Pull to refresh
12
0.1
Send message

Почему для меня так важен алгоритм CORDIC

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views14K

CORDIC — это алгоритм для вычисления тригонометрических функций вроде
sin, cos, tan и тому подобных на маломощных устройствах без использования модуля обработки операций с плавающей запятой или затратных таблиц поиска. По факту он сводит эти сложные функции до простых операций сложения и битового сдвига.

Перейду сразу к делу и скажу, почему я так сильно люблю этот алгоритм, а затем займёмся изучением принципов его работы. По сути, фактические операции CORDIC весьма просты — как я уже сказал, это сдвиги и сложение — но выполняет он их путём комбинирования векторной арифметики, тригонометрии, доказательств сходимости и продуманных техник компьютерных наук. Лично я считаю, что именно это имеют ввиду, описывая его природу, как «элегантную».
Читать дальше →
Total votes 85: ↑85 and ↓0+111
Comments27

Указатели сложны, или Что хранится в байте?

Reading time9 min
Views18K

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи "Pointers Are Complicated, or: What's in a Byte?" авторства Ralf Jung.


Этим летом я снова работаю над Rust фуллтайм, и я снова буду работать (помимо прочих вещей) над "моделью памяти" для Rust/MIR. Однако, прежде чем я заговорю о своих идеях, я наконец должен развеять миф, что "указатели просты: они являются просто числами". Обе части этого утверждения ошибочны, по крайней мере в языках с небезопасными фичами, таких как Rust или C: указатели нельзя назвать ни простыми, ни (обычными) числами.


Я бы также хотел обсудить часть модели памяти, которую необходимо затронуть, прежде чем мы можем говорить о более сложных частях: в какой форме данные хранятся в памяти? Память состоит из байтов, минимальных адресуемых единиц и наименьших элементов, к которым можно получить доступ (по крайней мере на большинстве платформ), но каковы возможные значения байта? Опять же, оказывается, что "это просто 8-битное число" не подходит в качестве ответа.

Читать дальше →
Total votes 40: ↑38 and ↓2+36
Comments37

Концепция умного указателя static_ptr<T> в C++

Reading time11 min
Views16K

В C++ есть несколько "умных указателей" - std::unique_ptr, std::shared_ptr, std::weak_ptr. Также есть более нестандартные умные указатели, например в boost: intrusive_ptr, local_shared_ptr.

В этой статье мы рассмотрим новый вид умного указателя, который можно назвать static_ptr. Больше всего он похож на std::unique_ptr без динамической аллокации памяти.

Читать далее
Total votes 27: ↑24 and ↓3+31
Comments67

Дизайн и эволюция constexpr в C++

Reading time29 min
Views33K

constexpr - одно из самых магических ключевых слов в современном C++. Оно дает возможность создать код, который будет выполнен еще до окончания процесса компиляции, что является абсолютным пределом для быстродействия программ.

У constexpr с каждым годом становится больше возможностей. Сейчас использовать в compile-time вычислениях можно почти всю стандартную библиотеку. Пример вычисления числа до 1000 с наибольшим количеством делителей: ссылка на код.

История constexpr насчитывает долгую историю эволюции с ранних версий C++. Исследуя предложения в стандарт и исходники компиляторов, можно понять, как слой за слоем создавалась эта часть языка, почему именно так она выглядит, как на практике вычисляются constexpr-выражения, какие возможности ждут нас в будущем, а какие - могли бы быть, но не были приняты в Стандарт.

Эта статья подходит как тем, кто еще не знает, что такое constexpr, так и тем, кто уже долгое время его использует.

Назад в будущее
Total votes 47: ↑47 and ↓0+47
Comments17

Алгоритм пересечения полигонов

Reading time20 min
Views7.7K

В этом посте мы разработаем алгоритм, позволяющий вычислять пересечение выпуклых полигонов. Так же на ряду с проверкой точки на принадлежность полигону мы рассмотрим метод пересечения выровненных по осям прямоугольников и функцию пересечения отрезков.

Читать далее
Total votes 29: ↑29 and ↓0+32
Comments13

Что нужно знать, чтобы успешно пройти System Design Interview

Reading time16 min
Views32K

Для любого разработчика глубокое понимание основных принципов системного проектирования является необходимым условием для создания стабильных и масштабируемых программных систем, способных обеспечивать высокую производительность. Системное проектирование (System Design) включает разработку архитектуры и структуры программной системы, направленную на удовлетворение специфических требований и обеспечение требуемых показателей производительности.

С учетом стремительного прогресса в области технологий и возрастающей сложности программных приложений, овладение принципами системного проектирования становится критически важным для разработчиков, стремящихся создавать эффективные системы. Не имеет значения новичок вы или опытный специалист: освоение этих принципов позволит вам разрабатывать надежные и масштабируемые программные системы, отвечающие требованиям современных приложений.

Далее мы рассмотрим каждый из принципов более детально, чтобы понять их суть и способы применения в разработке приложений.

Читать далее
Total votes 47: ↑45 and ↓2+52
Comments26

Go-like каналы на C++

Level of difficultyMedium
Reading time21 min
Views4.4K

Привет, habr! Предлагаю вашему вниманию статью о том, как я писал велосипед библиотеку для передачи сообщений между потоками с возможностью мультиплексирования.

Смотреть мой велосипед
Total votes 21: ↑21 and ↓0+21
Comments3

Выжимаем максимум из PostgreSQL

Level of difficultyMedium
Reading time14 min
Views16K

Привет, Хабр! Меня зовут Максим, я работаю тестировщиком оборудования в Selectel Lab. В лаборатории мы занимаемся тестированием нового оборудования для дата-центров. О том, как мы измеряли производительность PostgreSQL на разных конфигурациях — под катом!
Читать дальше →
Total votes 49: ↑47 and ↓2+66
Comments22

Индуктивная статистика: доверительные интервалы, предельные ошибки, размер выборки и проверка гипотез

Level of difficultyMedium
Reading time15 min
Views7.6K

Одной из самых распространённых задач аналитики является формирование суждений о большой совокупности (например, о миллионах пользователей приложения), опираясь на данные лишь небольшой части этой совокупности - выборке. Можно ли сделать вывод о миллионной аудитории крупного мобильного приложения, собрав данные 100 пользователей? Или стоит собрать данные о 1000 пользователях? Какую вероятность ошибиться при анализе мы можем допустить: 5% или 1%? Относятся ли две выборки к одной совокупности, или между ними есть ощутимая значимая разница и они относятся к разным совокупностям? Точность прогноза и вероятность ошибки при ответе на эти и другие вопросы поддаются вполне конкретным расчётам и могут корректироваться в зависимости от потребностей продукта и бизнеса на этапе планирования и подготовки эксперимента. Рассмотрим подробнее, как параметры эксперимента и статистические критерии оказывают влияние на результаты анализа и выводы обо всей совокупности, а для этого смоделируем тысячу A/A, A/B и A/B/C/D тестов.

Читать далее
Total votes 22: ↑22 and ↓0+25
Comments13

Корутины C++ для чайников: пишем асинхронный веб-клиент

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views22K

Написать этот материал меня побудило... отсутствие хороших статей по корутинам в C++ в русскоязычном интернете, как бы странно это не звучало. Ну серьезно, C++20 существует уже несколько лет как, но до сих пор почти все статьи про корутины, что встречаются в рунете, относятся к одному из двух типов. Или обзор начинается с самых глубин и мелочей, пересказывая cppreference, а потом автор выдыхается и все сводится к "ну а дальше все понятно, возьмите и примените это в своем коде", что напоминает известную картинку с совой. Либо иногда в статьях рассматривается применение корутин на примере генераторов, и этим все и ограничивается. Но, давайте будем честны, генераторы — это замечательно, но за все время моей многолетней карьеры разработчика я, вероятно, делал что‑то подобное генераторам разве что разок, в то время как асинхронный ввод‑вывод приходится использовать почти в каждом проекте. И поэтому меня гораздо больше интересует реализация асинхронного ввода‑вывода с использованием корутин, а не генераторы. Поэтому пришлось разбираться во всем самому.

Читать далее
Total votes 55: ↑53 and ↓2+64
Comments34

Построение гистограммы максимального и среднего времени выполнения запросов для PostgreSQL

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views3.7K


Предыстория


Аварийная ситуация — информационная система жутко тормозит.
Как обычно- все менеджеры в панике.
Как обычно — «что там с СУБД»?
Как обычно — «с СУБД, всё хорошо — критичных ошибок нет, отклик не увеличивается, аномалий по метрикам мониторинга СУБД — нет.»

Новая вводная- «У нас все запросы стали очень медленно выполняться».

К сожалению на период развития событий, способа получить объективную картину времени выполнения запросов — не было.

Метрика, позволяющее получать время отклика СУБД показывает «среднюю температуру по больнице». А учитывая, что система высоконагруженная, среднее время отклика не может являться надежной метрикой оценки производительности СУБД. Так, что от разнообразных вариаций на тему SUM(total_time) / SUM(calls) — пользы не так и много.

Убедить разработчиков и менеджеров, что на стороне СУБД проблем нет — не получается.
И поэтому и возникла идея — сделать простой механизм, позволяющий получить оценку производительности СУБД — гистограммы максимального и среднего времени выполнения запросов, на основе уже используемого расширения pg_stat_statements.
Читать дальше →
Total votes 7: ↑7 and ↓0+7
Comments8

Как подготовиться к публичному выступлению: работа с голосом

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views4K

Чем больше ты становишься экспертом, тем чаще HR видят в тебе не просто коллегу… а спикера на конференциях и митапах. Ну потому что нельзя скрывать такое сокровище! 

Одно дело — подготовить доклад, другое — с ним выступить (тяжкий вздох). Словить атаческую панику за 5 минут до триумфального появления перед публикой может даже самый титулованный специалист. И это ок. 

Чтобы не переживать и с удовольствием делиться опытом с аудиторией, нужно просто настроиться на выступление: привести в порядок голос и нервы. 

Накануне Митапа в Уфе 28 марта собрали в статье лайфхаки, которые помогут чувствовать себя перед аудиторией комфортнее, а звучать — увереннее.

Читать далее
Total votes 16: ↑15 and ↓1+17
Comments7

Вороной, Манхэттен, рандом

Level of difficultyEasy
Reading time34 min
Views17K

Это история про то, как не довести дело до конца, но получить уйму опыта, и вообще ни разу не обломаться.

Итак, у нас был один программист, один художник, абсолютное непонимание рабочего процесса, незнакомый нам игровой движок и желание что-то намутить. Если вам интересно, как в одном месте сошлись карта Вороного, частный случай расстояния Минковского, преобразования над полигонами, процедурная генерация и шумы — и все это в красивой стилизованной обертке, то вам под кат.

Осторожно, очень много картинок!

Читать далее
Total votes 160: ↑160 and ↓0+160
Comments53

Как устроена страничная организация памяти x86_64

Level of difficultyEasy
Reading time15 min
Views8.8K

В этом посте я буду говорить о страничной организации только в контексте PML4 (Page Map Level 4), потому что на данный момент это доминирующая схема страничной организации x86_64 и, вероятно, останется таковой какое-то время.

Окружение

Это необязательно, но я рекомендую подготовить систему для отладки ядра Linux с QEMU + gdb. Если вы никогда этого не делали, то попробуйте такой репозиторий: easylkb (сам я им никогда не пользовался, но слышал о нём много хорошего), а если не хотите настраивать окружение самостоятельно, то подойдёт режим практики в любом из заданий по Kernel Security на pwn.college (вам нужно знать команды vm connect и vm debug).

Я рекомендую вам так поступить, потому что считаю, что самостоятельное выполнение команд вместе со мной и возможность просмотра страниц (page walk) на основании увиденного в gdb — хорошая проверка понимания.

Читать далее
Total votes 53: ↑53 and ↓0+53
Comments0

Кроссплатформенные ресурсы в сборках .NET — пишем условия MSBuild

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views2.8K

При разработке приложений на платформе .NET почти всегда возникает необходимость включить в сборку сторонние ресурсы. Попробуем настроить процесс сборки небольшого проекта на Avalonia UI для Windows и Linux.

Читать далее
Total votes 8: ↑8 and ↓0+8
Comments1

Написание минимальной подсистемы хранения данных в памяти для MySQL/MariaDB

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views5.5K

Я потратил неделю, копаясь во внутренностях MySQL/MariaDB вместе с ещё примерно 80 разработчиками. Хотя MySQL и MariaDB — это, по большей части, одно и то же (я ещё к этому вернусь), я сосредоточился именно на MariaDB.

Раньше я никогда сам не собирал MySQL/MariaDB. В первый день «недели хакерства» я смог наладить локальную сборку MariaDB и твикнул код так, что запрос SELECT 23 возвращал 213. Сделал я и другой твик — такой, что запрос SELECT 80 + 20 возвращал 60. На второй день я смог заставить заработать простую UDF на C, благодаря которой запрос SELECT mysum(20, 30) давал 50.

Остаток недели я потратил, пытаясь разобраться с тем, как сделать минимальный движок для хранения данных в памяти. Именно о нём я и расскажу. Это — 218 строк кода на C++.

Читать далее
Total votes 21: ↑21 and ↓0+21
Comments5

Модели дженериков и метапрограммирования: Go, Rust, Swift, D и другие

Reading time16 min
Views29K

В некоторых сферах программирования нормально хотеть написать такую структуру данных или алгоритм, которые могут работать с элементами разных типов. Например, список дженериков или алгоритм сортировки, которому нужна только функция сравнения. В разных языках предложены всевозможные способы решения этой задачи: от простого указания программистам на подходящие общие функции (С, Go) до таких мощных систем дженериков, что они стали полными по Тьюрингу (Rust, C++). В этой статье я расскажу о системах дженериков из разных языков и их реализации. Начну с решения задачи в языках без подобной системы (вроде С), а затем покажу, как постепенное добавление расширений приводит к системам из других языков.
Читать дальше →
Total votes 112: ↑110 and ↓2+108
Comments14

Inside The JeMalloc. Базовые Структуры Данных: Pairing Heap & Bitmap Tree

Reading time7 min
Views6.9K
image

Тема Аллокаторов частенько всплывает на просторах интернета: действительно, аллокатор — эдакий краеугольный камень, сердце любого приложения. В этой серии постов я хочу в подробностях рассказать о одном весьма занимательном и именитом аллокаторе — JeMalloc, поддерживаемый и развиваемый Facebook и используемый, например, в bionic[Android] lib C.

В сети мне не удалось найти каких-либо подробностей, полностью раскрывающих душу данного аллокатора, что по итогу сказалось на невозможности сделать какие-либо выводы о применимости JeMalloc при решении той или иной задачи. Материала вышло очень много и, дабы читать его было не утомительно, начать предлагаю с основ: Базовых Структур Данных используемых в JeMalloc.

Под катом рассказываю о Pairing Heap и Bitmap Tree, формирующих фундамент JeMalloc. На данном этапе я не затрагиваю тему многопоточности и Fine Grained Locking, однако, продолжая серию постов, обязательно расскажу про эти вещи, ради которых, собственно, и создается разного рода Экзотика, в частности и та, что описывается ниже.
Читать дальше →
Total votes 17: ↑17 and ↓0+17
Comments1

Фильтр Блума для эффективной синхронизации хеш-графов

Reading time8 min
Views3.4K
В одном из совместных исследований нам с Хайди требовалось решить такую задачу. Допустим, нам требуется синхронизировать между двумя узлами хеш-граф, например, как в репозитории Git. В Git каждый коммит идентифицируется через соответствующий ему хеш, причём, в коммит могут включаться хеши коммитов-предшественников (то есть, конкретный коммит может содержать более одного хеша, если он получен слиянием). Мы хотели получить минимальное множество таких коммитов, которыми должны обменяться два узла, чтобы их графы получились одинаковыми.

Вы могли бы спросить: «а разве эта задача ещё не решена»? Git приходится выполнять такую операцию всякий раз, когда вы направляете ему команду git pull или git push! Да, так и есть, и некоторые случаи довольно просты, но другие гораздо сложнее. Более того, тот алгоритм, что используется в Git, не слишком хорошо документирован – в общем, мы полагали, что у нас может получиться лучше.
Читать дальше →
Total votes 9: ↑9 and ↓0+9
Comments0

Как написать хороший генератор

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views3.5K

В интернете невероятное количество статей о том "как написать свой генератор на С++20", но почти все они сводятся к новичковым хело вордам и почти ни одной статьи о том как написать хороший генератор. Что ж, это нужно исправлять!

next
Total votes 7: ↑6 and ↓1+5
Comments4
1
23 ...

Information

Rating
3,079-th
Registered
Activity