке ошибок, отладке и способах тестирования корутин. В конце я подведу итог и расскажу о впечатлениях, которые остались после применения данного подхода.

Статья подготовлена по материалам моего доклада на MBLT DEV 2018, в конце поста — линк на видеозапись.

Последовательный стиль


Total votes 27: ↑27 and ↓0+27
Comments3

Async/await в C#: концепция, внутреннее устройство, полезные приемы

Reading time24 min
Views215K
Доброго времени суток. В этот раз поговорим на тему, в которой начинал разбираться каждый уважающий себя адепт языка C# — асинхронное программирование с использованием Task или, в простонародье, async/await. Microsoft проделали хорошую работу — ведь для того, чтобы использовать асинхронность в большинстве случаев нужно лишь знание синтаксиса и никаких других подробностей. Но если лезть вглубь, тема довольно объемная и сложная. Ее излагали многие, каждый в своем стиле. Есть очень много классных статей по этой теме, но все равно существует масса заблуждений вокруг нее. Постараемся исправить положение и разжевать материал настолько, насколько это возможно, не жертвуя ни глубиной, ни пониманием.


Читать дальше →
Total votes 34: ↑32 and ↓2+30
Comments27

Как на самом деле работает Async/Await в C# (Часть 1)

Level of difficultyHard
Reading time12 min
Views52K

Несколько недель назад в блоге «.NET Blog» появилась статья «Что такое .NET, и почему вы должны выбрать его?». В нем был представлен высокоуровневый обзор платформы, кратко описаны различные компоненты и архитектурные решения, а также обещаны более подробные посты по затронутым темам. Этот пост является первым таким продолжением, в котором подробно рассматривается история создания, архитектурные решения и детали реализации async/await в C# и .NET.

Читать далее
Total votes 17: ↑16 and ↓1+16
Comments8

Как писать про свой DIY-проект, чтобы его полюбили тысячи?

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views4.6K

Что относится к DIY? Любой завершённый проект, при создании которого использованы лучшие ресурсы человека: руки и мозг, фантазия и изобретательность, инженерная мысль и рабочий дизайн. Это может быть что угодно: от бумажной настолки с необычной логикой до самодельного автомобиля. Проект может реализовать самоучка или топовый инженер, программист или просто очень хороший родитель — важно, что такие проекты реализуются для целей обучения, развлечения, реализации своих способностей и для пользы людей (а как показывает Хабр, ещё и котов). 

Но, к сожалению, не каждый изобретатель готов рассказать о своём проекте — нередко причина кроется в страхе сесть и начать писать, непонимании, как это — говорить буквами о технике (хотя, по нашему опыту, все с этим отлично справляются). Мы подготовили для вас крошечный гайд, почти план — как писать о DIY-проекте на Хабр.

Читать далее
Total votes 18: ↑16 and ↓2+26
Comments4

Dependency Injection в Unity3d

Reading time7 min
Views48K
Добрый день, уважаемые коллеги!

Так получилось, что к моменту начала работы с Unity3D, у меня был четырехлетний опыт разработки на .NET. Три года из этих четырех я успешно применял dependency injection в нескольких крупных промышленных проектах. Этот опыт оказался для меня настолько позитивен, что я постарался привнести его и в геймдев.
Сейчас уже могу сказать, что затеял это не зря. Дочитав до конца, вы увидите пример того, как dependency injection позволяет сделать код читабельнее и проще, но в то же время гибче, а заодно еще и более пригодным для юнит-тестирования. Даже если вы впервые слышите словосочетание dependency injection — ничего страшного. Не проходите мимо! Эта статья задумана как ознакомительная, без погружения в тонкие материи.
Читать дальше
Total votes 17: ↑15 and ↓2+13
Comments38

Полноценная бинарная замена XML

Reading time4 min
Views23K

Вступление


В чем прелесть XML? Он реализован под все платформы, «человекочитаемый», для него созданы схемы данных (условно человекочитаемые). Открывая 25-мегабайтный файл в браузере сразу замечаешь недостатки этого текстового формата, и начинаешь задумываться. Делаем мы это, конечно, не часто, но все же — чем бы заменить XML?

Добавление самопальных бинарных контейнеров в проект заканчивается провалом, когда к вам приходят партнеры и просят подключить их к этому каналу данных. Google Protobuf поначалу выглядит хорошо, но вскоре понимаешь, что это не замена для XML, не хватает функциональности. BSON в 5 раз медленнее Protobuf, уступает в компактности и для него не реализованы схемы данных.

Разработаем же еще один бинарный формат.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑25 and ↓12+13
Comments97

Когда программы были маленькими, а деревья пиксельными. Простота и минимализм TreePad

Reading time4 min
Views12K

У многих из нас есть любимые программы, которые годами путешествуют с компьютера на компьютер, от одной версии операционной системы к другой. И продолжают служить нам верой и правдой — привычные и надёжные, как старые друзья.

Для меня таким старым надёжным другом стала программа TreePad Lite. Она со мной уже без малого 30 лет. Мне очень близок минимализм TreePad: простота интерфейса, отсутствие необходимости установки, нетребовательность к ресурсам, открытый формат файлов, отсутствие каких-либо зависимостей от сторонних библиотек и интернета.

Читать далее
Total votes 44: ↑43 and ↓1+54
Comments112

Инженерный калькулятор на C++. Часть 1: Токенизатор математических выражений

Level of difficultyEasy
Reading time10 min
Views16K

Всем привет! Сегодня хочу поделиться опытом написания консольного инженерного калькулятора, который может посчитать выражение вроде (log2(18)/3.14)*sqrt(0.1*10^(-3)/0.02)

В этой части мы рассмотрим создание простейшего парсера (токенизатора) на базе конечного автомата, который будет разделять исходное выражение на части: числовые литералы, операторы, функции и т.п.

Читать далее
Total votes 26: ↑26 and ↓0+26
Comments7

Делегаты и с чем их едят

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views7.1K

Делегат, по сути, это ссылка на метод. Техническим языком, это типобезопасный указатель на функцию. То есть делегат хранит адрес метода, позволяя нам вызвать этот метод без необходимости вызывать его напрямую.

Определение: Делегат - это переменная ссылочного типа, которая может хранить ссылку на метод.

Типобезопасность: Делегаты очень конкретны в том, на что они могут ссылаться. При попытке использовать делегат, предназначенный для ссылки на метод, принимающий целое число и возвращающий строку с методом, который принимает строку и возвращает целое число программа даже не скомпилируется.

Синтаксис: Аналогичен объявлению метода в интерфейсе, за исключением того, что требует ключевое слово delegate.

Представьте, что у нас есть спутниковая система, обрабатывающая космические данные от далеких звезд. После обработки данных системе необходимо уведомить базовую станцию на Земле.

Читать далее
Total votes 11: ↑8 and ↓3+7
Comments5

Делегаты и события в .NET

Reading time26 min
Views239K
От переводчика. Судя по своему опыту, а также по опыту знакомых коллег-программистов, могу сказать, что для начинающего разработчика среди всех базовых функций языка C# и платформы .NET делегаты и события являются одними из наиболее сложных. Возможно, это из-за того, что необходимость делегатов и событий на первый взгляд кажется неочевидной, или же из-за некоторой путаницы в терминах. Поэтому я решил перевести статью Джона Скита, рассказывающую о делегатах и событиях на самом базовом уровне, «на пальцах». Она идеальна для тех, кто знаком с C#/.NET, однако испытывает затруднение в понимании делегатов и событий.

Представленный здесь перевод является вольным. Однако если под «вольным», как правило, понимают сокращённый перевод, с упущениями, упрощениями и пересказами, то здесь всё наоборот. Данный перевод является немного расширенной, уточнённой и обновлённой версией оригинала. Я выражаю огромную благодарность Сергею Теплякову aka SergeyT, который внёс неоценимый вклад в перевод и оформление данной статьи.


Люди часто испытывают затруднения в понимании различий между событиями и делегатами. И C# ещё больше запутывает ситуацию, так как позволяет объявлять field-like события, которые автоматически преобразуются в переменную делегата с таким же самым именем. Эта статья призвана прояснить данный вопрос. Ещё одним моментом является путаница с термином «делегат», который имеет несколько значений. Иногда его используют для обозначения типа делегата (delegate type), а иногда — для обозначения экземпляра делегата (delegate instance). Чтобы избежать путаницы, я буду явно использовать эти термины — тип делегата и экземпляр делегата, а когда буду использовать слово «делегат» — значит, я говорю о них в самом широком смысле.
Читать статью
Total votes 50: ↑44 and ↓6+38
Comments5

10 обидных ошибок авторов на Хабре

Reading time10 min
Views25K

Большинство опытных и начинающих авторов Хабра уже знают, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому творят хорошее или плохое относительно сознательно. Но, просматривая и прочитывая сотни статей изо дня в день, я постоянно сталкиваюсь с одними и теми же проблемами, которые делают статьи чуть хуже или даже напрочь проваливают нормальные, на первый взгляд, материалы. Из всех специфических и общих ошибок я выбрала 10 самых распространённых — они встречаются как у частных пользователей, так и у компаний (в блоги которых пишут тоже обычные пользователи, так что ничего необычного). Давайте учиться на чужих ошибках и не плодить свои :-) 

Читать далее
Total votes 95: ↑89 and ↓6+125
Comments149

C2x: the future C standard

Reading time8 min
Views16K

image


I strain to make the far-off echo yield
A cue to the events that may come in my day.
(‘Doctor Zhivago’, Boris Pasternak)

I’ll be honest: I don’t write in pure C that often anymore and I haven’t been following the language’s development for a long time. However, two unexpected things happened recently: С won back the title of the most popular programming language according to TIOBE, and the first truly interesting book in years on this language was published. So, I decided to spend a few evenings studying material on C2x, the future version of C.


Here I will share with you what I consider to be its most interesting new features.

Read more →
Total votes 14: ↑13 and ↓1+20
Comments3

Как я пытался писать красивый код

Reading time9 min
Views18K

Недавно прошёл конкурс красоты кода от Сбера. Участие по направлению Android в этом конкурсе было интересным опытом, которым я поделюсь в статье.

Кроме моего решения вы найдёте: решение chatGPT, решение моего друга, решение победителя в номинации «Изящный код» и его комментарий о конкурсе.

Читать далее
Total votes 10: ↑8 and ↓2+7
Comments45

Information

Rating
2,274-th
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Embedded Software Engineer, Software Architect
Lead